Автор: Гусарова Светлана Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Школа - гимназия №3"
Населённый пункт: города Армянска Республики Крым
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Культура добрососедства"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия №3» города Армянска Республики Крым
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Культура добрососедства»
СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ (КЛАСС) – начальное образование, 3 класс.
НАПРАВЛЕННОСТЬ: общеинтеллектуальная.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 год 2017-2018 учебный год
1
РЕКОМЕНДОВАНО
Руководитель школьного ме-
тодического объединения
_______ Калашникова Н.И.
«_____»___________2017 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
________ Москаленко М.Я.
«_____»___________2017 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________ Харланова М.Н.
«_____»___________2017 г.
Разработчик программы:
Гусарова С. А. – учитель
начальных классов
Армянск – 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Культура добрососедства» составлена в соответствии со
следующими нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от
6 октября 2009 г. № 373.
2. Приказ Министерства образования РФ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373».
3. Методических рекомендаций регионального интегративного курса «Культура
добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Алмазниковой Е.В., Наумовой Л.В., Опенко Н.Ю.
Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к
государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в
Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального
воспитания, которое предусматривает: воспитание сознательного гражданина, патриота своей
страны; формирование чувства принадлежности к многонациональному народу; формирование
высокой культуры межнациональных отношений ; приобретение социального опыта и
потребности жить в демократическом обществе.
Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный курс. Он расширяет содержание
воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его
направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся,
способствует формированию наиболее значимых ценностей народа и воспитанию собственного
«я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности,
предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.
Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и
толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с
родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью,
сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Программа составлена с целью создания социально-педагогических условий, способствующих
позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью
ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и
современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов,
населяющих Российскую Федерацию.
Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-
воспитательных, так и практических целей.
Учебно-воспитательные цели курса:
воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю – Крыму;
формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
воспитание толерантности как основного принципа демократии;
развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции
ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и
обществом.
Практические цели курса:
формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и
личное отношение к ней;
2
знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого
интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры
других народов;
формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.
Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении
четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной
толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком
своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного
на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие
культуры, быта, традиций каждого народа.
Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются:
1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного
отношения к многообразию культур и религий.
2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам
ведения диалога и переговорного процесса.
3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона.
4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры
народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев,
этикета, традиций гостеприимства.
5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы»
(словарным минимумом для общения на разных языках).
6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству.
7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.
8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки
суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления,
свобода мысли, убеждений, совести.
Особенностями данного курса являются:
его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на
прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний,
полученных при изучении курса;
особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на
развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных
качеств юного крымчанина;
адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность
строить свое будущее в Крыму;
рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных
предметов;
изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и
лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей,
проживающих в Крыму;
привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного
процесса;
приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее
предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс
или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:
единство изучения России и Крыма как субъекта России; приоритетность воспитательных
задач; единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
3
опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через
СМИ, в семье; максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению
родного края через участие в реальной жизни республики, своего города, села, общины, школы;
использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки
и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный
- равному» и др.
Наполняемость группы – 15-20 человек.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с
возрастными особенностями детей 6 - 11 лет.
Общая характеристика курса «Культура добрососедства».
Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий,
которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и
современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-
исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы.
Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у младших
школьников о природной зоне, в которой они проживают, об окружающей природе, об
особенностях климата и его влиянии на специфику трудовой деятельности населения, а также
осознать, как легко расстроить тонкую сбалансированность природы, и последствия могут быть
плачевными для людей. Каждый способен и должен внести весомый вклад для предотвращения
экологической катастрофы.
Раздел «История» предполагает знакомство с историей возникновения города (поселка, села),
улицы, на которой они проживают, с соседями – носителями различных культур и религий.
Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия
каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в
социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом.
При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками,
конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов расширяется
представление у младших школьников о материальной и духовной культуре людей,
приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг
друга. С одной стороны – раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с
другой – показывается общность этих культур.
Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к
традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами
народных ремесел, знатоками фольклора и национальной кухни.
Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, национальной литературой расширит
представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде,
поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность
понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации.
В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение младших школьников к более ясному
пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных
способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в
средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов
через игровую деятельность и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт
поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также
нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное
восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать
и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения,
что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти
истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может
способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при
4
проведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения,
видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и
совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы
делаем по отношению к другим – мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша
обязанность – помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев,
несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно
стать осознание того, что ненасилие – это высшая ступень общечеловеческих ценностей и
результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями,
быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип
ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя
тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной
ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с
конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка,
что является одной из составляющих их физического здоровья.
В разделе «Аксиология» учащиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина»,
«малая родина». В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения,
раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное
отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения.
Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только
раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и
забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы
внутреннего развития ребенка как субъекта учения.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами
начального общего образования курс «Культура добрососедства» изучается с 1 по 4 класс по 1
академическому часу – 35-40 мин (33-34 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет
135 часов. Объем учебной нагрузки установлен СанПиНом.
Количество часов, отведенных на изучение тематических линий, в программе варьирует в
зависимости от возрастных особенностей учащихся. Рекомендованное количество часов на
изучение каждой тематической линии или раздела, а также порядок изложения тем при
календарном планировании могут быть изменены учителем в пределах отведенных 33-34
учебных часов. Резервное время может быть использовано по усмотрению учителя на
увеличение числа уроков в том или ином разделе или тематическом блоке или на введение
новых тем, важных и характерных для конкретного региона или школы.
Формы организации внеурочной деятельности
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими
школьниками, которая включает два основных компонента: аксиологический (связанный с
сознанием), потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я»
человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание
ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и
неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в
саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди
которых:
- включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного
процесса, прежде всего - родителей, родных и близких,
- переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к
продуктивному,
- преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов,
экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).
5
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего
образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
При изучении учебного курса «Культура добрососедства»
Учащиеся научатся:
- называть природные зоны, возвышенности, водоемы и другие природные объекты, возле
которых располагается их город (поселок, село);
- оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
- называть 5-6 важных культурных и исторических памятников своей местности;
- называть 5-6 праздников народов, живущих в данном регионе;
- называть 5-6 названий национальных блюд;
- называть несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;
- вести «словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых
учатся в его классе или являются его соседями;
Будут иметь представление:
- об экологии, о роли природы в жизни человека;
- об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;
- о ремеслах, мастерах Крыма;
- о национальной одежде и кухне народов Крыма;
- о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
- о семейных святынях;
- о ценностях, которые объединяют все народы;
учащиеся получат возможность научиться:
- рассказывать, как готовится его любимое блюдо;
- одевать куклу в элементы национального костюма;
- вести диалог с товарищами;
- сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
- с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
- использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».
6
Календарно тематическое планирование
3 класс (34ч)
Ресурсное обеспечение программы
1. Альбов С. В. Минеральные источники. – Симферополь: Крым, 1966
7
№
п\п
Дата
Тема урока
по
плану
по
факту
1
05.09
Привет! Мы вместе!
2-3
19.09
26.09
Что такое «друг», «дружба», «любовь»
4-5
03.10
10.10
«Друг» и «Враг». Конструктивное взаимодействие
6-7
17.10
24.10
Жесты и взгляды - немой язык человека.
Танец
8-9
20.10
07.11
Представители различных национальностей, живущих с нами по
соседству
10
14.11
Традиционные занятия и ремёсла населения региона
11-
12
21.11
28.11
Особенности климата и ландшафта Крыма, региона
13
05.12
Труд людей, заботящихся об охране природы
14-
15
12.12
19.12
Профессии наших родителей.
Современные предприятия и учреждения
16
26.12
Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня
17
09.01
Соседская взаимопомощь у различных этносов Крыма
18
16.01
Ценности, которые объединяют всех
19-
20
23.01
30.01
Великие учителя и великие книги человечества
21
06.02
Как раньше учились дети в Крыму
22
13.02
Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию
23
20.02
Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину
24
27.02
Диалог с соседом. Лексика гостеприимства
25
06.03
Праздники, которые мы отмечаем вместе
26
13.03
Приглашаем друзей на праздник моего народа. Религиозные
праздники. Этикет
27
20.03
Подарки
28
03.04
Зачем людям нужно отдыхать.
29-
30
10.04
17.04
Знакомство с окружающим растительным миром
31-
32
24.04
15.05
Водоёмы и горы: возможности для активного отдыха
33
22.05
Наши любимые песни
34
29.05
Обобщающий урок.
2. Бабков И. И. Климат. Природа Крыма. – Симферополь: Крым, 1966.
3. Всё о Крыме / Под ред. Д. Омельчука. – Харьков: Каравелла, 1999.
4. Габриелян О. А., Араджиони М. А., Гукасян Е. Н. Учебно-методические материалы по
культуре мира: Спецкурс. – Симферополь: Центр этно-социальных исследований, 2002. – 106 с.
5. Гарагуля В. К., Гржибовская Г. Н., Кузнецова Л. И. Крымский краеведческий путеводитель.
Симферополь: Таврия, 1984. – 112с.
6. География Крыма / Под ред. П. Подгородецкого. – Симферополь, 1995.
7. Дюличев В. П. Рассказы по истории Крыма. – Симферополь: Бизнес-Информ, 1996. – 286 с.
8. Жадан М. Аптека в лесу. Очерки о зелёных друзьях. – Симферополь – 1969.
9. Заика В. Е. Чёрное море. – Симферополь: Таврия, 1976.
10. Згуровская Л. Крым Рассказы о деревьях и животных. – Симферополь: Бизнес-Информ,
1991.
11. Згуровская Л. Рассказы о деревьях Крыма. – Симферополь: Таврия, 1964.
12. Лупига А. И., Шлапаков П. К. Заповедный Крым. – К.: Урожай, 1979.
13. Потехин В. Е., Потехин Д. В. Культура народов Крыма. Краткий очерк о 10 этносах. –
Севастополь, 1997. – 44 с.
14. Сакирдонова Т. И., Сединкин А. Н. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму. –
Симферополь: Крымучпедгиз, 1995.
15. Щербак А. И. Всё о Крыме. – Харьков: Каравелла, 1998.
8
9