Автор: Алифирова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: НРМОБУ "Салымская СОШ № 2"
Населённый пункт: п. Салым Нефтеюганский район
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое образование"
Раздел: полное образование
Алифирова Т.А.
Нефтеюганский район
п. Салым
Экологическое
образование
в
школе
За последние 20 лет произошли заметные изменения в естественно-научном
образовании:
- воинствующий атеизм в преподавании естествознания, противостоявший долгие
годы религиозному фанатизму, сменился терпимостью к устоям веры и
повышенным вниманием к соблюдению нравственных принципов и этических
норм по отношению человека к природе;
- проблемы экологии стали рассматриваться не только в системе естественно-
научного, но и гуманитарного образования.
Отсюда
вытекают
особенности
влияния
экологического
содержания
на
систему
образования,
выражающиеся
в
гуманит арно-экологиче ской
направленности всей его системы.
Полноценная и развитая система экологического образования поставляет в
информационное пространство государства точную и новейшую информацию об
окружающей среде и связанных с ней экологических проблемах.
Усвоенный
учащимися
в
процессе
обучения
алгоритм
экологически
целесообразной
деятельности
делает
обязательными
последовательные
шаги:
выделение
и
обдумывание
проблемы,
планирование
своих
действий,
принятие
решений, осуществление деятельности, анализ результатов, критическая оценка
своих действий. В этом плане экологическое образование важно в независимости от
того, какую сферу трудовой деятельности в дальнейшем изберет человек.
Содержание экологического образования складывается из трех составных
частей:
1. Представления о мире природы и окружающей человека среде.
2.Субъектные отношения человека с миром природы.
3. Ресурсосберегающие технологии взаимодействия с миром природы.
В общеобразовательной школе необходимо, учитывая приоритет биологии,
расширить
фундамент
экологических
знаний
через
уроки
географии,
физики,
химии, общественные и гуманитарные дисциплины, с целью
формирования у
подрастающего поколения ответственное отношение к окружающей среде, своему
здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных
норм принятых в нашем обществе.
Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни
человека - от эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве и
понимания
основ
картины
мира
в
младших
классах
школы
до
формирования
экологического
мировоззрения
и
необходимости
собственного
участия
в
экологической деятельности выпускника.
Научные
основы
содержания
экологического
образования
закладываются
изучением
цикла
естественно-научных,
гуманитарных
дисциплин
и
носят
междисциплинарный, комплексный характер.
Единая
научная
картина
мира
формируется,
в
основном,
изучением
дисциплин естественно цикла. Однако их содержание не исчерпывает всех сторон
экологического образования, дополняется системой гуманитарного образования.
Жизнь на планете в рамках биосферы представлена биологическим разнообразием
разного типа: генетическое (разнообразие генов всех популяций вида), видовое
(разнообразие
видов),
экосистемное
(разнообразие
природных
сообществ,
мест
обитания, экологических явлений).
Экологические представления являются составной частью исторического и
социального
сознания,
формируемые
на
уроках
истории,
обществознания.
Человеческое общество на протяжении всей истории непрерывно взаимодействует
с окружающей средой. Это взаимодействие можно ярко показать при изучении
всемирной
и
отечественной
истории:
традиций
поселений
и
градостроения,
землепользования, развития ремесел и отраслей экономики, этнических традиций в
отношении к природе и взаимодействия с ней, а также раскрыть губительное
влияние для народов, государств и цивилизаций войн, политики.
Язык и речь, усваиваемые на уроках русского языка и литературы - главные
элементы среды обитания людей, отдельных коллективов и целых народов. Чистота
речевой
среды
не
менее
важна,
чем
чистота
природной
среды.
Реализация
экологических
идей
применительно
к
языку
и
речи
предполагает
свободное
развитие
языка,
недопустимость
насильственного
воздействия
на
него.
Формируется уважительное отношение к русскому литературному языку, осознание
обществом необходимости соблюдения норм и правил речевого этикета. Язык -
вербальное
средство
закрепления
культурных
достижений,
культура
языка
-
составная часть экологической и общей культуры человека.
Реализации
принципов
экологического
образования
через
предмет
"Литература" способствуют следующие факторы:
-широкая представленность в литературных произведениях образов природы и
проблем,
связанных
с
общекультурной
оппозицией
"человек
(общество,
цивилизация) - природа";
-
устойчивая
связь
идеалов,
утверждаемых
в
литературе
на
протяжении
всей
истории
ее
существования,
с
миром
природы,
в
тесном
контакте
с
которым
наиболее
полно
реализуются
важные
для
человечества
категории
красоты,
естественности,
простоты,
нравственной
чистоты,
божественной
мудрости.
Программы
по
иностранным
языкам
дополняются
о свещением
экологических проблем глобального характера по странам и континентам и путей
их решения, примерами практического участия людей в экологических движениях
и природоохранной работе.
Следовательно, в каждой учебной дисциплине можно найти свои аспекты
экологического
образования.
Стратегическая
цель
экологического
образования
предполагает идеал, образ человека будущего.
Направления:
- формирование целостных научных представлений и знаний о системе природных
сообществ и месте человека в ней, в системе: "Я - сам"; "Я и другие", "Я и
природа"; "Я и общество";
- проведение экологических олимпиад и конкурсы исследовательских работ
школьников по экологии;
- обучение навыкам учебно- научно-исследовательской деятельности (определение
важнейших экологических проблем своей местности и посильное практическое
участие в их реализации, поиск решения при выполнении экологических проектов);
- участие в экологическом движении;
- введение в образовательную программу в составе инварианта регионального
компонента специальной учебной дисциплины "Экология".
Литература.
Приходько О.Б. Уроки для будущего – Тюмень, 2015.-212с.