Автор: Карнаухова Лариса Вениаминовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа №583 Приморского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья по русскому языку
Тема: "Уроки-зачеты по русскому языку"
Раздел: полное образование
Уроки-зачеты по русскому языку.
Карнаухова Лариса Вениаминовна, учитель ГБОУ школа №583 г.Санкт-Петербурга.
Урок-зачёт по русскому языку — одна из разновидностей урока обобщения и
систематизации изученного. По нашему мнению, эти уроки очень важные, так
как на них выявляется степень усвоения учащимися теоретического материала
по теме или разделу, сформированность умений и навыков, определённых
программой при изучении указанного материала. При этом акцент делается на
практическое применение знаний и умений. Решаются здесь и воспитательные
задачи — повышения личной ответственности каждого школьника за
результаты учёбы.
Проведение таких уроков целесообразно при завершении изучения темы,
раздела курса.
Ещё до изучения темы, по которой мы обычно планируем проведение зачёта,
учитель должен определить его цели, круг вопросов по теории, формы и виды
практических умений и навыков. Подготавливаются также помощники-
консультанты. Они могут помочь при подготовки к зачёту: заранее оформлять
стенд к зачёту( вопросы, задания, советы, рекомендации), сделают «Листы
учёта знаний» , примут участие в размножении некоторых материалов, табличек
«Знания, умения и навыки по изучаемой теме», карточек-заданий для
индивидуальной работы и т. д. Усвоение ассистентами знаний по данной теме
учитель может проконтролировать по мере изучения материала на уроках,
предшествующих зачёту.
Для этого( индивидуально) ассистенты могут выполнять задания, аналогичные
тем, которые будут предложены на зачёте остальным учащимся.
Подготовительная работа проводится также и с остальными учащимися
класса. На первом же уроке по теме школьников ставят в известность о том, что
по ней предусмотрено проведение зачёта, знакомят с требованиями, которые
будут предъявлены на таком уроке, даётся список справочной литературы,
которая может быть использована при подготовке к зачёту. В рабочей тетради
каждого учащегося записывается памятка, где перечисляется объём знаний,
который должны усвоить школьники по данной теме, и умений, которыми они
должны овладеть. Причём, как показывает наша практика, если учитель
доводит до сведения школьников, какие конкретные, определённые цели
поставлены при изучении темы и какие конкретные результаты при этом
должны быть достигнуты, создается мотивация учения, что организует и
дисциплинирует учащихся.
На стенде «Готовимся к зачету» -объем знаний и умений. Например,при
зачете по теме «Синтаксис и пунктуация» помещаются контрольные вопросы,
памятка «План отзыва об устном ответе»,раздел «Это интересно».
Школьники, которые в течение изучения темы успешно справлялись с
заданиями, могут быть освобождены от части выполняемых заданий и
выполнить индивидуальную работу.
На зачете целесообразно сочетать как письменные, так и устные формы
опроса.
К уроку-зачету мы обычно заранее готовим «Лист учета знаний» по теме, куда
по мере выполнения и проверке заданий выставляются оценки. Он может
быть общим для всего класса или индивидуальным.
Например, при проведении урока-зачета в 9 классе по теме «Основные группы
сложноподчиненных предложений» преследовались следующие цели:
проверить знание теоретического материала по теме, сформированность
умений расставлять знаки препинания, умение использовать изученные
синтаксические конструкции в связной речи.
Исходя из задач ,было намечено три этапа работы.
Первый этап-проверка знаний теоретического материала (дать теоретическое
обоснование знаков препинания),фронтальный опрос.
Далее по группам (первая и вторая) учащиеся вызываются к доске,вставляют
в предложения недостающие знаки препинания, составляют рассказ в
научном стиле. Класс получает задание оценить ответ.
Третья группа предлагает примеры придаточных предложений, не
представленных в задании.
Второй этап. На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют
теоретические знания на практике.
Задания написаны на карточках, в них допущены ошибки в постановке
знаков препинания. Дается задание выписать номера предложений, в которых
знаки поставлены правильно и неправильно. В оценке данной работы могут
принимать участие консультанты.
Следующее задание: работа с пунктограммами, составление схем сложных
предложений.
Третий этап-проверка умений пользоваться данными синтаксическими
конструкциями. Здесь даются задания по редактированию текста и
конструированию сложноподчиненных предложений. В конце подводятся
итоги работы, на всех этапах работы активно используются ИКТ.