Автор: Остапчук Ирина Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ" пгт. Синдор
Населённый пункт: Княжогостского района Республики Коми
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно–эстетической направленности
Тема: "Основы изобразительного искусства"
Раздел: дополнительное образование
МБОУ «СОШ» пгт. Синдор
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественно–эстетической направленности
«Основы изобразительного искусства»
Возраст учащихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Остапчук Ирина Валентиновна,
учитель начальных классов
пгт. Синдор, 2017
Пояснительная записка
1.Концепция программы
Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста. Рисовать любят
все дети, они берутся за карандаш даже тогда, когда их никто к этому не побуждает и активно
выражают свою непосредственность восприятия мира. Через рисунок ребёнок систематизирует свои
знания
об
окружающем
мире.
Изобразительная
деятельность
совершенствует
органы
чувств
и
особенно
зрительное
восприятие,
основанное
на
развитии
мышления,
умения
наблюдать,
анализировать, запоминать; ребенок учится видеть и понимать прекрасное как в окружающей жизни,
так и в произведениях искусства. Программа ориентирована на всестороннее развитие учащихся в
области изобразительного искусства:
цветоведение,
рисование на темы, с натуры, декоративно-
прикладное
направление.
Программа
формирует
понимание
роли
искусства
в
жизни
людей:
в
организации форм среды, в которой мы живём, окружающего предметного мира, общения между
людьми, в познании человеком своего мира и своих чувств, своего отношения к окружающей
реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе обучения у ребёнка формируются
навыки
дизайнера,
декоратора,
художника-оформителя,
модельера,
особенно
на
третьем
году
обучения. Знакомство с выразительными средствами и образным языком декоративно-прикладного
искусства будет способствовать рождению у ребёнка оригинальных вариантов эскизов декоративных
композиций.
Отличительной
особенностью
программы является
то,
что
она
ориентирует
учащихся
на
комплексное изучение основ изобразительного искусства
по нескольким разделам:
цветоведение,
тематическое
рисование,
рисование
с
натуры,
декоративно-прикладное
искусство
(оригами,
художественно-оформительское искусство), где все разделы
взаимосвязаны между собой единой
целью. Программа рассчитана на 1 год обучения и учитывает интересы детей, их возрастные
особенности.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации", Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания
граждан России, Приказом Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам".
Основой программы являются:
Программы дополнительного образования. (Москва, «Просвещение». 2007 г.);
Я.Я.Чарнецкий «Изобразительное искусство в школе продлённого дня». (Москва, «Просвещение»
1991 г.);
Примерная
программа
по
изобразительному
искусству:
Г.
Г.
Виноградова
«Изобразительное
искусство в школе». (Москва, «Просвещение». 1990 г.)
2.
Цель и задачи программы
Цель
программы: развитие
творческой
личности,
посредством
приобщения
к
декоративно-
прикладному творчеству через изобразительное искусство.
Задачи программы:
Обучающие:
приобретение знаний о культурном и творческом наследии родного края;
получение представлений о декоративно – прикладном искусстве;
получение представлений о многообразии художественных материалов и приёмах работы с ними;
получение знаний об изобразительном искусстве;
получение знаний об истории коми и русского орнамента;
приобретение первичного личного опыта в рисовании;
приобретение личного опыта в рисовании;
приобретение представлений об эстетических нормах и требованиях к выполнению работы;
формирование познавательной компетентности;
приобретение знаний о ценности, творческого отношения к окружающей жизни;
приобретение знаний о ЗОЖ.
Развивающие:
развитие познавательного интереса к изучению родного края, его традиций и обычаев;
развитие познавательного интереса к изобразительному искусству;
формирование
художественных
способностей,
зрительно-образную
память,
внимание,
воображение;
развитие чувства цвета и ритмов, гармонии, материала;
развитие творческих способностей:
пространственного мышления, восприятия, воображения,
фантазии;
развитие мелкой моторики рук;
развитие усидчивости, аккуратности, развития взаимодействия, взаимовыручки, сотрудничества;
развитие личностных качеств: целеустремленности, воли, усердия, терпения, организованности,
самостоятельности;
самостоятельность
суждений,
уверенность
в
себе,
способность
находить
привлекательность в трудностях, эстетическую ориентацию, способность к самоанализу;
развитие коммуникативных навыков: умение сосредоточиться, быть настойчивыми в достижении
цели и совершенства своей работы; самостоятельность суждений, умений и навыков сотрудничества
в художественной деятельности, уверенность в себе, способность находить привлекательность в
трудностях,
эстетическую
ориентацию,
способность
к
самоанализу,
умение
сотрудничать
с
педагогом, со сверстниками, участвовать в обсуждении проблемы, слушать, выражать, отстаивать
свою и принимать другие точки зрения, оценивать происходящее;
развитие мотивации к ведению здорового образа жизни.
Воспитательные:
формирование уважения к национальной культуре, её ценностям и своеобразию;
формирование уважения к культуре Коми края;
вырабатывание позитивного отношения к изобразительному искусству;
формирование культуры поведения на занятиях и перерывах;
воспитание культуры общения;
воспитание бережного отношения к родной природе;
формирование позитивного отношения к жизни в социуме;
вырабатывание позитивного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
3.
Характеристика программы
тип - дополнительная общеобразовательная программа;
направленность - художественно-эстетическая;
вид – модифицированная.
классификация:
по признаку «Общее профессиональное» - общеразвивающая;
по характеру деятельности - развивающая художественную одарённость;
по возрастному принципу - разновозрастная;
по масштабу действия - учрежденческая;
по срокам реализации - 1 год.
4.
Организационно-педагогические основы обучения
Программа
«Изобразительное
искусство»
ориентируется
на
одновременное
решение
задач
художественного образования и эстетического воспитания, т. е. рассматривает обучение и воспитание
как единый процесс. Пробуждать интерес и любовь к изобразительному искусству лучше всего с
раннего возраста, поэтому набор ведётся с дошкольного и младшего школьного возраста. В этом
возрасте дети активно и непосредственно выражают своё восприятие мира.
В
соответствии
с
«Санитарно-эпидемиологическими
требованиями
к
учреждениям
дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» определяется количество часов по годам
обучения и рекомендуемое расписание занятий.
Численный состав объединения – не менее 15 человек.
Дети 7 - 11 лет зачисляются в группу, рассчитанную на один год обучения.
Формы проведения занятий - групповые. Занятия объединений фиксируются в журналах учёта
работы объединения в системе дополнительного образования детей.
Занятия
проводятся
в
специально
оборудованном
помещении
согласно
расписанию.
Оно
составляется в начале учебного года, утверждается руководителем учреждения и заверяется печатью.
Перенос
занятий
или
временное
изменение
расписания
производятся
только
с
согласия
администрации и оформляется документально.
В период школьных каникул объединение может заниматься по специальному расписанию с
переменным составом детей.
Курс обучения рассчитан на 1 год.
Набор проводится по желанию детей. Специальный отбор, кроме собеседования, не производится.
Исходя
из
заинтересованности
и
технических
возможностей,
время
и
темы
занятий
могут
варьироваться.
Процесс обучения включает в себя вводные, практические, теоретические и итоговые занятия в
течение учебного года. При проведении занятий применяются следующие формы обучения: беседы,
экскурсии, конкурсы, выставки, игры и другие. Программа рассчитана на детей с разными уровнями
способностей.
Исходя
из
санитарно-эпидемиологических
требований
к
учреждениям
дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4. 1251 - 03 продолжительность образовательного
процесса:
Год обучения
Продолжительность
занятия
Периодичность
в неделю
Количество часов
в неделю
Количество часов
в год
Первый
1 и 2
2
3
108
Процесс обучения включает в себя вводные, практические, теоретические и итоговые занятия в
течение учебного года.
При проведении занятий применяются следующие формы обучения: беседы, экскурсии, конкурсы,
выставки, игры, индивидуальная работа с обучающимися и другие. Большое значение придается
поисковым и проблемным методам.
Программа
составлена
на
основе
знаний
возрастных,
психолого-педагогических,
физических
особенностей
детей.
Работа
с
обучаемыми
строится
на
взаимном
сотрудничестве,
на
основе
уважительного, искреннего, тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении -
индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности учащихся.
На занятиях дети получают знания, умения и навыки рисования. Они приучаются к аккуратности,
точности в технике исполнения конкретной работы. Большое внимание уделяется приобщению к
национально-региональным особенностям, знакомству с традициями родного края.
Программа включает в себя разделы: основы цветоведения, тематическое рисование, рисование с
натуры, знакомство с декоративно-прикладным искусством: художественно-оформительские работы,
народное декоративно-прикладное искусство, искусство Коми края, искусство оригами.
Рисование на темы - интереснейший раздел системы обучения изобразительному искусству. В
этот вид рисования входит изображение по памяти, по представлению или на основе наблюдений,
явлений
окружающей
жизни,
выполнение
иллюстраций
к
интересным
произведениям,
а
также
сочинение рисунков на заданные сюжеты.
Являясь одним из основных видов работ по изобразительному искусству, рисование на темы тесно
связано с другими видами работ и призвано в комплексе решать задачи, поставленные программой.
В программе отведено место и рисованию с натуры, с помощью которого у ребенка развивается
наблюдательность,
точность
и
внимательность
в
изображении,
зрительная
память,
углубляется
интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его, а также закладываются
основы графической грамотности, развивается образное восприятие.
В процессе рисования с натуры углубляется степень познания предмета и развивающиеся основы
логики изображения. Этого можно добиться только при стремлении наиболее точно и полно отразить
предмет, который должен быть узнаваем.
Для рисования нужно подбирать такие натуры, которые
были бы доступны для изображения, вызывали бы интерес, эстетически и эмоционально обогащали.
Занятие
должно
способствовать
приобретению
учениками
знаний
об
изображаемом
предмете,
средствах
изображения.
Техника
выполнения
работ
с
натуры
должна
быть
разнообразной.
Силуэтность в рисунке постепенно должна сменяться конструктивностью форм. В этой работе
ребенок учится, прежде всего, последовательности.
Декоративное
искусство
(от
лат. украшаю)
является
неотъемлемой
частью
изобразительной
деятельности, оно вносит эстетическое, образное начало в окружающую человека материальную
предметно-пространственную
среду.
Занятия
декоративно-прикладным
искусством
формирует
эстетический вкус у ребят, знакомит их с произведениями народного искусства. В занятиях дети
приобретают
навыки в использовании различных материалов. Они знакомятся с особенностями
декоративно-прикладного искусства, с его историей, техниками выполнения. В данный раздел входит
серия занятий по оригами. Достоинство этого искусства заключается в доступности бумаги, как
материала,
простоте
ее
обработки.
Учащиеся
овладевают
различными
приемами
и
способами
действий
с
бумагой:
сгибание,
многократное
складывание,
надрезание,
склеивание.
Оригами
развивает у них способности работать руками под контролем сознания,
совершенствует мелкую
моторику
рук,
точные
движения
пальцев,
развивает
глазомер,
образное
мышление.
Последовательность в изготовлении изделий стимулирует развитие памяти.
При
организации
занятий
необходимо
соблюдать
санитарно-эпидемиологические
правила
и
нормативы (СанПин 2.4.4. 1251 - 03).
5.3.4. Кабинет должен иметь площадь не менее 4,5 кв. метров на одного учащегося, высоту
помещений не ниже 3 метров. При нём должна быть кладовая не менее 9 кв. метров.
5.3.6. В кабинете для проведения занятий необходимо установить раковину с подводкой горячей и
холодной воды.
6.1. В кабинете должно иметься естественное освещение.
6.9.
На
рабочих
местах
обучающихся
должен
быть
обеспечен
уровень
искусственной
освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 300-500 лк.
Требования к режиму деятельности.
8.2.3. Между занятиями в общеобразовательном учреждении и посещением объединения должен
быть перерыв для отдыха не менее одного часа.
8.2.4. Начало занятий - не ранее 8.00 часов, окончание - не позднее 20.00 часов.
8.2.5. Занятия могут проводиться в любой день недели, включая воскресные дни и каникулы.
8.2.6. Продолжительность занятий 2 раза в неделю по 1 и по 2 академических часа. После 40
минут занятия необходимо устраивать проветривания помещения.
Модель учащегося
Знания.
Обладает конкретными знаниями в области изобразительного искусства.
Учебная деятельность.
Самостоятельно ставит цели собственной деятельности. Составляет индивидуальный план
обучения. Обладает умениями и навыками рисования. Может оказать помощь другим обучающимся
по схемам и описаниям. Умеет провести анализ собственной деятельности. Обладает навыками
контроля и самоконтроля.
Творчество.
Имеет
творческие
способности.
Обладает
фантазией,
воображением,
навыками
самостоятельной работы. Способен выполнить творческую работу на определённую тему, создать
эскиз к изделию декоративно – прикладного искусства.
Нравственность.
Умеет уважать чужое мнение, проявляет готовность сотрудничать, оказывать помощь другим
учащимся. Уважает окружающих, вежлив, тактичен. Адекватно себя оценивает, обладает чувством
ответственности.
В планах воспитательной работы есть 4 основных раздела:
Организационная работа (объявление о наборе детей, экскурсии, участие в Дне открытых дверей
и т. д.)
Общеразвивающие и досуговые мероприятия.
Работа по данному разделу строится по направлениям: «Здоровье», «Коми – край мой северный»,
«Одарённый ребёнок», нравственно-патриотическое и экологическое воспитание. Это участие в
поселковых
мероприятиях
(конкурсы
декоративно-прикладного
творчества),
школьных
мероприятиях, мероприятиях ДДТ и мероприятиях своего объединения.
Работа
с
родителями
(индивидуальные
беседы,
приглашение
на
занятия
и
мероприятия,
благодарственные письма и другое).
Методическая работа и самообразование (планирование открытых занятий, участие в работе
методического объединения, педсоветов, производственных совещаний, повышение квалификации
через курсы, учёбу, посещение занятий, обмен опытом, изучение передового опыта, информационное
обеспечение, подписка).
5.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Согласно положению об итоговой аттестации обучающихся, контроль за усвоением материала
происходит в течение всего периода обучения по образовательной программе.
Входной контроль
Проводится с 10 по 20 сентября с помощью собеседования с обучающимися с целью выявления
их уровня знаний.
Цель входного контроля - формирование учебных групп с учётом принципов индивидуализации и
дифференциации.
Текущий контроль
Проводится в течение учебного года по окончании изучения тем программы.
Промежуточный контроль
Проводится с 15 по 30 декабря, с 15 апреля по 15 мая с целью проверки знаний и
сформированности умений и навыков.
Итоговый контроль
Проводится в конце курса обучения дополнительной общеобразовательной программы с 16 по 25
мая в виде итогового занятия с целью проверки усвоенности знаний, умений, навыков.
Результатами практической работы являются коллективные и персональные выставки творческих
работ, демонстрации изделий на конкурсах, фестивалях ДДТ, посёлка, района, республики, России.
Ожидаемые результаты определены содержанием программы.
Учебно-тематический план
Раздел обучения
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1. Вводное занятие (входной
контроль)
1
1
2
2. Живопись
5
14
19
3. Рисунок
5
10
15
4. Конструирование из бумаги
3
9
12
5. Декоративное рисование
9
26
35
6.Выразительные средства
графических материалов
5
18
25
7.Итоговое
занятие
(итоговый
контроль)
1
1
2
Итого:
29
79
108
Содержание программы
Раздел 1. Введение в программу.
Знакомство с программой. Особенности обучения.
Цель и задачи программы. Учебный план. Основные формы работы.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными
материалами и оборудованием.
Раздел 2. Живопись.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в
древние времена.
Тема: Свойства красок.
Теория:
Особенности
гуаши:
плотность,
густая
консистенция,
возможность
использования
для
перекрытия
одного
слоя
краски
другим,
легкость
смешивания,
возможность
получения
разнообразных спецэффектов.
Особенности
акварели:
прозрачность,
«нежность».
Знакомство
с
различными
приемами
работы
акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Практика: Экспериментирование в работе с акварелью (рисование по сухой и влажной бумаге,
снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные
коврики», «Витражные окошки».
Тема: Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Теория: Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие,
круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных
видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик»,
«волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их
волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.
Практика:
Выполнение
различных
видов
мазков,
полученных
при
разном
нажиме
на
кисть.
Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».
Тема: Праздник тёплых и холодных цветов.
Теория: Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная
буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов
(ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады).
Практика: Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод –
тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».
Тема: Серо-чёрный мир красок.
Теория: Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков
серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого
до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше –
светлее, ближе – темнее).
Практика: Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».
Тема: Красочное настроение.
Теория: Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как
степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной
краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски.
Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность).
Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практика: Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».
Раздел 3. Рисунок.
Рисунок
как
непосредственный
вид
искусства.
Рисунок
простым
карандашом,
фломастером,
шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Тема: Волшебная линия.
Теория: Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные,
толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практика: Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».
Тема: Точка.
Теория: Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша,
касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие,
круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь
точек).
Особенности
работы
в
технике
пуантелизма
с
использованием
разнообразных
изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).
Практика: Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне»,
«Волшебные поляны».
Тема: Пятно.
Теория: Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности,
размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами:
различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на
лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки
тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
Практика: Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».
Тема: Форма.
Теория: Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими,
природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практика:
Задания-игры:
«Построй
сказочный
город»,
«Дорисуй
чудо-юдо»,
«Отгадай
фантастическое животное».
Тема: Контраст форм.
Теория: Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая
художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение).
Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.
Практика: Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».
Раздел 4. Конструирование из бумаги.
Конструирование
из
бумаги
и
его
художественные
возможности.
Основные
способы
работы
с
бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги.
Тема: Работа с рваной бумагой.
Теория: Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более
сложных действий.
Практика: Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок – золотой гребешок и ребятки-
цыплятки».
Тема: Работа с мятой бумагой.
Теория: Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в
удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль
техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии
мелкой моторики.
Практика: Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку».
Тема: Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги).
Теория: Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой
и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах
(скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).
Практика: Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Смешные человечки», «Маскарадные маски».
Раздел 5. Декоративное рисование.
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное
рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.
Тема: Симметрия.
Теория: Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней
линии
как
вспомогательной
при
рисовании
симметричной
фигуры.
Два
игровых
способа
изображения симметрии:
- одновременное рисование двумя руками сразу;
-
использование
сложенного
листа
бумаги
в
технике
«монотипия»
с
дальнейшей
прорисовкой
деталей.
Практика: Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».
Тема: Стилизация.
Теория: Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного
видения
мира
детьми
8-10
лет:
яркость
восприятия,
плоскостное
мышление,
двухмерность
изображения.
Стилизация
как
способ
детского
рисования.
Знакомство
с
лучшими
образцами
народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).
Практика: Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони».
Тема: Декоративные узоры.
Теория: Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на
стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.
Практика: Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных
палочек,
расчёски,
кулинарных
формочек:
«Узорчатые
змейки»,
«Взлохмаченные
человечки»,
«Пёстрая черепашка».
Тема: Орнамент.
Теория: Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его
помощью сложных узоров и орнамента.
Практика: Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».
Тема: Сказочная композиция.
Теория: Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза
(«сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.
Практика: Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка».
Раздел 6. Выразительные средства графических материалов
Разнообразие
выразительных
средств
графических
материалов.
Художественные
образы,
создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и
загадочные.
Тема: Цветные карандаши.
Теория: Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем
мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Практика: Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики».
Тема: Гелевые ручки, тушь.
Теория: Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание
разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и
короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в
рисунке характера «пушистого» пятна.
Практика: Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина».
Тема: Восковые мелки, фломастеры.
Теория: Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с
цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону
рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими,
цветными и монохромными).
Практика: Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».
Тема: Пастель, уголь.
Теория:
Художественная
возможность
пастели,
угля.
Различные
приемы
работы:
растушевка
пальцем,
рисование
боковинкой
и
кончиком.
Рисование
на
шероховатой
тонированной
бумаге:
техника
свободного,
размашистого
штриха
с
эффектом
воздушности
(пастель)
и
бархатностью
(уголь).
Практика: Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».
Раздел 7. Итоговое занятие
Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
Ожидаемые результаты
Учащиеся по окончании курса обучения (1 год)
Знают:
правила техники безопасности при работе с инструментами;
историю и значение элементов коми и русского орнаментов;
названия основных и дополнительных цветов;
значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, ритм, аппликация,
силуэт пятно;
основные жанры изобразительного искусства;
возможности художественных материалов;
названия инструментов и приспособлений.
Умеют:
пользоваться инструменты (карандаши, кисти, палитру) и материалы (акварель, гуашь, цветные
карандаши, восковые мелки, фломастеры);
использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
работать по технологической карте;
подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
использовать красный, синий, жёлтый цвета и их смешение;
составлять орнамент из простейших геометрических и растительных элементов;
изображать, наблюдать, вспоминать, как выглядят предметы и как они размещены в природе,
использовать это в рисунках на темы;
точно передавать контур, положение предмета, его окрашенность;
применять навыки контроля и самоконтроля;
работать в коллективе.
Требования к результатам освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
С целью подведения итогов реализации программы «Основы изобразительного искусства»
используются
разнообразные
методы:
наблюдение,
фронтальный
опрос,
тестирование,
входной,
промежуточный, тематический и итоговый контроль, участие в выставках и конкурсах различного
уровня.
Комплексную оценку составляет совокупность результатов, характеристика способностей,
приобретенных учащимся. Личностные, метапредметные и предметные результаты необходимы для
индивидуальной педагогической помощи и поддержки учащихся.
Результаты
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Оценивать поступки людей,
жизненные ситуации с точки
зрения общепринятых норм
и
ценностей;
оценивать
конкретные
поступки
как
хорошие или плохие;
эмоционально
«проживать»
Регулятивные УУД:
-определять
и
формировать
цель деятельности на занятии
с помощью учителя;
-проговаривать
последовательность
действий
на занятии;
Усво енны е
учащимися
п р и
изучении
учебного
предмета
з н а н и я ,
ум е н и я ,
н а в ы к и
и
специальные
компетенции,
опыт
т в о р ч е с ко й
д е я т е л ь н о с т и ,
ц е н н о с т н ы е
у с т а н о в к и ,
специфичные
для
изучаемой
художественные
произведения,
выражать
свои эмоции;
понимать эмоции
других
л юд е й ,
с о ч у в с т в о в а т ь ,
сопереживать;
в ы с к а з ы в а т ь
с в о ё
отношение
к
г е р о я м
художественных
п р о и з в е д е н и й ,
к
и х
поступкам;
-проявлять
готовность
к
обучению и познавательной
д е я т е л ь н о с т и
в
изобразительном искусстве и
в
с ф е р е
д е к о р а т и в н о -
прикладного творчества;
-стремиться
к
реализации
своих творческих замыслов.
-учиться
высказывать
с воё
предположение
(версию)
на
о с н о в е
р а б о т ы
с
иллюстрацией;
-учиться
работать
п о
предложенному
педагогом
плану;
-уметь
ко н ц е н т р и р о в а т ь
внимание;
-
уметь
понимать
ц е л и
в ы п о л н я е м ы х
д е й с т в и й ,
умение
оценивать
результаты
своей деятельности.
Познавательные УУД:
-находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях;
-делать
выводы
в
результате
совместной
работы
группы
и
педагога;
-преобразовывать
информацию из одной формы в
другую.
- стремиться активизировать
свою фантазию;
-уметь использовать
различные источники
информации в процессе
обучения;
Коммуникативные УУД:
-оформлять
свои
мысли
в
устной
и
письменной
форме
(на
уровне
предложения
или
небольшого текста);
-слушать
и
понимать
речь
других;
-договариваться
с
д е т ь м и
совместно
с
педагогом
о
правилах поведения и общения
и следовать им;
-учиться работать в паре,
группе;
выполнять
различные
роли (лидера, исполнителя);
-уметь
в е с т и
д и а л о г
с о
сверстниками и взрослыми;
-у м е т ь
о б щ а т ь с я
и
взаимодействовать
с о
сверстниками
и
педагогом
на
п р и н ц и п а х
у в а ж е н и я
и
доброжелательности,
в з а и м о п о м о щ и
и
сопереживания.
области знаний.
Умение выполнять простые
задания в
различной технике:
карандашом, кистью.
Умение работать по
технологической карте (по
наглядному пособию).
Применение знаний об
изобразительном и декоративно-
прикладном искусстве, в
оформительской деятельности.
Владение техниками рисования и
умение применять их в работе.
Комплекс организационно-педагогических условий
С целью успешного развития творческой
личности
педагогический процесс в процессе
обучения строится в соответствии с принципами:
принцип
сознательности
и
активности
(важным
фактором
обучаемости
является
познавательная активность и сознательное отношение учащихся к творческой деятельности,
что
оказывает
решающее
влияние
на
темп,
глубину
и
прочность
овладения
учебным
материалом);
принцип наглядности обучения (используется не только для иллюстрации, но и в качестве
самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций; опора на ранее
сложившиеся
представления
конкретизирует
и
иллюстрирует
изучаемые
понятия,
активизирует чувственный опыт учащихся);
принцип систематичности и последовательности (процесс обучения, состоящий из отдельных
шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем
перерывов,
нарушений
последовательности,
неуправляемых
моментов;
систематическое
выполнение заданий в определенной последовательности способствует совершенствованию
навыков);
принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся);
принцип связи теории с практикой (применение теоретических знаний на практике, так как
отношение к окружающей действительности формируется на основе полученных знаний);
принцип культуросообразности (предполагает, что художественное творчество основывается
на специфических особенностях культуры России, Коми края);
принцип
коллективности
(художественное
воспитание
и
образование
в
коллективах
различного типа дает опыт взаимодействия с окружающими и способствует самореализации в
общественной жизни);
принцип
диалогичности
(творческое
развитие
детей
осуществляется
в
процессе
такого
взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен эстетическими
ценностями);
принцип
воспитывающего
обучения
(в
ходе
учебного
процесса
педагог
должен
давать
учащемуся не только знания, но и способствовать формированию его личности).
Процесс обучения включает в себя вводные, практические, теоретические и итоговые занятия в
течение учебного года.
При проведении занятий применяются следующие формы обучения:
учебные занятия;
беседы, викторины;
конкурсы, выставки;
индивидуальная работа;
коллективные и творческие дела;
экскурсии.
Большое значение придается проблемным методам.
Педагог создает все условия для успешной творческой деятельности ребят. Педагогом подобрана
специальная
литература
о
происхождении
и
развитии
декоративно-прикладного
творчества,
об
истории
искусств.
Для
приобретения
практических
навыков
работы
используются
различные
материалы
и
инструменты:
цветная
бумага,
карандаш,
ножницы,
кисти
различного
размера
(нумерации), бумага формата А4, А3, картон, краски (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые
мелки).
Так
же
внимание
в
работе
с
детьми
уделяется
приобщению
к
национально-региональным
особенностям, к знанию родного края. Немаловажным аспектом является работа по формированию
позитивного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
В работе используется дидактический материал:
наглядный материал (фотографии, схемы, рисунки, эскизы рисунков, технологические карты);
демонстрационный материал (репродукции картин);
техническое оснащение (компьютер, проектор, колонки, экран);).
интернет-ресурсы.
Методическое обеспечение программы
Тема
Форма занятий
Дидактические
материалы и техническое
обеспечение
Формы
проведения
итогов
Вводное занятие
Беседа
Работы с выставки ДДТ,
компьютер.
Наблюдение
Основы цветоведения
Беседы, практические
самостоятельные
работы.
Индивидуальные и
коллективные работы
Технологические карты.
Трафареты, шаблоны
Практическая
работа, опрос.
Тематическое
рисование
Беседы, практические
самостоятельные
работы,
Индивидуальные и
коллективные работы.
Участие в конкурсах.
Наглядный материал.
Практическая
работа, опрос,
выставка.
Рисование с натуры
Беседы, практические и
самостоятельные
работы.
Индивидуальные и
коллективные работы.
Участие в конкурсах.
Наглядный материал.
Технологические карты.
Практическая
работа, опрос,
выставка.
Декоративно-
прикладное искусство
Беседы, практические
самостоятельные
работы,
Индивидуальные
работы. Участие в
конкурсах.
Презентации.
Репродукции картин.
Наглядный материал.
Технологические карты.
Компьютер.
Практическая
работа, опрос,
выставка.
Экскурсии
Беседа, демонстрации.
Музейные экспонаты.
Опрос.
Живопись
Беседы, практические и
самостоятельные
работы.
Индивидуальные и
коллективные работы.
Участие в конкурсах.
Наглядный материал.
Технологические карты
Практическая
работа, опрос,
выставка.
Рисунок
Беседы, практические и
самостоятельные
работы.
Индивидуальные и
коллективные работы.
Участие в конкурсах.
Репродукции картин.
Наглядный материал.
Технологические карты.
Компьютер.
Практическая
работа, опрос,
выставка.
Особое внимание уделяется психологическому климату на занятиях (общение и взаимодействие
между учащимися), учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Необходимым условием является соблюдение техники безопасности на занятиях, применение
элементов здоровьесберегающих технологий (температурный режим, проветривание, физминутки,
частая смена деятельности).
Структура занятий
1.
Организационный момент
Приветствие,
мотивация
на
работу,
концентрация
внимания.
Определение
и
разъяснение
цели
занятия
2.
Проверочный этап
Проверка ранее изученного материала.
3.
Подготовительный этап
Объявление темы и целей, знакомство с планом занятия, введение в предлагаемый образовательный
материал
или
информацию
через
вопросы
или
аналогии,
способствующие
наращиванию
познавательного интереса.
4.
Этап работы по новому материалу.
Процесс усвоения учащимися новых знаний и способов действий.
5.
Этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков
Знакомство с новым материалом завершается этапом его первичного усвоения.
6.
Этап повторения изученного материала
Если
данная
тема
изучается
уже
не
одно
занятие,
то
целесообразно
начать
основной
этап
с
повторения материала, пройденного на прошлом занятии. Проводится краткий обзор предыдущего
занятия, детям предлагается вспомнить тему и основную мысль предыдущего занятия.
7.
Этап обобщения пройденного материала
На обобщающем этапе детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную
мысль, заложенную в материале.
8.
Этап закрепления новых знаний, умений и навыков
Теоретический материал закрепляется в ходе выполнения практической творческой работы или
проведения игровых моментов. В процессе закрепления (повторения, запоминания) обучающиеся
действуют по образцу, алгоритму.
9.
Физкультминутка или этап релаксации
С целью сохранения здоровья детей необходимо проводить комплекс мероприятий по повышению
двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую зарядку), а так
же упражнения для глаз. Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает
их
физические
ресурсы,
помогает
преодолеть
усталость
и
способствует
созданию
здоровьесберегающей среды на занятии.
10.
Контрольный этап
Контрольные вопросы задаются по ходу всего занятия, но на контрольном этапе педагог может
выявить уровень усвоения учащимися темы или раздела образовательной программы и уровень
выполнения поставленных вначале занятия целей и задач.
11.
Итоговый этап
Проводится
анализ
деятельности
детей,
педагог
направляет
их
на
самооценку,
дает
советы
и
рекомендации по применению изученного материала. На этом этапе оценивается общая работа
группы.
12.
Этап рефлексии
На рефлексивном этапе педагог мобилизует обучающихся на оценку самого занятия, что даст
возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с детьми, определить наиболее
перспективные пути на будущее.
13.
Информационный этап
На информационном этапе детям сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что
необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д.
Элементы образовательных технологий
Элементы здоровьесберегающих технологий:
- соблюдение правил техники безопасности;
- использование нескольких видов деятельности во время занятия;
- беседы о здоровом образе жизни;
- профилактика и охрана зрения на занятиях
Информационно - коммуникативные:
- нформационные стенды для детей и родителей;
- наглядный материал (иллюстрации, схемы, технологические карты);
- интернет-ресурсы;
- видеоролики, презентации.
Коллективные творческие дела.
- участие в конкурсах различного уровня.
Работа с родителями
Работа с родителями (индивидуальные беседы, приглашение
на занятия и мероприятия,
благодарственные письма, участие в работе родительских собраний).
Организация педагогического контроля
Целью педагогического контроля является выявление уровня полученных знаний, умений, опыта
социальной деятельности учащихся на данной ступени освоения программы.
(1 год обучения)
№
Вид
контроля
Цель
Содержание
Форма
1.
Входной
(сентябрь)
Определение
начального
уровня
подготовленност
и учащихся
Введение
в
курс
о б р а з о в ат е л ь н о й
программы.
Определение
способности
учащихся
к
рисованию.
Б е с е д а ,
индивидуальное
практическое
задание
2.
Промежу-
точный
(декабрь)
Определение
уровня
теоретических и
практических
з н а н и й
п о
итогам
п о л у г о д и я
и
года
Размещать
изображение
на
бумаге,
выбирая её положение в зависимости от
пропорций.
Использовать
в
рисовании
р а з л и ч н ы й
н а ж и м
н а
к а р а н д а ш ,
пользоваться
палитрой.
Знать
основные
цвета, способы получения дополнительных
ц в е то в ;
п о н я т и я ,
п р и м е н я е м ы е
в
рисовании.
Практическая
работа,
игра
3.
Итоговый
(май)
Определение
уровня усвоения
программы
Рисовать
предметы,
используя
основные,
дополнительные цвета и их оттенки. Знать
понятия, применяемые в рисовании.
П р а кт и ч е с ка я
работа, игра
Критерии оценки
Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.
Результаты
практического
труда
могут
быть
оценены
по
следующим
критериям:
качество
выполнения отдельных изучаемых на занятии приёмов и операций и работы в целом.
Показателем
уровня
сформированности
универсальных
учебных
действий
является
степень
самостоятельности, характер деятельности (репродуктивный или продуктивный). Творческие поиски
и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Критерии
Уровни
Учащийся овладел опорной системы знаний, необходимой для
продолжения образования на следующей ступени, и о
правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона
задач, построенных на опорном материале способен использовать
действия для решения простых учебных и учебно-
воспитательных задач.
При выполнении итогового контроля выполнил правильно до 50
заданий
Допустимый
Учащийся овладел опорной системой знаний до уровня
осознанного овладения учебными действиями.
При выполнении итогового контроля выполнил
правильно от 50 до 75% заданий
Средний
Данный результат фиксируется только в текущем контроле «+»
таблица предметных результатов и в листах наблюдений). Он
свидетельствует, что учеником усвоена опорная система знаний,
учащийся овладел УУД по предмету.
Высокий
Информационное обеспечение для взрослых
Алёхин А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1993.
Афонькин С. Ю., Афонькина А. С. Орнаменты народов мира: практическое пособие. - Кристалл,
1998.
Афонькин С. Ю. Игрушки. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. (Серия Библиотека оригами).
Виноградова Г. Г. Изобразительное искусство в школе. - Просвещение, 1990. (Библиотека учителя
изобразительного искусства).
Винокурова Н. К. Развиваем способности детей. 1, 2, 3, 4 классы. - М.: Росмэн, 2002.
Давыдов С. Г. Батик: Техника. Приёмы. Изделия. - М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2005.
Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. Пособие для
учителей. – М.: Просвещение, 1979.
Одноралов Н. В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М.:
Просвещение, 1998.
Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. - М.: Просвещение, 2006.
Программы дополнительного образования. – Москва: Просвещение, 2007.
Симановский А. Э. Развитие пространственного мышления ребёнка. – М.: Рольф, 2000.
Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребёнка. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М.: Просвещение,1998.
Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. - Москва: Просвещение,
1991.
Шорохов Е. В. Тематическое рисование в школе. – М.: Просвещение, 1991.
Шпикалова
Т.
Я.
Изобразительное
искусство
во
2
классе:
Пособие
для
учителей.
–
М.:
Просвещение, 1984.
Шпикалова
Т.
Я.
Изобразительное
искусство
в
3
классе:
Пособие
для
учителей.
–
М.:
Просвещение, 1984.
Школа рисования для малышей. М.: Росмэн - пресс, 2005.
Н. И. Платонова, В. Ф. Тарасов. Этюды об изобразительном искусстве: Кн. для учащихся. – М.:
Просвещение, 1993.
Информационное обеспечение для детей
Афонькин С. Ю., Афонькина А. С. Орнаменты народов мира: практическое пособие. - Кристалл,
1998.
Афонькин С. Ю. Игрушки. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. (Серия Библиотека оригами).
Горохова О. Б. Программа развития и обучения дошкольника. Школа рисования. Рисуем мультики.
Сказки. Для детей 6 – 8 лет. – СПб.: Издательский Дом НЕВА, 2002.
Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для детей и родителей. – М.:
Олма - пресс, 2002.
Джек Ботерменс. Модели из бумаги. - М.: 2002.
Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребёнка; Академия развития. - Ярославль, 1998.
Школа рисования для малышей. М.: Росмэн - пресс, 2005.
Календарно-тематический план
№
Количество
часов
Дата
Тема
Примечание
теория
практика
1
1
1
Правила техники безопасности. Вводное занятие. Входной
контроль.
Живопись (5+14)
2
1
3
Свойства красок
«Танец дружных красок»
«Ссора красок»
«Сказочные коврики»
«Витражные окошки»
3
1
3
Королева Кисточка и волшебные превращения красок
«Цветик-семицветик»
«Радуга-дуга»
«Салют»
4
1
3
Праздник тёплых и холодных цветов «Сказочное солнышко»
«Золотая рыбка»
«Морское дно»
5
1
3
Серо-чёрный мир красок
«Сказочные горы»
«Кошка у окошка»
«Туман»
6
1
2
Красочное настроение
«Воздушные замки»
«Дремучий лес»
Рисунок (5+10)
7
1
2
Волшебная линия
«Линейная фантазия»
«Лабиринты»
8
1
2
Точка
«Мир насекомых под микроскопом» «Черепашки в пустыне»
9
1
2
Пятно
«Танец бабочек»
«Образ доброго и злого сказочного героя»
10
1
2
Форма
«Построй сказочный город»
«Дорисуй чудо-юдо»
11
1
2
Контраст форм
«Листопад»
«Лесной хоровод»
Конструирование из бумаги (3+9)
12
1
2
Работа с рваной бумагой
«Лоскутный коврик»
«Петушок – золотой гребешок».
13
1
2
Работа с мятой бумагой
«Лепим снеговика»
«Лепим бабочку»
14
1
5
Смешанная техника
«Волшебный лес»
«Смешные человечки»
«Маскарадные маски»
Промежуточный контроль.
Декоративное рисование (9+26)
15
1
3
Симметрия
«Чего на свете не бывает?»
«Чудо-бабочка»
«Образ из пятна»
16
1
3
Стилизация
«Жар-птица»
«Древо жизни»
«Сказочные кони»
17
1
5
Зарисовка
Элементы различных форм
Листья различных форм
Цветы различных форм
Бутоны, ягоды различных форм
18
1
3
Декоративные узоры
«Узорчатые змейки»
«Взлохмаченные человечки»
«Пёстрая черепашка»
19
1
3
Орнамент
«Весёлые строчки»
«Мамины бусы»
«Цветочные гирлянды»
20
1
2
Русский орнамент
21
1
2
Коми орнамент
22
1
3
Сказочная композиция
«Оживший зачарованный мир»
«Чудо-богатыри»
«Добрая сказка»
23
1
2
Весенняя композиция
Выразительные средства графических материалов (5+18)
24
1
4
Цветные карандаши
«Цветные сны»
«Разноцветный дождь»
«Чудо-рыба»
«Сказочный замок»
25
1
4
Гелевые ручки, тушь
«Лесной волшебник»
«В траве»
«Паук и паутина»
26
1
4
Восковые мелки, фломастеры
«Весёлые и грустные клоуны»
«Карусель»
«Волшебная поляна»
«Забавные животные»
27
1
5
Пастель, уголь
«Золотой сон»
«Букет в вазе»
«Сказочный герой»
«Огни цирка»
28
1
1
Выставка детских работ
29
1
1
Итоговое занятие (1+1)
Итоговый контроль
29
часов
79 часов
Всего – 108 часов