Напоминание

"Составление и чтение слогов, слов с изученными буквами"


Автор: Рыбакова Наталья Владиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ "Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1" Минобразования Чуваши
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Составление и чтение слогов, слов с изученными буквами"
Раздел: начальное образование





Назад




БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья №1» Минобразования Чуваши

Урок по чтению и развитию речи на тему:

«Составление и чтение слогов, слов с изученными буквами» (1 класс).

Автор: Рыбакова Наталья Владиславовна, учитель начальных классов

Цель: Закрепление знания изученных букв.

Задачи:

1. Закреплять навык чтения слогов, слов с изученными буквами А, О, У, М, С, Х; продолжить

работу по формированию плавного слогового чтения.

2. Работать над развитием речи, фонематического слуха; корригировать внимание, память через

загадки, игры. Развитие мелкой моторики кистей рук.

3. Расширять представления о животных; воспитывать любовь к природе, мотивацию к учебной

деятельности, умение слушать друг друга.

Оборудование: учебник «Букварь» В.В.Воронковой, карточки слогов, раздаточный

материал, наборное полотно, иллюстративный материал, игрушка, буквы на магнитах.

Ход урока:

I. Подготовительный этап.

1. Организационный момент.

Встали все ровно. Всё внимание на меня.

Приветствие:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро – солнцу и птицам!

- Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

- Доброе утро, ребята. Поприветствуйте наших гостей.

Сядьте и улыбнитесь своему соседу.

2. Артикуляционная гимнастика.

- Урок начнем с разминки. Разминка губ и языка.

1) «Улыбка»

Чтоб понравиться лягушкам,

Губки тянем прямо к ушкам.

2) «Хоботок»

Чтоб понравиться слону,

Губки хоботом тяну.

3) «Часики»

Вращение язычком влево – вправо.

4) “Надувание шарика.

3.Речевая зарядка.

- Послушайте предложение и четко его повторите.

У Сени и Сани в гостях сом с усами.

- Молодцы, все старались.

II.Основной этап.

1. Актуализация опорных знаний.

- Ребята послушайте песню. После прослушивания вы скажите о ком она.

(Песня «Почему медведь спит»)

- О ком эта песня?

Дети: – О медведе.

- Медведь – это дикое или домашнее животное?

Дети: Медведь – дикое животное.

- А почему это дикое животное?

Дети: Медведь живет в лесу.

- А что больше всего любит медведь?

Дети: Ягоды и мёд.

(картинка ягоды малины и бочонок с мёдом)

- Хорошо, знаете вы о медведе.

- Медведь сегодня пришел к нам на урок. Он хочет узнать буквы и научиться читать.

- Назовите все изученные буквы

Дети: А

- Какой звук дает буква А?

Дети: Звук А.

- Какой это звук?

- Дети: Гласный.

Дети: Буква У

- Какой звук дает буква У?

Дети: Звук У.

- Какой это звук?

Дети: Гласный.

Дети: Буква М

- Какой звук дает буква М?

Дети: Звук М.

- Какой это звук?

Дети: Согласный.

Дети: Буква С.

- Какой звук дает буква С?

Дети: Звук С

- Какой это звук?

Дети: Согласный.

Дети: Буква О.

- Какой звук дает буква О?

Дети: Звук О.

- Какой это звук?

Дети: Гласный.

Дети: Буква Х

- Какой звук дает звук Х?

Дети: Звук Х.

- Какой это звук?

Дети: Согласный.

- Молодцы, верно, справились с заданием.

- Ребята, а как произносится гласный звук?

Дети: Гласный звук произносится легко, воздух не встречает преграды.

- Хорошо

- А что происходит при произнесении согласного звука?

Дети: При произнесении согласного звука воздух встречает преграду.

- Скажите, что мешает, при произнесение согласного звука [С]?

Дети: Зубы.

- А когда произносим звук [М]?

Дети: Губы.

- Молодцы, ребята.

- Чем отличается звук от буквы?

Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим.

- Отлично.

2. Выделение первого звука в словах (загадки).

- Сели и продолжаем работать дальше. Мишка приготовил для вас загадки.

1 загадка.

Бурый мишка зазевался,

И без лакомства остался.

А у нас полна корзина,

Будет на зиму (Малина)

Дети: Малина.

- Как вы догадались, что это малина?

Дети: Медведь любит малину.

(Картинка «Малина»)

- Назовите первый звук в слове малина?

Дети: Первый звук [М].

- Какой это звук?

Дети: Звук [М] – согласный.

2 загадка.

Белый, сладкий камень,

В чашке нашей тает.

- Что это?

Дети: Это сахар.

- Как вы догадались, что это сахар?

Дети: Сахар сладкий; тает в воде.

(Картинка «Сахар»)

- Назовите первый звук в слове сахар?

Дети: Первый звук [С].

- Какой это звук?

Дети: Звук [С] – согласный.

3 загадка.

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…

- Когда листья сыплются, летят? Как называется это время года?

- Дети: Осенью.

- Какой первый звук в слове осень?

Дети: Первый звук – [О].

-Какой это звук?

Дети: Звук [О] – гласный.

4 загадка.

Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,

Кря, кричит,

Всё это шутка,

Ну конечно это – (утка).

- Назовите первый звук в слове УТКА?

(Картинка « Утка»)

Дети: Звук – [У].

- Какой это звук?

Дети: Гласный.

- Молодцы, ребята, все Мишкины загадки отгадали!

- Повторим, что вы видите на картинках. Запомните их. Сейчас вы закроете глаза, а когда

откроете, скажите, что изменилось.

3.

Игра

на внимание.

На доске картинки: «Малина», «Сахар», «Осень», «Утка».

Картинку «Сахар» убрать.

- Посмотрите, внимательно на картинки и скажите, что изменилось?

(Ответы 2 – 3 учеников)

Дети: Картинки «Сахар».

- Мишка любит сладкое, он и забрал сахар.

- Какие вы внимательные, молодцы.

4. Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок.

Полосатенький бочок,

Хомка раненько встает,

Моет ушки, чистит рот.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

1, 2, 3, 4, 5 –хомка сильным хочет стать.

5. Составление слов из букв разрезной азбуки.

- Посмотрите, кто изображен на картинке?

Дети: Это сом.

- Кто такой сом?

Дети: Рыба.

- А кто знает, где живет сом?

Дети: В реке.

- Составьте это слово.

- Произнесем вместе слово сом.

(Проговорить и прохлопать)

- Сколько слогов в слове СОМ?

Дети: Один.

- Еще раз произнесем слово сом.

(Учитель работает у доски.)

- Какой первый звук в слове сом?

Дети: Звук – [С]

- Какой это звук?

Дети: Согласный

- Звук – [С] какой буквой обозначается?

Дети: Буквой С.

- Положите букву С.

Кружком какого цвета обозначается согласный звук?

Дети: Синим.

- Положите кружок под буквой.

- Какой второй звук в слове сом?

Дети: Звук – [О].

- Какой это звук?

Дети: Звук – [О] гласный.

- Какой буквой обозначается звук [О]?

Дети: Буквой О.

- Положите букву – О.

- Кружок, какого цвета возьмете?

Дети: Красного

- Назовите третий звук в слове сом?

- Дети: Звук – [М]

- Какой это звук?

Дети: Звук [М ]– согласный.

- Какой буквой обозначается звук [М]?

Дети: Буквой М.

-Положите букву М.

- Кружок, какого цвета возьмете?

Дети: Синий.

- Давайте вместе прочитаем слово сом.

- Как по схеме можно определить, сколько слогов в слове?

Дети: Один гласный звук, один слог.

- Правильно.

(кружки собрать в коробку)

- Вы хорошо поработали, теперь отдохнем.

6. Физминутка.

Я Сом большой, усатый,

На грудке полосатой

Ловко плаваю в воде, не догнать меня нигде.

(Слова сопровождаются движениями)

7.Практическая работа по составлению слов с помощью палочек.

- Ребята, скажите, а что можно приготовить из рыбы?

Дети: Рыбу можно жарить, варить.

- А кто знает, как называется суп из рыбы?

Дети: Уха.

- Молодцы, все знаете.

- Произнесите слово У – ХА хором

( произношение с прохлопыванием)

- Сколько слогов слове У – ХА?

Дети: Два слога.

- Назовите первый звук в слове У – ХА?

Дети: Звук – [У].

- Какой буквой обозначается звук [У]?

Дети: Буквой У.

- Выложите из палочек букву У.

(Одновременно ведется работа у доски)

- Назовите второй звук в слове У – ХА.

Дети: Звук – [Х].

- Какой это звук?

- Какой буквой обозначается звук [Х]?

Дети: Буквой Х.

- Выложите букву Х из палочек.

(Одновременно ведется работа у доски)

- Назовите третий звук в слове У – ХА?

Дети: Звук – [А].

- Какой это звук?

Дети: Гласный.

- Какой буквой обозначается звук [А]?

Дети: Буквой А.

- Выложите букву А из палочек.

(Одновременно ведется работа у доски)

- Давайте еще раз прочитаем слово, которое у нас получилось.

(Хоровое чтение)

- Самостоятельно составьте схему этого слова.

(на доске схема слова)

- Проверьте, так ли вы составили схему?

8. Музыкальная физминутка.

(звучит песн)

9. Работа с учебником.

- Откройте учебники, где закладка.

- Посмотрите, кто нарисован на закладке?

Дети: Медведь.

- Это вам Мишка приготовил такие подарки.

а) Чтение хором

- Прочитаем слоги, поставьте пальчик на первый столбик.

ам

ум

ом

ма

мо

му

ас

ус

ос

са

со

су

ах

ух

ох

ха

хо

б) Чтение по цепочке

- Молодцы!

- Посмотрите на схему слова слева

- Сколько в этом слове слогов?

Дети: Два.

- Как вы определили?

Дети: Два гласных звука.

- В первом слоге сколько звуков?

Дети: Два, согласный и гласный.

- Во втором слоге сколько звуков?

Дети: Два, согласный и гласный.

- Прочитаем слово к этой схеме.

Дети: МА – МА

- Посмотрите, кто нарисован слева?

- Дети: МА – МА

- Прочитаем слова первого столбика.

МА – МА

МУ – МУ

МУ – ХА

- Хорошо.

III. Итог.

- Медведь вам приготовил еще один сюрприз. Посмотрите, какой мешочек он принес, это

не простой мешочек, а волшебный. Мишка положил туда буквы, а как они называются, не знает.

Вам надо достать букву из мешка и закрытыми глазами определить, что это за буква.

(В мешке буквы О, М, Х, А, У, С)

Буквы вывешиваются на доску и дети еще раз хором называют их.

- Вот и закончился урок, всем большое спасибо. Все хорошо поработали, молодцы!

- Посмотрите, Мишка приготовил вам сладкий подарок – бочонок меда. Мед – очень полезный,

в нем много витаминов, а впереди зима, надо пить чай с медом, чтобы не заболеть. После урока

будем пить чай с медом.

- Давайте хором скажем Мишке спасибо и до свидания.

- И с нашими гостями тоже попрощаемся.

- Урок закончен.



В раздел образования