Напоминание

"Свойства химических элементов и их периодические изменения".


Автор: Федорова Ольга Николаевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Вязовка"
Населённый пункт: село Вязовка, Татищевский район, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Свойства химических элементов и их периодические изменения".
Раздел: полное образование





Назад




ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Свойства химических элементов и их периодические изменения.

1.

ФИО учителя Федорова Ольга Николаевна

2.

Место работы МОУ «СОШ с.Вязовка» Татищевского района, Саратовской области

3.

Должность учитель биологии и химии (I-ая категория)

4.

Предмет химия

5.

Класс 8

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель

урока: Исследовать периодическую зависимость

свойств химического элемента от заряда ядра; обосновать

современную формулировку периодического закона.

Деятельностная цель:

формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель:

расширение понятийной

базы

за счет включения в нее новых элементов: периодическая

зависимость свойств химического элемента от заряда ядра, свойства химических элементов, веществ.

Планируемые результаты:

Предметные. Умение делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением

зарядов атомных ядер.

Метапредметные.

Умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность

с

учителем

и

сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учета

мнений; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Личностные.

Формирование

ответственного

отношения

к

учебе,

готовности

и

способности

обучающихся

к

саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; воспитание патриотизма.

Развитие познавательной активности. Исторический аспект развития знаний о классификации химических элементов,

научный подвиг Д.И.Менделеева, создание ситуации успеха за счет возможности подбора разноуровневых учебных

заданий.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; в парах: словесный, наглядный, практический.

Основное содержание темы, понятия и термины –

Опорные понятия, термины: Порядковый номер (заряд ядра), химическое соединение, периодичность.

Новые понятия, термины: периодическое изменение числа электронов в оболочках атомов химических элементов.

Межпредметные связи

физика, геология, философия ( закон диалектики - переход количества в качество, единство и

борьба противоположностей, закон отрицание отрицания.), математика ( прочтение графика)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Основные этапы

организации

учебной

деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

К- коммуникативные,

Л-личностные,

П-познавательные,

Р-регулятивные

Этап мотивации

(самоопределение) к

учебной

деятельности.

Выработка на

личностно значимом

уровне внутренней

готовности

выполнения

нормативных

требований учебной

деятельности.

Включение в деловой ритм. Устное

сообщение.

Приветствие учеников.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня

первый день последней недели

четверти, нам, я думаю, особенно

необходимы хорошие результаты

работы на финише самой большой

учебной четверти. Я надеюсь на

активную

плодотворную,совместную работу.

Вы со мной соглассны? Итак

начинаем.

(Доброжелательный настрой.)

Выявление отсутствующих.

Проверка готовности к уроку.

Подготовка к работе.

Приветствуют учителя. Готовятся

к уроку, помогают выявить

отсутствующих.

К - умение соблюдать

дисциплину на уроке,

уважительно относиться к

учителю и одноклассникам.

Р - умение организовать

выполнение заданий

учителя.

Этап актуализации и

пробного учебного

действия.

Подготовка мышления

учащихся,

организация

осознания ими

внутренней

потребности к

построению учебных

действий и

фиксирование каждым

из них

индивидуального

затруднения в

пробном действии.

Проверка учителем за короткий

промежуток времени знаний и

способов действий учащихся,

установление пробелов в их усвоении.

Вопросы:

- Давайте ребята вспомним:

1) Из чего состоят тела? Как в-ва

классифицируются?

2) Из чего состоят вещества?

3) Из чего состоят молекулы?

Мы с вами 3 урока изучали то, что

лежит в основе мирозданья- что-?

Атомы! Элементов!

4) А что такое элемент?

5) Какие характеристики элементов

нам известны? Порядковый

номер,заряд ядра его атома-

количественные хар-ки , электронное

строение и свойства его атомов-

качественные хар-ки.

Проверка Д.з.- Кто выполнил д.з.,

кто- нет? Ребята, поднимите руки, у

кого не возникли затруднения при

выполнении д.з., у кого они

возникли? Давайте проверим

результаты. Обменялись тетрадями,

проверяем, записав фамилию

проверяющего карандашом. (работа

Ведут диалог, отвечают на

вопросы учителя.

У учащихся вызывает

затруднение вопрос о том, как

связано строение атома и

формы и свойства соединений

элемента.

Работа с рис. 72, отвечают на

вопросы.

К - умение вести диалог.

в парах), ставим + или - .

6) Выполнение заданий карточек- 3

вопроса разного уровня сложности –

выберите задания(1 или 2, 3)

«посильное» сегодня. 5 мин.

Обменялись тетрадями, проверяем.

Затруднения возникли? Какие?

Проговариваем общие ответы ( по

однотипным вопросам) особенно в-6

7) Валентные электроны это какие?

8) Что вы можете сказать о связи

числа валентных электронов и

свойствами эл-та ( М, неМ), а какой

фактор так же важен при этом? От

этого же зависит и какие соединения

(вещества)

образуют атомы элементов.

Рис 72 – проанализируйте

информацию.

Этап выявления

места и причины

затруднения.

Организовать анализ

учащимися

возникшей ситуации и

на этой основе

выявить места и

причины затруднения,

осознать то, в чем

именно состоит

недостаточность их

знаний, умений или

способностей.

Анализирует ответы учащихся и

совместно с детьми

определяет причину, вызванного

затруднения (новый неизученный

материал).

30 сентября мы знакомились с ПС

хим. эл-ов Д. И. Менделеева,

учились определять место ( адрес)

эл-та. Что же нам стало известно

20.03.17.? Выполняем мининаучную

работу.

Рассмотрим эл-ты № 1-20 по ПСХЭ,

выполняя задание стр. 173 по табл.

На этом этапе учащиеся

выявляют место и причину

затруднения. Учащиеся

проговаривают вопросы, на

которые знают ответ и вопрос,

который вызвал затруднение.

Выполняют задание стр. 173

табл. 22. Находят ошибку в

таблице. Используют (при

необходимости) таблицу-

рисунок из раздаточного

материала.

Повторяют технику

Р- коррекция знаний

учащихся.

22. Э. виртуальный и практический

по получению амфотерного

гидроксида, изучению его св-в,

натрий магний алюминий –с водой.

безопасности при проведении

эксперимента, выполняют

опыт под патронажем учителя.

Этап построения

проекта выхода из

затруднения.

Постановка целей

учебной деятельности

и на этой основе –

выбор способа и

средств их

реализации.

-Предлагает

установить цель урока,

Запишите слова, а может понятия,

попробуйте

сформулировать

тему

у р о к а . Элемент,

и зм е н е н и е ,

периодически, свойства.

Тема урока: Свойства химических

элементов

и

их

периодические

изменения.

Сформулируйте цель урока.

. Цель: выяснить, как и почему

изменяются свойства химических

элементов в периодах и группах.

Учитель записывает тему на доске.

Какая возникает проблема?

Учащиеся, прочитав слова и

обсудив их, сами формулируют

тему и цель урока, записывают в

тетрадях. Выявляют проблему.

Стр. 176- проблема

Р - целеполагание.

К- принимают, сохраняют

цели и следуют им в

учебной деятельности.

Этап реализации

построенного

проекта.

Построение

учащимися нового

способа действий

формирование умений

его применять как при

решении задачи,

вызвавшей

затруднение, так и при

решении задач такого

класса или типа

вообще.

-Просмотр рис. 74 , анализ данных.-

-Предлагает обсудить тему урока в

парах.используя график в учебнике.

Как изменяются св-ва эл-ов по

периодам и группам?

ПС хим. эл-ов Д. И. Менделеева

Читает стих. Николая Глазкова -стр

68 пособия.

Дает понятие «закон», «гипотеза».

Как шло открытие ПЗХЭ? Диск

,Слово Евграфовой Кр., Наливаеву

Л.

ПЗ-148 лет, 110 лет со дня смерти Д.

И. Менделеева 2 февраля 2017 года

Просмотривают рис. 74 ,

анализируют график.

Самостоятельно читают тест

параграфа стр 176.. Отвечают

на вопрос проблемы.

Формулируют чёткие

определения терминам.

Просматривают презентации.

Планирование работы с

учителем и сверстниками.

Формулировка закона ученым

и современная. Есть ли

противоречия? – стр 178

работают по учебнику.

К- умение вести диалог.

П- осуществляют поиск

информации.

П- осуществляют поиск

информации; составляют

простой план.

К- готовят устный рассказ.

Первичное

закрепление

Усвоение учащимися

нового способа

действия.

Физминутка

- Беседа учителя с учащимися о ПЗ

как о фундаменте науки химии. -

Предлагает (работа в парах)

рассказать о значении ПЗ.

Физминутка

Слушают учителя и отвечают

на его вопросы.

К- слушают собеседника и

вступают с ним в диалог,

задают вопросы.

П- выдвигают гипотезы и

их обосновывают.

К- выражают свои мысли в

соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

Этап

самостоятельной

работы

Интериоризация

(переход извне

внутрь) нового

способа действия и

исполнительская

рефлексия

(коллективная и

индивидуальная)

достижения цели

пробного учебного

действия, применение

нового знания в

типовых заданиях.

Дает задание: используя текст

учебника:

Стр. 19 тетради на печатной основе

задания.1-4

Стр.179 вопросы 2.3.4

Работают самостоятельно с

текстом учебника в тетради на

печатной основе стр. 19 зад.1-4,

Выполняют задания

П- осуществляют поиск

информации.

Этап включения

нового знания в

систему знаний и

повторения

Включение нового

способа действий в

систему знаний, при

этом - повторение и

закрепление ранее

изученного и

подготовка к

изучению следующих

разделов курса.

Стр. 179 в. 6

- Задание: Объясните выражение

«периодическая система –

естественная классификация

химических элементов, а таблица –

графическое изображение

периодического закона»?

- Вопросы для вывода:

Периодическая система и

периодическая таблица - это

одинаковые понятия?

« Значение периодического закона»

- Формируемые понятия:

«Материальность, единство и

познаваемость мира, взаимосвязь

явлений».

- Задание: Как вы понимаете

выражение : «Закон, являясь

инструментом познания, выполняет

три функции: обобщающую,

объясняющую, прогностическую»?

- Вопросы для вывода: Какие факты

доказывают научность открытого

Д.И.Менделеевым закона?

Тестирование по теме (с диска).

учатся отвечать ,закрепляют

полученные знания на уроке.

Повторяют значение терминов и

понятий. Переносят в тетрадь.

.

П- учатся считывать

информацию со схемы.

К- слушают собеседника и

вступают с ним в диалог,

задают вопросы.

Р- работают по инструкции.

Если останется время-

дидактическая игра – стр. 22.

Рефлексия

деятельности

Самооценка

учащимися

результатов своей

учебной

деятельности,

осознание метода

построения и границ

применения нового

способа действия.

- Обсуждает с учащимися

понравился ли им урок, что именно

они узнали из урока, достигли ли мы

поставленных целей?

- Стимулирует учащихся к

осмыслению того, как они работали на

уроке, например:

« Как я чувствовал себя, с каким

настроением работал, доволен ли

собой, были ли затруднения по

выполнению заданий»

- Похвалой за работу на уроке

мотивирует к работе на следующий

урок.

-На все ли вопросы о периодичности

и строении атома мы можем дать

ответ?

-Почему актиноиды и лантаноиды

за пределами системы? Почему у

них практически не ослабевают

металические свойства? Об этом мы

узнаем на следующих 2-х уроках.

Участвуют в осмыслении своих

действий и самооценке.

Л- подводят итоги своей

деятельности: что

получилось? Что не

получилось?

Р- что еще следует

повторить? Адекватно

воспринимают оценки и

отметки.

Д/З

Записывает домашнее задание на

доске и объясняет, как его надо

выполнять. П. 41, стр 179 задания

после п. -выбор, повторить п. 12 стр.

53 вопросы 1, 2- устно, значение

закона выписать в тетрадь—стр. 54.

Записывают в дневники

домашнее задание. Слушают

рекомендации учителя по его

выполнению.

К- слушают собеседника и

вступают с ним в диалог,

задают вопросы.



В раздел образования