Напоминание

Из опыта работы по технологии А.М.Кушнира "Природосообразная модель обучения чтению"


Автор: Глущенко Светлана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №9 им.М.И.Кершенгольца
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы по технологии А.М.Кушнира "Природосообразная модель обучения чтению"
Раздел: начальное образование





Назад




Из опыта работы по технологии Алексея Михайловича Кушнира.

В 2012-2013 учебном году начала работать по технологии А.М. Кушнира

« Природосообразная модель обучения чтению». В неделю в 1-ом классе проводилось 4 урока

чтения и 1 урок устного слова, а во 2-ом -4-ом классах - 3 урока чтения и 1 урок устного слова.

Работу по новой технологии начала с первого пункта технологической карты.

Технологическая карта развития навыка чтения

1. Узнавание и называние букв.

2. Узнавание звуков в звучащих словах, идентификация звуков и букв.

3. Репродукция «близких» слов по зрительным образцам с помощью готовых моделей

— кубиков с буквами, алфавитных касс и т.п. («Близкие» слова — психологически значимые

имена, географические названия, другие имена нарицательные...).

4. Репродукция слов по зрительному образцу с помощью продуктивных приемов —

аппликация, лепка, рисование, «печатание» и т.п.

5.

Репродукция

актуальных

сообщений

по

зрительному

образцу

с

помощью

«печатания». (Например, пословицы и поговорки «срисовываются» с образцов и «отсылаются»

детьми друг другу по принципу: это больше всего характеризует тебя...).

6. Репродукция актуальных сообщений по звучащему образцу со зрительной опорой.

7.

Наблюдение

за

громким

чтением

учителем

коротких

завершенных

текстов

(пословицы, поговорки, анекдоты) на экране, плакате, сопровождаемым показом учителем

читаемой строки рукой или указкой.

8. Проецирование своей руки на читаемый учителем текст и следование по тексту

вместо с учителем: вместе с учителем показываем на слово и учитель озвучивает его.

9. Движение рукой, пальцем, указкой, а следовательно — и глазами, по строке, сопро-

вождаемое

озвучиванием

строки,

текста

учителем: показываем учителю, где читать по

очереди подходя к экрану, плакату. (На материале коротких, знакомых по домашнему чтению,

стихотворных

текстов,

используя

плакаты,

диафильмы,

эпипроекторы

и

другую

технику,

позволяющую предъявить текст всем одновременно).

10. Следование пальцем, а соответственно — и глазами, по строке за чтением учителем

знакомых стихотворных текстов с темпом от 40 слов в минуту как на экране (плакате), так и

в книге: догоняя учителя, движемся за звуковым ориентиром.

11. Сопровождение пальчиком по строчке чтения диктора — используем магнитофон —

с темпом от 50 слов в минуту преимущественно стихотворных незнакомых текстов (по

книге).

12. Следование за звуковым ориентиром (чтением диктора) с темпом от 60 слов в

минуту одними глазами на материале незнакомых продолжительных текстов.

13. Чтение (по очереди — цепочкой) шепотом (вслух) вместе с диктором знакомых

стихотворных текстов (из дошкольного домашнего чтения — К.Чуковский, С.Михалков) с

темпом до 70 слов в минуту. (Данный вид работы прекращается индивидуально для каждого

немедленно,

после

достижения

приемлемого

результата

способности

читать

синхронно

с

диктором не «съедая» слоги).

14—18. Отрыв от артикуляции — резкий переход к темпу 120 слов в минуту и более.

Следование одними глазами за ускоряющимся ежедневно на одно слово в минуту звуковым

ориентиром до достижения 160 слов в минуту. (За условный этап примем увеличение темпа

звукового ориентира на каждые десять слов).

19—30. Отрыв от строки, чтение с временным ориентиром. Резкий переход к чтению

про себя без звукового ориентира с темпом от 200 слов в минуту размеченного на временные

отрезки текста с контролем времени (песочные часы).

Примечание: Прохождение этапов, начиная с одиннадцатого, дело сугубо индивидуальное для

каждого ученика. Учитель обязан реализовать ПРАВО ребенка работать в оптимальном для него

режиме, даже если придется обеспечить малыша отдельным магнитофоном с наушниками.

Содержательным наполнением, предметом, наших первых занятий были буквы и состоящие из

них

слова.

Ребёнку

были

предложены

привычные

занятия.

И

в

каждом

таком

занятии

присутствовали

буквы и слова. Их мы читали, слышали, рисовали, лепили, с ними играли,

танцевали.

К концу третьей недели почти все учащиеся свободно и быстро составляли слова по образцу

и читали короткие тексты со зрительной опорой.

С

первого

дня

завели

читательские

дневники,

альбомы

для

печатания.

С

помощью

линеек-

трафаретов записывали имена главных героев, подписывали конверты, писали письма друзьям и

родственникам по образцу. По прочитанным произведениям проводились экспресс - опросы.

Результаты подсчитывались ежедневно, а потом выводился средний балл за неделю.

На следующем этапе перешли к чтению текста со звуковым ориентиром. Постепенно скорость

чтения

увеличивалась.

Дети

тренировались

в

правильном

чтении,

читая

вместе

с

диктором.

Постоянно проводился мониторинг, выявлялись индивидуальные достижения ребёнка. К концу 1-

го класса почти все научились читать вместе с диктором с темпом 70 слов в минуту, а после

перешли к следующему этапу: темп чтения 120-160 слов в минуту и следование одними глазами

за звуковым ориентиром.

Уроки велись по схеме: песня,

текст,

экспресс- опрос.

К урокам устного слова давались сообщения(стихотворения) на 10 минут. И учитель проверял

всю неделю, как идет работа над данным произведением, поэтому выступления детей были

качественными. Ребёнок радовался своему успеху.

Во втором и 3-ем классах работали над отработкой следующего пункта технологической

карты: следить одними глазами за ускоряющимся ежедневно звуковым ориентиром до достижения

160 -180 сл./мин.

Урок строился по плану:

Экспресс-опрос(20 вопросов).

Чтение текста за диктором про себя.

Песня

В 4-ом классе перешли к работе над приростом скорости чтения.

Для этого текст должен быть размечен цветными метками на «дозы», которые прочитываются за

один ход песочных часов (2 минуты). Если при таком регламенте работы качество восприятия

информации

будет

оставаться

высоким,

что

видно

из

результатов

контрольных

опросов,

задаваемый темп увеличивается на 5—10 слов в минуту. Прирост темпа регулируется контролем

качества

восприятия.

Действует

правило —

сегодня

лучше,

чем

вчера.

Успешность

ребенка

оценивается по наличию роста темпа при сохранении качества восприятия.

Второй способ — тот же первый, но с использованием материала, связанного с тем, который

читают все. Например, биографический роман о читаемом писателе, или научно-популярные

статьи, расширяющие пределы изучаемой темы и т.п. Дети, получившие такое право — читать на

уроке самостоятельно, имеют не менее почетное разрешение прочитывать дома самостоятельно

общий материал предстоящего урока, с использованием временного норматива (2 минуты).

Еще более удобным устройством для поддержки оптимального темпа работы является таймер,

способный

подавать

звуковые

сигналы

через

равные

интервалы

времени.

Таймер

следует

настроить на время, необходимое для прочтения в нужном темпе одной страницы. Изо дня в день,

ориентируясь на результаты экспресс-опросов, интервал укорачивается, провоцируя ускорение

темпа деятельности.

И к концу 4 класса я была довольна результатами моих учеников. У большей половины класса

скорость чтения про себя превышала 400 слов в минуту. А одна девочка читала 600 слов в минуту. А

самое главное, что дети подробно пересказывали прочитанный текст , с интересом рассуждали о

прочитанном и делились своим мнением с друзьями и родителями.

Список произведений, прочитанных в 1 классе.

К.И. Чуковский « Путаница».

2

С.Маршак « Усатый-полосатый».

3

С.Маршак « Сказка о глупом мышонке»

4

А.Барто «Сережа учит уроки», «Муха», «Цветы не знали».

5

Барто « Лешенька,Лешенька», « Думай,думай», « На уроке»,

« Что делать с Алексеем?»

6

А. Барто « Ботаника больна», «Первый урок!»,

«Про ленивого Федота», « Вовка-добрая душа»

7

1

8

А.Барто «Дедушкина внучка», « Дом переехал»

9

А.Барто« К нам на пестрые страницы», « Каникулы»,» Леночка с букетом» , «

Любитель-рыболов».

10

А. Барто « Любочка» ,» Лялечка»,» Маляр», « Мы в зоопарке»

11

А.Барто «Мы очищали старый сад», « Наш сосед Иван Петрович»,

«Нет синиц: не прилетели», «Нужная песня».

12

С.Маршак « Отчего у месяца нет платья?», « Старуха,дверь закрой».

13

С.Маршак « Сказка про умного мышонка».

14

С.Маршак « Волга и Вазуза».

15

С.Маршак «Сказка про умного мышонка».

16

С.Маршак « Кот и лодыри».

17

С.Маршак « Рассказ о неизвестном герое».

18

С.Маршак « Угомон».

19

С.Маршак «Как искали Наташу».

20

К.Чуковский «Крокодил».

21

Михалков « А что у вас?», «Щенок».

22

Михалков « Беглянка».

23

Михалков « Случай на зимовке», « О тех, кто лает».

24

Михалков « Мы с приятелем»,» Прогулка», « Грипп».

25

Михалков « Дядя Степа».

26

Михалков « Дядя Степа-милиционер».

27

Михалков « Дядя Степа и Егор».

28

Михалков «Дядя Степа – ветеран».

29

А.С.Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».

30

С.Маршак « Приключения Бибигона».

31

А.С. Пушкин . «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе

Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

32

А.С. Пушкин « Сказка о попе и о работнике его Балде».

33

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила».

34

П.Ершов « Конек-Горбунок»

35

Некрасов « Не ветер бушует над бором» , « Настасья-зима» Марина Царь-Волкова.

35

Г.Х.Андерсен « Елочка».

36

Наталья Первова « Сказка про елочку», р.н.с. « Морозко».

37

Сказки современных писателей в стихах:

Журавель.

38

«Сказка про Машеньку и Медведя». «Колобок» .Маркер Галина . «Ёжки-пажки

«.Травник Терентий

39

«Необычный цирк» .Акимова Галина «Медведь-судья.» Сказка в стихах .

Виктор Шамонин (Версенев).

40

«Заяц и лиса» . Виктор Шамонин (Версенев).

41

«Как рак с лисой соревновались». Виктор Шамонин (Версенев)

«Медведь-шутник».Сказка в стихах .

42

«Шабарша». Сказка. Виктор Шамонин (Версенев

43

«Глупый медведь».Сказка в стихах. Виктор Шамонин (Версенев)

44

«Сказка о чужом счастье» . Ирина Батый

45

«Сказка о волшебном ребёнке» .Ирина Батый

46

«Жили-были в русском царстве».Ирина Батый.

«Сказка о Ванькином царстве». (Батый Ирина)

«Лиса и Журавль».Владимир Герасимов. «Сказ о коте».Владимир Герасимов.

47

С Маршак « Кошкин дом».

48

Олеся Емельянова « Как Степан счастья искал», «Сказка про пиратов».

49

В.Высоцкий « Детская поэма».

50

Некрасов .Поэма « Саша», « Дедушка Мазай и зайцы».

51

Жуковский «Спящая царевна», « Мальчик с пальчик.»

52

Стихотворения В. Маяковского для детей.

53

А. Брянчанинов « Сказка об Иване Быковиче»

Русские народные сказки.

54

По щучьему велению.

55

Сказка « Крошечка – Хаврошечка», « Снегурочка».

56

Волшебное кольцо.

57

Иван Царевич и Серый Волк.

58

Несмеяна-царевна.

59

Морской царь и Василиса Премудрая.

60

Заколдованная королевна.

61

Белая уточка.

62

Марья Моревна.

63

Сестрица Аленушка и Братец Иванушка.

64

Дочь-семилетка.

65

А.Твардовский « Василий Тёркин».



В раздел образования