Напоминание

"Комплексная работа по истории"


Автор: Брызгалова Елена Львовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: НОУ СОШ "Гелиос"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Комплексная работа по истории"
Раздел: полное образование





Назад




Комплексная работа по истории для выявления и оценки метапредметных

результатов обучения

Одной из сложных для освоения тем в курсе отечественной истории является «Смутное

время

конца XVI

-

начала XVII

вв».

Данная

работа

содержит

тематические

задания,

выполнения которых позволят обучающимся

усвоить данную тему и подготовиться к

итоговой аттестации по предмету.

1.

Задания на понимание исторического текста.

Прочитайте текст А.Ю. Низовского и ответьте на вопросы, опираясь на источник и

исторические знания:

« Брать штурмом город полководцы самозванца не решились и отвели войско в село

Тушино, где устроили обширный лагерь. Сюда непрерывно приходили все новые и новые

полки.

Города

Московского

государства

один

за

другим

присягали

царю

Дмитрию:

Великие

Луки,

Невель,

Псков,

Переяславль

Залесский,

Углич,

Ростов,

Ярославль,

Кострома,

Вологда,

Шуя…..Только

Нижний

Новгород,

Рязань,

Смоленск

и

Коломна

отказались признавать новоявленного царя.

Не спешила признавать «Дмитрия Ивановича» и Москва. Здесь больше, чем где бы то

ни было, знали, что царя Дмитрия Ивановича нет на свете, поэтому никто самозванцу,

конечно, не верил. Но в Москве не любили царя Василия Шуйского.Многие бояре и люди

знатных фамилий увидели, что в этой ситуации можно поживиться, и стали охотно

«бегать» из Москвы в Тушино, за что самозваный царь жаловал их вотчинами и казной».

1)

Где

находился

лагерь

самозванца?

Какое

прозвище

он

(самозванец)

получил? (с. Тушино. «Тушинский вор»)

2)

Какова

судьба

подлинного

Дмитрия

Ивановича?

(Умер

(погиб)

при

невыясненных обстоятельствах в 1591г. в г. Углич ).

3)

Почему

многие

московские

бояре

стали

охотно

бегать

из

Москвы

в

Тушино? (В Москве не любили царя Василия Шуйского. Многие бояре и

люди знатных фамилий увидели, что в этой ситуации можно поживиться.

Самозваный царь жаловал их вотчинами и казной.)

4)

Кто в описываемый период являлся правителем Московского государства?

Укажите даты правления царя. (Василий Шуйский. 1606-1610).

2.

Работа с исторической картой.

Используя картографическую информацию, ответьте на вопросы:

1)Укажите время и место возникновения I ополчения

2)Укажите время и место возникновения II ополчения

3)Укажите фамилии лидеров I ополчения

4)Укажите фамилии лидеров II ополчения

5)Через какие населенные пункты II ополчение подошло к Москве?

6)Укажите время, когда армия освободителей вошла в Москву

7)Какие территории были оккупированы шведскими интервентами?

8)

Чьи

армии

(укажите

имена

или

фамилии)

противодействовали

освободительной

кампании россиян?

3.

Сопоставьте имена и фамилии исторических личностей периода Смуты с их

деятельностью и характеристиками:

Личность

Числовое

сопоставлени

е

Характеристика

1. Михаил Скопин- Шуйский

1.Патриарх Московский и всея Руси с 1606 года.

Поддержал ополчение против поляков. Арестован

в

1611году,

заключён

в

Чудов

монастырь.

Канонизирован.

2. Мария Нагая

2 . Беглый холоп, предводитель восстания 1606-

1607 гг. Сумел нанести ряд серьёзных поражений

царским войскам Шуйского и осадить Москву.

После подавления восстания сослан в Каргополь,

где был ослеплён и утоплен.

3. Иван Болотников

3.Дочь

польского

магната

Юрия

Мнишека,

кото р ы й

б ы л

од н и м

и з

о р г а н и з а т о р о в

интервенции Польши против России. Жена обоих

Лжедмитриев. Сын её был повешен в 1614 году,

сама погибла в Коломенском монастыре.

4. Марина Мнишек

4.Русский

национальный

герой.

По

преданию,

зимой

1613

завёл

польский

отряд

в

болото

и

погиб

вместе

с

ним,

но

не

допустил,

чтобы

поляки

дошли

до

Костромы,

где

скрывался

Михаил Романов.

5. Гермоген

5. Князь, боярин, полководец. Командовал

войсками при подавлении восстания

И.Болотникова. В 1610 во главе русско-шведской

армии освободил Москву от осады войск

Лжедмитрия 2.

6. Иван Сусанин

6.Седьмая жена Ивана Грозного, мать царевича

Дмитрия. В 1584 году с сыном выслана в Углич,

после

гибели

сына

1591

году

пострижена

в

монахи. В 1605 признала в Лжедмитрии сына,

затем отреклась. Потом признала и Лжедмитрия.

Ответы: 1- 5; 2 - 6; 3 - 2; 4 -3; 5 - 1; 6- 4.

4.

В

историографии

существуют

разные

оценки

периода

Смуты.

Выберите

оценку,

которая,

на

ваш

взгляд,

является

объективной.

Аргументируйте

данную

позицию.

Задание может выполняться как в письменной форме (эссе), так и в форме устного

ответа. работа может быть выполнена и презентована как группой обучающихся, так и

каждым старшеклассником.

В. Б. Кобрин определил Смутное время как «сложнейшее переплетение разнообразных

противоречий - сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых».

« Смута есть проявление религиозной войны и вмешательства Польши». Дж. Биллингтон

(США).

С. М. Соловьев. « Кризис начала XVII века является следствием всеобщего морального

разложения».

Н. Н. Фирсов в 1927 говорил о Смуте, «как о крестьянской революции и реакции на развитие

торгового капитала».

5.Ответьте на вопросы, касающиеся изучения периода Смутного времени в России.

Представляете ли вы хронологические рамки Смуты в России?

Можете ли выявить причины и последствия Смуты?

Знаете ли вы произведения литературы и искусства, отражающие события Смутного

времени? Если да, то укажите любое на выбор.

Можно ли, на ваш взгляд, использовать метод исторической экстраполяции, сравнивая

кризисные периоды в истории нашей страны в различные периоды? Ответ кратко

аргументируйте.

Дайте кратко собственное определение понятию «Смутное время».

Оценочный лист (количество баллов за каждое выполненное задание учитель может

определить самостоятельно и перевести в отметку).

Максимальное количество

Результат обучающегося

1

4 (по 1 баллу за каждый полный ответ)

2

8

3

6

4

5 (обоснование выбора позиции, использование

исторических фактов в качестве аргументов, логика

изложения, грамотность речи)

5

2 (только ответы на 3 и 5 вопросы могут быть оценены в

баллах)

Итог

25

Предлагаемая работа позволяет выявить когнитивную, коммуникативную, регулятивную

составляющие и, конечно же, личностную позицию обучающегося.



В раздел образования