Автор: Алексеенко Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Охинская детская школа искусств №2"
Населённый пункт: г. Оха, Сахалинская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: История искусства
Раздел: дополнительное образование
ПРОГРАММА
«ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Охинская детская школа искусств №2»
Преподаватель: Алексеенко Т.Н.
г. Оха
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное искусство воздействует на человека посредством изображений. Во
все времена люди стремились к творчеству. Невозможно рассказать о эпохе, цивили
зации без истории искусств. В мифах, религии искусство воплощало божестве-нную
идею, историю поселения, города, государства, империи, придавало величие
сооружентиям и увековечивала главных героев.
Города
оставались бы
просто
местом
проживания
и
работы,
если бы
не
их
своеобразие, наповторимый облик, созданный фантазией человека творящего.
Искусство действует как средство связи и обмена между народами и государствами.
Оно признано товаром, бесспорной ценностью и военным трофеем.
Во времена античности на Западе и на Востоке художественное творчество ком-
ментировалось и описывалось историками и хронистами. С 15века в Италии,
возникли зачатки художественной критики для изучения общих и характерных
особенностей произведений искусства.
В
18 веке
сформировалась
категория
экспертов.
Одни
создали
направление,
основанное на непосредственном анализе произведения; другие ставили целью
определение концепции, идеологии и религиозности содержания произведений
искусства.
Искусство
всегда
и
везде
связано
с
развитием
общества
и
его
культуры.
Антропология доказала, что это положение верно и по отношению к первобытному
обществу. Без искусства невозможно понять историю, и наоборот.
Искусство
универсальная ценность, которая принадлежит всем; является наследием
духовной и практической жизни каждого человека;
способ индивидуального самовыражения и общения между людьми;
создание новых форм действительности.
Структура
зрительного
восприятия
позволяет
человеку,
распознавая
изображение
«считывать» заложенную в них информацию и получать знание о мире ушедшим .
Увидеть
и
передать
мир
таким,
каким
его
еще
никто
не
видел
–
это
естественная
потребность творческого человека.
Материалы по истории искусств огромны, время вносит поправки и дополнения,
новые версии и открытия, что является предметом изучения искусствоведов.
Программа истории в художественной школе не должна быть громоздкой.
Задачами программы - является освоение определенного объема информации,
Программа рассчитана на 2-летний курс обучения; построена на последова-
тельном изучении принципов и законов исторического анализа.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Первобытное искусство
Палеолит - пещерная живопись ( животные ).
Мезолит - наскальные рисунки ( человек ) .
Неолит - мегалиты.
Месопотамия
Географическое положение.
Представление о мире.
Архитектура.
Сады.
Скульптура.
Египет
Мифология ( устройство мира ).
География ( устройство жизни ).
Некрополь ( мастаба, пирамида, заупокойный храм ).
Мумия.
Скульптура.
Сфинкс.
Предметы быта.
Греция
Мифология ( устройство верхнего мира ).
География ( устройство жизни ).
Афинский Акрополь( пропилеи, храм Ники Аптерос, статуя
Афины
Промахос,
Парфенон,
Афина
Парфенос,
храм
Эрейхтион)
Ордер ( дорический, ионический, коринфский ),
Храм ( в антах, простиль, амфипрстиль, периптер, моноптер)
Скульптура ( Фидий, Мирон, Поликлет,
Лисипп, Скопас,
Пракситель).
Вазопись(стили: геометрический, ковровый, чернофигурный,
краснофигурный).
Предметы быта.
Рим
Периодизация культуры.
Географическое положение.
Город.
Дороги.
Триумфальная колонна, арка.
Пантеон.
Гражданские сооружения ( форум, базилика, инсула, домус).
Акведук.
Колизей.
Термы.
Римская трапеза.
Скульптурный портрет.
Религия.
Византия
Географическое положение.
Храм- устройство мира.
Иконоборцы — иконопочетатели.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ ТЕМА
час
1
Вводная беседа. История
1
2
Палеолит- самоопределение человека в природной иерархии , орудия
труда, разделение труда. Охота. Первые рисунки- след, линия, пятно.
Роспись стен пещер. Животное — главный герой настенных росписей.
2
3
Мезолит -
2
4
Неолит -
2
5
Собеседование. Самостоятельная письменная работа.
1
6
Работа над ошибками.
1
7
Месопотамия — географическое положение
Представление о мире. Скульптура.
1
8
Архитектура
Висячие сады
1
9
Собеседование. Самостоятельная письменная работа.
1
10
Египет .Мифология — устройство мира.
1
11
Географическое положение — особенности ландшафта.
1
12
Некрополь — мастаба, гробница, ступенчатая пирамида.
Особенности заупокойных построек, местополежения.
1
13
Пирамиды классической формы.
1
14
Заупокойные храмы — схема и символика построек.
1
15
Мумифицирование — система и назначение.
Предметы быта.
1
16
Скульптура — предназначение и назначение. Классификация.
2
17
Сфинкс — охраняющий тайну.
1
18
Собеседование. Письменная самостоятельная работа.
1
19
Рим. Географическое положение. Легенда о присхождении.
1
20
Город. Дороги. Форум.
1
21
Триумфальная арка, колонна.
1
22
Пантеон ( особенности конструкции и назначения ).
1
23
1
Гражданские сооружения ( инсула, домус, харчевни, фонтаны ).
24
Акведук.
1
25
Термы.
1
26
Колизей
1
27
Скульптурный портрет.
1
28
Религия.
1
29
Собеседование. Самостоятельная работа.
1
30
Работа над ошибками.
1
31
Византия. Географическое положение.
Рождение нового государства.
1
32
Храм — как устройство мира.
1
33
Иконоборцы и иконопочетатели.
1
34
Собеседование. Самостоятельная письменная работа.
1
35
Работа над ошибками.
1