Напоминание

"АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЁБЫ И ПОВЕДЕНИЯ СУВОРОВЦЕВ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ"


Автор: Пичугин Сергей Александрович
Должность: воспитатель роты суворовцев
Учебное заведение: ФГКОУ "Московское суворовское военное училище"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЁБЫ И ПОВЕДЕНИЯ СУВОРОВЦЕВ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ"
Раздел: полное образование





Назад




Федеральн

ое государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Московское суворовское военное училище Министерства обороны

Российской Федерации»

Методическая разработка

«АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЁБЫ И ПОВЕДЕНИЯ СУВОРОВЦЕВ,

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ»

Выполнил: воспитатель 3 взвода 5 роты

Пичугин Сергей Александрович

г. Москва,

2017

Утверждаю

Методист отдела

воспитательной

Цель: показать возможность использования анализа результатов учебы и

поведения суворовцев в воспитательной работе.

Задачи:

1.

показать алгоритм деятельности воспитателя по поставленной проблеме;

2.

раскрыть методы анализа результатов учебы суворовцев;

3.

раскрыть методы анализа поведения суворовцев.

Качественная организация образовательного процесса в МСВУ

(Приказ

начальника МСВУ №217 от «27» августа 2013 г. «Об организации образовательного

процесса

и

повседневной

деятельности

училища

в

2013-2014

учебном

году),

предполагает формирование и развитие у воспитанников дисциплинированности, и

добросовестного

отношения

к

учебе.

Организуется

на

основе

комплексного

подхода к решению задач по обучению и воспитанию суворовцев.

Основываясь

на должностную

инструкцию

воспитателя-

классного

руководителя,

где основными направлениями деятельности воспитателя является

обеспечение организации и проведения учебно-воспитательного процесса в классе,

оказание помощи обучающимся в учебной деятельности, поддержание высокого

качества учебы, образцового поведения суворовцев, взаимодействие с родителями

в

вопросах

учебы

и

воспитания

и

осуществление

координации

деятельности

воспитателя,

младшего

воспитателя

и

других

работников

в

рамках

единого

образовательного процесса и исходя из должностных обязанностей воспитателя с

функцией классного руководителя, предполагается единый процесс работы для

достижения целей по воспитанию.

Оценка повседневной деятельности и образовательного процесса суворовцев

предполагает систему поощрений и наказаний (приказ начальника МСВУ №133 от

13

мая

2013

г.

«О

введении

мер

дисциплинарного

воздействия

в

отношении

суворовцев

Московского

СВУ»).

Дисциплинарная

практика

является

важным

средством воспитания личного состава.

При проведении повседневной работы и получения необходимого результата

в вопросах воспитания, воспитателю необходимо проводить планомерный анализ

результатов учёбы и поведения суворовцев.

Объектами анализа являются различные параметры, по которым оценивается

эффективность

воспитательной

работы,

состояние

этих

параметров

на

момент

начала деятельности воспитателя в коллективе, их динамика на определенных

временных промежутках, соотношение достигнутых результатов с поставленными

целями, а также факторы, определяющие существующее положение дел.

Важность анализа заключается в том, что он позволяет воспитателю оценить

эффективность своих усилий по достижению тех или иных целей, выявить ошибки

и

недочеты

в

своей

работе

и

наметить

более

действенные

пути

достижения

желаемых

результатов.

Все

мероприятия

проводятся

планово,

но

могут

координироваться в зависимости от ситуации.

Анализ

успеваемости

суворовцев

осуществляется

воспитателем

с

использованием различных методов сбора информации.

Среди количественных методов основное место занимает изучение классных

журналов.

Для

более

оперативного

изучения

воспитателем (п.

3.5

должностных

обязанностей воспитателя) успеваемости взвода в Московском СВУ используется

«Система управления обучением LMS (Learning Management System) "Школа"».

Эта система полностью дублирует классный журнал и позволяет в кратчайшее

время оценить качественное состояние обучения каждого суворовца в отдельности

и

ситуацию

во

взводе

(роте,

училище)

в

целом

за

любой

период

времени.

Материалы по

успеваемости легко можно перевести на бумагу и электронные

носители.

Во

взводе

ведется

подшивка

материала

по

успеваемости

и

рейтинге

суворовцев за неделю, месяц, четверть (оценки, средний балл по предмету каждого

суворовца и взвода в целом). Подготовка отчетов по воспитательной работе за

четверть, позволяет оценивать ситуацию по учебной деятельности суворовцев.

Отчеты также подшиваются в отдельной папке.

Все

это

позволяет

воспитателю

постоянно

владеть

ситуацией

и

вовремя

принимать

координирующие

решения

по

поддержанию

успеваемости

на

достаточно хорошем уровне.

Также, перед проведением самоподготовки, воспитателем взвода легко взять

информацию из LMSо задании на самоподготовку и соответственно осуществить

контроль выполнения этого задания.

Для ознакомления суворовцев с результатами своего обучения, задании на

самоподготовку

в учебном классе взвода использован монитор телевизора на

который посредством компьютера выводится информация.

Информация доводится ежедневно перед началом самоподготовки.

При проведении самоподготовки воспитателем заведены формы отчетности.

Осуществляется

ежедневный

контроль

за

выполнением

заданий

каждым

суворовцем.

Материалы

подшиваются

в

отдельную

папку

и

постоянно

анализируются.

Данный

анализ

помогает

воспитателю

знать,

выполнил

ли

суворовец задание, если не выполнил, то по какой причине (болел, находился в

командировке и т.п.) и взаимодействовать с преподавателями, а также родителями

по ликвидации задолженностей.

Материалы

по

успеваемости,

задолженностям

еженедельно

при

необходимости и чаще) доводятся воспитателем до родителей суворовцев перед

увольнением в личном общении

или по средствам связи (телефон, электронная

почта).

Во

взводе

еженедельно

(по

субботам)

проводится

подведение

итогов

по

вопросам обучения и дисциплины, на котором воспитателем доводится общее

положение дел во взводе с анализом за неделю, динамикой за учебный период.

Заслушиваются

командиры

отделения

и

зам.

ком.

взвода

о

положении

дел

в

отделениях. Индивидуально заслушиваются отстающие суворовцы, выясняются

причины

и пути устранения отставания. Отмечаются лучшие. Ставится задача

воспитанникам на следующую неделю.

Решение

собрания

записывается

воспитателем.

На

следующем

собрании

проводится заслушивание суворовцев по устранению замечаний.

Однако количественные методы являются недостаточными для получения

истинного

знания,

так

как

цифры,

которые

воспитатель

получает

при

их

использовании, не только открывают ему определенную информацию, но и могут

скрывать

другую,

не

менее,

а

может

быть

даже

более

важную.

Поэтому

количественные методы должны обязательно дополняться качественными.

Одним

из

о сновных качественных

методов

являются

ежедневное

взаимодействие с преподавательским составом.

Личностное

общение

с

преподавателем,

посещение

уроков

(один

раз

в

неделю, а при необходимости чаще), позволяет воспитателю более полно владеть

информацией.

Вырабатывается

определенная

линия

работы

в

отношении

отличников

и

хорошистов

учебы,

а

также

отстающих

суворовцев.

Вовремя

проводятся дополнительные занятия, не упуская момент отставания. Выполняя

рекомендации

преподавателя

по

выполнению

самоподготовки,

подготовки

различных

проектов

взвод

добивается

хороших

результатов.

За

год

порядка

5

призеров различных олимпиад.

Все вышеизложенное учитывается воспитателем при оценке благополучия

того или иного воспитанника в плане успеваемости.

В

нашем

подразделении

на

протяжении

многих

лет

практикуются

совместные совещания преподавателей и воспитателей, на которых поднимаются

проблемные вопросы и вырабатываются решения по их устранению.

Активное участие преподавателей и воспитателей в совместном проведении

подведения итогов и родительских собраний с анализом учебы и дисциплины

суворовцев также дает свои положительные результаты.

Преподаватели дают как частную, так и общую характеристику положения

дел

во

взводах

и

так

же

принимаются

совместные

решения

по

улучшению

положения в подразделениях.

Данные

о

проведении

собраний

фиксируются

в

решениях

собраний.

На

следующем

подведении

итогов

проводится

заслушивание

должностных

лиц

о

проделанной работе.

Преподавательский

состав

вовлечен

в

процесс

поощрений

и

наказаний

суворовцев.

При

плохом

отношении

суворовца

к

учебе,

преподаватель

может

ходатайствовать

перед

командиром

роты

письменном

виде)

о

лишении

увольнения,

о

проведении

дополнительных

занятий

со

слабо

отстающими

суворовцами

в

выходные

дни.

Или

наоборот

ходатайствуют

о

поощрении

суворовцев, проявляющих старание и инициативу в обучении.

Считаю,

что

все

объявленные

ходатайства

о

наложении

взысканий

и

поощрений от преподавателей, обязательно должны выноситься на построениях

взвода (роты) с занесением в служебную карточку.

Во

взводе,

при

необходимости,

отлажена

система

вызова

родителей

по

возникшим

проблемным

вопросам

обучения.

Проводятся

совместные

беседы

преподавателя, воспитателя и родителей, а затем поддерживается взаимосвязь до

момента устранения проблемы. Данные бесед заносятся в листы «Индивидуальной

работы с родителями».

Методика анализа

поведения

суворовцев

имеет

определенные

сходства

с

методикой

анализа

успеваемости,

однако

в

то

же

время

характеризуется

и

определенными различиями. Главное различие заключается в том, что дисциплина

является гораздо менее формализованной сферой деятельности, чем успеваемость,

и в этой сфере нет такого ключевого показателя эффективности, каким являются

оценки

применительно

к

успеваемости.

Уровень

дисциплины

в

подразделении

измеряется посредством нескольких разных критериев, и от воспитателя требуется

творческий подход, чтобы определить, какой критерий на данный момент является

наиболее важным.

Методов сбора информации по дисциплине воспитанников существует также

достаточно много.

Одним из них является анализ дисциплинарной практики.

Дисциплинарная практика ведется воспитателем и фиксируется в служебной

карточке.

Грамотная

работа

со

служебной

карточкой

позволит

решать

многие

проблемные вопросы во взводе. Суворовцы знают, что все взыскания и поощрения

заносятся в данный документ, сами ознакамливаются

со своими карточками,

делают в них соответствующие записи. Соответственно, суворовцам доведено, что

в

последствии

наложение

серьезных

взысканий,

отразится

на

их

служебную

характеристику по выпуску из училища. Это является для многих воспитанников

серьезным сдерживающим фактором. Сравнительный анализ учета взысканий и

поощрений позволяет отмечать значительное преобладание поощрений полученых

суворовцами во взводе за последнее полугодие в сравнении с полугодием прошлого

2016 г.

Личное

наблюдение

за

суворовцами

является

одной

из

основных

обязанностей воспитателя. Оно осуществляется не только во время официальных

мероприятий,

таких

как

построения,

подведения

итогов,

общие

собрания,

в

которых

роли

воспитателя

и

воспитанников

являются

в

достаточной

степени

формализованными, но и вне их рамок.

Большую пользу может принести наблюдение за воспитанниками во время

свободного времени, приема пищи, самоподготовки, подготовки к наряду, когда

принудительные

рамки

воинского

устава

воздействуют

на

них

не

так

сильно.

Наблюдение за суворовцами фиксируется в листе изучения коллектива взвода.

Записи помогают воспитателю в его ежедневной профессиональной деятельности

для проведения анализа дисциплинированности, при принятии мер к улучшению

атмосферы

в

коллективе,

сплочению

воспитанников.

Архив

данных

позволяет

видеть

динамику

поведенческого

состояния

коллектива

за

разные

промежутки

времени.

Однако, как и в случае с анализом успеваемости одного лишь контроля

дисциплинарной практике бывает недостаточно для адекватного анализа состояния

дисциплины

в

коллективе.

Этот

контроль

в

обязательном

порядке

должен

дополняться беседами с вице- сержантами, обсуждением с ними проблемных точке

в деле повышения дисциплины, выявлением проблем и определением путей их

решения.

Учитывая

тот

факт,

что

на

должности

вице-

сержантов

в

суворовском

училище

назначаются

наиболее

ответственные

суворовцы,

обладающие

лидерскими

качествами,

определенные

функции

воспитательной

работы

возлагаются и на них. Находясь в постоянном контакте со своими подчиненными,

вице- сержанты в своей деятельности могут держать руку на пульсе динамики

воинской дисциплины в своих подразделениях.

Вице сержанты являются первыми помощниками воспитателя по

поддержанию

дисциплины

в

подразделении.

При

отсутствии

воспитателя

поддерживают дисциплину во взводе.

Отработанная система докладов зам. ком. взвода воспитателю о состоянии

дел, решает многие проблемы в подразделении.

Изучение материалов этой практики дает воспитателю богатейший материал

для анализа.

Большую

роль

в

деле

анализа

состояния

дисциплине

в

суворовском

коллективе

играет разбор

происшествий.

Сам

факт

происшествия

уже

свидетельствует об определенном неблагополучии в этой области, однако глубина

этого

неблагополучия

может

быть

выявлена

только

в

процессе

тщательного

расследования.

То

или

иное

происшествие

может

произойти

в

результате

случайного стечения обстоятельств. Однако оно может и стать следствием глубокой

запущенности

воспитательного

процесса

в

коллективе,

отсутствия

должной

требовательности

со

стороны

младших

командиров,

появления

неформальных

лидеров отрицательной направленности.

Не

одно

происшествие

не

должно

остаться

без

внимания.

Все

происшествия обязательно должны быть рассмотрены на собраниях, подведениях

итогов, групповых беседах.

Все

материалы должны

быть

зафиксированы

в

форме

решений,

постановлений и т.п. и использованы в деятельности воспитателя по недопущению

в дальнейшем подобных происшествий.

Учитывая тот факт, что одной из основных целей воспитательной работы

является

повышение

успеваемости

суворовцев,

результаты

анализа

учебы

воспитанников могут быть использованы для этой цели с большой пользой.

Это достигается во взводе следующим образом.

По

результатам

анализа

учебы

все

суворовцы

делятся

на

две

группы:

успевающие на хорошо и отлично и все остальные. При этом учеба на хорошо и

отлично

устанавливается

для

суворовцев

в

качестве

нормы,

а

все

остальное

рассматривается как отклонение.

Особая роль в воспитательной работе должна отводиться отличникам. Их

необходимо приводить в качестве примера для всех основных, ролевой модели, на

которую коллектив должен равняться. Будет полезным возложение на отличников

некоторой общественной нагрузки. Так, например, они назначаются ведущими

кружков по тем или иным дисциплинам, делать доклады и сообщения по ним,

выходящие

за

рамки

школьной

программы

и

иным

образом

пробуждать

у

остальных воспитанников интерес к учебе.

В

группе

английского

языка

закреплены

сильные

суворовцы

за

слабоуспевающими,

помогают

в

выполнении

заданий,

проверяют

знание

выученных

слов,

работают

с

ними

при

выполнении

парных

заданий

и

т.п..

Положительная практика так же имеется по таким дисциплинам как биология,

история, география, математика и русский язык.

Воспитателем

взвода разработаны

некоторые

бланки

осуществления

контроля.

Воспитатель

взвода в

ходе

повседневной

деятельности,

групповых

и

индивидуальных бесед, разъясняет суворовцам, в чем заключается польза высокой

успеваемости, так как эта польза может быть очевидна не всем. В первую очередь,

демонстрируются суворовцам те преимущества, которые высокая успеваемость

может им дать в социальном, карьерном плане, а также

о том, какой высокий

конкурс

сейчас

наблюдается

в

лучшие

военные

вузы

страны,

о

том,

что

им

придется

конкурировать

с

выпускниками

наиболее

престижных

школ,

и

что

выдержать

эту

конкуренцию

будет

нелегко.

У

наиболее

честолюбивой

части

воспитанников это пробуждает дух соревновательности и подстегивает их усердие

в учебе.

Во взводе немало таких воспитанников.

Соответственно,

неуспевающие

суворовцы

на

собраниях,

в

беседах

предоставляются

в

качестве

отрицательного

примера.

Воспитательные

мероприятия с их участием организованы таким образом, чтобы данные суворовцы

были погружены в состояние психологического дискомфорта, которое им бы не

захотелось переживать вновь, и они должны видеть, что ключом к выходу из этого

состояния является улучшение успеваемости. Однако в этом вопросе воспитатель

должен

проявлять

особую

деликатность,

чтобы

не

унизить

человеческое

достоинство воспитанника и тем самым не отбить у него на корню тягу к знаниям.

Результаты так же на лицо. Ярким примером во взводе в этом учебном году могут

являться как минимум два суворовца.

Результаты

анализа

состояния

дисциплины

во

взводе

обязательно

применяются

воспитателями

в

ходе

воспитательной

работы.

По

результатам

анализа среди суворовцев выделяются те, кто может служить образцом поведения и

воинской дисциплины, и те, чье поведение и воинская дисциплина оставляют

желать лучшего. В дальнейшем эти категории суворовцев используются в качестве

положительного и отрицательного примеров. При этом воспитательный эффект во

многом

зависит

от

того,

насколько

будет

соблюдаться

справедливость

при

поощрении и наказании воспитанников за их поведение.

Анализ результатов поведения суворовцев дает воспитателю четкую картину

относительно того, какие из требуемых качеств развиты в его подразделении в

должной степени, а какие пока отстают. На основе этого знания в дальнейшем

выстраивается

стратегия

дальнейшей

воспитательной

работы,

расставляются

приоритеты

и

планируются

необходимые

мероприятия.

При

этом

воспитатель

формулирует свои требования в доступной для подросткового сознания форме и

регулярно доводит через все имеющиеся у него каналы, чтобы каждый суворовец

знал, что от него требуется, за что ему ожидать поощрений, а за что взысканий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая

опыт

своей

практической

работы,

хочется

отметить,

что

использование результатов анализа результатов учёбы и поведения суворовцев в

воспитательной работе в целом дает положительную тенденцию. Взвод занимает

постоянно высокую позицию в рейтинге успеваемости в училище. На протяжении

2-х лет занимает первое место по успеваемости в роте.

В

вопросах

дисциплины

и

порядка

поддерживается

стабильность,

по

отклонениям принимаются оперативные решения. Грубых проступков в течение

учебного года допущено не было. Считаю свой личный педагогический опыт

положительным и полезным.



В раздел образования