Описание материала: интеллектуальная викторина для детей 5-7 лет по
теме «Вежливые слова». На занятии дети учатся анализировать свои
поступки и поступки литературных героев; развивают грамотную речь,
мышление, логику, формируется уважение к окружающим людям,
доброжелательное отношение друг к другу, а также пополняется запас
добрых и вежливых слов.
Интеллектуальна викторина на тему: «Вежливые слова»
Задачи:
1. Учить детей поддерживать диалог.
2. Побуждать детей употреблять в речи вежливые слова.
3. Учить детей употреблять в речи сложные формы предложения,
подбирать, подходящие по смыслу, окончание фраз.
4. Работать над выразительностью речи.
5. Расширение знаний о культуре поведения, введение вежливых слов в
активный словарь дошкольников. Воспитывать бережное отношение к речи и
к русскому языку.
Оборудование: Стихи Б.Заходер «Очень вежливый индюк», С.Я.
Маршак «Урок вежливости», Кукла Винни – Пух, мультфильм, презентация.
Ход занятия.
Педагог:-
Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам - «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – « Радости!
Удач, успехов и везения!»
Чтоб пожелать всем в зале
Прекраснейшего настроения.
Педагог: - Сегодня к нам в гости пришел герой из одного известного
мультфильма. Герой, который считал, что голова его «набита опилками». Кто
это, ребята? Винни- Пух. Он не знает вежливых, волшебных слов. Поэтому
ему очень грустно, но ему очень хочется узнать эти слова.
- А вы знаете эти слова? Поможете Винни – Пуху ?
Ответы детей: - ( Спасибо, пожалуйста, до свидания, добрый день,
доброе утро.)
Педагог:- Произнося такие слова, мы желаем друг другу всего
хорошего и доброго.
Педагог:- Как вы думаете, с каким выражением лица нужно говорить
вежливые слова?
Решение задач.
Педагог:- Медвежонок Пух однажды отправился к Пятачку в гости. Пух
вошел в двери и с порога спросил: «Нет ли у тебя маленькой баночки меда?»-
Пятачок стоял в растерянности и ничего не мог ответить.
- Ребята, как вы считаете, что же привело в замешательство Пятачка,
почему он ничего не ответил? (Пятачок был растерян, он занимался
домашними делами, как вдруг без предупреждения пришел Медвежонок)
- Как должен был поступить Винни – Пух? ( Подойдя к двери нужно
постучать, ждать ответа. При встрече нужно сказать «Доброе утро», «Добрый
день» или «Здравствуйте», попросить разрешения войти.)
Винни:- «Я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить.
Только некоторых шуток не понимают. Вот, вчера, например, иду и вижу:
Ослик поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и
спросил у него: «Ну, как посадка прошла?». Он обиделся почему-то и ушёл.
А что я плохого ему сказал?
Педагог:- Молодцы! Эту задачку вы решили правильно. Винни
попалась вот такая задача, которую он может решить с трудом. Поможем?
«По улице шли двое прохожих. Одному было 60 лет, а другому 7лет. У
первого в руках было пять предметов: портфель, три книги, сверток. Одна из
книг упала.
- У Вас упала книга!- закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве?- удивился тот.
- Конечно,- объяснил мальчик. – У Вас ведь было пять вещей: портфель,
три книги и сверток, а сейчас осталось только четыре.
- Я вижу, ты хорошо знаешь математику - сказал прохожий, с трудом
поднимая упавшую книгу,- однако есть правила, которые ты еще не усвоил.
- Какие это правила?
Дети:- Мальчик должен был вежливо обратиться к прохожему, так как
он пожилого возраста и помочь поднять книгу.
Показ слайдов презентации.
Педагог: - Внимание на экран. Какой случай мог произойти на этой
картинке? Какими словами обменялись девочка и мальчик?
Вы большие молодцы, справились и с этой задачей.
Игра «Вежливый ручеек».
Педагог:- Предлагаю поиграть в игру «Вежливый ручеек». Основное
правило: выбирая себе пару, ребёнок должен сказать какое-либо вежливое
слово.
Педагог:- Сейчас рассмотрим случаи и узнаем как поступите вы сами.
1.Мама попросила пойти к соседке и попросить немного соли.
- Как вы это сделаете?
2.Ты хочешь пригласить друзей на свой день рождения.
- Как поступите?
(Ответы ребят)
Чтение стихотворения Б.Заходера «Очень вежливый индюк».
Педагог:- Молодцы, все решили верно. Послушайте стихотворение Б.
Заходера и ответьте на вопрос: « Почему не шли друзья в гости к индюку?»
Объявился в доме вдруг
Очень Вежливый Индюк.
Раз по тридцать в день, не реже,
Он кричал: - Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости -
Поучиться
Веж- ли- вос- ти!
Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя - пример
Замечательных манер:
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитанна!
Не стесняйся ты, Осёл!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: "Приду, спасибо!"
Ты не будь свиньей, Свинья. -
Ждет тебя моя семья!
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло!
Как ни бился он, однако
К Индюку никто не шел -
Ни Корова,
Ни Собака,
Ни Хавронья,
Ни Осел!
Посинел Индюк от злости:
- Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они - балды-балды!
И добавил с высоты своего величия:
- Не усвоили, они, Правила приличия!
Педагог:- Почему же звери не хотели идти в гости к Индюку?
Дети:- Потому что он сам был невежа, и обзывал своих друзей. А к
такому невеже в гости никто идти не хочет.
Педагог:- А теперь поиграем в игру. Для этого встанем в круг. Я буду
говорить вам вслух вежливые слова, а вы попытайтесь их изобразить. (Слова
приветствия можно изобразить рукопожатием, кивком головы, рукой, можно
снять шляпу (мальчикам, если имеется) Слова прощания – рукой,
рукопожатием, слова благодарности – кивком головы).
Педагог: - Молодцы! Поиграем в игру «Словарь вежливых слов».
Послушайте правила игры. Я читаю вам первую строчку, а вы по смыслу
дополняете его волшебным словом. Отвечайте все вместе (хором).
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого …(Спасибо).
2.Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).
3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
4.И во Франции, и в Дании на прощание говорят…(До свидания).
- Молодцы. Вы все очень хорошо отвечали. Какие же волшебные слова
нам встретились?
Дети: (Спасибо, Добрый день, До свидания)
Мультфильм.
Педагог:- Все были очень внимательными, молодцы! Сейчас мы
посмотрим мультфильм о том, как Пух и Пятачок побывали в гостях у своего
друга Кролика. После просмотра мы ответим на вопрос: могут ли себя так
вести воспитанные, вежливые гости?
После просмотра дети выражают свое мнение.
Подведение итогов. Рефлексия.
Педагог:- Наше занятие подходит к концу. Но чтобы лучше усвоить
вежливые слова, попробуйте дополнить строки вежливыми словами. Будьте
внимательны:
1.Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)
2.А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
(Здравствуй!)
3.К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья!)
4.Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)
5.Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»
(Браво!)
Педагог:- На этом занятии Винни – Пух и все мы узнали много
вежливых слов. Медвежонок вас очень просит, чтобы вы почаще
пользовались этими словами и не забывали их. Он вас благодарит и говорит
большое спасибо. Ну а вы, ребята, возьмите по лепесточку от ромашки и
нарисуйте смайлик вашего настроения. Потом мы склеим лепестки в цветок.
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
населения Ростовской области «Реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями Тарасовского района»
Интеллектуальная
викторина
«
Вежливые
слова
»
Провела
социальный педагог
Зюбина М.М.
2016 г.