Напоминание

"Формирование мировоззрения ученика путём изучения опыта о жизни и быта предков"


Автор: Семенова Аледамира Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Арыктахская ООШ"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Кобяйский район н.Арыктах
Наименование материала: РП ВУД "Тереебут дойдум"
Тема: "Формирование мировоззрения ученика путём изучения опыта о жизни и быта предков"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное образование «Кобяйский улус (район) РС (Я)»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Арыктахская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено:

На заседании МО

Рук. Медведева М.Д.

__________________

(подпись)

Протокол №

Согласовано:

Зам.директора по УВР

Николаева М.В.

_____________________

(подпись)

Утверждаю:

Директор школы _______

Эверстов К.С.

________________________

(подпись)

От « ___»________ 20__г.

«____»________ 20__г.

«____»________ 20__г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

ТӨРӨӨБҮТ ДОЙДУМ

Направление: социальное

2 класс

Учитель:

Семенова Аледамира Алексеевна

Арыктах, 2016

1. Пояснительная записка

Данная образовательная программа по внеурочной деятельности для 2 класса «Төрөөбүт дойдум» составлена в соответствии Федерального

закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; на основании приказа Министерства образования и науки Российской

Федерации от 06.10.2009 № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»; приказа Министерства

образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации»; приказа Министерства образования и

науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации»; постановления главного государственного санитарного

врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Для

организации

внеурочной

деятельности

образовательные

учреждения

руководствуются

письмом

Департамента

общего

образования

Министерства образования науки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного

образовательного стандарта общего образования».

Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника и высоконравственного,

творческого,

компетентного

гражданина

Республики

Саха,

принимающего

судьбу

Отечества

как

свою

личную,

осознающего

ответственность

за

настоящее и будущее своего наслега, улуса и республики, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Республики

Саха. Это может быть курс «Төрөөбүт дойдум».

Цель: Формирование мировоззрения ученика путём изучения опыта о жизни и быта предков.

Задачи:

расширение общекультурного кругозора учащихся;

формирование духовных качеств личности;

расширять кругозор и эрудицию учащихся, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий;

общее развитие детей, направленное на формирование умений: ставить цель; искать и находить решение проблем (проблемное обучение);

выбирать средства и реализовать свой замысел; осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт.

Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание

на

занятиях

ситуаций

активного

поиска,

предоставление

возможности

сделать

собственное

«открытие»,

знакомство

с

оригинальными

путями

рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

2. Общая характеристика курса.

Программа «Төрөөбүт дойдум» входит во внеурочную деятельность по направлению духовно-нравственного развития личности.

Программа курса «Төрөөбүт дойдум» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает проведение занятий в

школьном

классе. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться,

обмениваться мыслями). Курс «Төрөөбүт дойдум» во 2 классе рассчитан на 34 ч., в 1ч. в неделю.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Төрөөбүт дойдум»

Личностные универсальные учебные действия

- развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества, проявляющейся в праве всех членов общества быть различными,

обеспечении устойчивой гармонии между различными этническими группами;

признание ценности:

- традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой;

- уважительного отношения к культурной самобытности народов своего наслега;

- права каждого на языковое, культурное самоопределение, сохранение и развитие своей культуры;

- культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;

развитие умений:

- соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях (ысыах, обряды и т.д.);

- ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к

природному и социальному миру.

Регулятивные универсальные учебные действия

- умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;

- оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;

- способность к этнической мобилизации (участие в национальных праздниках и т.д.);

- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур.

Познавательные универсальные учебные действия

универсальные общеучебные действия:

- умение

работать

с

разными

источниками

информации о

культуре народов

саха

в учебной, художественной, научно-популярной, справочной

литературой;

- выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей;

- знать о прошлом своего наслега;

- ознакомиться с творчествами известных людей, которые родом из Арыктаха;

универсальные логические учебные действия:

- развитие умения произвести мыслительные операции на культуроведческом материале:

абстрактное сравнение (на примере национальных праздников, обрядов, кухни, одежды, традиционных занятий);

анализ (на примере видов

искусства

(живопись,

декоративно-прикладное

искусство,

музыка,

театр,

музей);

классификация (на примере материальной и духовной культуры республики);

обобщение (на примере восприятия наслега как общности (мы – арыктахские), и шире (мы – кобяйцы) и т.д.);

универсальные знаково-символические учебные действия:

- развитие умения пользоваться знаково-символическими понятиями, выражающими традиционный уклад жизни народа: алаас, сэргэ – символ якутского

народа;

- развитие умений описать народные символы и знаки, заключенные в материальной и духовной культуре (обрядах, национальных одеждах, жилищах,

песнях, танцах и т.д.);

- понимание, представление видов искусства (музыка, живопись, хореография, народно-прикладное искусство) как образно-символьных систем;

- развитие умения пользоваться картами, таблицами, схемами, диаграммами и др. по изучаемым материалам;

- развитие умения моделировать (проектировать) полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм и т.д.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение работать в парах, группе, коллективе;

- умение учитывать особенности этикета народов Якутии в условиях диалога;

- готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;

- умение

представлять

культуру

своего

народа

в

условиях

межкультурного общения на уровне республики .

4. Содержание учебного курса «Төрөөбүт дойдум»

Содержание курса «Төрөөбүт дойдум» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности,

умения анализировать,

догадываться,

рассуждать,

доказывать,

умения

решать

учебную

задачу

творчески.

Содержание

может

быть

использовано

для

показа

учащимся

возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают в обыденной жизни.

5.

Тематическое планирование курса «Төрөөбүт дойдум»

Тутах темалар

Чааһ

а

Уруок темата

Оҕо билиитэ, сатабыла

Ыытыллар

күнэ-ыйа

Хос

быһаарыыта

1

Төрөөбүт дойдум

10

Биьиги төрөөбүт дойдубут –

Кэбээйи улууһа

Кэбээйи улууьун картаҕа көрдөрүү; Кэбээйи

улууһун киинин Сангар туһунан билиһиннэрии,

Кэбээйи улууһун дьаралыгын, ырыатын билии;

08.09.

2016

2

Мин дойдум – кэскиллээх

Арыктааҕым.

Олорор бөһүөлэктэрин, күөллэрин ааттарын

билии;

Төрөөбүт дойду туһунан айымньылары

билсиһиннэрии.

Былыргы номохтору билиһиннэрии

Үһүйээни булан суруйан кэлии

15.09.

3

Арыктаах нэһилиэгин

түстэниитэ

22.09

4

Арыктаах диэн тоҕо

ааттаммытый?

29.09

5

Эбэбит Ньидьили

06.10

6

Тумуһахтара

13.10

7-8

Кэбээйи аатырбыт

балыксыттара.

20.10

27.10

9-10

Балыксыт сиэрэ-туома,

үгэстэрэ.

10.11

17.11

11

Мин дойдум

айылҕата

4

Нэһилиэкпит айылҕата

Нэһилиэкпит айылҕатын уратыта.

Күнү-дьылы билгэлээһин.

Дьыл кэмигэр сыһыаннаах таабырыннар.

Кыыллар, котордор, балыктар ааттара-суоллара,

саналара-инэлэрэ.

Кыыллар, котордор, балыктар уоскуур сирдэрэ-

уоттара.

Хамсыыр -харамайга харыстабыллаах сыьыан.

Хаартысканан презентация

24.11

12

Хамсыыр харамай – айылҕа

сорҕото.

01.12

13

Көмүс хатырыктааҕа - собо

08.12

14

Проект «Арыктааҕым кэрэ

көстүүтэ»

15.12

15

Мин дьиэ

кэргэним

3

Мин норуот кэскилэбин.

Дьиэ кэргэҥҥэ аҕа, ийэ оруола.

Эдьиийбит, убайбыт үөрэхтэрэ, үлэлэрэ.

Мин эбэм, эһэм.

«Мин дьиэ кэргэним» хаартысканан планшет

оҥоруу, кэпсээhин.

Уруу-аймах сыһыана.

22.12

16

Мин дьонум. Мин

төрөппүттэрим.

29.12

17

Мин чугас дьонум.

Проект «Мин төрүччүм»

12.01.

2017

Төрөппүттэри кытта Төрүччүнү оҥоруу. Кылаас

иһигэр баар аймахтыылар

18

Мин дьиэм

2

Биһикпин ыйаабыт сирим.

Төрөөбүт дьиэм.

Дьиэни көрүү-харайыы, ис-тас үлэлэр, уопсай

түбүк.

Мин дьиэҕэ туһам, дьоммор көмөм.

19.01

19

Проект «Мин дьиэм»

26.01

20

Нэьилиэгим

биллиилээх

дьонноро

4

Айылҕаттан айдарыылаах –

Эдьиий Дора

Нэһилиэкпит биллиилээх киэн туттар дьоннорун

туһунан билсиһии

02.02

21

Биир дойдулаахпыт Ноговицын

В.П. спорт

09.02

22

Улууспун народнай депутата

Эверстов М.И.

16.02

23

Наукаҕа үрдүк ситиһиилээх

Ноговицын А.А.

02.03

24

Үөрэҕирии

эйгэтигэр

үлэлээбит киэн

туттар

учууталларбыт

3

Ноговицын Н.Ф. ликбез

арыйбыт учуутал

Төрөөбүт дойдубутугар үөрэҕирии эйгэтин хас

сыллаахтан тэрийбиттэрин туһунан, үөрэҕирии

эйгэтигэр өр сылларга үлэлээбит киэн туттар

учууталларбыт тустарынан билиһиннэрии.

09.03

25

Оскуолабыт бастакы директор

Николаев Д.И.

16.03

26

Оскуолабыт киэн туттар

учууталлара Татаринова М.П.,

Еремеева Е.П.

23.03

27

Нэһилиэкпит

сайдыытыгар

үлэлээбит киэн

туттар дьоммут

2

Медицина салаатыгар уһун

сылларга үлэлээбит Эверстова

И.П.

Төрөөбүт дойдуларыгар уһун сылларга дьон

доруобуйатын, кэнчээри ыччаты кэрэҕэ уһуйбут

үтүө дьоннорбут тустарынан билиһиннэрии.

06.04

28

Библиотекаҕа уһун сылларга

үлэлээбит Ноговицына И.Г.

13.04

29

Биьиги

нэһилиэкпит Аҕа

дойду Улуу

сэриитигэр

Аҕа дойду Улуу сэриитигэр

кыттыбыт биир

дойдулаахтарбыт.

Аҕа дойду Улуу сэриитигэр кыттыбыт биир

дойдулаахтарбыт, тыылга үлэлээбит дьоннорбут,

сэрии кэмин огдооболорун, оҕолорун ыарахан

олохторун туһунан билиһиннэрии

20.04

30

Биир дойдулаахтарбыт- тыыл

ветераннара.

27.04

31

Сэрии огдооболоро.

04.05

32

Сэрии кэмин оҕолоро.

11.05

33

Чечня сэриитин кыттыылааҕа

Ноговицын А.Е.

18.05

34

Түмүктүүр

дьарык

Сыллааҕы үөрэппити чиҥэтии

25.05

6. Описание материально – технического, учебно- методического обеспечения

1.

А.И. Эверстов «Ньидьили былыргыта» Дьокуускай, Сайдам, 2010.

2.

Н.Д.Терехов «Кэбээйилэр кыайыыга кылааттара» Дьокуускай, Бичик, 2005.

3.

П.Н.Репин «Кэбээйи балыксыттарын үтүө үгэстэрэ» Дьокуускай, Бичик, 2013.

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для

крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для

крепления картинок.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Интерактивная доска

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные

ресурсы, соответствующие тематике программы

Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала. Содержит

задания для работы со словарными словами, по развитию речи, игровые задания. Пособие может быть

использовано

для

организации

фронтальной

и

индивидуальной

работы

в

классе,

а

также

для

самостоятельного изучения программного материала дома.

Оборудование класса

Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

7. Планируемые результаты изучения предмета «Төрөөбүт дойдум»:

соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях (ысыах, обряды и т.д.);

понимание, представление видов искусства (музыка, живопись, хореография, народно-прикладное искусство) как образно-символьных систем;

умение

работать

с

разными

источниками

информации о

культуре народов

республики

и

России;

учебной, художественной, научно-

популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами;

- умение учитывать особенности этикета народов Якутии и России в условиях диалога;

- готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;

- умение

представлять

культуру

своего

народа

в

условиях

межкультурного общения на уровне республики и России.



В раздел образования