Напоминание

Дизайн


Автор: Алексеенко Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Охинская детская школа искусств №2"
Населённый пункт: г. Оха, Сахалинская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Дизайн
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПРОГРАММА

«Д И З А Й Н»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Охинская детская школа искусств №2»

Преподаватель: Алексеенко Т.Н.

г. Оха

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дизайн

конструирование

предметов,

проектирование

эстетического

облика

предметов. Дизайн возник в начале ХХ века в связи с бурным ростом технологий и

появлением новых приборов, инструментов, машин, бытовых предметов, для которых не

существовало аналогов оформления и объединения их общей сферой. Формируя предметы

среда

пребывания

изменялась,

подчиняясь

общему

закону

природной

гармонии.

Сконструированные

предметы

группировались

в

единый

стиль,

изменяя

интерьер

и

экстерьер.

Среда, формируемая человеком в соответствии с определенными эстетическим и

нормами, влияет на воспитание гармоничной личности.

Дизайн,

как

предмет

для

художественной

школы,

стал

необходим

для

профессиональной ориентации учащихся, для осознанного выбора будущей профессии.

Программа является комплексной. В ней используются элементы таких предметов,

как прикладная графика, цветоведение, шрифт, макетирование.

Для выполнения практических работ предусматривается применение доступных

школьникам материалов (гуашь, тушь, картон, бумага) для создания творческих работ.

Программа

построена

на

основе

изучаемых

академических

предметов,

как

продолжение и развитие на этой базе творческих, прикладных навыков.

Цель программы – подготовка учащихся к поступлению в средне-специальные и

высшие учебные заведения.

Основные задачи программы:

обучение навыкам работы над практическими заданиями;

осмысление языка дизайна, его особенностей, условностей;

воспитание эстетических критериев;

расширение кругозора на базе прикладного дизайна.

Задания адаптированы и доступны для детей 10 – 15 лет.

Принципы построения программы:

постепенно усложнение заданий;

закрепление полученных навыков на последующих заданиях;

индивидуальный подход к ребенку с учетом уровня развития.

У детей, занимающихся по программе, должно создаться полное представление,

что творчество – это язык самовыражения. Создавая предмет и являя его в мир – ты

несешь ответственность за созданный предмет и его гармонию с миром, а значит с собой.

Умение рисовать, то есть изображать на плоскости трехмерный мир, реальный или

воображаемый,

во

всех

проявлениях

предметного

мира

качество,

без

которого

невозможна деятельность дизайнера.

Начало обучения дизайну рассчитано на ученика 3 класса художественной школы.

К этому времени база теоретических и практических знаний

и

н а в ы к о в

п о

академическому рисунку заложены и учащиеся имеют опыт и знания по построению

предметов с натуры.

Геометрические гипсовые формы (шар, конус, куб и т.д.) изучены как в линейном,

так и в тональном построении.

Знания дают возможность научиться видоизменять основные плоскости и объемы.

Дизайн – предмет прикладного значения, поэтому цепочка «тема–набросок–эскиз»

дополняется новым понятием «макет».

Макетирование, как представление идеи в объеме, требует приобретения новых

навыков

и

видения

предмета.

Выстроить

такое

представление

можно

постепенно,

отрываясь от плоскости начиная с рельефа бумажной пластики.

Плоскость листа должна в представлении ребенка ожить, заговорить плоскостью, а

после объемом.

Задания эмоционально-фактурного характера: пушистый, острый, плавный и т.д.,

перенесенные из плоскости рисунка, с помощью ножниц и картона, стиплера и клея, дают

возможность увидеть быстрый результат изменения плоскости, учат и развивают новое

видение преображения мысли в объект.

Работа над созданием объема перестраивает мысленное представление о подаче

своей задумки.

Наброски в начале носят плоскостной характер, но работа над построением объема

приучает

работать

последовательно-технично,

разрабатывая

реально

выполнимую

конструкцию.

Рисунок

предмета

делается

в

разных

позициях

с

проработкой

соединений

конструктивных

элементов

это

расширяет

представление

о

предметной

среде

и

творческого рождения нового.

Цвет

и

объем

работа

над

этой

задачей

требует

внимательного

отношения.

Происходит новое знакомство с цветом и его влиянием на восприятие окружающей

средой.

Идея создаваемого предмета заявляет о себе через форму и цвет.

Цвет придает эмоциональность форме, соединяет с миром вещей.

Дизайн,

как

предмет,

знакомит

с

психологией

воздействия

предметной

среды,

закладывает первые профессиональные знания.

Задачи обучения.

1.

Предмет дизайна.

2.

Композиционные приемы:

статика;

динамика;

централизация.

3.

Образность мышления.

4.

Гармония цвета в прикладной композиции.

5.

Этапность работы в предметной среде:

реализм;

стилизация;

ассоциативность;

абстракция;

знаковость.

6.

Правила построения композиции:

ритмы линейные;

ритмы цветовые;

ритмы тональные.

7.

Композиция объема.

8.

Композиция на объеме:

тон;

цвет;

пространство.

9.

Ассоциативность мышления.

10. Графические приемы композиции.

Виды композиции по дизайну:

плоскостные;

объемные;

пространственные.

Учебно-тематический план.

1 год

1.

Равновесие.

2.

Пластика линий.

3.

Стилизация.

4.

Стилизованный натюрморт.

5.

Симметрия.

6.

Поворотная симметрия.

7.

Динамика.

8.

Динамика вертикали (устойчивость).

2 год

1.

Объем – упаковка (устойчивость).

2.

Конструкция плоскостей – дискетница.

3.

Конструкция объемов – организатор (функциональность).

4.

Проект «Светильник» (батик).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год

Название темы

Кол-во

часов

1 четверть (равновесие, пластика линий)

1.

Вводная беседа о предмете – дизайн.

Задача: знакомство с равновесием плоскости листа.

Выполнение:

нарезать

из

тонированной

бумаги

геометрические

фигуры, найти равновесие одного большого к множеству малых

форм.

Равновесие

с

переносом

центра

тяжести

(легкость,

массивность, неустойчивость).

Цель: освоение правил композиционных построений.

2.

Пластика линий.

Задача:

знакомство

с

особенностью

графических

приемов

и

макетирование. Выполнить упражнения с парными картинками на

характер линий: волна, лед, мех, металлоконструкции.

По эскизам выполнение в бумажной пластике.

Цель: освоение графического языка и реализации в пространстве

плоскости.

2 четверть (стилизация, стилизованный натюрморт)

3.

Стилизация. Силуэт.

Задача: знакомство с приемами стилизации.

Выполнить

упражнения,

работая

пятном,

линией

(лист,

ключ,

чайник, фужер).

Цель: освоение языка прикладной графики.

4.

Стилизованный натюрморт.

Задача: знакомство с особенностями стилизации.

Выполнить профессиональный натюрморт (художника, кулинара,

врача и т.д.).

Цель: развитие ассоциативного мышления.

3 четверть (симметрия, поворотная симметрия)

5.

Симметрия – гармония вертикали, горизонтали.

Задача: знакомство с приемами симметрии.

Выполнить эскиз (тонально) с зеркальной симметрией «Зимние

цветы».

Бумажная пластика – прорезные приемы.

Цель: освоение работы по трафарету.

6.

Поворотная симметрия.

Задача: изучить приемы (модуль).

Выполнить эскиз к витражу в круге.

Работа по стеклу с применением трафаретов – элемент поворота и

множества.

Цель: освоение композиционных приемов и работы по стеклу.

4 четверть (динамика, динамика вертикали)

7.

Динамика (бесконечность).

Задача:

знакомство

с

организацией

зрительного

движения

в

ко м п о з и ц и и

п р и

п о м о щ и

н а п р а в л е н и й

д в и ж е н и я ,

характеризующаяся

наличием

контраста

и

изменением

свойств.

Демонстрация движения или привлечение внимания к главному

элементу композиции.

Выполнить эскиз в горизонтальной композиции (карниз).

Бумажная

пластика,

прорезной

рельеф

с

изменением

глубины-

прореза (контраст).

Цель: освоение приемов композиции и объема рельефа.

8.

Динамика вертикальности (устойчивость).

Задача: познакомить с нарастающим движением и его построением.

Упражнения на построение фронтальное (рельеф).

Упражнение на построение «Моя пирамида».

Цель: освоение правил построения.

2 год

Название темы

Кол-во

часов

1 четверть

1.

Тема «Упаковка» - наброски.

2.

Композиционные варианты.

3.

Технический рисунок.

4.

Выбор цветовой палитры (маркеры).

5.

Эскиз в цвете (А-4, гуашь).

6.

Работа над макетом (картон, клей).

7.

Цвет на объеме.

8.

Деталировка.

2 четверть

1.

Тема «Дискетница» - настольная, в виде игрушки. Наброски.

2.

Композиционные варианты.

3.

Технический рисунок, работа с модулем (диск).

4.

Макет по принципу врезки, основы корпуса (без клея).

5.

Макет – работа деталях.

6.

Цветовые варианты.

7.

Работа в цвете по объему.

8.

Деталировка.

3 четверть

1.

Тема «Организатор» - настольный, детский.

2.

Выбор идеи (спортивный, фруктовый, новогодний и т.д.) – наброски.

3.

Композиционные варианты.

4.

Технический рисунок (2 зн.)

5.

Моделирование объема из модулей объемных (цилиндр ) (4 зн.)

6.

Эскиз в цвете.

7.

Роспись макета по эскизу (2 зн.)

4 четверть

1

Тема «Светильник» - настольный, геометрической формы с вставками

батика.

2

Наброски, поиск формы светильники (куб, конус, цилиндр)

3

Рисунок прорезей для света.

4

Рисунок батика.



В раздел образования