Моделирование уроков химии с использованием метода проектов
Автор: Дегтярёва Марина Вениаминовна Должность: методист Учебное заведение: МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: рп Первомайский, Тамбовская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Моделирование уроков химии с использованием метода проектов Раздел: полное образование
метода проектов
Автор
Дегтярёва Марина Вениаминовна
методист, учитель химии
МБОУ «Первомайская средняя
общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Актуальность работы
Заключается в необходимости пересмотра не
только структуры и содержания обучения, но и
разработке, использовании новых
педагогических технологий, обеспечивающих
формирование ключевых компетенций учащихся,
заявленных стратегией развития современного
образования как новый тип образовательного
результата.
Проведенный анализ показывает на
существующее противоречие между огромными
возможностями метода проектов для
активизации учебно-познавательной
деятельности учащихся, оптимизации
деятельности на уроке и недостаточной
готовностью учителя химии к его использованию
в образовательном процессе.
Объект и предмет
исследования
Объектом исследования
является процесс обучения
химии.
Предметом - моделирование
уроков химии с использованием
проектной методики.
Цель исследования
Целью работы является
теоретическое и методическое
обоснование использования
проектной методики на уроках
химии.
Задачи исследования
Выявить психолого-педагогические
основы организации учебно-
познавательной деятельности
обучающихся в современной школе.
Смоделировать уроки химии с
использованием метода проектов по
темам:
Углеводы
Металлы
Неметаллы
3. Разработать методику
использования ИКТ при
моделировании уроков химии.
Основа метода проектов
2.Внешний
результат
3.Внутренний
результат
1.Деятельность
школьников
Этапы проекта
1.
Проблема
2.
Планирование
3.
Поиск
информации
4.
Продукт
5.
Презентация
6.
«Портфолио»
Функции учителя
Помогает школьникам в поиске
нужных источников.
Сам является источником
информации.
Координирует весь процесс.
Поощряет обучающихся.
Поддерживает непрерывную
обратную связь для успешной
работы школьников над
проектом.
Функции обучающегося
Ставит цели и сам их реализует.
Учится работать в группах.
Соотносит свои цели с задачами
других.
Получает реальный продукт
коллективной работы.
Проводит самооценку.
Плюсы проектной деятельности
Навыки самообразования и
самоконтроля.
Моделируется реальная
технологическая цепочка: задача
– результат.
Навыки групповой деятельности.
Индивидуальный подход.
Интерес к познавательной
деятельности.
Минусы проектной деятельности
Возрастает нагрузка на учителя.
Ученик часто попадает в стрессовую
ситуацию.
Психологические коммуникативные
проблемы.
Проблема субъективной оценки.
Тип мыслительной деятельности
обучающихся, работающих над
проектами
60% -
«художники»
20% - «логики»
20% - смешанный
тип
Школьники о проектной
деятельности
Интересно ли было вам работать над
своими проектами? (84%)
Какой этап для вас был наиболее
интересным:
Исследовательский (55%)
Обработки собранного материала (15%)
Презентация (30%)
Как вы оцениваете свою работу над
Школьники о проектной
деятельности
Какую отметку заслуживает ваша работа над
проектом?
«5» (80%)
«4» (16%)
«3» (4%)
«2» ( 0 )
Чему удалось научиться в ходе работы над
проектом?
Ответы:
правильно распределять время;
анализировать собственные действия;
проводить презентацию результатов своего труда;
достигать поставленной цели;
рассматривать тему со всех сторон.
Школа будущего – школа
проектов
Проект формирует коммуникативные
компетенции обучающихся, поэтому он
эффективен и незаменим. Это форма
организации учебного процесса. Проект это
особая философия образования: философия
цели и деятельности, результатов и
достижений - далекая от формирования чисто
теоретической образованности. Она принята
школой сегодняшнего дня, потому что
позволяет органично соединить
несоединимое: ценностные, смысловые
основы культуры.
ТЕМА УЧЕБНОГО
ПРОЕКТА : «УГЛЕВОДЫ»
ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ:
«ЧУДЕСНЫЙ МИР УГЛЕВОДОВ»
АВТОР: ДЕГТЯРЁВА М.В.,
учитель химии МБОУ «Первомайская
средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Основной вопрос: углеводы –
источник энергии?
Вопрос учебной темы : Какова роль
углеводов в природе и жизни человека?
Учебный предмет: химия
Участники: обучающиеся 10 класса
Информационные ресурсы: учебная и
справочная литература, ссылки на
мультимедиа и Интернет ресурсы
Дидактические цели проекта:
развитие познавательной активности обучающихся,
умение самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве,
формирование критического мышления, навыков работы в
команде, создание творческого интеллектуального труда
Методические задачи:
углубить, расширить и систематизировать
знания о углеводах, их свойствах; раскрыть
межпредметные связи, научиться проводить
самостоятельно химический анализ,
пользоваться Power-Point для оформления
результатов, кратко излагать свои мысли устно
и письменно
Темы самостоятельных
исследований
Моносахариды. Глюкоза.
Полисахариды. Целлюлоза.
Полисахариды. Крахмал.
Результаты представления
исследований:
Проект-презентация
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОЕКТА
«Мозговой штурм» (формулирование тем
исследований школьников) -1 урок, 10 мин
Формирование групп для проведения
исследований, выдвижение гипотез решения
проблем – 1-урок, 10 мин
Выбор творческого названия проекта (совместно с
обучающимися)- 1 урок, 5 мин
Обсуждение плана работы школьников
индивидуально или в группе – 1 урок, 10 мин
Обсуждение с обучающимися возможных
источников информации, вопросов защиты
авторских прав – 1урок,10 мин
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОЕКТА
Самостоятельная работа обучающихся по
обсуждению задания для каждого в
группе – 2 урок,
10 мин
Самостоятельная работа школьников (парная,
индивидуальная, групповая по выполнению заданий) – 2
урок, 35 мин; 3урок, 20 мин
Подготовка
обучающимися презентации по отчёту о
проделанной работе – 3 урок, 20 мин
Защита полученных результатов и выводов - 4 урок
(урок-конференция)