Автор: Анюхина Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №31
Населённый пункт: г.о.Мытищи
Наименование материала: статья
Тема: "Использование кейс -технологии в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
г.о. Мытищи
Московской области
Тема выступления
на научно – практической конференции:
Использование кейс - технологий в начальной школе
Подготовила:
учитель начальных классов
Анюхина Н.Н.
2017 г.
Слайд №1, №2, №3 «Знание, полученное человеком в готовом виде,
менее ценно для него и поэтому не так долговечно,
как продукт собственного мышления».
Сократ
В течение многих столетий главной целью образования считалось сообщение
фактических знаний, используя которые можно было спокойно прожить всю жизнь.
В современной жизни этот принцип передачи знаний уже неэффективен. Главным
становится умение осваивать и использовать новую информацию для решения
стоящих перед человеком проблем.
Для достижения новых результатов образования необходимо использовать
новые , более эффективные методы.
Федеративный образовательный стандарт начального общего образования
ориентирует сегодня на использование в образовательном процессе современных
технологий деятельностного подхода. Наиболее актуальными становятся
технологии: Слайд №4
ИКТ
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология проблемного обучения
Педагогика сотрудничества
КЕЙС- ТЕХНОЛОГИЯ и др.
Одним из новых технологий обучения деятельностного типа является проблемно –
ситуативное обучение с использованием кейсов. В настоящее время внедрение
учебных кейсов в российском образовании является актуальным.
Слайд №5 Само понятие «КЕЙС –технология» зародилась в Гарвардской школе
бизнеса (США) в начале 20 века. В России кейс- технологии называют методом
анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В переводе «Case» -
портфель, чемоданчик. Кейс- технология – это система методов и приёмов,
основанная на решении конкретных проблем, задач- ситуаций (кейсов). Как
правило, кейс состоит из трёх частей: слайд №6
Вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса;
Описание конкретной ситуации
Задания к кейсу
В.Н.Птицын писал: слайд №7
« Традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из
ситуации на основе прошлого».
Интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека, который знает,
как справиться с настоящим.
Кейс –метод (или обучение на конкретном примере) готовит мудрого человека,
умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него»
Кейс – технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или
статьи, не ответ на вопрос преподавателя – это анализ конкретной ситуации,
который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Виды кейсов:
слайд №8
Печатный кейс ( может содержать графики, таблицы, диагарммы,
иллюстрации, что делает его более наглядным);
Мультимедиа – кейс (наиболее популярный в последнее время, он зависит от
технического оснащения школы)
Видео – кейс (может содержать фильм, аудио и видео –материалы).
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги
работы можно представить как в устной, так и в письменной форме. В последнее
время очень активно используется мультимедийное представление результатов.
Знакомство с кейсами может происходить как на уроке, так и заранее в виде
домашнего задания. ( Учитель может создавать собственные кейсы и использовать
готовые кейсы). Кейсы можно представлять в различной форме: от одной страницы
до нескольких. В зависимости от уровня класса Кейсы заготавливать только в
печатном виде, допустимо наличие фото, таблиц, диаграмм, что делает материал
более доступным для обучающихся.
Обучение при помощи кейс- технологии является сложным процессом, не поддаётся
единому алгоритму в работе. Тем более, что творческие действия алгоритмизировать
не возможно.
Алгоритм работы с кейсом: Слайд №9
Ознакомление с текстом кейса (может происходить дома или на предыдущем
уроке).
Организация обсуждения кейса (формулирование вопросов, вовлечение
обучающихся в обсуждение кейса, включение их в дискуссию).
Управление дискуссией (предполагает активизацию тех обучающихся,
которые не участвуют в обсуждении и сдерживание тех, кто слишком активен,
контроль за ситуацией на уроке).
Оценивание участников дискуссии (оценка содержания выступлений
отдельных обучающихся)
Подведение итогов дискуссии ( анализ хода дискуссии и оценивание ее
участников)
Методы кейс- технологии: слайд №10
Метод инцидентов
Метод разбора деловой корреспонденции
Ситуационно – ролевая игра
Метод дискуссии
Игровое проектирование
Метод инцидентов.
Особенность этого метода заключается в том, что обучающийся сам находит
информацию для принятия решения.
В своей практике я начала использование кейс- технологии со 2 класса, когда
обучающиеся более менее могут уже формулировать тему, цели урока, анализировать
ситуацию, участвовать в дискуссии. Начала я её использование на уроках
лит.чтения, окружающего мира, во внеурочной деятельности.
Слайд №11 Учебник «Лит.чтение 2 класс». Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, 2012
Русская народная сказка
«Петушок и бобовое зёрнышко».
Жили- были петушок и курочка. Петушок всё торопился а курочка знай себе
приговаривает:
- Петя, не торопись. Петя, не торопись.
Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки, да второпях и подавился.
Подавился и не дышит, не слышит, словно мёртвый лежит.
Вопросы к отрывку:
- В чём заключается проблема? Почему она возникла?
- Какие способы решения проблемы Вы можете предложить?
- Какой способ предложен в сказке?
Слайд №12 Или: отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «Правда всего дороже». Учебник
лит.чт. 2класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, 2012
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.
Отец пришёл и спросил :
- Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
- Я.
Отец сказал:
-Спасибо, что правду сказал.
Вопросы к отрывку:
- В чём заключается проблема?
-Приходилось ли Вам бывать в данной ситуации? Каким был Ваш выход из неё?
- Как чувствует себя человек в данной ситуации?
- Как ты оцениваешь данную ситуацию и выход из неё, изложенный в отрывке?
- Оцени ситуацию с нравственной точки зрения.
- Какие качества личности мальчика раскрываются в данной ситуации?
Но! При использовании кейс – технологии в практической деятельности следует
помнить об основных идеях (принципах) данной технологии:
Предназначена для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в
которых неоднозначна
В процессе сотрудничества учителя и обучающегося, усилия последнего
направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку
Результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и
формирование навыков учебной работы
Важным является формирование ценностей, жизненных установок обучающихся.
Слайд №13 Достоинства использования кейс – технологии для обучающихся:
У обучающихся развивается умение слушать и понимать других людей,
работать в команде;
Развивается умение логически мыслить, формулировать вопрос,
аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свою точку
зрения
Развивается креативность (достоинством кейс –технологии является их
гибкость, вариативность)
Развиваются навыки анализа и критического мышления
Происходит соединение теории и практики
Формы оценивания при использовании кейс –технологии:
Текущая
Промежуточная
Конечная
Слайд №14 Также можно использовать оценочные листы:
Критерии
Баллы
Активность
20
Чёткость изложения материала
15
Быстрота выполнения задания
10
Отбор информации
10
Ведение дискуссии
15
Итого:
Из всего вышесказанного можно сделать вывод , что использование кейс-
технологии в обучении в начальной школе не решит всех проблем, и не должно
стать самоцелью. Но учитель должен в первую очередь учитывать цели и задачи
каждого урока, индивидуальные возможности класса и каждого обучающегося в
отдельности. Результат будет очевиден при умелом сочетании учителем
традиционных и интерактивных технологий в обучении, когда они дополняют
друг друга. Кейс- метод – это эффективный метод повышения качества
образования и успешного внедрения ФГОС.
Слайд №15, №16