Автор: Федорова Ольга Николаевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Вязовка"
Населённый пункт: село Вязовка, Татищевский район, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Свойства химических элементов и их периодические изменения".
Раздел: полное образование
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Свойства химических элементов и их периодические изменения.
1.
ФИО учителя Федорова Ольга Николаевна
2.
Место работы МОУ «СОШ с.Вязовка» Татищевского района, Саратовской области
3.
Должность учитель биологии и химии (I-ая категория)
4.
Предмет химия
5.
Класс 8
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель
урока: Исследовать периодическую зависимость
свойств химического элемента от заряда ядра; обосновать
современную формулировку периодического закона.
Деятельностная цель:
формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель:
расширение понятийной
базы
за счет включения в нее новых элементов: периодическая
зависимость свойств химического элемента от заряда ядра, свойства химических элементов, веществ.
Планируемые результаты:
Предметные. Умение делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением
зарядов атомных ядер.
Метапредметные.
Умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем
и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учета
мнений; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные.
Формирование
ответственного
отношения
к
учебе,
готовности
и
способности
обучающихся
к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; воспитание патриотизма.
Развитие познавательной активности. Исторический аспект развития знаний о классификации химических элементов,
научный подвиг Д.И.Менделеева, создание ситуации успеха за счет возможности подбора разноуровневых учебных
заданий.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; в парах: словесный, наглядный, практический.
Основное содержание темы, понятия и термины –
Опорные понятия, термины: Порядковый номер (заряд ядра), химическое соединение, периодичность.
Новые понятия, термины: периодическое изменение числа электронов в оболочках атомов химических элементов.
Межпредметные связи
–
физика, геология, философия ( закон диалектики - переход количества в качество, единство и
борьба противоположностей, закон отрицание отрицания.), математика ( прочтение графика)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Основные этапы
организации
учебной
деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
К- коммуникативные,
Л-личностные,
П-познавательные,
Р-регулятивные
Этап мотивации
(самоопределение) к
учебной
деятельности.
Выработка на
личностно значимом
уровне внутренней
готовности
выполнения
нормативных
требований учебной
деятельности.
Включение в деловой ритм. Устное
сообщение.
Приветствие учеников.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня
первый день последней недели
четверти, нам, я думаю, особенно
необходимы хорошие результаты
работы на финише самой большой
учебной четверти. Я надеюсь на
активную
плодотворную,совместную работу.
Вы со мной соглассны? Итак
начинаем.
(Доброжелательный настрой.)
Выявление отсутствующих.
Проверка готовности к уроку.
Подготовка к работе.
Приветствуют учителя. Готовятся
к уроку, помогают выявить
отсутствующих.
К - умение соблюдать
дисциплину на уроке,
уважительно относиться к
учителю и одноклассникам.
Р - умение организовать
выполнение заданий
учителя.
Этап актуализации и
пробного учебного
действия.
Подготовка мышления
учащихся,
организация
осознания ими
внутренней
потребности к
построению учебных
действий и
фиксирование каждым
из них
индивидуального
затруднения в
пробном действии.
Проверка учителем за короткий
промежуток времени знаний и
способов действий учащихся,
установление пробелов в их усвоении.
Вопросы:
- Давайте ребята вспомним:
1) Из чего состоят тела? Как в-ва
классифицируются?
2) Из чего состоят вещества?
3) Из чего состоят молекулы?
Мы с вами 3 урока изучали то, что
лежит в основе мирозданья- что-?
Атомы! Элементов!
4) А что такое элемент?
5) Какие характеристики элементов
нам известны? Порядковый
номер,заряд ядра его атома-
количественные хар-ки , электронное
строение и свойства его атомов-
качественные хар-ки.
Проверка Д.з.- Кто выполнил д.з.,
кто- нет? Ребята, поднимите руки, у
кого не возникли затруднения при
выполнении д.з., у кого они
возникли? Давайте проверим
результаты. Обменялись тетрадями,
проверяем, записав фамилию
проверяющего карандашом. (работа
Ведут диалог, отвечают на
вопросы учителя.
У учащихся вызывает
затруднение вопрос о том, как
связано строение атома и
формы и свойства соединений
элемента.
Работа с рис. 72, отвечают на
вопросы.
К - умение вести диалог.
в парах), ставим + или - .
6) Выполнение заданий карточек- 3
вопроса разного уровня сложности –
выберите задания(1 или 2, 3)
«посильное» сегодня. 5 мин.
Обменялись тетрадями, проверяем.
Затруднения возникли? Какие?
Проговариваем общие ответы ( по
однотипным вопросам) особенно в-6
7) Валентные электроны это какие?
8) Что вы можете сказать о связи
числа валентных электронов и
свойствами эл-та ( М, неМ), а какой
фактор так же важен при этом? От
этого же зависит и какие соединения
(вещества)
образуют атомы элементов.
Рис 72 – проанализируйте
информацию.
Этап выявления
места и причины
затруднения.
Организовать анализ
учащимися
возникшей ситуации и
на этой основе
выявить места и
причины затруднения,
осознать то, в чем
именно состоит
недостаточность их
знаний, умений или
способностей.
Анализирует ответы учащихся и
совместно с детьми
определяет причину, вызванного
затруднения (новый неизученный
материал).
30 сентября мы знакомились с ПС
хим. эл-ов Д. И. Менделеева,
учились определять место ( адрес)
эл-та. Что же нам стало известно
20.03.17.? Выполняем мининаучную
работу.
Рассмотрим эл-ты № 1-20 по ПСХЭ,
выполняя задание стр. 173 по табл.
На этом этапе учащиеся
выявляют место и причину
затруднения. Учащиеся
проговаривают вопросы, на
которые знают ответ и вопрос,
который вызвал затруднение.
Выполняют задание стр. 173
табл. 22. Находят ошибку в
таблице. Используют (при
необходимости) таблицу-
рисунок из раздаточного
материала.
Повторяют технику
Р- коррекция знаний
учащихся.
22. Э. виртуальный и практический
по получению амфотерного
гидроксида, изучению его св-в,
натрий магний алюминий –с водой.
безопасности при проведении
эксперимента, выполняют
опыт под патронажем учителя.
Этап построения
проекта выхода из
затруднения.
Постановка целей
учебной деятельности
и на этой основе –
выбор способа и
средств их
реализации.
-Предлагает
установить цель урока,
Запишите слова, а может понятия,
попробуйте
сформулировать
тему
у р о к а . Элемент,
и зм е н е н и е ,
периодически, свойства.
Тема урока: Свойства химических
элементов
и
их
периодические
изменения.
Сформулируйте цель урока.
. Цель: выяснить, как и почему
изменяются свойства химических
элементов в периодах и группах.
Учитель записывает тему на доске.
Какая возникает проблема?
Учащиеся, прочитав слова и
обсудив их, сами формулируют
тему и цель урока, записывают в
тетрадях. Выявляют проблему.
Стр. 176- проблема
Р - целеполагание.
К- принимают, сохраняют
цели и следуют им в
учебной деятельности.
Этап реализации
построенного
проекта.
Построение
учащимися нового
способа действий
формирование умений
его применять как при
решении задачи,
вызвавшей
затруднение, так и при
решении задач такого
класса или типа
вообще.
-Просмотр рис. 74 , анализ данных.-
-Предлагает обсудить тему урока в
парах.используя график в учебнике.
Как изменяются св-ва эл-ов по
периодам и группам?
ПС хим. эл-ов Д. И. Менделеева
Читает стих. Николая Глазкова -стр
68 пособия.
Дает понятие «закон», «гипотеза».
Как шло открытие ПЗХЭ? Диск
,Слово Евграфовой Кр., Наливаеву
Л.
ПЗ-148 лет, 110 лет со дня смерти Д.
И. Менделеева 2 февраля 2017 года
Просмотривают рис. 74 ,
анализируют график.
Самостоятельно читают тест
параграфа стр 176.. Отвечают
на вопрос проблемы.
Формулируют чёткие
определения терминам.
Просматривают презентации.
Планирование работы с
учителем и сверстниками.
Формулировка закона ученым
и современная. Есть ли
противоречия? – стр 178
работают по учебнику.
К- умение вести диалог.
П- осуществляют поиск
информации.
П- осуществляют поиск
информации; составляют
простой план.
К- готовят устный рассказ.
Первичное
закрепление
Усвоение учащимися
нового способа
действия.
Физминутка
- Беседа учителя с учащимися о ПЗ
как о фундаменте науки химии. -
Предлагает (работа в парах)
рассказать о значении ПЗ.
Физминутка
Слушают учителя и отвечают
на его вопросы.
К- слушают собеседника и
вступают с ним в диалог,
задают вопросы.
П- выдвигают гипотезы и
их обосновывают.
К- выражают свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Этап
самостоятельной
работы
Интериоризация
(переход извне
внутрь) нового
способа действия и
исполнительская
рефлексия
(коллективная и
индивидуальная)
достижения цели
пробного учебного
действия, применение
нового знания в
типовых заданиях.
Дает задание: используя текст
учебника:
Стр. 19 тетради на печатной основе
задания.1-4
Стр.179 вопросы 2.3.4
Работают самостоятельно с
текстом учебника в тетради на
печатной основе стр. 19 зад.1-4,
Выполняют задания
П- осуществляют поиск
информации.
Этап включения
нового знания в
систему знаний и
повторения
Включение нового
способа действий в
систему знаний, при
этом - повторение и
закрепление ранее
изученного и
подготовка к
изучению следующих
разделов курса.
Стр. 179 в. 6
- Задание: Объясните выражение
«периодическая система –
естественная классификация
химических элементов, а таблица –
графическое изображение
периодического закона»?
- Вопросы для вывода:
Периодическая система и
периодическая таблица - это
одинаковые понятия?
« Значение периодического закона»
- Формируемые понятия:
«Материальность, единство и
познаваемость мира, взаимосвязь
явлений».
- Задание: Как вы понимаете
выражение : «Закон, являясь
инструментом познания, выполняет
три функции: обобщающую,
объясняющую, прогностическую»?
- Вопросы для вывода: Какие факты
доказывают научность открытого
Д.И.Менделеевым закона?
Тестирование по теме (с диска).
учатся отвечать ,закрепляют
полученные знания на уроке.
Повторяют значение терминов и
понятий. Переносят в тетрадь.
.
П- учатся считывать
информацию со схемы.
К- слушают собеседника и
вступают с ним в диалог,
задают вопросы.
Р- работают по инструкции.
Если останется время-
дидактическая игра – стр. 22.
Рефлексия
деятельности
Самооценка
учащимися
результатов своей
учебной
деятельности,
осознание метода
построения и границ
применения нового
способа действия.
- Обсуждает с учащимися
понравился ли им урок, что именно
они узнали из урока, достигли ли мы
поставленных целей?
- Стимулирует учащихся к
осмыслению того, как они работали на
уроке, например:
« Как я чувствовал себя, с каким
настроением работал, доволен ли
собой, были ли затруднения по
выполнению заданий»
- Похвалой за работу на уроке
мотивирует к работе на следующий
урок.
-На все ли вопросы о периодичности
и строении атома мы можем дать
ответ?
-Почему актиноиды и лантаноиды
за пределами системы? Почему у
них практически не ослабевают
металические свойства? Об этом мы
узнаем на следующих 2-х уроках.
Участвуют в осмыслении своих
действий и самооценке.
Л- подводят итоги своей
деятельности: что
получилось? Что не
получилось?
Р- что еще следует
повторить? Адекватно
воспринимают оценки и
отметки.
Д/З
Записывает домашнее задание на
доске и объясняет, как его надо
выполнять. П. 41, стр 179 задания
после п. -выбор, повторить п. 12 стр.
53 вопросы 1, 2- устно, значение
закона выписать в тетрадь—стр. 54.
Записывают в дневники
домашнее задание. Слушают
рекомендации учителя по его
выполнению.
К- слушают собеседника и
вступают с ним в диалог,
задают вопросы.