Напоминание

"Дистанционное сопровождение математического кружка по решению олимпиадных задач как способ поддержания учебной мотивации школьников 5-6 классов"


Автор: Каретникова Мария Дмитриевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ лицей №408
Населённый пункт: Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Дистанционное сопровождение математического кружка по решению олимпиадных задач как способ поддержания учебной мотивации школьников 5-6 классов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Каретникова Мария Дмитриевна

магистрант факультета математики РГПУ им. А.И. Герцена

кафедра методики обучения математики и информатики

196608, г.Санкт-Петербург, г.Пушкин, ул. Ахматовская 19-20

e-mail: mia92@list

Дистанционное сопровождение математического кружка

по решению олимпиадных задач как способ поддержания

учебной мотивации школьников 5-6 классов

Аннотация: В статье рассмотрены понятия дистанционного обучения и

педагогического

сопровождения,

синтезировано

понятие

дистанционного

сопровождения.

Автор

статьи

рассматривает

мотивы

обучения

школьников

5-6

классов

для

посещения

математического

кружка

по

решению олимпиадных задач.

Ключевые

слова:

дистанционное

сопровождение,

математический

кружок, мотивы обучения

Образование в современном мире стало как никогда доступным в связи с

глобальной

информатизацией

общества.

Практически

любое

знание

находится

в

открытом

доступе

в

сети

Интернет,

единственный

и

значительный минус – необработанная информация. Поэтому естественным

образом современная школа берет ориентир на дистанционное обучение.

Важным

и

перспективным

направлением

развития

системы

образования

становится

широкое

внедрение

технологий

дистанционного

обучения

и

самообразования.

Учителями

современной

школы

активно

создаются

и

используются

дистанционные

образовательные

ресурсы,

позволяющие

учащимся восполнять и дополнять свои знания по общеобразовательным

предметам. С каждым годом набирает обороты популярность проведение

дистанционных

конкурсов,

конференций,

олимпиад

по

средствам

сети

Интернет

с

последующим

получением

дипломов

и

сертификатов.

Естественно полагать, что и подготовка к этим мероприятиям также начинает

носить дистанционный характер.

В мировой сети Интернет можно найти огромное множество различных

образовательных

ресурсов,

которые

предоставляют

услуги

по

подготовке

школьников к олимпиадам, в том числе, и по математике. Это направление

представляется

нам

актуальным

в

связи

с

ритмом

современной

жизни

учащихся

общеобразовательных

учреждений.

Хорошо

известно,

что

олимпиадные задания по математике отличаются от общеобразовательных

кардинально, поэтому возникает необходимость введения дополнительных

занятий

по

предмету,

направленных

на

решение

олимпиадных

задач.

Очевидно, что организовать такую работу возможно только факультативно

после

уроков.

Не

стоит

забывать,

что

преимущественное

количество

учащихся

занято

после

учебы

внеурочными

занятиями,

в

том

числе

и

внеурочной деятельностью, которую требует Федеральный государственный

1

образовательный

стандарт.

Учителя

также

не

всегда

имеют

возможность

выкроить время после уроков для занятий с одаренными детьми. Поэтому

нам

представляется

необходимым

разработать

дистанционный

курс

по

решению

олимпиадных

задач

для

учащихся

5-6

классов

конкретного

образовательного учреждения.

Одной из наиболее распространенных и эффективных форм внеклассной

работы

по

математике

является

кружок. [4,

с.

76]

Хорошая

и

умелая

организация

математического

кружка несет

большое

воспитательное

и

образовательное

значение,

поскольку

позволяет

формировать

и

развивать

интерес к предмету, расширять и приобретать новые математические знания.

Работа кружков помогает учителю выявлять математически одаренных детей,

а также детей, заинтересованных изучением математики. Для учащихся такая

форма

организации

внеклассной

работы

по

математике,

прежде

всего,

способствует расширению их кругозора, а также помогает определиться с

выбором дальнейшего жизненного пути.

Занятия в кружке проходят, как правило, 2 раза в месяц, что достаточно

ограничивает

учителя

в

изложении

материала.

Эту

проблему

возможно

решить путем дистанционного сопровождения математического кружка, т.е.

учитель

может

часть

информации

предоставлять

посещающим

занятия

кружка школьникам дистанционно и получать от них вопросы и решения так

же дистанционно.

Термин

«дистанционное

сопровождение»

связан

с

термином

«педагогическое сопровождение», который в педагогической науке появился

относительно

недавно.

Исследователи

данного

явления

разнятся

в

своих

точках

зрения:

одни

считают,

что

педагогическое

сопровождение

тесно

связано с понятием педагогической поддержки, другие – что это отдельное

явление в обучении. Педагогическую поддержку чаще относят к учащимся

младших

классов,

педагогическое

сопровождение,

в

свою

очередь,

оказывается

учащимся

основной

и

старшей

школы.

По

мнению

Е.А.

Александровой, педагогическое сопровождение характеризуется не столько

уменьшением степени вмешательства взрослого в процесс обучения, сколько

умением

самого

ученика

решать

свои

учебные

проблемы.

Говоря

о

педагогическом

сопровождении,

будем

понимать

это

явление

как

умение

педагога находиться вместе с ученикам, сопровождать их в индивидуальном

освоении получаемых знаний. [1] В свою очередь, дистанционное обучение

понимается нами как обучение без непосредственного контакта учителя и

ученика,

при

котором

взаимодействие

между

субъектами

учебной

деятельности осуществляется, в основном, посредством специализированной

информационно-образовательной среды. [5, с. 36]

Объединив два понятия «дистанционное обучение» и «педагогическое

сопровождение»,

можно

синтезировать

понятие

дистанционного

сопровождения.

Под

дистанционным

сопровождением

будем

понимать

педагогическое сопровождение, реализуемое технологиями дистанционного

обучения.

2

Организация

математического

кружка

происходит

по

определенной

схеме,

описанной

в

полном

объеме

в

книге

М.Б

Балка

и

Г.Д.

Балк

«Математика

после

уроков»

[2].

В

ней

даны

рекомендации

по

отбору

материала к кружковым занятиям, методика работы с ним. Учитель должен

проделать

некоторую

подготовительную

работу,

как

организационную

выявить

интерес

к

участию

учащихся,

так

и

дидактическую

помочь

преодолеть

трудности,

которые

могут

возникнуть

у

ученика

в

процессе

дополнительных занятий.

В первую очередь, затронем организационную сторону вопроса. Кружок

по решению олимпиадных задач проектируется для школьников 5-6 классов,

это подростки 11-13 лет. В связи с этим, следует учитывать возрастные

особенности развития в процессе разработки дистанционного сопровождения

для математического кружка.

11-13

лет

является

сензитивным

периодом

для

формирования

абстрактно-логического

мышления,

поэтому

именно

в

младших

классах

основной

школы

необходимо

демонстрировать

учащимся

важность

абстрактно-логических заключений. Одним из средств таких демонстраций

являются олимпиадные задачи, которые порой и не связаны (на первый

взгляд) с математикой. К сожалению, учебная программа в большинстве

случаев не предполагает отработку навыка решения олимпиадных задач, и

содержание учебников по понятным причинам не отвечает этим требованиям.

Учителю, работающему в 5-6 классах важно не отбить у учащихся желание

узнавать новые вещи (факты) и поддержать интерес к изучению математики.

Занятия математического кружка помогут учащимся понять безграничность

математической мысли, заставят взглянуть на окружающий мир по-другому.

В силу этого нам представляется необходимым разобраться в целевой

аудитории

создаваемого

нами

кружка

по

решению

олимпиадных

задач,

которая

зависит,

в

первую

очередь,

от

мотивов

обучающихся.

Другими

словами, нам важно ответить на вопрос, кто придет на занятия кружка по

решению олимпиадных задач, и следовательно, будет активно пользоваться

дистанционным сопровождением.

По

мнению

А.К.

Марковой, мотив

учения

это

направленность

ученика

на

различные

стороны

учебной

деятельности.

[3,

с.

10]

Можно

говорить

о

двух группах мотивов: познавательные мотивы и социальные

мотивы. Познавательные мотивы в первую очередь связаны непосредственно

с содержанием учебного предмета, социальные же – со взаимодействиями с

другими людьми.

Познавательные мотивы А.К. Маркова разделяет на три уровня: широкие

познавательные, учебно-познавательные и мотивы самообразования [3].

Широкие

познавательные

мотивы

это

ориентация

школьников

на

овладение новыми знаниями, умениями, навыками. Учебно-познавательные

мотивы

связаны

с

интересом

учащихся

на

усвоение

новых

способов

добывания знаний. И наконец, мотивы самообразования – ориентация на

самостоятельное

совершенствование

способов

добывания

знаний.

Эти

уровни обеспечивают наличие у школьника «мотива достижения», который

3

со стоит в

стремлении

ученика

к

успеху

в

ходе

как

бы

постоянного

соревнования

с

самим

собой

,

в

желании

добиться

новых

,

все

более

высоких

результатов

по

сравнению

со

своими

предыдущими

результатами» [3, с. 11]

.

Социальные мотивы так же, как и познавательные, А.К. Маркова делит

на

три

группы:

широкие

социальные,

узкие

социальные

и

мотивы

социального сотрудничества [3].

Широкие социальные мотивы – это желание получать знания, чтобы

быть полезным обществу. Узкие социальные мотивы состоят в стремлении

занять

определенную

позицию

в

обществе.

Мотивы

социального

сотрудничества состоят в том, что учащийся стремиться не только общаться и

взаимодействовать с людьми, но и понимать и анализировать формы своего

взаимодействия.

Математический

кружок

и

дистанционный

курс

по

этому

кружку

призваны отвечать преимущественно на познавательные мотивы учащихся,

поскольку одним из основных результатов курса будет являться успешное

овладение

учащимися

приемами

решения

олимпиадных

задач. Основные

мотивы,

которые

позволяет

поддерживать

дистанционное

сопровождение

математического кружка:

широкие познавательные мотивы (т.е. курс будет соответствовать

требованиям учащихся, которые придут за порцией новых, более

глубоких знаний);

мотив самообразования (дистанционное обучение в полной мере

отвечает

на

этот

мотив

и

поддерживает

его

до

самого

конца

обучения, поскольку учащемуся представляется возможность не

только получить информацию по теме занятия, но и расширить

свои

знания

в

нескольких

направлениях,

заданных

автором

дистанционного сопровождения);

мотив достижения.

Познавательная

мотивация

учащихся

будет

поддерживаться

за

счет

нестандартности решаемых задач и нестандартности методов и способов их

решения, за счет углубления и расширения математических знаний, а также в

каждом уроке курса будут дополнительные раздел, позволяющие приобрести

знания не только в научной области «математика».

Не

стоит

забывать

и

о

том,

что

у

школьников

11-13

лет

ведущей

деятельностью является общение, поэтому роль коммуникативных процессов

имеет важнейшее значение, а в дистанционном обучении они приобретают

специфические формы.

Дистанционное общение возможно организовать в нескольких формах:

-

чат (онлайн общение в текстовой форме без возможности обмена

файловыми

материалами,

когда

несколько

учащихся

одновременно находятся на образовательном ресурсе);

-

форум (оффлайн общение в текстовой форме с возможностью

прикреплять файлы небольших объемов, не требует мгновенного

ответа,

предполагает

возможность

организации

дискуссии,

вероятно, растянутой по времени);

4

-

электронная

почта

(оффлайн

общение

в

текстовой

формате

с

возможностью пересылать объемные цифровые файлы);

-

вебинары (онлайн общение в видео-, иногда в аудио-формате,

требует присутствия каждого участника курса в сети в строго

установленное

время,

преимущественно

используется

для

«встречи» с преподавателем);

-

др.

Чтобы удовлетворить потребность учащихся в общении, необходимо

создать форум, где учащиеся смогут совместно и совместно с учителем

обсуждать

и

решать

задачи,

а

также

просто

неформально

общаться

в

специально отведенной беседе. В любой удобный момент учащиеся смогут

послать

электронное

письмо

преподавателю

с

вопросом,

а

также

по

электронной почте в ответ смогут получать инструкции от него.

Дистанционное сопровождение математического кружка является одним

из

способов

поддержания

учебной

мотивации

школьников,

поскольку

предоставляет

возможность

учащимся,

в

том

числе,

интерактивно

взаимодействовать

друг

с

другом

и

с

учителем,

а

также

расширяет

пространство для изучения нового материала. Многообразие существующих

электронных образовательных ресурсов помогает учителю отобрать материал

не только интересный с точки зрения науки, но и с точки зрения наглядности.

Учащимся важно не только развить абстрактное мышление, но и установить

взаимосвязи

с

реальными

объектами

и

процессами.

Дистанционное

сопровождение также позволяет выполнять задания не только традиционно –

с тетрадью и ручкой, но и с помощью ресурсов сети Интернет. Например,

учащиеся могут просматривать видео-уроки, пытаться разобраться в теме при

помощи

дистанционного

учителя,

который

вовсе

не

обязательно

должен

совпадать

с

их

реальным

учителем.

Также

школьникам

предоставляется

возможность минимизировать механические действия (решение в тетради),

проходя

дистанционные

тесты

или

выполняя

задания

непосредственно

с

помощью персонального компьютера.

Разнообразие заданий позволит учащимся взаимодействовать в группах,

поскольку некоторые темы курса могут предполагать проектные задания и

коллективную

работу,

а

также

взаимопроверку

с

последующим

рецензированием.

Современные

школьники

часто

выполняют

проектные

работы

с

помощью компьютерных технологий. Дистанционное сопровождение дает

отличную

возможность

использовать

так

любимую

школьниками

сеть

Интернет для получения знаний, восполнения пробелов в знаниях, а также

для

развития

творческих

способностей

учащихся.

Именно

поэтому

мы

полагаем, что дистанционное сопровождение математического кружка будет

являть одним из способов поддержания учебной мотивации учащихся 5-6

классов.

Список литературы:

5

1.

Александрова

Е.А.

Виды

педагогической

поддержки

и

сопровождения

индивидуального

образования

//

Институт

системных исследований и координации социальных процессов

[Электронный ресурс].

2.

Балк М.Б. и Балк Г.Д. Математика после уроков. Пособие для

учителей. М., «Просвещение», 1971.

3.

Маркова

А.К.

Формирование мотивации

учения

в

школьном

возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

4.

Пестерева В.Л., Васильева Г.Н., Власова И.Н. и др. Организация

внеклассной работы по математике в современной школе: учеб.

пособие. Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010.

5.

Снегурова В.И. Теоретические основы построения методической

системы

дистанционного

обучения

математике

учащихся

общеобразовательных

школ.

СПб.:

Изд-во

РГПУ

им.

А.И.

Герцена, 2010.

6



В раздел образования