проект по нравственно-патриотическому воспитанию во 2 младшей группе
Автор: Исланова Эльвира Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Крепыш" Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: методическая разработка Тема: проект по нравственно-патриотическому воспитанию во 2 младшей группе Раздел: дошкольное образование
детского сада .
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего,
познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего
человека, величие и ни с чем несравнимая красота Родины. Детство – ответственный этап в
становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная
педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей
страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою
Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край,
культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную
землю». Младший дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для
формирования любви к малой Родине. Мы воспитываем гордость к своей малой родиной и
нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой нашей Тамбовской области,
воспитываем уважение и любовь к ней.
Чувство Родина- начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери,
отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и
что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но,
пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности
маленького патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному
краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей
семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Цель:
Формировать у детей младшего дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к
своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей
Тамбовской области. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа,
уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к
представителям других национальностей.
Задачи:
• Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство
гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к взрослому, к пожилым
родственникам.
• Вызывать у детей желание посещать детский сад с удовольствием, встречаться с друзьями,
играть.
• Воспитывать у детей уважительное отношение к сотрудникам детского сада, знать и называть их
по имени отчеству; бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную
помощь дома и в саду.
• Познакомить детей со всеми помещениями детского сада; с историей детского сада.
Перспективно-тематическое планирование
Сентябрь «Здравствуйте! »
(знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) Сюжетно-ролевая игра «В детском
саду»
Природоохраняемая акция
«Сбереги цветок» «Мы идем искать! » (растения участка, природа родного края)
Октябрь Беседа «Моя семья» Проект -занятие «Мама, папа, я – дружная семья» Рисование «Моя
семья» «Как животные Ямало –Ненекого края готовятся к зиме » (заяц, медведь, белка)
Ноябрь «Золотая мама»(знакомство с трудом мамы) Беседа «В детском садике своем очень весело
живем» Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие
нужны, мамы всякие важны»
Декабрь Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой»(Изготовление кормушек
(совместный труд пап и детей) Прогулка по улице Ленина, находящейся возле детского сада,
знакомство с расположением ближайших объектов (детская библиотека, пожарная часть, магазин)
Любимая Александра Юрьевна (знакомство с работой няни) Рассматривание иллюстраций
«Профессии».
Январь «Мой Ноябрьск». Рисование
«Мы построим новый дом». Беседа «Домашние животные у нас дома». Лепка «Угостим новых
знакомых пряниками»
Февраль «Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе. Лепка «Ягоды рябины для
снегиря» «Папа может, папа может… .»Дать представление о том, что папа проявляет заботу о
своей семье. Беседа «Расту здоровым! »
Март «Мамин праздник» Проект (рисование) «Для мамы цветочек нарисую. Порадую милую,
дорогую». «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. Уход за комнатными растениями.
Апрель «Рассказы о своей семье». «Наши добрые дела». Труд взрослых Рисование «Мой дом»
Настенное панно-аппликация «Наша улица» с наклеиванием рисунков «Мой дом»
Май «Хороши весной в саду цветочки… .»(знакомство с клумбой, цветами) Рисование
«Праздничный салют» Чтение стихотворений «Что такое лес? », «Что такое луг? », «Что такое
река? », «Что такое море? » из сборника В. Степанова «Наша природа». «Вот моя деревня, вот мой
дом родной»(рисование)
Июнь
Природоохраняемая акция «Посади цветок»(совместный труд мам и детей)
Лепка «Цветочек» Беседа «Береги воду» «Путешествие по участку»
Июль «Труд воспитателя». Веселые старты «В здоровом теле, здоровый дух».
«Друзья наши меньшие» – знакомство с кошкой, собакой. Рисование собака, кошка.
Август Рисование «Березка под окном» Рассматривание семейных фотоальбомов.
Изготовление фотоплаката «Как я провел лето» Лепка «мама, папа, я»
Разделы программы Виды детской деятельности
Игровая деятельность Сюжетно – ролевая игра: «Семья», «Детский сад», «Экскурсия по
родному городу», «Экскурсоводы».
Дидактические игры: «Я живу по адресу», «Угадай профессию», и др.
Коммуникативны е: «Назови ласково», «Передай настроение», «Что делать, если ты потерялся
(на улице, в магазине) » и др.
Речь и речевое развитие Составление рассказов: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду», «С кем
я дружу», «Моя улица», «По дороге в детский сад» и др.
Рассматривание картин, иллюстраций. Целевые прогулки, экскурсии.
Беседы : «Чем занимаемся в детском саду», «Кто работает в детском саду», «Как зовут по имени
отчеству сотрудников детского сада», «Какие дома на нашей улице», «Наша малая родина –
Ноябрьск».
Разучивание и использование потешек, считалок, загадок, игрового фольклора.
Продуктивно – художественная деятельность Рисование «Мой дом», «Моя семья», «Что видно
из моего окна», «Мой город»
Оформление выставок .
Составление коллажа «Наша улица»(с применением детских рисунков»
Трудовая деятельность Труд в уголке природы, на участке, содержание игрушек в порядке,
коллективный труд, дежурство в уголках природы.
Трудовые поручения в группе и дома.
Познавательная деятельность Познавательные занятия: «Моя мамочка», «Мамин труд», «Наша
дружная семья» (рассматривание семейных фотоальбомов) .
Экскурсия по детскому саду.
Социальное развитие Создание коллажей «Моя семья».
Создание гербария «Растения нашей местности»
Здоровье и физическое развитие Русские народные подвижные игры: «Эстафеты»,
физкультурные праздники и др.
Музыка Хороводы , заклички, песни о маме, бабушке, папе, детском саде.
Хороводные игры, русские народные музыкальные игры «
Взаимодействие с родителями: анкетирование, беседы с родителями
Совместное творчество детей и родителей в оформлении выставок «Моя малая родина», «Моя
семья»
Привлечение родителей к проведению совместных занятий, праздников и развлечений.
В конце года дети должны знать:
• Знать имя, отчество родителей.
• Знать где работают их родители.
• Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться
к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
• Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную
помощь взрослым.
• Знать некоторых домашних и диких животных родного края;
• Бережно относиться к растениям и насекомым (без надобности не срывать растения, не ломать
ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых) .
• Знать название своего села; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них (мама,
папа, бабушки, дедушки, воспитатель, няня)
Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с
семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство
гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе
общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила
и формы социального поведения.
Взаимодействие с родителями
№ п\п Мероприятия Сроки выполнения
1 Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая)
сентябрь
2 Выставка букетов и цветов, собранных на участке. октябрь
3 «День матери» .Чаепитие. ноябрь.
4 Украсим группу детского сада к Новогоднему утреннику. декабрь
5 Оформление стенда «Моя семья». январь
6 Конкурс поделок «Защитнику Отечества». февраль
7 «Мой – папа»; совместное изготовление кормушек для птиц. март
8 Проект «Мама, папа, я – спортивная семья». апрель
9 «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). май
10 Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех». июнь
11 Конкурс совместного рисунка «моя кошка, моя собака» июль
12 Фотовыставка «как я провел лето» август
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание»
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается анкета "Патриотическое воспитание". В
последнее время это одно из приоритетных направлений в воспитательно-образовательном
процессе.
1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
-Да
-Нет
2. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических
чувств?
-Да
-Нет
3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание?
-воспитатели .
-родители.
-государство .
-не знаю.
4. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном селе?
-Да.
-Нет.
-Не знаю.
5. Рассказываете ли вы своему ребенку о Ноябрьске его истории, знаменитых людях?
-Да .
-Нет .
-Никогда.
-Я вообще не понимаю о чем речь.
6. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства,
традициями, памятными датами?
-Да.
-Нет.
-вырастет, сам узнает!
-воспитатели и учителя научат и познакомят.
7. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному селу? ___
СПАСИБО!
Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота»
Если ребенок испытывает чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка,
гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с хорошим подвигом, он приобрел
эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального
характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного
развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы,
где он живет, детского сада.
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного села, красоту природы родного края.
• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого
объекта.
• Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, школы, сельского
совета т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по уборке, благоустройству и озеленению своего
двора, участка.
• Расширяйте собственный кругозор
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей (учите отличать
хорошие и плохие поступки)
. На собственном примере воспитывайте в ребенке вежливость, доброту, взаимовыручку и
взаимопонимание.
• Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в
общественных местах.