Напоминание

"Культура добрососедства"


Автор: Гусарова Светлана Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Школа - гимназия №3"
Населённый пункт: города Армянска Республики Крым
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Культура добрососедства"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-гимназия №3» города Армянска Республики Крым

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Культура добрососедства»

СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ (КЛАСС) – начальное образование, 3 класс.

НАПРАВЛЕННОСТЬ: общеинтеллектуальная.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 год 2017-2018 учебный год

1

РЕКОМЕНДОВАНО

Руководитель школьного ме-

тодического объединения

_______ Калашникова Н.И.

«_____»___________2017 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

________ Москаленко М.Я.

«_____»___________2017 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________ Харланова М.Н.

«_____»___________2017 г.

Разработчик программы:

Гусарова С. А. – учитель

начальных классов

Армянск – 2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Культура добрососедства» составлена в соответствии со

следующими нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от

6 октября 2009 г. № 373.

2. Приказ Министерства образования РФ от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в

федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,

утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6

октября 2009 г. № 373».

3. Методических рекомендаций регионального интегративного курса «Культура

добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Алмазниковой Е.В., Наумовой Л.В., Опенко Н.Ю.

Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к

государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в

Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального

воспитания, которое предусматривает: воспитание сознательного гражданина, патриота своей

страны; формирование чувства принадлежности к многонациональному народу; формирование

высокой культуры межнациональных отношений ; приобретение социального опыта и

потребности жить в демократическом обществе.

Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный курс. Он расширяет содержание

воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его

направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся,

способствует формированию наиболее значимых ценностей народа и воспитанию собственного

«я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности,

предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.

Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и

толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с

родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью,

сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.

Программа составлена с целью создания социально-педагогических условий, способствующих

позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью

ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и

современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов,

населяющих Российскую Федерацию.

Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-

воспитательных, так и практических целей.

Учебно-воспитательные цели курса:

воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю – Крыму;

формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;

воспитание толерантности как основного принципа демократии;

развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции

ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и

обществом.

Практические цели курса:

формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и

личное отношение к ней;

2

знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого

интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;

формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;

приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры

других народов;

формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.

Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении

четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной

толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком

своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного

на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие

культуры, быта, традиций каждого народа.

Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются:

1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного

отношения к многообразию культур и религий.

2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам

ведения диалога и переговорного процесса.

3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона.

4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры

народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев,

этикета, традиций гостеприимства.

5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы»

(словарным минимумом для общения на разных языках).

6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству.

7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.

8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки

суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления,

свобода мысли, убеждений, совести.

Особенностями данного курса являются:

его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на

прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний,

полученных при изучении курса;

особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на

развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных

качеств юного крымчанина;

адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность

строить свое будущее в Крыму;

рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных

предметов;

изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и

лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей,

проживающих в Крыму;

привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного

процесса;

приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее

предотвращения или разрешения ненасильственным путем;

возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс

или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.

Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:

единство изучения России и Крыма как субъекта России; приоритетность воспитательных

задач; единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;

3

опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через

СМИ, в семье; максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению

родного края через участие в реальной жизни республики, своего города, села, общины, школы;

использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки

и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;

использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный

- равному» и др.

Наполняемость группы – 15-20 человек.

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов, составлена в соответствии с

возрастными особенностями детей 6 - 11 лет.

Общая характеристика курса «Культура добрососедства».

Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий,

которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и

современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-

исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы.

Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у младших

школьников о природной зоне, в которой они проживают, об окружающей природе, об

особенностях климата и его влиянии на специфику трудовой деятельности населения, а также

осознать, как легко расстроить тонкую сбалансированность природы, и последствия могут быть

плачевными для людей. Каждый способен и должен внести весомый вклад для предотвращения

экологической катастрофы.

Раздел «История» предполагает знакомство с историей возникновения города (поселка, села),

улицы, на которой они проживают, с соседями – носителями различных культур и религий.

Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия

каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в

социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом.

При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками,

конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов расширяется

представление у младших школьников о материальной и духовной культуре людей,

приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг

друга. С одной стороны – раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с

другой – показывается общность этих культур.

Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к

традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами

народных ремесел, знатоками фольклора и национальной кухни.

Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, национальной литературой расширит

представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде,

поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность

понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации.

В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение младших школьников к более ясному

пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных

способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в

средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов

через игровую деятельность и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт

поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также

нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное

восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать

и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения,

что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти

истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может

способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при

4

проведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения,

видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и

совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы

делаем по отношению к другим – мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша

обязанность – помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев,

несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно

стать осознание того, что ненасилие – это высшая ступень общечеловеческих ценностей и

результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями,

быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип

ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя

тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной

ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с

конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка,

что является одной из составляющих их физического здоровья.

В разделе «Аксиология» учащиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина»,

«малая родина». В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения,

раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное

отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения.

Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только

раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и

забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы

внутреннего развития ребенка как субъекта учения.

Описание места предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами

начального общего образования курс «Культура добрососедства» изучается с 1 по 4 класс по 1

академическому часу – 35-40 мин (33-34 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет

135 часов. Объем учебной нагрузки установлен СанПиНом.

Количество часов, отведенных на изучение тематических линий, в программе варьирует в

зависимости от возрастных особенностей учащихся. Рекомендованное количество часов на

изучение каждой тематической линии или раздела, а также порядок изложения тем при

календарном планировании могут быть изменены учителем в пределах отведенных 33-34

учебных часов. Резервное время может быть использовано по усмотрению учителя на

увеличение числа уроков в том или ином разделе или тематическом блоке или на введение

новых тем, важных и характерных для конкретного региона или школы.

Формы организации внеурочной деятельности

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими

школьниками, которая включает два основных компонента: аксиологический (связанный с

сознанием), потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я»

человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание

ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и

неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в

саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди

которых:

- включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного

процесса, прежде всего - родителей, родных и близких,

- переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к

продуктивному,

- преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов,

экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).

5

Личностные, метапредметные и предметные результаты

В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего

образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и

коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

При изучении учебного курса «Культура добрососедства»

Учащиеся научатся:

- называть природные зоны, возвышенности, водоемы и другие природные объекты, возле

которых располагается их город (поселок, село);

- оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;

- называть 5-6 важных культурных и исторических памятников своей местности;

- называть 5-6 праздников народов, живущих в данном регионе;

- называть 5-6 названий национальных блюд;

- называть несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;

- вести «словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых

учатся в его классе или являются его соседями;

Будут иметь представление:

- об экологии, о роли природы в жизни человека;

- об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;

- о ремеслах, мастерах Крыма;

- о национальной одежде и кухне народов Крыма;

- о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;

- о семейных святынях;

- о ценностях, которые объединяют все народы;

учащиеся получат возможность научиться:

- рассказывать, как готовится его любимое блюдо;

- одевать куклу в элементы национального костюма;

- вести диалог с товарищами;

- сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;

- с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;

- использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».

6

Календарно тематическое планирование

3 класс (34ч)

Ресурсное обеспечение программы

1. Альбов С. В. Минеральные источники. – Симферополь: Крым, 1966

7

п\п

Дата

Тема урока

по

плану

по

факту

1

05.09

Привет! Мы вместе!

2-3

19.09

26.09

Что такое «друг», «дружба», «любовь»

4-5

03.10

10.10

«Друг» и «Враг». Конструктивное взаимодействие

6-7

17.10

24.10

Жесты и взгляды - немой язык человека.

Танец

8-9

20.10

07.11

Представители различных национальностей, живущих с нами по

соседству

10

14.11

Традиционные занятия и ремёсла населения региона

11-

12

21.11

28.11

Особенности климата и ландшафта Крыма, региона

13

05.12

Труд людей, заботящихся об охране природы

14-

15

12.12

19.12

Профессии наших родителей.

Современные предприятия и учреждения

16

26.12

Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня

17

09.01

Соседская взаимопомощь у различных этносов Крыма

18

16.01

Ценности, которые объединяют всех

19-

20

23.01

30.01

Великие учителя и великие книги человечества

21

06.02

Как раньше учились дети в Крыму

22

13.02

Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию

23

20.02

Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину

24

27.02

Диалог с соседом. Лексика гостеприимства

25

06.03

Праздники, которые мы отмечаем вместе

26

13.03

Приглашаем друзей на праздник моего народа. Религиозные

праздники. Этикет

27

20.03

Подарки

28

03.04

Зачем людям нужно отдыхать.

29-

30

10.04

17.04

Знакомство с окружающим растительным миром

31-

32

24.04

15.05

Водоёмы и горы: возможности для активного отдыха

33

22.05

Наши любимые песни

34

29.05

Обобщающий урок.

2. Бабков И. И. Климат. Природа Крыма. – Симферополь: Крым, 1966.

3. Всё о Крыме / Под ред. Д. Омельчука. – Харьков: Каравелла, 1999.

4. Габриелян О. А., Араджиони М. А., Гукасян Е. Н. Учебно-методические материалы по

культуре мира: Спецкурс. – Симферополь: Центр этно-социальных исследований, 2002. – 106 с.

5. Гарагуля В. К., Гржибовская Г. Н., Кузнецова Л. И. Крымский краеведческий путеводитель.

Симферополь: Таврия, 1984. – 112с.

6. География Крыма / Под ред. П. Подгородецкого. – Симферополь, 1995.

7. Дюличев В. П. Рассказы по истории Крыма. – Симферополь: Бизнес-Информ, 1996. – 286 с.

8. Жадан М. Аптека в лесу. Очерки о зелёных друзьях. – Симферополь – 1969.

9. Заика В. Е. Чёрное море. – Симферополь: Таврия, 1976.

10. Згуровская Л. Крым Рассказы о деревьях и животных. – Симферополь: Бизнес-Информ,

1991.

11. Згуровская Л. Рассказы о деревьях Крыма. – Симферополь: Таврия, 1964.

12. Лупига А. И., Шлапаков П. К. Заповедный Крым. – К.: Урожай, 1979.

13. Потехин В. Е., Потехин Д. В. Культура народов Крыма. Краткий очерк о 10 этносах. –

Севастополь, 1997. – 44 с.

14. Сакирдонова Т. И., Сединкин А. Н. Экологическое воспитание дошкольников в Крыму. –

Симферополь: Крымучпедгиз, 1995.

15. Щербак А. И. Всё о Крыме. – Харьков: Каравелла, 1998.

8

9



В раздел образования