Автор: Алексеенко Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Охинская детская школа искусств №2"
Населённый пункт: г. Оха, Сахалинская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Декоративная композиция"
Раздел: дополнительное образование
ПРОГРАММА
«ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Охинская детская школа искусств №2»
Преподаватель: Алексеенко Т.Н.
г. Оха
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративно - прикладное искусство является самым разносторонним видом
искусства в котором используются все выразительные средства, создаются новые
приёмы, методы и формы творчества. Органическая способность к художественному
синтезу делает декоративное искусство собирательным видом искусства.
Востребованность декоративно-прикладного искусства связана с тем, что причиной
и конечной целью творчества является создание художественных и прикладных
(утилитарных) изделий, имеющих назначение в общественной и частной жизни
людей. Произведения и изделия декоративно-прикладного творчества
составляют часть предметной среды, окружающей человека, эстетически ее
обогащают.
Витражи, мозаика, настенные росписи, гобелены - помогают создать гармонию и
достичь полной законченности и единства формы в архитектурных сооружениях,
в парковом дизайне, интерьерах, экстерьерах жилых и общественных зданиях.
В человеке генетически и исторически заложено особая требовательность к
эстетическому качеству окружающей среды. Жизненное пространство, предметы бы
та, одежда, транспорт, украшения -всё, что создаёт трудом человек, преобразуя —
формирует поведение и саму жизнь человека. Это процесс взаимовлияния.
Создавая среду обитания, человек создает себя. «Мир спасёт красота» -сказал
Ф. Достоевский.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Развитие творческих способностей детей средствами изучения декоративно-прикладного
искусства. Изучить и овладеть навыками декоративного изображения.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
формирование у детей представления о декоративно-прикладном искусстве, народном
художественном творчестве;
становление
умений
и
навыков
в
области
декоративно-прикладного
и
народного
искусства с различными материалами : красками, кистями, бумагой, тканью и т. д.;
развитие
у
воспитанников
художественного
вкуса,
творческого
воображения,
пространственного мышления;
формирование нравственно-эстетической отзывчивости на добро и зло, красивое и
уродливое;
воспитание интереса к искусству, наблюдательности, эстетического чутья и понимания
прекрасного.
Обучение
детей
строится
на
развитиии
способностей
к
самостоятельному
творческому поиску и ответственность за свою работу.
Основное внимание в программе уделено декоративно-прикладному искусству и
народному творчеству. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия.
Теоретический материал излагается в форме бесед и содержит сведения об истории
возникновения
и
развития
различных
видов
искусства
и
народного
художественного
творчества, их отличительных особенностях. Основное время уделяется практическим
занятиям. Предусмотрено также посещение выставок декоративно-прикладного искусства
с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего мира.
ЭТАПНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
Объяснение материала и демонстрирование наглядно- методического ряда
( репродукции художественных произведений, учебные таблицы, детские работы, ), а
также создание эмоциональной обстановки (чтение отрывков литературных произведений,
прослушивание музыки);
Выполнение детьми творческого задания;
Подведение итогов, обсуждение работ.
МЕТОДЫ ФОРМЫ РАБОТЫ
беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал;
работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, мелких деталей.
организация экскурсий в музеи.
ЗАНЯТИЯ ДЕЛЯТСЯ НА ВИДЫ
приобретение новых знаний ( теоретические сведения);
занятия по формированию умений и навыков (самостоятельная работа );
повторение ;
комбинированные занятия (решение нескольких учебных задач).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ КАРТИННОЙ ПЛОСКОСТИ
Композиция
–
важнейший
организующий
момент
художественной
формы,
придающий произведению единство и цельность.
В
процессе
создания
декоративной
композиции
размещение
и
распределение
изобразительных
элементов
происходит
по
определенной
схеме
в
логической
последовательности.
Язык
различных
видов
искусства
делает
художественную
деятельность
уникальным
средством воспитания, обучения и развития ребенка. Занятия закладывают потребность в
творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку
важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства.
Сосредоточение внимания на отдельном предмете как доминанте всей композиции.
Окружение деформируется, подчиняясь центру.
Видение
в
целом,
без
выделения
отдельного
предмета.
Нет
главного
и
второстепенного – все единый ансамбль.
Всякая правильно построенная композиция является уравновешенной.
Равновесие
–
размещение
элементов
композиции,
при
котором
каждый
элемент
находится в устойчивом положении. Количественное соотношение тональных и цветовых
контрастов левой и правой частей композиции должно быть равным.
Для
установления
равновесия
в
композиции
важны
форма,
направление,
месторасположение элементов.
Неправильная композиция выглядит случайной.
ВИДЫ РАВНОВЕСИЙ
Статическое -
равновесие
возникает
при
симметричном
расположении
фигур
на
плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей формата
листа.
Динамическое -
равновесие
возникает
при
асимметричном
расположении
фигур
на
плоскости, при сдвиге вправо, влево, вверх, вниз.
ЧЛЕНЕНИЕ ПЛОСКОСТИ НА ЧАСТИ
Композиционный
прием
достижения
равновесия
в
композиции,
когда
перегруппировка элементов нежелательна, недостаточен.
Членение плоскости предполагает установление различных отношений, тональных
или цветовых, между образовавшимся частями.
Отношения основаны на одинаковых частях – статики; неодинаковость рождает
динамику. Членение прямыми, кривыми линиями поддерживается цветом, тоном.
Для
достижения
выразительности
в
композиции
необходима
ритмическая
организация и взаимосвязь элементов на плоскости. Ритмы возможны с убыванием и
нарастанием, по размеру, по сложности, по цвету, по тону.
ДОМИНАНТА - КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР
Композиционный центр придает композиции выразительность. Доминанта может
состоять из нескольких элементов или одного большого (это может быть и свободное
пространство – пауза).
Организация доминанты:
Группировка
элементов
на
одном
участке
плоскости
по
сравнению
с
равномерным расположением по всей плоскости.
Выделение элемента цветом.
Контрастностью формы.
Преувеличение или приуменьшение одного элемента на фоне всех.
Доминирующая пауза.
Декоративная композиция по сути своей украшение утилитарной среды, не имеет
самостоятельного
значения,
привязана
к
плоскости,
форме
и
связана
со
средой
пребывания предмета.
СТИЛИЗАЦИЯ
Переработка окружающей действительности с помощью ряда условных приемов
изменения формы, объема, цвета. Это процесс работы по обобщению изображаемых
объектов.
В декоративном искусстве стилизация между ритмической организацией целого,
где появляются признаки повышенной декоративности как образ узора.
Для
декоративной
стилизации
характерно
абстрагирование
(формальная
конфигурация).
СТИЛИЗАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ФОРМ
Природа является прекрасным объектом для стилизации. Работа над стилизацией
природных
форм
помогает
овладеть
аналитическим
мышлением
и
его
способами
оригинальной подачи натуры в трансформированном виде через индивидуальный взгляд
на объект.
Процесс декоративной стилизации можно начать с натурных зарисовок листьев,
травы,
цветов
перерабатывая
и
выявляя
декоративные
качества
через
детали;
или
стилизация через обобщение.
Предварительная
эскизно-зарисовочная
работа
–
этап
в
создании
рисунка
стилизованной
композиции,
при
котором
натуральные
зарисовки
позволяют
глубже
изучить пластику ритмов, строение текстуры и форм природы.
Основные требования при зарисовке растительных форм:
Выявить особенности формы, силуэта.
Найти пластическую направленность.
Увидеть характер линий, из которых складывается объект.
Выявить ритм форм.
Изучить фактурное поверхностное строение.
СТИЛИЗАЦИЯ В ОРНАМЕНТЕ
Орнаментальная композиция представляет собой упорядоченные и закономерные
построения; большую роль в них играют разрабатываемые мотивы, из которых строится
орнамент.
Построение
композиции
начать
с
определения
статична
или
динамична.
При
выборе
мотива,
выделить
яркие
особенности
объекта.,
максимально
утрировать
до
знаковости.
Утрирование – преувеличение, изменение пропорций придает выразительность и
остроту.
При декоративной трансформации изображаемого мотива важные участки формы –
это изгибы и изломы – места преобразований.
ДЕКОРАТИВНАЯ СТИЛИЗАЦИЯ В НАТЮРМОРТЕ
Натюрморт
–
жанр
изобразительного
искусства,
показывающий
различные
предметы,
организованные
в
единую
группу.
Специфика
жанра
подразумевает
повышенное
внимание
к
структуре
объемов,
фактуре,
характеру
пространственных
соотношений.
Чтобы
в
декоративном
натюрморте
состоялась
стилизация,
он
должен
быть
выстроен в едином плане подчиненному одной идее. Необходима цельность.
Стилизация натюрморта:
упрощение до символа;
усложнение до декоративности;
тягучесть силуэтов;
рубленность формы;
искажение с поворотом.
Возможностей для стилизации много; все используемые приемы должны работать
на выявлении идеи, декоративной выразительности.
«Декор»
означает
«украшение»,
стилизованный
натюрморт
должен
служить
украшением интерьера, дополняя его как акцент пространственной среды.
СТИЛИЗАЦИЯ В ДЕКОРАТИВНОМ ПЕЙЗАЖЕ
В декоративном пейзаже отсутствует воздушная перспектива, все планы изображаются с
одинаковой четкостью.
Композиция может быть вся заполнена ажуром или сделан орнаментальный акцент.
ФАКТУРА
Фактура
-
(обработка,
строение
)
является
визуальной,
тактильной
характеристикой поверхности обьектов окружающего мира, зависит от вида и
характера изготовления, обработки. Фактура поверхности описывается определениями:
гладкая, матовая, сияющая и т.д.
В декоративной композиции фактурность может передаваться как реальную, так и
воображаемую.
Фактуру можно использовать как акцент композиции.
Повторение подобных фактур усиливает общее единство композиции.
Фактура придаёт эмоциональный окрас работе.
Учебно-тематический план
5 лет обучения
№
ТЕМЫ
Количество часов
Форма
занятий
1 класс
всего
теория
практика
70
1
Интервал — ритм.Частый- редкий,
равноэлементный-разноэлементный,
однопериодный- разнопериодный.
Построить по схемам ритмы.
Формат А-4 ( фломастеры ).
4
1
3
рисунок в
формате,
подписыва
ние схем
Беседа и
практические
занятия
2
Ритмы: убываущие- нарастающие,
расширяющие -сужающие
Формат А — 4(фломастеры ).
4
1
3
рисунок
схем
Беседа и
практические
занятия
3
Построить орнамент из геометрических
фигур. Использовать модули ( 2 ).
Эскиз в два цвета ( теплый — холодный )
Формат А — 4 ( гуашь ).
6
2
4
Беседа и
практические
занятия
4
Симметрия.
Композиция орнамента в квадрате.
Работа с модулями ( 2 — 3 ), геометрическими
фигурами. Эскиз в холодной цветовой гамме.
Формат А — 4 ( гуашь ).
6
2
4
Беседа и
практические
занятия
5
Подобие. Композиция круга.
Система нарастания — убывания .
Работа с модулем растительной формы.
Эскиз в теплой цветовой гамме.
Формат А — 4 ( гуашь ).
6
2
4
Беседа и
практические
занятия
6
Статика, динамика.
Ритмическая организация мотивов.
Эскиз в тоне.
Формат А — 4 ( гуашь ).
8
3
5
Беседа и
практические
занятия
№
ТЕМЫ
Количество часов
2 класс
всего
теория
практика форма занятий
70
Вводная беседа.
Определение целей и задач.
2
2
-
Беседа
2
Роспись по ткани. Эскиз платка.
Композиция квадрата.
Стилизация растительных форм.
Наброски ( фломастер ).
Эскиз в тёплой гамме.
Формат А - 4 (гуашь ).
Работа в материале ( х\б ткань,рама 25х25,
анилиновые, акриловые краски, резерв,
трубочка)
4
1
этапность
работы.
3
набросок,
эскиз,
графический
шаблон,
рисунок на
ткани,
заливка цветом,
работа контуром
Беседа и
практические
занятия
3
Силуэт. Переработать реалистическое
изображение насекомых через силуэт в
графическую стилизованную форму
Формат А — 4(фломастеры ).
4
1
3
Беседа и
практические
занятия
4
Силует. Переработать реалистическое
изображение животных через силуэт
в графическую стилизованную форму.
Эскиз в два цвета ( теплый — холодный )
Формат А — 4 ( гуашь ).
6
2
4
Беседа и
практические
занятия
5
Народная игрушка- символ, образ оберега.
Композиция фомы, эскиз цветового
решения костюма.
Формат А — 4 ( гуашь ).
6
2
4
Беседа и
практические
занятия
6
Язык народных узоров.
Символика, геометрия, пластика.
формат А — 4 ( гуашь ).
6
2
4
Беседа и
практические
занятия
7
Матрёшка-роспись основными элементами
народного творчества.
Формат А — 4 ( гуашь ).
8
3
5
Беседа и
практические
занятия
№
ТЕМЫ
Количество часов
3 класс
всего
теория
практика
70
12
58
Вводная беседа.
Определение целей и задач
Беседа о пермогорской росписи.
4
4
-
Беседа
2
Геомитрический бордюр.
Пермогорская роспись.
Формат А - 4 (гуашь )
14
2
12
Беседа и
практические
занятия
3
Роспись платка — осенние мотивы
Теплая цветовая гамма.
Эскиз А-4( гуашь)
16
2
14
Беседа и
практические
занятия
4
Роспись по ткани ( батик ).
Беседа о технологии.
Композиция квадрата.
Работа в материале( заливка цветом, контур).
Формат А —3, 2.
20
2
18
Беседа и
практические
занятия
№
ТЕМЫ
Количество часов
4 класс
всего
теория
практика форма занятий
70
12
58
Вводная беседа.
Определение целей и задач
Хохломская роспись.
4
4
-
Беседа
2
Хохломская роспись.
Композиция формы доски( наброски)
Наброски. Эскиз. Работа в материале
Формат А - 4 (гуашь ).
14
2
12
Беседа и
практические
занятия
3
Жостовская роспись.
Роспись по стеклу ( плоскость ).
Беседа о технологии.
Композиция круга.
Наброски. Эскиз в цвете( акварель), А-4.
Работа в материале( заливка цвета, контур).
16
2
14
Беседа и
практические
занятия
4
Роспись по ткани ( батик ).
Ситцевая роспись.
Беседа о технологии.
Стилизация растительных форм в
20
2
18
Беседа и
практические
занятия
Наброски. Эскиз ( акварель).
Работа в материале( заливка цветом, контур).
Формат А —3, 2.
№
ТЕМЫ
Количество занятий
5 класс
всего
теория
практика форма занятий
70
12
58
Вводная беседа.
Определение целей и задач
Беседа о технологии росписи по фарфору.
4
4
-
Беседа
2
Роспись по фарфору.
Композиция круга.
Работа выполняется в стиле и манере
выбранного художника.
Наброски. Эскиз. Работа в материале
Формат А - 4 (гуашь ).
14
2
12
Беседа и
практические
занятия
3
Роспись по стеклу ( плоскость, объём ).
Беседа о технологии.
Композиция плоскости — квадрат.
Композиция объёма — цилиндр, конус.
Наброски. Эскиз в цвете( акварель), А-4.
Работа в материале( заливка цвета, контур).
16
2
14
Беседа и
практические
занятия
4
Роспись по ткани ( батик ).
Беседа о технологии.
Композиция динамична по содержанию.
Стилизация растительных форм в
геометрическом решении с применением
оверллипинга.
Наброски. Эскиз ( акварель).
Работа в материале( заливка цветом, контур).
Формат А —3, 2.
20
2
18
Беседа и
практические
занятия
5
Роспись по дереву.
Беседа о технологии. Выбор формы.
Наброски. Вариантность. Эскиз.
Формат А — 4 ( гуашь ).
Работа в материале
18
2
16
Беседа и
практические
занятия
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Должны знать:
пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
знать материалы и технические приемы ;
пользоваться
гуашью,
акварелью,
тушью,
белой
и
цветной бумагой;
понимать значение терминов: краски, палитра, композиция,
уметь строить орнамент:
в ленте, квадрате, круге,
знать значение понятий: симмет
рия, асимметрия, силуэт, пятно,
роспись,
уметь моделировать художественно -выразительные геометрические и
растительные форм;
знать разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция,
ритм;
правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне;
пользоваться графическими материалами и инструментами;
различать и передавать в рисунке ближние и дальние
предметы;
значение
понятий:
живопись,
графика,
пейзаж,
натюрморт, линейная,
воздушная
перспективы;
различные виды декоративного т ворчества: роспись по стеклу, фарфору, ткани,
по дереву;
работать в определенной цветовой гамме;
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема
предметов несложной формы;
передавать пространственные планы способом загораживания;
самостоятельно комбинировать различные приемы работы ;
решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.