Напоминание

"Экологическое образование"


Автор: Алифирова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: НРМОБУ "Салымская СОШ № 2"
Населённый пункт: п. Салым Нефтеюганский район
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое образование"
Раздел: полное образование





Назад




Алифирова Т.А.

Нефтеюганский район

п. Салым

Экологическое

образование

в

школе

За последние 20 лет произошли заметные изменения в естественно-научном

образовании:

- воинствующий атеизм в преподавании естествознания, противостоявший долгие

годы религиозному фанатизму, сменился терпимостью к устоям веры и

повышенным вниманием к соблюдению нравственных принципов и этических

норм по отношению человека к природе;

- проблемы экологии стали рассматриваться не только в системе естественно-

научного, но и гуманитарного образования.

Отсюда

вытекают

особенности

влияния

экологического

содержания

на

систему

образования,

выражающиеся

в

гуманит арно-экологиче ской

направленности всей его системы.

Полноценная и развитая система экологического образования поставляет в

информационное пространство государства точную и новейшую информацию об

окружающей среде и связанных с ней экологических проблемах.

Усвоенный

учащимися

в

процессе

обучения

алгоритм

экологически

целесообразной

деятельности

делает

обязательными

последовательные

шаги:

выделение

и

обдумывание

проблемы,

планирование

своих

действий,

принятие

решений, осуществление деятельности, анализ результатов, критическая оценка

своих действий. В этом плане экологическое образование важно в независимости от

того, какую сферу трудовой деятельности в дальнейшем изберет человек.

Содержание экологического образования складывается из трех составных

частей:

1. Представления о мире природы и окружающей человека среде.

2.Субъектные отношения человека с миром природы.

3. Ресурсосберегающие технологии взаимодействия с миром природы.

В общеобразовательной школе необходимо, учитывая приоритет биологии,

расширить

фундамент

экологических

знаний

через

уроки

географии,

физики,

химии, общественные и гуманитарные дисциплины, с целью

формирования у

подрастающего поколения ответственное отношение к окружающей среде, своему

здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных

норм принятых в нашем обществе.

Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни

человека - от эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве и

понимания

основ

картины

мира

в

младших

классах

школы

до

формирования

экологического

мировоззрения

и

необходимости

собственного

участия

в

экологической деятельности выпускника.

Научные

основы

содержания

экологического

образования

закладываются

изучением

цикла

естественно-научных,

гуманитарных

дисциплин

и

носят

междисциплинарный, комплексный характер.

Единая

научная

картина

мира

формируется,

в

основном,

изучением

дисциплин естественно цикла. Однако их содержание не исчерпывает всех сторон

экологического образования, дополняется системой гуманитарного образования.

Жизнь на планете в рамках биосферы представлена биологическим разнообразием

разного типа: генетическое (разнообразие генов всех популяций вида), видовое

(разнообразие

видов),

экосистемное

(разнообразие

природных

сообществ,

мест

обитания, экологических явлений).

Экологические представления являются составной частью исторического и

социального

сознания,

формируемые

на

уроках

истории,

обществознания.

Человеческое общество на протяжении всей истории непрерывно взаимодействует

с окружающей средой. Это взаимодействие можно ярко показать при изучении

всемирной

и

отечественной

истории:

традиций

поселений

и

градостроения,

землепользования, развития ремесел и отраслей экономики, этнических традиций в

отношении к природе и взаимодействия с ней, а также раскрыть губительное

влияние для народов, государств и цивилизаций войн, политики.

Язык и речь, усваиваемые на уроках русского языка и литературы - главные

элементы среды обитания людей, отдельных коллективов и целых народов. Чистота

речевой

среды

не

менее

важна,

чем

чистота

природной

среды.

Реализация

экологических

идей

применительно

к

языку

и

речи

предполагает

свободное

развитие

языка,

недопустимость

насильственного

воздействия

на

него.

Формируется уважительное отношение к русскому литературному языку, осознание

обществом необходимости соблюдения норм и правил речевого этикета. Язык -

вербальное

средство

закрепления

культурных

достижений,

культура

языка

-

составная часть экологической и общей культуры человека.

Реализации

принципов

экологического

образования

через

предмет

"Литература" способствуют следующие факторы:

-широкая представленность в литературных произведениях образов природы и

проблем,

связанных

с

общекультурной

оппозицией

"человек

(общество,

цивилизация) - природа";

-

устойчивая

связь

идеалов,

утверждаемых

в

литературе

на

протяжении

всей

истории

ее

существования,

с

миром

природы,

в

тесном

контакте

с

которым

наиболее

полно

реализуются

важные

для

человечества

категории

красоты,

естественности,

простоты,

нравственной

чистоты,

божественной

мудрости.

Программы

по

иностранным

языкам

дополняются

о свещением

экологических проблем глобального характера по странам и континентам и путей

их решения, примерами практического участия людей в экологических движениях

и природоохранной работе.

Следовательно, в каждой учебной дисциплине можно найти свои аспекты

экологического

образования.

Стратегическая

цель

экологического

образования

предполагает идеал, образ человека будущего.

Направления:

- формирование целостных научных представлений и знаний о системе природных

сообществ и месте человека в ней, в системе: "Я - сам"; "Я и другие", "Я и

природа"; "Я и общество";

- проведение экологических олимпиад и конкурсы исследовательских работ

школьников по экологии;

- обучение навыкам учебно- научно-исследовательской деятельности (определение

важнейших экологических проблем своей местности и посильное практическое

участие в их реализации, поиск решения при выполнении экологических проектов);

- участие в экологическом движении;

- введение в образовательную программу в составе инварианта регионального

компонента специальной учебной дисциплины "Экология".

Литература.

Приходько О.Б. Уроки для будущего – Тюмень, 2015.-212с.



В раздел образования