Напоминание

"Композиция"


Автор: Алексеенко Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Охинская детская школа искусств №2"
Населённый пункт: г. Оха, Сахалинская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Композиция"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПРОГРАММА

«КОМПОЗИЦИЯ»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Охинская детская школа искусств №2»

Преподаватель: Алексеенко Т.Н.

г. Оха

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изобразительное искусство – сфера деятельности, позволяющая объединить точные и

гуманитарные науки, развить мышление, воспитать творческую личность с позитивным

мышлением.

Композиция является важным разделом в современном художественном образовании. Как

учебный

предмет

она

появилась

гораздо

позже,

чем

рисунок и

живопись. Её

возникновению способствовали композиционные достижения мастеров изобразительного

искусства.

Слово «композиция»

происходит

от

латинского

слова соmpositio

(

сопоставление,

соединение частей, приведение их в порядок).

Наличие идеи создаёт композицию и чем больше «образности» - творческой переработки

предметов мёртвой и живой природы, заложено в содержании выполненного задания, тем

сильнее оно приближено к определению композиция.

Композиция это синтез дисциплин соединяющий «сочинение» и «изображение»

Задачами

программы

является

освоение

определенного

объема

знаний,

навыков,

которые позволят вести работу грамотно.

Программа рассчитана на 5-летний курс обучения; построена на последовательном

изучении

принципов

и

законов

композиционного

анализа.

Способность

видеть

и

воспринимать окружающий мир относится к сфере умственные способностей человека, а

структура

зрительного

восприятия

позволяет

человеку,

распознавая

изображение

«считывать» заложенную в них информацию и получать знание о мире, в котором мы

пребываем.

Зрение, через которое мы получаем 90% информации, имеет решающее значение для

жизни. Глаз – инструмент, обеспечивающий мозг информацией, улавливает отраженные от

предмета световые волны, благодаря этому мы воспринимаем форму визуальных объектов,

размер, цвет. Зрительное восприятие связано с мышлением, памятью, на основе которых при

сравнении

информация

обрабатывается

и

формируется

эмоциональное

отношение

к

предметному миру.

Искусство

композиции

создание

новых

форм

действительности.

Человек

индивидуален в своих зрительных ощущениях. Восприятие подразделяется на обыденное и

творческое.

Увидеть и передать мир таким, каким его еще никто не видел – это естественная

потребность творческого человека.

Создание

зрительных

образов

подчиняется

определенным

правилам

как

законам

зрительного восприятия.

Композиция – важнейший организующий компонент произведения, она определяет

соподчинение

предметов

изображения

и

элементов

языка

работы

в

единое

целое.

При

создании зрительных образов деятельность мозга подчиняется определенным правилам, на

основе которых психологами был выведен ряд законов зрительного восприятия

.Велика сила воздействия искусства на подрастающего человека. Для общества в целом

именно

сейчас

очень

важно

формирование

нравственных

ценностей

и

эстетическое

воспитание каждого ребенка.

Основой общества является культура, цель которой – воспитание духовно богатой личности.

Этот

процесс

немыслим

без

восприятия

произведений

искусства

и

осознания

красоты

окружающего мира в ходе практической творческой деятельности.

Целью программы:

Развитие творческих способностей детей средствами изучения

законов

построения

станковой композиции.

Задачи программы:

формирование у детей представления о станковой композиции ;

становление умений и навыков в области построения композиции,

развитие

у

воспитанников

художественного

вкуса,

творческого

воображения,

пространственного мышления;

формирование

нравственно-эстетической

отзывчивости

на

добро

и

зло,

красивое

и

уродливое;

воспитание интереса к искусству, наблюдательности, эстетического чутья и понимания

прекрасного.

Обучение детей строится на развитии способностей к самостоятельному творческому

поиску и ответственность за свою работу.

Основное

внимание

в

программе

уделено

декоративно-прикладному

искусству

и

народному

творчеству. Обучение сочетает в себе теоретические и практические занятия. Теоретический материал

излагается в форме бесед и содержит сведения об истории возникновения и развития различных

видов искусства и народного художественного творчества, их отличительных особенностях. Основное

время уделяется практическим занятиям. Предусмотрено также посещение выставок декоративно-

прикладного искусства с целью ознакомления воспитанников с красотой и богатством окружающего

мира.

Данная программа разработана для детей,

Законы зрительного восприятия.

Закон близости:

Приближенные друг другу части структуры воспринимаются

зрением как отдельная группа.

Закон замкнутости:

Форма

замкнутых

очертаний

«прочитывается»

легче,

чем

объекты с разомкнутой внешней границей.

Закон сходства:

Одинаковые или сходные по какому-либо признаку элементы,

воспринимаются как единое целое.

Закон непрерывности:

Несколько

точек,

размещенных

последовательно

одна

за

другой

в

определенном

направлении,

воспринимаются

как

целое, обладающее единой структурой.

Закон первичной формы:

Разнородные фигуры, соединившись в поле нашего зрения,

обретают свою первичную геометрическую форму, даже если

это не отвечает реальному их положению, т.е. одна частично

скрыта другой.

Все названные законы имеют общий характер для обыденного и творческого восприятия.

В

процессе

обучения

учащиеся

овладевают

навыками

самостоятельного

умения

отражать жизненные впечатления в композициях, рисунках, набросках, и должны знать:

1.

Законы композиции:

закон цельности;

закон типизации;

закон контрастов;

закон подчиненности единому замыслу.

2.

Правила композиции:

передача ритма;

выделение центра;

симметрия, асимметрия.

3.

Приемы композиции:

горизонтали, вертикали;

диагонали.

4.

Средства композиции:

линия;

штрих;

пятно;

тон;

цвет.

Этапы ведения композиции.

1.

Тема. Собеседование.

2.

Сбор подготовительного материала: наблюдения, литература, фантазии.

3.

Наброски, вариации на тему.

4.

выбор техники исполнения.

5.

Эскизы в тоне с распределением смысловой нагрузки.

6.

Упражнения по технике исполнения.

7.

Эскиз в цвете, формат А-4.

8.

Графическая работа на формате А-2.

9.

Выполнение работы на формате в материале.

10. Оформление.

В процессе обучения композиции учащиеся знакомятся с различными изобразительными

техниками и материалами – живописными, графическими – и учатся применять их на

практике в учебных работах. Форма итоговой аттестации является просмотр и выставки.

Графические средства

Графические средства: точка, линия, пятно( тон), цвет.

Точка — графический акцент на плоскости. Малые размеры, большие возможности.

Точка

Организация картинной плоскости.

Организация

картинной

плоскости

это

зрительные

схемы,

воздействующие

на

визуальное восприятие подсознательно.

При компоновке форм на плоскости большое значение играют масштаб, пропорции,

модуль.

Масштаб – соизмерение величин изображенного объекта к действительности.

Пропорции - соотношение элементов формы.

Модуль – единица измерения (мазок, штрих и т.д.)

В композиции пространства листа важное место занимает, где помещен предмет, размер,

вес.

Совпадение

изображения

с

линиями

структурного

плана

имеет

стабильность.

Точка

центра стабильности находится немного выше центра листа.

Наше зрение устроено так, что вначале мы видим левую часть композиции, потом

переводим взгляд вправо. На левой части внимание задерживается меньше, нежели на

правой. Это связано с тем, что левое полушарие мозга доминирует над правым.

При

установлении

равновесия

в

композиции

большую

роль

играет

форма

объекта.

Правильная форма выглядит тяжелее, чем неправильная. Квадрат – самая «тяжелая» фигура.

Это свойство усиливается или ослабляется цветом. Но внутри этой формы есть скрытое

движение и, разделив его, можно изменить его назначение.

Треугольник – «стремительная» форма, устойчивость получает при условии, если одна

сторона станет горизонтальной.

Круг – форма совершенства и сосредоточенности в себе. Круг всегда неустойчив, в нем

соединены центробежные, центростремительные и круговые движения.

Необходимо знать статику и динамику.

Пятно

или

группа

пятен

воспринимается

статично,

если

силуэты

расположены

параллельно

вертикали.

Наклонные,

диагональные

положения

воспринимаются

как

активные, подвижные, динамичные. Падающее движение – усталость, печаль. Круговые

движения или S-образные древние называли линиями жизни.

В композиции необходим смысловой центр, для реализации этой задачи используют

приемы

контраста

(большого

в

малом

и

наоборот).

Способ

выделения

главного

по

расположению,

с

использованием

интервала,

по

замыслу

композиции

и

от

того,

какое

эмоциональное воздействие рассчитывается произвести на зрителя.

Построение композиции не должно приравниваться к простому описанию сюжета.

Соподчиняя правила:

линейная организация листа;

выделение

сигналового

центра,

положение

силуэтов

и

взаимодействие

в

отдельных группах;

плановость (развитие действия);

выбор статики или динамики;

масштаб, угол зрения;

цветовая драматургия работы (В.Кандинский);

сводят к схеме последовательного раскрытия идеи композиции.

Сюжетная композиция.

Сюжетная

композиция

может

носить

декоративный

и

реалистический

характер.

Реалистическую композицию называют станковой, так как выполняется работа на мольберте

– станке.

Основы

композиции

легче

изучить

на

приме6ре

формальной

композиции,

при

стилизации происходит сознательный отказ от ряда средств реалистического изображения.

По

содержанию

станковая

композиция

делится

на

бытовую,

историческую,

батальную, портрет, пейзаж, натюрморт. Работая над сюжетной композицией, художник

становится

режиссером

спектакля

на

плоскости.

Работа

отражает

отношение

автора

к

событию

и

формирует

отношение

через

чувственное

восприятие

зрителя.

Ценность

композиции заключается в развитии ассоциативного мышления, познающего реальность,

самым эффективным способом – через сравнение, сопоставление; развивает творческую

фантазию, вариантность в поисках решений проблемы, точность восприятия. Искусство

отражает

отношения

человека

к

миру

в

форме

эмоционального

переживания.

Именно

ассоциации с человеческими чувствами формируют образность мышления и одушевляют

окружающий предметный мир; такое отношение имеет древний исторический момент.

Дети до 9 лет бессознательно рисуют стилизованные – крайне обобщенные вещи,

отбрасывая, вернее не придавая значения множеству деталей, создают цельный образ, в

котором есть только главное на данный момент.

Становясь старше, ребенок осознает свою значимость и вещи приобретают другое

значение, форма и объем выходят на главное место.

Эти возрастные особенности позволяют выстраивать обучение по возрастающей.

Стилизация.

Стилизация (греч., стилос – палочка для письма) – преобладание в художественном

произведении условных декоративных форм; отказ от каких-либо признаков реалистического

изображения.

Некоторые приемы стилизации.

1.

Отказ от объема, переход на силуэт.

2.

Силуэт подчиняется определенной закономерности при построении плавных или

ломаных линий; на основе геометрических фигур.

3.

Превращение образа в символ с помощью обобщения формы.

4.

Замена реалистичности предмета на декоративность, орнамент.

5.

Трансформация за счет изменения пропорций.

6.

Замена цвета (неестественность).

7.

Силуэт или форма с математическим ритмом (подобие природных).

8.

Силуэт или форма через набор несвойственных предмету элементов (гаек, перьев,

камней).

В дизайне без стилизации невозможно формообразование.

Фактуры.

Каждый предмет в природе обладает поверхностью. При сравнении, видим, как они

различны. Постепенно у человека формируется зрительное восприятие поверхностей.

Фактура – характер поверхности объекта; очень многообразна и получается самыми

разными способами. Фактуры неразделимы с ритмами.

Фактурное

пространство

может

создать

образ.

И

воздействовать

без

конкретной

формы, как осязание пространства.

Манера наложения фактуры позволяет добиться передачи материальности предмета в

графике и живописи. У каждого материала свои фактурные возможности и ограничения.

Эмоциональное воздействие фактур велико в разных жанрах станкового искусства,

портрете,

пейзаже,

натюрморте.

Фактура

одно

из

выразительных

средств

создания

художественного образа наравне с цветом, тоном, ритмом и формой.

Ритмы.

Ритм в искусстве – это форма организации движения, помогающая зрителю легче

отыскать связь между элементами формы или плоскости, создающая ощущение цельности,

монолитности, субординации частей.

Одинокое пятно не долго привлекает внимание, если повторить через интервал –

получаем метрический ряд. Изменения интервала, тона, цвета, размера, фактуру, приведет к

определенной

эмоции.

Эмоция

зарождает

образность.

Элементы,

выстроенные

ритмом

чередования

орнаменты.

Чередование

это

повтор

модуля.

Модуль,

соединенный

с

зеркалом - и рождается симметрия (гармония): зеркальная, центральная, поворотная. На

линейных ритмах и симметриях держится красота архитектурных стилей.

Ритм развития – равномерно изменяющиеся признаки модуля (тон, цвет, фактура,

форма, пауза). Это ритм прогрессия.

Ритмы неравномерного развития – ритмы подобия. Схожесть силуэта, интервала,

цвета, но не полное их совпадение, а нюансовыми различиями повторяющихся элементов

ведет к развитию.

Ритм – гармония между частями и целым, создающая то, что называется жизнью. На

ритмах построена вся природа. Ритмы подобия позволяют понять, как можно более удачно

выбрать

компоновку

пейзажа.

Нужно

найти

ритм

вторящих

друг

другу

холмов,

Рим

расположения деревьев (интервал или сходство силуэтов). Нарастание или убывание подобия

в силуэтах создает гармонию в пейзаже.

Ритм

сознательно

закладывают

в

работу,

это

управляет

восприятием

зрителя,

порождает чувство тревоги или радости, нежности.

Ритмы заложены в фактуре. Линия может нести эмоциональную окраску (равнодушно

прямая,

убаюкивающая

плавная,

колющая

ломаная…)

и,

оказывая

влияние

на

наше

настроение на подсознательном уровне, организовывать ощущения.

Пейзаж.

Пейзаж различают по содержанию на сельский, лесной, городской, маринистический.

Жанр пейзажа обладает сильным эмоциональным воздействием на зрителя.

Пейзаж – это большое пространство и это пространство необходимо понять и изучить.

Удобно для этого использовать условные разделения пространства по планам: ближний,

средний, дальний, и использовать растяжку цвета по тону или теплохолодности.

Цвет помогает построить пространство. Ритм линий, интервалов, силуэтов, цвета

создает движение.

В пейзаже используется доминанта (главенствующий по размеру и цвету предмет) и

акцент – предмет, выделяющийся по размеру и цвету. В композиции пейзажа часто на

переднем плане, как на авансцене, располагают предметы ввода в пейзаж – камни, тропинка,

ручей. Предметы ввода рассматриваются как приглашение в пространство.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс

Название темы

часы

1

Организация картинной плоскости. Точка, пятно, цвет.

Формальная композиция. Геометрические фигуры.

2

Линия. Линейно – пластическая форма. Графические фактуры.

3

Виды цветобразования

2 класс

Название темы

часы

1.

Вводная беседа станковая композиция

2.

Организация картинной плоскости. Компоновка пятна. Понятие силуэта.

Статика и динамика образа за счет компоновки. Определение формата,

подбор паспарту по ширине и цвету.

3.

Зарисовки

силуэтов

растений.

Равновесие.

Изучение

разнообразия

силуэтов

природных

форм.

Организация

картинной

плоскости.

Виды

компоновки:

- горизонтальная (спокойствия);

- вертикальная (возвышение);

- диагональная (стремительность);

- треугольная (величие);

- крестообразная (конфликт);

- круговая (дружелюбие).

4.

Организация

картинной

плоскости.

Заполнение

плоскости

листа

силуэтами при условии выделения главного по размеру:

а) без выделения центра;

б) с ярко выраженным центром.

Понятие композиционного центра.

Выполнение: ∙ светлое на темном

∙ темное на светлом

5.

Контраст и нюанс цвета. Выделение единого образа по контрасту цвета.

Понятие нюанса цвета.

6.

Виды цветообразования «Трио» - смешения цветов радуги поочередно с

белым, черным, серым (гуашь). Получение теплых и холодных оттенков

одного и того же цвета.

7.

Фактура

(акварель,

гуашь).

Хроматические

цвета.

Навыки

получения

разнообразия. Эмоциональное значение фактур.

8.

Фактура (акварель, гуашь). Образы добра и зла на основе теплого и

холодного с заполнениями характерных фактур.

9.

Пропорции (лицо) – образность маскарадной маски. Создание образа и

природных форм. Цветом подчеркнуть характер образа.

10.

Связь

формальной

и

сюжетной

композиции.

Организация

картинной

плоскости.

Равновесие

группы

пятен

(куб,

квадрат,

треугольник,

неправильных форм). Аппликация и оживление форм. Доработка образа

средством силуэта и объема. Исполнение статично, динамично.

11.

Переход к объемным изображениям в сюжетной композиции «овощные

человечки». Развитие образного мышления.

3 класс

Название темы

часы

1.

Ритм нарастания и убывания интервала (подобие абриса)

а) нарастание ритма от прямой линии к образу;

б) переход от плавного силуэта к колючему;

в) переход от формы в плоскость.

2.

Эмоциональные

ритмы

через

передачу

ритм

цветовых

пятен.

Связь

музыкального

и

зрительного

ряда

восприятия.

Эмоциональное

значение

абстрактных композиций.

Задание:

нежность – грубость

свет – тьма

вальс - марш

3.

Визуальное построение.

Переход от линейной плоскости в объемный образ за счет изменения

интервала.

Переход сетчатой плоскости в объемный образ.

Ввинчивание в глубину.

Нарастание объема на зрителя.

Построение пространства за счет перспективы, тона линий, фактур.

4.

Фактурное

пространство.

Изображение

стилизованных

плоских

и

объемных

предметов с помощью фактур.

а) передача объема точечной фактуры без контура;

б) передача объема за счет природных фактур, без контура.

5.

Силуэтность

предмета

как

разновидность

стилизации.

Силуэты

бытовых

предметов. Подготовка к декоративному натюрморту. Использовать силуэты 3-5

предметов; разными способами компоновать. Гибкость мышления на примере

разнообразия композиции.

6.

Стилизация

натюрморта.

Тематическая

направленность.

Использование

контраста. Работа в тоне (гуашь)

Разнообразие

техник

стилизации.

Решение

декоративности

различными

приемами:

черное на белом, белое на черном;

графические фактуры (акварель);

теплая гамма (растяжка по тону);

холодная гамма (растяжка по тону)

7.

Силуэт

(плавный,

колючий).

Значение

характера

абриса

силуэта

для

эмоциональной

выразительности

образа.

Передача

сравнительной

характеристики образов через выразительные художественные средства цвета и

фактуры (ледяной, карамельный, металлический, воздушный)

8.

Ритмическая

организация

пейзажа.

Природные

ритмы

деревьев

(ритмы

подобия).

9.

Организация картинной плоскости, плановость в пейзаже. Условное деление

пространства на три плана: ближний, средний, дальний. Понятие плановости в

композиции. Передача тоном, цветом (растяжки)

10.

Шесть

основных

способов

выделения

главного

в

формальной

и

сюжетной

композиции:

по расположению;

по размеру;

по форме;

по цвету;

по тону;

по фактуре

4 класс

1.

Ритмы подобия. Силуэт в силуэте. Развитие ассоциативного мышления,

импровизации

на

основе

ритмов

подобия

абрисов

силуэта

на

основе

растительных форм.

2.

Ритмы

подобия

на

тему

«Букет».

Организация

картинной

плоскости.

Выбор композиции:

- горизонтальная;

- вертикальная;

- круговая.

Ограниченная цветовая гамма. Работа с растяжкой цвета.

3.

Ритмы подобия.

Трансформация шахматки до конкретного образа.

Решение одного бытового предмета.

Стилизация формы ахроматическая гамма.

4.

Ритмы подобия.

Построение

тематического

натюрморта.

Применение

шахматного

построения и изменение плоскости в пространстве.

5.

Упражнения

на

изготовление

графических

фактур

(мягких,

острых,

чередующихся…). Материал тушь, гелевая ручка.

6.

Стилизация насекомых. Использование компоновки листа по форме и

расположению объекта. Распределение плановости в листе. Применение

графических

фактур,

после

тоновой

заливки

акварели.

Использование

контура при распределении акцентов и выделение главного.

7.

Формообразование. Развитие ассоциативного мышления.

Преобразование:

- пятна в объем;

- силуэта в объем.

8.

Архитектурное формообразование. Использование подобия в формах с

изменением масштаба. Применение бионики. Стилизация растительных

объемных форм. Выбор цветовой гаммы.

5класс

1.

Доминанта и акцент. Симметричный и ассиметричный пейзаж. Силуэт.

В

основу

компоновки

доминанты

и

акцента

положить

правило

зрительного равновесия большого и малого пятна. Использовать ритмы

деревьев и принцип подобия на основе цветовой растяжки.

2.

Архитектурная доминанта в городском или фантастическом пейзаже.

Развитие

пространственно-конструктивного

мышления

и

образности.

Анализ

архитектурной

формы.

Стилизация

по

подобию

биоформ.

Организация

пространства

композиции,

уравновешивание

доминанты

мелкими образами предметов и существ.

Композиция в стилевом единстве по принципу модульности.

3.

Голова, лицо – образ.

Использование

при

моделировании

обрубовочную

форму

и

конструировать образ из объемных геометрических фигур. За основу брать

2-3 фигуры. Поиск в набросках начинать от характера.

Понятие гротеска, шаржа, карикатуры.

4.

Портрет с сюжетной линией. Трансформация пространства в акцентах к

главному.

За основу взять портрет исторической личности.

6 класс

1.

Копирование композиционных схем.

Знакомство с творчеством 2-3 художников (Малевича, Кандинского, Дали).

Выбор

стиля

и

манеры

одного

художника.

Выполнение

зарисовок

и

небольших

эскизов

по

отдельным

предметам

в

манере

выбранного

художника.

Анализ композиционных приемов.

Определение собственной темы и выполнение работы по композиционной

схеме выбранного художника.

2.

Дипломная работа:

Натюрморт

«Путешествие

в

историю»,

исполнение

в

технике

графика.

Натюрморт

голландцы

и

англичане

называют

«тихой

жизнью»,

где

неподвижность

внешнее

проявление

духовной

жизни. Выбрав эпоху, подобрать предметы и построить читаемую

схему – образ выбранного исторического времени.

Портрет

(автопортрет).

Работа

выполняется

в

стиле

и

манере

выбранного художника.

Дипломная работа в художественной школе – это подведение итогов и

начало творческого пути. Это первая, осмысленная в поисках работа, при

осознании итогов определенному этапу жизни. Все полученные навыки,

умение думать, анализировать, подбирать и подавать собранный материал

выйдут на лист и покажут тебя.

Дипломная работа – работа познания самого себя.

Задача

педагога

использовать

наработки

предыдущих

лет,

учитывая

индивидуальные способности, наклонности ученика, подвести итог его

обучению и определить направление его творческого пути.



В раздел образования