Напоминание

"Исследование эмоционального выгорания сотрудников службы пожарной безопасности"


Автор: Захарова Анна Петровна
Должность: студент
Учебное заведение: СВФУ
Населённый пункт: РС(Я) город Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: "Исследование эмоционального выгорания сотрудников службы пожарной безопасности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.К.АММОСОВА»

(СВФУ)

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра общей психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «Исследование эмоционального выгорания сотрудников службы

пожарной безопасности»

Специальность:44.05.01. Педагогика и психология девиантного поведения

Специализация:

«Психолого-педагогическая

профилактика

девиантного

поведения»

Выполнил:

студент 3 курса группы

ИП-С-ППДП-14

Захарова Анна Петровна

Руководитель работы:

Алексеева Полина Степановна

Допуск к защите:_____________

Подпись руководителя:______________

Дата: «6» ноября 2017г.

Оценка:_______

Оглавление

Введение................................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционального выгорания и

склонности к риску у сотрудников пожарной охраны.........................................5

1.1.

Понятие эмоционального выгорания........................................................... 5

1.2. Понятие готовности к риску............................................................................8

Глава 2. Эмпирическое исследование..................................................................12

2.1. Организация и методики исследования.......................................................12

2.2.

Анализ результатов исследования..............................................................12

Заключение.............................................................................................................22

Список литературы................................................................................................25

2

Введение

XXI

века

существенно

изменило

требования

к

профессиональному

образованию

и

личностным

качествам

сотрудника

экстренных

служб,

к

сформированности

психологической

готовности

к

эмоционально

насыщенным

ситуациям.

Ведь

частое

или

длительное

воздействие

деструктивных

факторов

может

привести

к

появлению

определенного

комплекса негативных эмоций и, как следствие, физическому и психическому

истощению человека. Сначала исследователи определяли небольшой круг

профессионалов, подвергающихся «эмоциональному выгоранию», в число

которых

были

работники

медицинских

учреждений

и

различных

благотворительных

организаций.

Позже

обратили

внимание

на

профессиональное

выгорание

среди

военных,

педагогов,

милиционеров

(полицейских), тюремного персонала, юристов.

Беспокойная,

эмоционально

напряженная

атмосфера

в

МЧС

от

сотрудников

таких

психологических

и

физических

затрат,

которые

часто

преобладают над ресурсами, в результате чего у них нарушается состояние

психологического

равновесия,

что

и

может

привести

к

эмоциональному

выгоранию.

Со стояние

исследования

проблемы.

Изучению

фе н оме н а

эмоционального выгорания, его содержанию и симптоматике посвятили свои

исследования

В.

Бойко,

И.

Ващенко,

Н.

Водопьянова,

Дж.

Гринберг,

Л.

Карамушка, И. Кущ, М. Лейтер, А. Лешукова, Г. Макарова, К. Масс Лач, П.

Марк, Дж. Молли, В. Орел, Т. Ронгинська, М. Скугаревська, М. Смульсон,

Дж. Сторли, Д. Трунов, Т. Форманюк, Г. Фрейденбергер, Н. Чепелева, Л.

Юрьева и другие. Однако проблеме эмоционального выгорания у работников

МЧС посвящено небольшое количество работ (И. Ващенко, А. Крапивина, А.

Лунина, Н. Поварово, В. Медведев и другие).

3

Актуальность: Проблема

изучения

эмоционального

выгорания

у

сотрудников пожарной охраны является актуальной ввиду стрессогенного

характера

их

профессиональной

деятельности.

Формирование

эмоционального выгорания может происходить и из-за того, что работники

могут не до конца быть подготовленными в физическом и психическом

плане. Поэтому нужно проводить исследования эмоционального выгорания с

учетом возраста и стажа в этой должности.

Ц е л ь : изучение

взаимосвязи

склонности

к

риску

и

синдрома

эмоционального выгорания сотрудников экстренных служб.

Предмет:

1. Показатели и уровни склонности к риску;

2. Показатели и уровни эмоционального выгорания

Гипотезы:

1. Выраженность симптомов эмоционального выгорания и его уровней

зависит от стажа работы сотрудника, чем больше стаж, тем выше склонность

к эмоциональному выгоранию и риску.

Независимая переменная: склонность к риску.

Зависимая переменная: эмоциональное выгорание.

Задачи:

1.

Проанализировать научную литературу по проблеме взаимосвязи

склонности

к

риску

и

синдрома

эмоционального

выгорания

работников

пожарной безопасности.

2.

Провести

анализ

взаимосвязи

склонности

к

риску

и

уровня

эмоционального выгорания.

Методы и методики:

1.

Методика «Готовность к риску» (RSK) Шуберта

2.

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.

Бойко;

4

3.

Методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни;

коэффициент ранговой корреляции Спирмена)

Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционального

выгорания и склонности к риску у сотрудников пожарной охраны

1.1.

Понятие эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание - один из новых исследуемых в психологии

феноменов,

чаще

всего

рассматривается

и

объясняется

с

отрицательной

стороны.

Когда

работник

«выгорает»,

это

отражается

на

эффективности

выполнения им профессиональных обязанностей, в отношениях с коллегами

по работе и членами семьи, так как приводит к эмоциональной и личностной

отчужденности,

неудовлетворенности

собой,

тревоге,

депрессии,

неадекватному

эмоциональному

реагированию

на

служебные

и

обычные

жизненные ситуации. Но заострять внимание на положительных моментах,

которые сопровождают это состояние, было бы неправильно.

Плюсы эмоционального выгорания в том, что оно позволяет человеку

экономно и дозировано использовать свои энергетические ресурсы. Термин

«эмоциональное выгорание» ( «burnout») введен американским психиатром

Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического

состояния

изнеможения,

истощения

с

чувством

собственной

ненужности

здоровых людей, находящихся в интенсивного и тесном общении с другими

людьми (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере [9].

К. Кондо определяет «выгорание» как дезадаптированость к рабочему

месту

из-за

чрезмерного

рабочего

напряжения

и

неадекватных

межличностных

отношений.

Социальный

психолог

К.

Маслач

и

коллеги

исследуют

взаимодействие

людей

в

ситуационном

контексте

работы

и

выделяют

такие

ситуативные

факторы

выгорания,

как

значительное

количество клиентов, наличие отрицательной обратной связи от клиента и

отсутствие личностных ресурсов для преодоления стресса [10].

5

В исследованиях Б. Пельман и Е. Хартмана эмоциональное выгорание

рассматривается как динамический процесс, развивающийся во времени и

характеризующийся уровнем выраженности его проявлений по нарастающей

[17].

Отечественных

исследований

феномена

эмоционального

выгорания

мало,

поскольку

в

советском

и

постсоветском

научном

контексте

тема

эмоционального

выгорания

была

табуирована,

и

именно

поэтому

было

небольшое

количество

попыток

исследовать

и

понять,

что

же

реально

происходит

со

специалистами,

как

им

помочь

справиться

с

подобными

состояниями

и

каким

образом

можно

предупредить

возникновение

негативных эмоциональных состояний [6].

По В. Бойко, «эмоциональное выгорание это выработанный особый

механизм

психологической

защиты

в

форме

полного

или

частного

исключения эмоций в ответ на выборочные психотравмирующие действия,

приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального,

поведения.

Эмоциональное

выгорание

представляет

собой

п р о ц е с с ,

развивающийся во времени. Он начинается с сильного и длительного стресса

на

работе

в

той

ситуации,

когда

требования

к

человеку

(внутренние

и

внешние) постоянно превышают имеющиеся у нее ресурсы (внутренние и

внешние),

что

приводит

к

нарушению

состояния

психофизиологической

равновесия »[5, с. 122].

Основными

индикаторами

синдрома

эмоционального

выгорания

являются:

чувство

эмоционального

истощения,

изнеможения

(человек

чувствует

невозможность

отдаваться

работе

так,

как

это

было

прежде);

дегуманизация,

деперсонализация

(тенденция

развивать

негативное

отношение к клиентам) негативное отношение к самой работе; отрицательное

самовосприятие

в

профессиональном

аспекте,

недостаток

чувства

профессионального

мастерства;

бедность

набора

рабочих

действий;

усталость,

истощение;

бессонница

осутствие

аппетита

или,

наоборот,

6

переедание; проявления агрессии; негативное настроение и связанные с ним

эмоции;

переживания

чувства

вины;

злоупотребления

(химические,

алкогольные и т.д.).

Сегодня не существует единой обобщенной классификации факторов,

детерминирующих эмоциональное выгорание. Зарубежные и отечественные

ученые при изучении эмоционального выгорания у работников различных

сфер

деятельности

классифицируют

факторы,

обусловливающие

его

возникновение.

Например,

Р.

Глен

разделял

факторы

эмоционального

выгорания

на

профессиональные

и

личностные,

К.

К.

Кондо

на

индивидуальные, социальные и организационные, М. Лейтер на социально-

психологические, личностные и профессиональные, Б. Перлман и Е. Хартман

на личностные, ролевые и организационные [10]; [11].

Т.

Зайчикова,

изучая

возникновения

синдрома

эмоционального

выгорания

у

педагогов,

выделила

следующие

факторы:

1)

социально-

экономические;

2)

социально-психологические;

3)

индивидуально-

психологические, социально-демографические и личностные.

Г. Никифоров определила факторы, обусловливающие возникновение и

развитие эмоционального выгорания: 1) личностные; 2) статусно-ролевые; 3)

профессионально-организационные; 4) экзистенциальные [13].

Отечественный исследователь В. Орел выделил две группы факторов,

обусловливающие

возникновение

эмоционального

выгорания:

1)

индивидуальные, к которым относятся социально-демографические (возраст,

пол, семейное положение, стаж работы, социальное происхождение и т.д.) и

личностные

особенности

(выносливость,

локус

контролю,

стратегии

преодоления, самооценка и т.д.); 2) организационные, которые охватывают

условия работы (дефицит времени, продолжительность рабочего дня и т.д.),

содержание работы (интенсивность профессионального становления, участие

в

принятии

решений

и

т.д.),

социально-психологические

особенности

(взаимоотношения

в

организации,

наличие

социальной

поддержки)

и

7

ролевые особенности (ролевые конфликты, ролевая амбивалентность и т.п.)

[17].

По

мнению

отечественного

исследователя

В.

Бойко,

наиболее

распространенным является разделение факторов эмоционального выгорания

на

два

блока:

внешние

факторы,

характеризующие

особенности

профессиональной

деятельности,

и

внутренние,

которые

касаются

индивидуальных характеристик самых профессионалов.

К

внешним

автор

относит:

1)

напряженную

психоэмоциональную

деятельность;

2)

дестабилизирующую

организацию

деятельности;

3)

повышенную ответственность за выполнение возложенных обязанностей; 4)

неблагоприятную

психологическую

атмосферу

профессиональной

деятельности; 5) психологически тяжелый контингент, с которым приходится

общаться при осуществлении деятельности.

К внутренним факторам эмоционального выгорания В. Бойко относит:

1) склонность к эмоциональной ригидности; 2) интенсивное восприятие и

переживание

обстоятельств

деятельности;

3)

слабую

мотивацию

эмоциональной

отдачи

в

деятельности;

4)

моральные

дефекты

и

дезориентацию личности [6].

1.2. Понятие готовности к риску

Общество риска - это постиндустриальная формация, которая имеет

ряд особенностей. Главная из них в том, что для общества риска характерно

аспределение угроз различного происхождения и обусловленных ими рисков,

тогда как для индустриального распределение благ. В обществе риска, по

мере его развития, оказывается все больше негативных факторов, влияющих

на разных членов общества неравномерно. Таким образом, проблема риска,

как

предпосылки

экстремальных

ситуаций

неотвратимо

становится

характеристикой

национальной

безопасности

любой

государства.

Как

8

свидетельствует статистика, риск возникновения чрезвычайных ситауций как

природного, так и техногенного характера существенно вырос в сравнении с

прошлыми годами. Особое место сегодня занимают техногенные аварии и

катастрофы,

процент

которых

в

последнее

время

становится

еще

выше.

Участились аварии на транспорте, как на железной дороге, так и на дорогах;

в

связи

с

природными

аномалиями

и

учитывая

человеческий

фактор,

количество и площадь лесных пожаров выросла невероятно. Данные аварии

приводят

к

гибели

и

травмированию

большого

количества

людей,

повреждению имущества и загрязнению окружающей среды [22].

Растет не только количество чрезвычайных происшествий, но и их

трамватичность,

что

затрудняет

ликвидацию

последствий.

При

этом

основной

службой,

которая

в

настоящее

время

в

стране

занимается

профилактикой и ликвидацией чрезвычайных ситуаций является аварийно-

спасательные

подразделения

МЧС.

От

слаженной

и

профессиональной

работы

сотрудников

данных

подразделений

зависит

качество

проведения

работ

по

ликвидации

последствий

чрезвычайных

ситуаций

и

количество

убытков и человеческих жертв. Результаты данной работы зависят не только

от работоспособности коллектива в целом, но и от личной компетентности и

успешности

действий

каждого

сотрудника,

который

является

составной

частью

подразделения.

Поэтому

достаточно

серьезно

стоит

вопрос

комплектации

аварийно-спасательных

подразделений

специалистами,

способными

к

эффективным

и

результативным

действиям

в

условиях

экстремальной ситуации [28].

Большое влияние на выполнения служебных обязанностей, связанных с

постоянным риском для жизни и здоровья, играет склонность к риску таких

сотрудников.

Анализ

литературы

по

проблемы

склонности

к

риску

работников, работающих в экстремальных условиях, показал, что данный

вопрос изучен недостаточно. Мало изученными в настоящее время остаются

проблемы

влияния

склонности

к

риску,

которая

присуща

работникам

аварийно-спасательных подразделений, на выполнение ими обязанностей по

9

ликвидации

последствий

аварий,

катастроф

и

других

чрезвычайных

ситуаций, а также обоюдной связи между уровнем приемлемого риска и

успешностью работника на службе.

Анализ

современных

отечественных

и

зарубежных

исследований

позволяет утверждать, что в современной психологии отсутствует единый

взгляд

на

феномен

склонности

к

риску,

который

является

неотъемлемой

составляющей

поведения

человека

в

экстремальной

ситуации.

С.Б.

Дж.

Айзенк

с

коллегами

считает

склонностью

к

риску

готовность

испытать

острые ощущение и готовность оказаться в опасной ситуации.

Аналогична мнение С.Н. Богомоловой, которая считает склонность к

риску

частью

потребности

в

ощущениях

и

стимуляции.

Т.В.

Корнилова

определяет склонность к риску как готовность к самоконтролю действий при

отсутствии

или

недостаточности

необходимых

ориентиров,

а

также

готовность полагаться на свой потенциал. Она также считает склонность к

риску

выходной

из

таких

личностных

качеств,

как

самооценка,

система

ценностей, экстраверсия-интроверсия [4].

По

мнению

ученого,

знания

об

уровне

развития

данных

качеств

отдельной личности позволяет прогнозировать действия человека в ситуации

неопределенности, но не отвечает на вопрос, почему же люди рискуют, когда

по всем признакам и критериям делать этого не должны.

Кроме

того,

готовность

к

риску

обычно

соотносится

с

динамикой

психических

структур,

сопровождается

гибкостью,

толерантностью

и

прогрессивностью личности. Солнцева Г.Н. [24] говорит о двух базовых

качества личности. Первая самооценка, результат признания себя как особой,

уникальной

личности,

отличается

от

других

людей,

и

одновременно

умеющей поставить себя на место другого. Люди с высокой самооценкой

склонны к преувеличению своих возможностей в достижении цели, поэтому

и

их

порог

опасности

перемещен

в

сторону

большей

достоверности

необходимого

результата, а для людей с низкой самооценкой в сторону

меньшей достоверности. Вторая - система ценностей. Характер возможных

10

последствий, в том числе и определенной угрозы, людьми с различными

системами

ценностей

оценивается

по-разному,

что

в

свою

очередь

определяет, будет ли человек действовать в ситуации опасности, откажется от

определенного действия.

11

Глава 2. Методическое обоснование исследования выраженности

симптомов эмоционального выгорания у сотрудников противопожарной

службы

2.1. Организация и методики исследования

Исследование проходило на базе «Пятый отряд ФПС по РС(Я)» в нем

приняло

участие

30

человек,

сотрудники

пожарной

охраны,

мужчины,

возраст от 20 до 37 лет, стаж работы 1-5 лет.

Были использованы методики:

1)

Методика

диагностики

уровня

эмоционального

выгорания

В.В.

Бойко;

2) Методика «Готовность к риску» (RSK) Шуберта.

3) Метод ранговой корреляции Спирмена

Описание метода ранговой корреляции Спирмена

Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту

(силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или

двумя профилями (иерархиями) признаков.

Для подсчета ранговой корреляции Спирмена необходимо располагать

двумя

рядами

значений,

которые

могут

быть

проранжированы.

Такими

рядами значений могут быть:

1) два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых;

2)

две

индивидуальные

иерархии

признаков,

выявленные

у

двух

испытуемых по одному и тому же набору признаков;

3) две групповые иерархии признаков;

4) индивидуальная и групповая иерархии признаков.

Вначале показатели ранжируются отдельно по каждому из признаков.

Как правило, меньшему значению признака начисляется меньший ранг.

12

Ограничения коэффициента ранговой корреляции

1)

по

каждой

переменной

должно

быть

представлено

не

менее

5

наблюдений;

2)

коэффициент

ранговой

корреляции

Спирмена

при

большом

количестве

одинаковых

рангов

по

одной

или

обеим

сопоставляемым

переменным дает огрубленные значения. В идеале оба коррелируемых ряда

должны

представлять

собой

две

последовательности

несовпадающих

значений.

Глава 3. Эмпирическое исследование выраженности симптомов

эмоционального выгорания у сотрудников противопожарной службы

3.1.

Представление результатов исследования выраженности

уровня эмоционального выгорания

Вначале

мы

рассмотрим

результаты

исследования

эмоционального

выгорания

по

методике

В.

В.

Бойко

и

выделим

испытуемых

со

сформировавшимся

эмоциональным

выгоранием,

формирующимся

и

не

сформировавшимся в группах с разным стажем работы – менее трех лет и

более трех лет (рис. 1, табл. 1).

Таблица 1

Сформированность эмоционального выгорания

Выгорание

До 3 лет

3-5 лет

сформировавшееся

27%

34%

Формирующееся

66%

61%

не сформировавшееся

7%

5%

13

сформировавшееся

формирующееся

не сформировавшееся

27%

66%

7%

34%

61%

5%

Рис. 1. Сформированность эмоционального выгорания

Как можно видеть, у большинства сотрудников в обеих группах – 66% и

61%

эмоциональное

выгорание

формируется,

у

27%

и

34%

оно

сформировалось, у 7% и 5% выгорание не сформировано. Однако, процент

сотрудников со сформировавшимся выгоранием в группе со стажем 3-5 лет

выше, чем в группе 1-3 года службы.

Теперь рассмотрим средние показатели по каждой фазе выгорания (рис.

2)

14

напряжение

резистенция

истощение

27,9

50,06

39,6

29,4

54,3

47,3

Рис. 2. Средние показатели фаз выгорания

Как можно видеть на рис. 2, большинство сотрудников со стажем 1-3

года службы находится в фазе резистенции, здесь самые высокие средние

показатели,

далее

следует

фаза

истощения

и

далее

напряжения.

У

сотрудников со стажем более 3 лет службы выше показатели всех трех фаз

выгорания.

На рис. 3. отображены средние показатели по симптомам выгорания.

15

5,7

6,8

9,9

5,4

13,7

12,6

7,6

16,06

12,3

13

9,7

4,6

4,4

2,4

10,5

7,4

16,6

17,3

12,4

19,4

19,5

17,4

16,3

6,2

Рис. 3. Средние показатели симптомов выгорания

Как можно видеть на рис. 3, в группе со стажем 1-3 года наиболее

выражен

симптом

редукции

профессиональных

обязанностей,

в

группе

испытуемых он уже сложился.

Далее

следуют

неадекватное

эмоциональное

реагирование,

эмоциональная отстраненность, эмоционально-нравственная дезориентация,

эмоциональный

дефицит,

загнанность

в

клетку,

деперсонализация

эти

симптомы находятся на стадии формирования.

Симптомы

переживания

психотравмирующих

обстоятельств,

неудовлетворенность

собой,

тревога

и

депрессия,

расширение

сферы

экономии эмоций, психосоматические нарушения не сформированы.

В

группе

со

стажем

3-5

лет

формируются

такие

симптомы

как

переживание психотравмирующих обстоятельств,

16

Сформированы

«загнанность

в

клетку»,

тревога

и

депрессия,

неадекватное

избирательное

эмоциональное

реагирование,

эмоционально-

нравственная дезориентация, расширение сферы экономия эмоций, редукция

профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, эмоциональная

отстраненность,

личностная

отстраненность

(деперсонализация)

психосоматические и психовегетативные нарущения.

Несформировано чувство неудовлетворенности собой.

Таблица 2

Сравнительный анализ эмоционального выгорания у сотрудников пожарной

охраны с разным стажем службы

1-

3года

3-5

лет

U

p

Напряжение

27,9

29,4

91

Резистенция

50,06

54,3

88

Истощение

39,6

47,3

49

0.05

Переживание психотравмирующих

обстоятельств

5,7

4,4

73

Неудовлетворённость собой

6,8

2,4

47

0,05

«Загнанность в клетку»

9,9

10,5

76

Тревога и депрессия

5,4

7,4

82

Неадекватное избирательное

эмоциональное реагирование

13,7

16,6

46

0,05

Эмоционально-нравственная

дезориентация

12,6

17,3

46,5

0,05

Расширение сферы экономия эмоций

7,6

12,4

51

0,05

Редукция профессиональных обязанностей

16,06

19,4

98

Эмоциональный дефицит

12,3

19,5

55

0,05

Эмоциональная отстраненность

13

17,4

53

0,05

Личностная отстраненность

(деперсонализация)

9,7

16,3

49

0,05

Психосоматические и психовегетативные

нарущения

4,6

6,2

102

Как

можно

видеть

из

табл.

2,

обнаружены

достоверные

различия

в

следующих

показателях:

истощение,

неадекватное

избирательное

эмоциональное

реагирование,

эмоционально-нравственная

дезориентация,

17

расширение

сферы

экономия

эмоций,

эмоциональный

дефицит,

эмоциона льная

от ст раненно сть,

лич но стная

о т с т р а н е н н о с т ь

(деперсонализация), эти показатели достоверно выше у работников со стажем

службы более 3 лет. Показатель неудовлетворенности собой достоверно выше

в группе со стажем службы до 3 лет.

Далее мы измерили уровень готовности к риску в группах. Результаты

изображены на рис. 4.

низкая

средняя

высокая

0%

27%

73%

0%

35%

65%

1-3 года

3-5 лет

Рис. 4. Склонность к риску

Как можно видеть на рис. 4, сотрудников с низким уровнем готовности

к риску не выявлено, в группе со стажем службы 1-3 года 27% имеют

среднюю готовность к риску, 73% - высокую готовность, в группе со стажем

службы 3-5 лет – 35% имеют средний уровень готовности к риску, 65% -

высокий.

Проверка достоверности различий отображена в табл. 3.

18

Таблица 3

Сравнительный анализ готовности к риску у сотрудников пожарной охраны с

разным стажем службы

1-

3года

3-5

лет

U

p

Готовность к риску

9,8

14,6

43

0,01

Как можно видеть в табл. 3, различия в степени готовности к риску у

сотрудников МЧС с разным сроком службы достоверны, в группе со стажем

1-3 года готовность к риску достоверно выше по сравнению с сотрудниками,

которые служат более 3 лет.

Далее

был

проведен

корреляционный

анализ

взаимо связей

эмоционального выгорания и готовности к риску у сотрудников пожарной

охраны

с

разным

стажем

службы.

Результаты

анализа

в

первой

группе

представлены в табл. 4.

Таблица 4

Корреляционный анализ взаимосвязей эмоционального выгорания и

готовности к риску у сотрудников пожарной охраны со стажем службы 1-3

года

Готовность к

риску

Напряжение

-0,33

Резистенция

-0,21

Истощение

-0,55 при 0,05

Переживание психотравмирующих обстоятельств

0,22

Неудовлетворённость собой

-0,57 при 0,05

«Загнанность в клетку»

-0,23

Тревога и депрессия

-0,49 при 0,05

Неадекватное избирательное эмоциональное

реагирование

-0,32

Эмоционально-нравственная дезориентация

-0,61 при 0,01

Расширение сферы экономия эмоций

-0,27

Редукция профессиональных обязанностей

-0,66 при 0,01

19

Готовность к риску

Тревога и депрессия

истощение

Неудовлетворенность собой

Редукция профессиональных обязанностей

эмоционально-нравственная дезориентация

Эмоциональный дефицит

-0,21

Эмоциональная отстраненность

-0,32

Личностная отстраненность (деперсонализация)

-0,18

Психосоматические и психовегетативные нарущения

-0,28

Как можно видеть из табл. 4, выявлены обратные значимые корреляции

между такими компонентами эмоционального выгорания и склонность к

риску

как: истощение,

неудовлетворённость

собой,

тревога

и

депрессия,

эмоционально-нравственная

дезориентация,

редукция

профессиональных

обязанностей, чем ярче выражены эти качества, тем ниже склонность к риску.

Корреляционная плеяда отображена на рис. 5.

Рис. 5. Значимые корреляции

Таблица 5

20

Корреляционный анализ взаимосвязей эмоционального выгорания и

готовности к риску у сотрудников пожарной охраны со стажем службы 3-5

лет

Готовность к

риску

Напряжение

-0,22

Резистенция

-0,24

Истощение

-0,59 при 0,01

Переживание психотравмирующих обстоятельств

-0,64 при 0,01

Неудовлетворённость собой

-0,18

«Загнанность в клетку»

0,49 при 0,05

Тревога и депрессия

-0,55 при 0,05

Неадекватное избирательное эмоциональное

реагирование

-0,30

Эмоционально-нравственная дезориентация

-0,63 при 0,01

Расширение сферы экономия эмоций

-0,23

Редукция профессиональных обязанностей

-0,67 при 0,01

Эмоциональный дефицит

-0,29

Эмоциональная отстраненность

-0,35

Личностная отстраненность (деперсонализация)

-0,24

Психосоматические и психовегетативные нарущения

-0,22

Как можно видеть из табл. 5, выявлены обратные значимые корреляции

между такими компонентами эмоционального выгорания и склонность к

риску

как: истощение,

переживание

психотравмирующих

обстоятельств,

тревога и депрессия, эмоционально-нравственная дезориентация, редукция

профессиональных обязанностей, чем ярче выражены эти качества, тем ниже

склонность

к

риску.

Выявлена

положительная

корреляция

между

загнанностью в клетку и готовностью к риску.

21

Рис. 6. Значимые корреляции

Как

можно

видеть,

структура

корреляционных

связей

в

группах

отличается мало, в группе с большим стажем появляются 2 новых фактора –

переживание психотравмирующих обстоятельств и загнанность в клетку.

22

Готовность к риску

Тревога и депрессия

истощение

Переживание

психотравмирующих

обстоятельств

Редукция профессиональных

обязанностей

эмоционально-нравственная

дезориентация

Загнанность в клетку

Заключение

Под

синдромом

эмоционального

выгорания

понимает

комплекс

симптомов, связанных с изменениями поведения личности под влиянием

профессионального

стресса.

На

развитие

синдрома

оказывают

влияние

организационные

и

социальные

факторы.

Происхождение

синдрома

эмоционального выгорания определяется индивидуальными различиями в

эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых проходит

профессиональная

деятельность

работника.

Синдром

эмоционального

выгорания может проявляться под видом различных состояний состояния и

внутренних процессов, которые имеют различные причины и нуждаются в

своем решении в разных подходах.

У большинства сотрудников в группах с разным стажем работы - 66% и

61%

-

эмоциональное

выгорание

формируется,

у

27%

и

34%

оно

сформировалось, у 7% и 5% выгорание не сформировано. Однако, процент

сотрудников со сформировавшимся выгоранием в группе со стажем 3-5 лет

выше, чем в группе 1-3 года службы.

Большинство сотрудников со стажем 1-3 года службы находится в фазе

резистенции, здесь самые высокие средние показатели, далее следует фаза

истощения и далее – напряжения. У сотрудников со стажем более 3 лет

службы выше показатели всех трех фаз выгорания.

В группе со стажем 1-3 года наиболее выражен симптом редукции

профессиональных обязанностей, в группе испытуемых он уже сложился.

Далее

следуют

неадекватное

эмоциональное

реагирование,

эмоциональная отстраненность, эмоционально-нравственная дезориентация,

эмоциональный

дефицит,

загнанность

в

клетку,

деперсонализация

эти

симптомы находятся на стадии формирования.

23

Симптомы

переживания

психотравмирующих

обстоятельств,

неудовлетворенность

собой,

тревога

и

депрессия,

расширение

сферы

экономии эмоций, психосоматические нарушения не сформированы.

В

группе

со

стажем

3-5

лет

формируются

такие

симптомы

как

переживание психотравмирующих обстоятельств,

Сформированы

«загнанность

в

клетку»,

тревога

и

депрессия,

неадекватное

избирательное

эмоциональное

реагирование,

эмоционально-

нравственная дезориентация, расширение сферы экономия эмоций, редукция

профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, эмоциональная

отстраненность,

личностная

отстраненность

(деперсонализация)

психосоматические и психовегетативные нарущения.

Несформировано чувство неудовлетворенности собой.

Обнаружены достоверные различия в следующих показателях: истощение,

неадекватное

избирательное

эмоциональное

реагирование,

эмоционально-

нравственная

дезориентация,

расширение

сферы

экономия

эмоций,

эмоциональный

дефицит,

эмоциональная

отстраненность,

личностная

отстраненность

(деперсонализация),

эти

показатели

достоверно

выше

у

работников со стажем службы более 3 лет. Показатель неудовлетворенности

собой достоверно выше в группе со стажем службы до 3 лет.

Сотрудников с низким уровнем готовности к риску не выявлено, в

группе со стажем службы 1-3 года 27% имеют среднюю готовность к риску,

73% - высокую готовность, в группе со стажем службы 3-5 лет – 35% имеют

средний уровень готовности к риску, 65% - высокий.

Различия в степени

готовности к риску у сотрудников МЧС с разным сроком службы достоверны,

в

группе

со

стажем

1-3

года

готовность

к

риску

достоверно

выше

по

сравнению с сотрудниками, которые служат более 3 лет.

Выявлены

обратные

значимые

корреляции

между

т акими

компонентами

эмоционального

выгорания

и

склонность

к

риску

как:

истощение, неудовлетворённость собой, тревога и депрессия, эмоционально-

24

нравственная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей, чем

ярче выражены эти качества, тем ниже склонность к риску.

Выявлены

обратные

значимые

корреляции

между

т акими

компонентами

эмоционального

выгорания

и

склонность

к

риску

как:

истощение,

переживание

психотравмирующих

обстоятельств,

тревога

и

депрессия,

эмоционально-нравственная

дезориентация,

редукция

профессиональных обязанностей, чем ярче выражены эти качества, тем ниже

склонность

к

риску.

Выявлена

положительная

корреляция

между

загнанностью в клетку и готовностью к риску. Структура корреляционных

связей в группах отличается мало, в группе с большим стажем появляются 2

новых

фактора

переживание

психотравмирующих

обстоятельств

и

загнанность в клетку.

25

Список литературы

1.

Арутюнов,

А.

В.

Изучение

синдрома

эмоционального

выгорания

у

врачей-стоматологов

и

методы

его

профилактики:

Дис.

канд.

мед.наук. - М., 2004.

2.

Б o й к o

В . В .

C и н д p o м

« э м o ц и o н a л ь н o г o

в ы г o p a н и я »

в

пpoфeccиoнaльнoм oбщeнии /В.В. Бoйкo. – CПб.: Питep, 2014. - с.68.

3.

Бабич

О.И.

Синдром

эмоционального

выгорания:

проявления,

организационные факторы риска // Психология управления: опыт и

проблемы работы с персоналом: материалы межрегиональной научно-

практической конференции 20-21 апреля 2006 г. – Чита: Издательство

БГУЭП, 2006. – С. 3-8.

4.

Балахонов,

А.В.,

Белов

В.Г.,

Пятибрат

Е.Д.,

Пятибрат

А.О.

Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка

астенизации и психосоматической патологии // Вестник СПУ. - 2009. -

№ 3. - С. 57-71.

5.

Барабанова, М.В. Изучение психологического содержания синдрома

«эмоционального сгорания»// Вестник МГУ. - 2011. - № 1. - С. 54-58.

6.

Барабанова, М.В. Изучение психологического содержания синдрома

«эмоционального сгорания»// Вестник МГУ. - 2011. - № 1. - С. 54-58.

7.

В oдoпья нoвa

Н.E.

C индpoм

пcихич ecкoгo

выгopaния

в

к o м м у н и к a т и в н ы х

п p o ф e c c и я х / Н . E .

В o д o п ь я н o в a

/ /

Пcихoлoгияздopoвья

/

Пoдpeд.

Г.

C.

Никифopoвa.

CПб.:

ИздaтeльcтвoCПб ГУ, 2000. – C. 443–463.

8.

Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика.

- СПб.: Питер, 2010. - 336 с.

9.

Водопьянова,

Н.Е.,

Старченкова

Е.С.

Психическое

выгорание

и

качество

жизни

//

Психологические

проблемы

самореализации

личности. - 2009. - № 6. - С. 140-154.

26

10.Гавриленко,

М.А.

Защитные

механизмы

личности

в

структуре

синдрома выгорания // Украинский медицинский журнал. - 2010. - №6.

- С. 122-124.

11.Деркач,

А.А.

Профессионализм

деятельности

в

особых

и

экстремальных условиях: (психолого - акмеологические основы). - М.:

Изд-во РАГС, 2013. - 152с.

12.Кайбышев, В. Т. Профессионально детерминированный образ жизни и

здоровье врачей в условиях современной России // Медицина труда и

пром. экология. - 2009. - № 12. - С. 21-26.

13.Ларендова, Л.И, Соколова В.Д. Профессиональный стресс и синдром

эмоционального выгорания // Российский стоматологический журнал.

-2009. - № 34-36. - С. 25-40.

14.Лозинская, Е.И. Проявление синдрома перегорания у психиатров и

онкологов // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени

В.М. Бехтерева. - 2011. - № 3. - С. 16-19.

15.Орел,

В.Е.

Феномен

«выгорания»

в

зарубежной

психологии.

Эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2010. - № 1.-

С.16-21.

16.Орел, В.Е., Рукавишников А.А. Феномен «выгорания» как проявление

воздействия

профессиональной

деятельности

на

личность

в

кн.:

Психология

субъекта

профессиональной

деятельности.

Сборник

научных трудов. - Ярославль, 2014. - 245 с.

17.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии /

Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2008. - 506 с.

18.Скугаревская,

М.М.

Синдром

эмоционального

выгорания

/ /

Медицинские новости. - 2012. - № 7. - С. 3-9.

27



В раздел образования