Автор: Маханова Анисия Васильевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Лаишевская СШ"
Населённый пункт: город Ульяновск Ленинский район
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование информационной компетентности обучающихся посредством внедрения информационно – коммуникационных технологий на уроках истории"
Раздел: полное образование
Одним
из
основных
процессов,
характеризующих
современное
общество,
является
информатизация. Владение новыми информационными технологиями ставится в один ряд
с такими качествами, как умение читать и писать. Под информатизацией понимается
внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные
сферы
производства,
общественной
и
личной
жизни
людей.
Основой
успешности
личности в современных условиях будет конкурентоспособность на рынке труда. А в
основе конкурентоспособности лежит компетенция. Поэтому необходимо внедрять новые
подходы к оцениванию качества школьного образования.
Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010
года»
оценка
результата
образования
ориентирована
на
сформированность
не
только
знаний,
но
и
умений
применять
их
на
практике,
ориентироваться
в
нестандартных
ситуациях, развитии «компетенций», «компетентности» обучающихся.
Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми
составляющими
навыками
ИКТ-грамотности
для
решения
возникающих
вопросов
в
учебной
и
иной
деятельности,
при
этом
акцент
делается
на
сформированность
обобщённых
познавательных,
этических
и
технических
навыков.
Под
«уверенным
владением» следует, прежде всего, понимать умение применять навыки ИКТ-грамотности
в
решении
разного
рода
практических
информационных
задач.
С
решением
информационных задач мы сталкиваемся в жизни на каждом шагу: когда делаем покупки,
бронируем гостиницы, выбираем лекарства, пишем статью и т.д., и т.п. В процессе
решения задачи каждый из нас проходит определённые этапы работы с информацией.
Сегодня проблему формирования информационно-коммуникативной компетентности
обучающихся
на
уроках
истории,
обществознания
и
права
можно
решить,
путем изменения
дидактических
целей
типовых
заданий, использования
технологии
проблемного обучения, решения ситуационных задач, самостоятельной работы с текстом с
дальнейшим групповым обсуждением.
Кроме
этого
творческий
характер
является
неотъемлемой
частью
системы
и
требованием
к
любой
задаче
(заданию).
На
своих
уроках и
во
внеклассной
работе
п р и м е н я ю
с л е д у ю щ и е
в и д ы
т в о р ч е с к и х
з а д а н и й : составление
з а д ач
учащимися, конструирование
обратных
задач, творческие
задачи
(требующие
самостоятельной
постановки,
описания
алгоритма,
использования
специальных
и
межпредметных
знаний
учащихся), реферат,
информационное
сообщение составление
кроссворда
по
теме, разгадывание
ребусов
по
истории,
обществознанию,
праву;
составление тестов для контроля знаний по предмету, составление видеоуроков.
Развитию
информационно-коммуникативной
компетентности
учащихся
способствует активное применение ИКТ-технологий в общешкольной воспитательной
работе: создание тематических презентаций к воспитательным мероприятиям, классным
часам,создание
мини-фильмов,
в
качестве
отчета
о
проделанной
работе, разработка
тестовых заданий для проведения анкетирования; оформление школьной газеты