Напоминание

"А.С. Пушкин "Зимнее утро""


Автор: Гогичаева Марина Кудзиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ ООШ п.Рамоново
Населённый пункт: п.Рамоново Алагирский район
Наименование материала: Урок литературного чтения
Тема: "А.С. Пушкин "Зимнее утро""
Раздел: начальное образование





Назад




Урок литературного чтения на тему «А.С. Пушкин "Зимнее утро"».

3-й класс

Гогичаева Марина Кудзиевна, учитель начальных классов МКОУ ООШ п.Рамоново.

Задачи:

учить читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение;

учить определять настроение стихотворения на основе ключевых слов;

учить видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись, ее

выразительное значение, приемконтраста как средство создания картин.

Межпредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст»; музыка, изобразительное искусство

– тема «Картина родной природы»

Ресурсы урока: портрет А.С. Пушкина, учебник, презентация к уроку, словарь Даля или словарь

Ожегова, карточки (текст речевой разминки и т.д.).

Ход урока.

1.

Организационный момент.

– Покажите карточкой, с каким настроением вы пришли на этот урок.

– Я хочу вам подарить сегодня этот урок. Какие чувства у вас возникают, когда вам что–нибудь

дарят?

– Я надеюсь, что эти чувства возникнут у вас и на этом уроке литературного чтения.

2.

Речевая разминка.

– На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить.

– О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и приятной для других?

– Проведем речевую разминку. Представьте, что на наши ладошки упали снежинки. Вы

полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с

руки. Повторяем три раза.

– Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.

– А сейчас прочитайте так, чтоб увеличивался темп чтения.

– Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией (еще: с веселой интонацией, с

грустной.)

– Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл всей загадки.

Слайд 3:

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые. (Снежинки)

3Первичное восприятие произведения.

– Сегодня мы познакомимся со стихотворением

Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро».

(слайды 5-20)

– Как вы думаете, какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее

утро»?

– Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое

хотел передать поэт.

4.Физкультминутка.

Не боимся мы пороши –

Ловим снег,

Хлопок в ладоши!

Руки в стороны, по швам –

Снега хватит нам и вам!

5.Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения.

6.Словарная работа.

Какие слова требуют разъяснения? (слайд 21–32).

Возможные варианты:

нега – (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда – сон

мгла – непрозрачный воздух от тумана, сумерек

нынче – сейчас

бурый – оттенок коричневого

вечор – чтение в толковом словаре

предадимся – чтение в толковом словаре

Северная Аврора: Аврора – древнеримская богиня утренней звезды. Имеется в виду наступление утра

на севере.

Северная звезда – так называют планету Венеру.

7.Анализ лирического стихотворения.

Прочитайте самые красивые, на ваш взгляд, строчки (слайд 33).

– Давайте вспомним, что стихотворение делится на части – строфы. Что такое строфа?

СТРОФА (греч. strophe – поворот) – группа стихов с периодически повторяющейся организацией ритма

и (или) рифмы. Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли, и при смене строфы

меняется и тема. На письме строфы разделяются увеличенными интервалами.

– Почему Александр Сергеевич Пушкин вспоминает о зимней вьюге?

8.Выразительное чтение стихотворения.

Как это помогает передать его настроение?

Поработайте в парах. Прочитайте друг другу выразительно. А теперь прочитайте выразительно всему

классу.

(Выразительное чтение стихотворения. Для слабых учеников используем прием «Магнитофон

включен», когда сильный ученик читает стихотворение, а слабый следует за ним (как бы записывает

на пленку). Затем учитель говорит: «Магнитофон включен». Слабый ученик должен сам прочитать это

стихотворение).

9.Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро» А.С. Пушкина.

10. Итог урока.

С каким автором мы сегодня познакомились?

– Какое произведение читали?

– Какие чувство возникли у вас, после прочтения стиха?

– Покажите карточкой, с какое настроение у вас после урока.

Оценивание учащихся.



В раздел образования