Автор: Брызгалова Елена Львовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: НОУ СОШ "Гелиос"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Комплексная работа по истории"
Раздел: полное образование
Комплексная работа по истории для выявления и оценки метапредметных
результатов обучения
Одной из сложных для освоения тем в курсе отечественной истории является «Смутное
время
конца XVI
-
начала XVII
вв».
Данная
работа
содержит
тематические
задания,
выполнения которых позволят обучающимся
усвоить данную тему и подготовиться к
итоговой аттестации по предмету.
1.
Задания на понимание исторического текста.
Прочитайте текст А.Ю. Низовского и ответьте на вопросы, опираясь на источник и
исторические знания:
« Брать штурмом город полководцы самозванца не решились и отвели войско в село
Тушино, где устроили обширный лагерь. Сюда непрерывно приходили все новые и новые
полки.
Города
Московского
государства
один
за
другим
присягали
царю
Дмитрию:
Великие
Луки,
Невель,
Псков,
Переяславль
–
Залесский,
Углич,
Ростов,
Ярославль,
Кострома,
Вологда,
Шуя…..Только
Нижний
Новгород,
Рязань,
Смоленск
и
Коломна
отказались признавать новоявленного царя.
Не спешила признавать «Дмитрия Ивановича» и Москва. Здесь больше, чем где бы то
ни было, знали, что царя Дмитрия Ивановича нет на свете, поэтому никто самозванцу,
конечно, не верил. Но в Москве не любили царя Василия Шуйского.Многие бояре и люди
знатных фамилий увидели, что в этой ситуации можно поживиться, и стали охотно
«бегать» из Москвы в Тушино, за что самозваный царь жаловал их вотчинами и казной».
1)
Где
находился
лагерь
самозванца?
Какое
прозвище
он
(самозванец)
получил? (с. Тушино. «Тушинский вор»)
2)
Какова
судьба
подлинного
Дмитрия
Ивановича?
(Умер
(погиб)
при
невыясненных обстоятельствах в 1591г. в г. Углич ).
3)
Почему
многие
московские
бояре
стали
охотно
бегать
из
Москвы
в
Тушино? (В Москве не любили царя Василия Шуйского. Многие бояре и
люди знатных фамилий увидели, что в этой ситуации можно поживиться.
Самозваный царь жаловал их вотчинами и казной.)
4)
Кто в описываемый период являлся правителем Московского государства?
Укажите даты правления царя. (Василий Шуйский. 1606-1610).
2.
Работа с исторической картой.
Используя картографическую информацию, ответьте на вопросы:
1)Укажите время и место возникновения I ополчения
2)Укажите время и место возникновения II ополчения
3)Укажите фамилии лидеров I ополчения
4)Укажите фамилии лидеров II ополчения
5)Через какие населенные пункты II ополчение подошло к Москве?
6)Укажите время, когда армия освободителей вошла в Москву
7)Какие территории были оккупированы шведскими интервентами?
8)
Чьи
армии
(укажите
имена
или
фамилии)
противодействовали
освободительной
кампании россиян?
3.
Сопоставьте имена и фамилии исторических личностей периода Смуты с их
деятельностью и характеристиками:
Личность
Числовое
сопоставлени
е
Характеристика
1. Михаил Скопин- Шуйский
1.Патриарх Московский и всея Руси с 1606 года.
Поддержал ополчение против поляков. Арестован
в
1611году,
заключён
в
Чудов
монастырь.
Канонизирован.
2. Мария Нагая
2 . Беглый холоп, предводитель восстания 1606-
1607 гг. Сумел нанести ряд серьёзных поражений
царским войскам Шуйского и осадить Москву.
После подавления восстания сослан в Каргополь,
где был ослеплён и утоплен.
3. Иван Болотников
3.Дочь
польского
магната
Юрия
Мнишека,
кото р ы й
б ы л
од н и м
и з
о р г а н и з а т о р о в
интервенции Польши против России. Жена обоих
Лжедмитриев. Сын её был повешен в 1614 году,
сама погибла в Коломенском монастыре.
4. Марина Мнишек
4.Русский
национальный
герой.
По
преданию,
зимой
1613
завёл
польский
отряд
в
болото
и
погиб
вместе
с
ним,
но
не
допустил,
чтобы
поляки
дошли
до
Костромы,
где
скрывался
Михаил Романов.
5. Гермоген
5. Князь, боярин, полководец. Командовал
войсками при подавлении восстания
И.Болотникова. В 1610 во главе русско-шведской
армии освободил Москву от осады войск
Лжедмитрия 2.
6. Иван Сусанин
6.Седьмая жена Ивана Грозного, мать царевича
Дмитрия. В 1584 году с сыном выслана в Углич,
после
гибели
сына
1591
году
пострижена
в
монахи. В 1605 признала в Лжедмитрии сына,
затем отреклась. Потом признала и Лжедмитрия.
Ответы: 1- 5; 2 - 6; 3 - 2; 4 -3; 5 - 1; 6- 4.
4.
В
историографии
существуют
разные
оценки
периода
Смуты.
Выберите
оценку,
которая,
на
ваш
взгляд,
является
объективной.
Аргументируйте
данную
позицию.
Задание может выполняться как в письменной форме (эссе), так и в форме устного
ответа. работа может быть выполнена и презентована как группой обучающихся, так и
каждым старшеклассником.
В. Б. Кобрин определил Смутное время как «сложнейшее переплетение разнообразных
противоречий - сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых».
« Смута есть проявление религиозной войны и вмешательства Польши». Дж. Биллингтон
(США).
С. М. Соловьев. « Кризис начала XVII века является следствием всеобщего морального
разложения».
Н. Н. Фирсов в 1927 говорил о Смуте, «как о крестьянской революции и реакции на развитие
торгового капитала».
5.Ответьте на вопросы, касающиеся изучения периода Смутного времени в России.
Представляете ли вы хронологические рамки Смуты в России?
Можете ли выявить причины и последствия Смуты?
Знаете ли вы произведения литературы и искусства, отражающие события Смутного
времени? Если да, то укажите любое на выбор.
Можно ли, на ваш взгляд, использовать метод исторической экстраполяции, сравнивая
кризисные периоды в истории нашей страны в различные периоды? Ответ кратко
аргументируйте.
Дайте кратко собственное определение понятию «Смутное время».
Оценочный лист (количество баллов за каждое выполненное задание учитель может
определить самостоятельно и перевести в отметку).
№
Максимальное количество
Результат обучающегося
1
4 (по 1 баллу за каждый полный ответ)
2
8
3
6
4
5 (обоснование выбора позиции, использование
исторических фактов в качестве аргументов, логика
изложения, грамотность речи)
5
2 (только ответы на 3 и 5 вопросы могут быть оценены в
баллах)
Итог
25
Предлагаемая работа позволяет выявить когнитивную, коммуникативную, регулятивную
составляющие и, конечно же, личностную позицию обучающегося.