Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения звуков
Автор: Старицына Анна Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №91" Населённый пункт: город Архангельск Наименование материала: статья Тема: Артикуляционная гимнастика, как основа правильного произношения звуков Раздел: дошкольное образование
«Артикуляционная гимнастика, как основа
правильного произношения звуков».
Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития
детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему
высказывать свои мысли, тем шире его возможности в
познании окружающей действительности, содержательнее и
полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем
активнее осуществляется его психическое развитие. Дети
плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток
становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
Особенно важное значение имеет правильное, четкое
произношение детьми звуков и слов в период обучения
грамоте, так как письменная речь формируется на основе
устной, и недостатки устной речи могут привести к
неуспеваемости.
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его
губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго
удерживать необходимые положение, без труда совершать
многократные переходы от одного движения к другому.
Мы правильно произносим звуки благодаря хорошей
подвижности органов артикуляции, к которым относятся
язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Точность, сила и
дифференцированность движений этих органов развиваются у
ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Выработать четкие и согласованные движения органов
артикуляционного аппарата помогает артикуляционная
гимнастика.
Артикуляционной гимнастикой называются специальные
упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ,
щек, уздечки. Работа по развитию основных движений
органов артикуляционного аппарата проводится в форме
артикуляционной гимнастики-выработка полноценных
движений и определенных положений органов
артикуляционного аппарата, необходимых для правильного
произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным
этапом при постановке звуков. Несомненно, что постановкой
и автоматизацией звуков должен заниматься логопед. Многие
думают, что повторяя многократно слова, чистоговорки, и
даже скороговорки, они могут воспитать правильное
звукопроизношение у ребенка, но это не так. Сначала ребенок
должен научиться правильно произносить изолированный
звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во
фразе. Упражнения подбирает в соответствии с нарушением
речи ребенка логопед. Проверив, какие звуки не прозносит
ваш ребенок, логопед подберет комплекс упражнений именно
для этого нарушения.
Артикуляционная гимнастика помогает выработать точность
движений языка и определенных положений органов
артикуляционного аппарата.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно,
чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки
закреплялись, становились более прочными. Не следует
предлагать детям более 4-5 упражнений за 1 раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики
надо соблюдать определенную последовательность, идти от
простых упражнений, к более сложным. Проводить их лучше
эмоционально, в игровой форме. Если же ребенок выполняет
какое-то упражнение не очень хорошо, для его закрепления
можно придумать новые игровые приемы. Артикуляционную
гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у
ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги
находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое
лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность
выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во
время проведения артикуляционной гимнастики должны
находиться перед зеркалом ( индивидуальным или
настенным)..
Работа организуется следующим образом: взрослый
рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые
приемы. Показывает его выполнение. Упражнение делает
ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый,
проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за
качеством выполняемых ребенком движений: точность
движения, плавность, темп выполнения, устойчивость,
переход от одного движения к другому. Также важно следить,
чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись
симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В
противном случае артикуляционная гимнастика не достигает
своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается
напряженность движений органов артикуляционного
аппарата.
Постепенно напряжение исчезает, движения становятся
непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о
создании положительного эмоционального настроя у ребенка.
Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно,- это
может привести
к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его
достижения (Видишь, язык уже научился быть широким),
подбодрить (ничего, твой язычок обязательно научится
подниматься кверху).
Для того чтобы ваша гимнастика не была скучной, на их
основе можете придумать свои сказки, а также забавные,
веселые стихотворения.
Помните, что ежедневными упражнениями вы помогаете
ребенку достичь правильного звукопроизношения.