"Реализация технологии деятельностного подхода как эффективное условие повышения качества образования"
Автор: Качапкина Галина Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов" Населённый пункт: город Мегион Наименование материала: обобщение опыта работы Тема: "Реализация технологии деятельностного подхода как эффективное условие повышения качества образования" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
ОБОБЩЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Качапкиной Галины Николаевны,
учителя математики
г. Мегион 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Краткая аннотация проекта 3
2.
Обоснование необходимости проекта 4
3.
Цели и задачи проекта 6
4.
Основное содержание проекта 8
5.
Механизм реализации проекта 23
6.
Ресурсы 25
7.
Партнёры 26
8.
План-график реализации проекта 28
9.
Ожидаемые результаты 31
10. Перспективы развития проекта 32
11. Достигнутые результаты 32
12. Литература 38
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Основанием для разработки педагогического проекта «Реализация
технологии деятельностного подхода как эффективное условие повышения
качества
образования»
послужили
«внешний»
социальный
заказ
на
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
2
современного ученика в условиях модернизации российского образования
и
«внутренняя»
потребность
(желание)
в
улучшении
качества
знаний
школьников.
Цель
проекта:
создание
условий
для
создание
условий
для
повышения
качества
образования
Проект
рассчитан
на
поэтапную
реализацию
с
сентября
2008
года
по
май
2014
года.
Применение
программы
формирования
предметных
и
метапредметных
компетенций
обучающихся, способствует повышению качества образования,.
Проект
перспективный,
так
как
введение
новых
стандартов
образования
предполагает
создание
условий
для
компетентностного
обучения. Данный
проект
может
быть
применен
в
образовательных
учреждениях, при организации учебно-воспитательной работы на уровне
района,
города,
на
региональном
и
федеральном
уровне
в
рамках
семинаров, конкурсов, конференций, в сети интернет..
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
«Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только
подражать и копировать».
Л.Н. Толстой
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
3
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не
могли не затронуть и образовательную сферу. С 1 сентября 2011 года все
школы России перешли на федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), ориентированный
на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе
усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения
мира составляет цель и основной результат образования.
Пришло
осознание
того,
что
детей
надо
учить
по-новому.
Что
проверенные
веками
методы
обучения
и
воспитания
не
позволяют
в
достаточной
степени
обеспечить
успешную
адаптацию
выпускников
к
жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно
возрастает – за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому очевидно, что сколь
бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным
в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не
научится
учиться,
изменять
себя,
если
у
него
не
будет
сформирована
ценность
и
способность
к
самоизменению,
самовоспитанию
и
саморазвитию. Необходимо повышать качество образования.
Новый стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к
«деятельностной». Поэтому для каждого учителя особенно актуальными в
настоящее время являются вопросы: Как учить? С помощью чего учить?
Как проверить соответствие результатов поставленным целям? Как освоить
новый метод обучения?
Как известно, ключевые изменения федерального государственного
образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО) состоят в том,
что школа должна сформировать у ученика не только предметные знания,
умения и навыки, но и, прежде всего, личностные и метапредметные
(универсальные)
результаты
образования
и
умение
учиться
в
целом,
обеспечивающие
возможность
продолжения
образования;
развить
способность
к
самоорганизации
с
целью
решения
учебных
задач;
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
4
обеспечить
индивидуальный
прогресс
в
основных
сферах
личностного
развития, то есть повысить качество образования.
Ребенок с помощью школы должен не только научиться добывать
самостоятельно
знания,
но,
главное,
понимать
их
ценность,
уметь
их
применять в жизни. Для этого необходимо изменить и характер учебного
процесса,
и
способы
деятельности
учащихся.
Поэтому
и
появилась
потребность
введения
в
учебно-воспитательный
процесс
технологии
деятельностного подхода обучения.
В
проекте
«Реализация
технологии
деятельностного
подхода
как
эффективное
условие
повышения
качества
образования»
представлена
методическая система формирования у учащихся школы понимания того,
что значит «уметь учиться».
С позиций системно-деятельностного подхода описана структура и
результат учебной деятельности, технология деятельностного подхода и ее
значение
для
повышения
качества
современного
образования,
даны
методические рекомендации по подготовке и проведению уроков на основе
данной технологии.
Разработанные
в
проекте
методические
рекомендации
помогут
учителю организовать обучение, направленное не только на повышение
качества усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, но и на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Психолого-педагогические
исследования
показывают,
что
формирование
личности
ученика
и
продвижение
его
в
развитии
осуществляется
не
тогда,
когда
он
воспринимает
готовое
знание,
а
в
процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им
нового знания.
Поэтому считаю крайне актуальным выбор темы педагогического
опыта «Реализация технологии деятельностного подхода как эффективное
условие повышения качества образования».
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
5
Данный опыт актуален и востребован в учительском сообществе,
соответствует
современным
целям
и
задачам
развития
системы
российского образования. Знания и умения обучающихся, необходимые
для
обучения
умению
самостоятельно
добывать
нужную
информацию,
вычленять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального
решения, анализировать полученные знания и применять их на практике, в
будущем
станут
основой
для
организации
научно-исследовательской
деятельности
в
вузах,
колледжах,
техникумах
и
помогут
развиваться
дальше без помощи педагога.
Таким
образом, в связи с обозначенными противоречиями между
вызовами современного общества, ориентированного на личность, готовую
к постоянному саморазвитию и способного к решению практических задач,
и
современной
системы
образования,
находящейся
в
процессе
модернизации,
педагогический
проект
«Реализация
технологии
деятельностного подхода как эффективное условие повышения качества
образования» является актуальными современным.
Данный проект актуален как для меня – учителя математики, так и
для
всего
образовательного
учреждения
и
учительского
сообщества,
соответствует современным целям и задачам развития образования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Проблемой является поиск ответов на вопрос: «Какой должна быть
программа формирования предметных и метапредметных
компетенций
обучающихся, способствующих повышению качества образования?»
Объектом является
процесс обучения математике в 5-11 классах
общеобразовательной школе.
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
6
Предметом является
методика
отбора
наиболее
эффективных
способов формирования деятельностных навыков на уроках, разработка
системы занятий проблемного и деятельностного типа.
Аристотель писал: «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения
двух условий: 1) правильного установления конечной цели всякого рода
деятельности, 2) отыскания соответственных средств, ведущих к конечной
цели». Цель
проекта:
создание
условий
для
повышения
качества
образования.
Задачи: изучить психолого-педагогические, методические источники
по
теме;
используя
специальные
диагностические
методики
в
тесном
сотрудничестве с психологом школы выявить состояние проблемы качества
обучения; выявить дидактические средства, способствующие повышению
качества образования и апробировать в процессе обучения математике;
разработать
программу
формирования
предметных
и
метапредметных
компетенций
обучающихся,
способствующих
повышению
качества
образования,
отобрать
наиболее
эффективные
способы
формирования
деятельностных
навыков
на
уроках,
разработать
систему
занятий
проблемного
и
деятельностного
типа,
доказать
позитивность
влияния
разработанной
системы
на
повышение
качества
знаний,
создать
пакет
методиче ских
материалов
по
формированию
предметных
и
метапредметных компетенций обучающихся, способствующих повышению
качества
образования,
провести
анализ,
систематизацию
и
обобщение
результатов,
полученных
в
ходе
реализации
опыта. Сроки реализации
проекта: 2007 год – 2011 год (4 года).
Этапы исследования:
Этапы
Сроки
реализации
Критерии
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
7
1 этап
Подготовительный
2009-2010
учебный
год
1.
Диагностика уровня сформированности компетенций детей
2.
Изучение технологии деятельностного подхода на уроках и во внеурочное
время
3.
Разработка программы курса «Эрудит»
4.
Разработка программы поэтапного развития компетенций детей
5.
Разработка тематики информационных, исследовательских, реферативных и
проектных работ обучающихся
2 этап
Практический
2010-2012
учебный
год
1.
Внедрение технологии деятельностного подхода на уроках и во внеурочное
время
2.
Разработка
тематики
информационных,
исследовательских,
реферативных
и
проектных работ обучающихся
3.
Промежуточный мониторинг и коррекция
3 этап
Аналити
2012-2014
учебный
год
1.
Диагностика уровня развития ключевых компетенций школьников
2.
Создание
электронного
банка
информационных,
исследовательских,
реферативных и проектных работ обучающихся с презентациями
3.
Создание кейса методических материалов по повышению качества знаний
4.
Анализ, обобщение результатов
5.
Распространение педагогического опыта
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
В ходе педагогического проекта использовались методы:
изучение литературы по проблеме повышения качества знаний;
диагностирование
уровня
сформированности
ком петенций
обучающихся;
анкетирование, опрос, педагогическое наблюдение;
сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.
Есть возраст, в котором почти каждый ребёнок хочет стать учёным,
исследователем.
Это
время,
когда
школьные
занятия
ещё
не
отбили
интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным
делом.
И,
если
в
этот
момент
предложить
детям
заняться
настоящей
научной деятельностью, мы почти наверняка спасём их от равнодушия к
школьным дисциплинам.
Началом
реализации
педагогического
проекта
был
анализ
результативности преподавания предметов математика, алгебра, геометрия
и
осуществлялся
поиск
ответов
на
вопрос
–
как
повысить
качество
образования. Я пришла к выводу, что, работая по учебно-методическому
комплекту «Математика 5-6» Н.Я. Виленкина, можно успешно повысить
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
8
качество
образования,
применяя
технологию
деятельностного
подхода
технологию
проблемного,
личностно-ориентированного
обучения,
т е х н о л о г и ю
к р и т и ч е с ко го
м ы ш л е н и я
и
и н ф о р м а ц и о н н о -
коммуникационные, уделяя внимание рефлексивной деятельности. Данные
технологии
связывают
общие
идеи,
они
дополняют
друг
друга
и
не
противоречат
друг
другу.
Такой
подход
меняет
саму
систему
взаимоотношений
ученик
–
учитель.
Принцип
активности
ученика
в
процессе обучения был и остается одним из самых основных в дидактике.
Сочетание
элементов
различных
педагогических
технологий
считаю
наиболее приемлемым для работы.. Именно они позволяют создать такое
образовательное пространство, в котором ученик активно включается в
познавательную деятельность. Проблемно-развивающее обучение является
основой курса «Алгебра 7-9» А.Г. Мордковича. «Математика в школе –
гуманитарный учебный предмет» – это один из лозунгов этого курса.
Поэтому
математика
–
это
общекультурный
предмет,
ведь
владение
математическим
языком
и
математическим
моделированием
позволит
обучающимся
лучше
ориентироваться
в
природе
и
обществе
и
«ум
в
порядок
приводить».
Работая
по
учебно-методическому
комплекту
«Геометрия
7-9»
Л.С.
Атанасяна,
можно
также
успешно
формировать
исследовательские
умения
школьников,
внедряя,
например,
частную
педагогическую
технологию
«Мастерская
построения
знаний
по
математике» А.А. Окунева, по которой знания не даются, а выстраиваются
самим
учеником,
когда
школьники
становятся
участниками
научного
поиска,
проводят
исследования,
решают
учебные
проблемы,
самостоятельно делают «новые» научные открытия. Передо мной учителем
математики встала задача организовать процесс обучения так, чтобы он
обрёл личностную и деятельностную направленность, дал возможность
каждому ученику попробовать и проявить себя в различных нестандартных
ситуациях, получить опыт поведения, действий. Формирование готовности
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
9
проявлять
имеющийся
опыт,
личностную
позицию,
осваивать
новые
способы деятельности в процессе изучения математики, на мой взгляд,
хорошо
согласуются
с
выполнением
обучающимися
проектно-
исследовательской деятельности.
Исследовательскую
деятельность
детей
можно
определить
как
совместную
или
индивидуальную
учебно-познавательную,
творческую,
поисковую
деятельность
с
неизвестным
заранее
для
обучающихся
результатом.
Проектная
деятельность
школьников
как
образовательная
технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых,
проблемных и творческих методов организации учебного процесса. Между
исследовательской
и
проектной
деятельностью
школьника
существует
тесная
взаимосвязь.
Исследование
может
выступать
компонентом
проектной
деятельности,
а
проектная
деятельность
может
быть
подчинённой исследовательской, выполняться «внутри» исследования.
Проблемой
повышения
качества
образования
занимались
многие
учёные.
Стремлюсь
оптимизировать
свою
работу
через
систему
принципов: интегральность – объединение и взаимовлияние урочной и
внеурочной деятельности обучающихся;
непрерывность – процесс длительного образования и воспитания в
творческом объединении обучающихся различных возрастов и научных
руководителей;
межпредметное
обучение,
в
котором
погружение
в
проблему
предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую
эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского
труда.
Методологическая
основа
педагогического
опыта:
основные
положения теории деятельности (A.B. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я.
Гальперин,
В.В.
Давыдов,
E.H.
Кабанова-Меллер,
А.Н.
Леонтьев,
С.Л.
Рубинштейн,
Ю.А.
Самарин,
В.Д.
Шадриков,
Д.Б.
Эльконин
и
др.)
и
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
10
основанного
на
ней
деятельностного
подхода
к
обучению
(Д.Н.
Богоявленский,
Л.С.
Выготский,
В.В.
Давыдов,
А.К.
Маркова,
Л.М.
Фридман, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.), деятельностный подход в
обучении математике (А.А. Столяр), технологии обучения математике на
основе деятельностного подхода (О. Б. Епишева), методика преподавания
математики (Н.Я. Виленкин, Х.Ж. Танеев, Г.В. Дорофеев, Ю.М. Колягин,
Т.Н. Миракова, А.Г. Мордкович, Л.Г. Петерсон, И.М. Смирнова).
О
приоритете
развития
личности
ребенка
в
процессе
обучения,
формирования
у
него
деятельностных
способностей
писали
В.Г.
Белинский, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский. «Надо учить не содержанию
науки, - читаем у Белинского, - а деятельности по ее освоению».
Таким образом, исторический опыт развития педагогики доказывает,
что
реализация
современных
целей
образования
возможна
только
в
деятельности самого ребенка. К сожалению, эти важнейшие идеи на долгое
время остались забытыми. Но недавно их вспомнили, и сейчас все больше
методистов
разделяют
их
и
разрабатывают
рекомендации,
и
учителя-
практики приходят к ним через собственный профессиональный опыт.
Понятию
деятельности
в
психологии,
философии
и
дидактике
посвящено
много
работ,
в
которых
дано
определение
этого
понятия,
вскрыты
наиболее
существенные
характеристики
человеческой
деятельности.
В
самом
общем
виде
деятельность
рассматривают
как
специфически
человеческую
форму
активности,
содержанием
которой
является
целесообразное
изменение
и
преобразование
окружающего
человека мира. В психолого-педагогической науке положение о ведущей
роли деятельности в развитии человека исследовали Л.С. Выготский, П.Я.
Гальперин, С.Л. Рубинштейн и другие. Понятие деятельности в теории
А.Н.
Леонтьева
связано
с
утверждением,
что
она
носит
предметный
характер. Всякая деятельность характеризуется определенной структурой,
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
11
т.е.
специфическим
набором
действий
и
последовательностью
их
осуществления.
Основы
психологической
теории
деятельности
являются
важным
компонентом обучения любой деятельности, в частности математической.
Когда в специально созданной педагогической ситуации ученик что-то
открывает,
он
рассуждает,
как
первооткрыватель
и
осуществляет
математическую
деятельность.
Во
многих
имеющихся
трактовках
математическая
деятельность
рассматривается
как
деятельность,
направленная на получение нового математического знания и на решение
математических
задач.
Другого
мнения
придерживается
А.А.
Столяр,
который
характеризует
понятие
математической
деятельности
как
мыслительную. По мнению автора реализация деятельностного подхода на
уроках
математики
возможна
посредством
использования
технологии
проблемного обучения, согласно которому процесс обучения строится как
последовательность
проблемных
ситуаций,
а
также,
используя
приемы
учебной
деятельности
развивающего
обучения,
то
есть:
наблюдение,
анализ,
синтез,
выделение
главного
в
работе
с
текстом,
сравнение
и
обобщение.
Идеи А.А. Столяра стали основой для создания технологии обучения
математики
на
основе
деятельностного
подхода
О.Б.
Епишевой,
профессора Тобольского государственного педагогического университета.
Особый
интерес
вызвала
ее
система
обучения
математики
на
основе
формирования
приемов
учебной
деятельности.
«Прием
учебной
деятельности, - по мнению автора, - это наиболее рациональный способ
работы,
который
состоит
из
отдельных
действий
(практических
или
умственных), выполняемых в определенном порядке для решения учебных
задач». Из работ О.Б. Епишевой заимствованы основные технологические
процедуры
и
практические
рекомендации
по
формированию
приемов
мыслительной
деятельности,
которые
являются
основой
для
развития
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
12
интеллектуальных
умений.
О.Б.
Епишева
предлагает
насыщать
урок
разными видами деятельности и разными формами ее организации.
Анализ
технологии
деятельностного
подхода
в
преподавании
математики показал, что развитие интеллектуальных умений зависит от
«превращения»
учения
в
целенаправленную,
содержательную
деятельность,
в
ходе
которой
ученики
«проделывают»
реальную
интеллектуальную работу и приходят к решению поставленных проблем.
Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и
отечественных
психологов
и
педагогов
1960-90-х
гг.,
разрабатывавших
вопросы обучения и воспитания ребенка. Известно, что формирование
любых
умений
как
личностных
новообразований,
в
том
числе
и
общеучебных умений, возможно только в деятельности (Л.С. Выготский).
Важно
то,
что
данная
технология
обеспечивает
сохранение
и
поддержку психического здоровья детей в соответствии с требованиями,
предъявляемыми сегодня к здоровьесберегающим технологиям.
Основные педагогические теории, используемые в опыте:
Технология
личностно-ориентированного
обучения.
Автор
данной
технологии И.С. Якиманская утверждает, что урок должен быть направлен
на создание условий самореализации, самостоятельности каждого ученика;
на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка;
на стимулирование учеников к использованию разнообразных способов
выполнения заданий, без боязни ошибиться. Учитель должен выступать в
роли организатора активной познавательной деятельности обучающихся,
координатора,
организатора
самостоятельной
работы
класса,
гибко
распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в
целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.
Технология
проблемного
обучения
(систематизаторами
этого
обучения
в
России
стали
И.Л.
Лернер,
М.Н.
Скаткин)
обеспечивает
усвоение
не
только
новых
знаний,
но
и
новых
способов
умственных
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
13
действий, а также формирование познавательной потребности, мотивов
учения.
Главными
условиями
успешности
проблемного
обучения
являются: создание достаточной мотивации, способной вызвать интерес к
содержанию проблемы; обеспечение посильности работы с возникающими
на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и
неизвестного);
значимость
информации,
получаемой
при
решении
проблемы,
для
обучаемого;
необходимо сть
д и а л о г и ч е с ко го
доброжелательного общения педагога с учащимися, когда с вниманием и
поощрением
относятся
ко
всем
мыслям,
гипотезам,
высказанным
обучающимися.
Характерные
признаки
проблемного
обучения:
актуализация
изученного
материала;
создание
проблемной
ситуации;
постановка учебной проблемы; построении проблемной задачи, поиск и
решение
проблемы
(формулирование,
доказательство,
гипотезы,
анализ
подходов, обобщение); проверка решения проблемы; исследование; анализ
результатов поиска. Проблемная ситуация возникает при условии, если
обучающиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут
ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной
ситуации, т.е. в случае осознания обучающимися недостаточности прежних
знаний для объяснения нового факта. Проблемные ситуации (состояние
интеллектуального
затруднения)
возникают
также
при
столкновении
обучающихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в
новых
практических
условиях.
Л.М.
Фридман
видит
в
проблемной
ситуации не просто затруднение, преграду в деятельности, а «осознанное
школьником затруднение, способ устранения которого он желает найти».
Решение проблемных задач выводит на такой уровень деятельности, когда
обучающийся
может
принять
оптимальное
решение
в
неординарной
ситуации, может активно ставить себе цели и даже понимать себя как
субъекта
этой
деятельности.
Помимо
этого,
через
проблемные
задачи
ребенок овладевает культурой научного исследования.
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
14
Реализация
деятельностного
подхода
также
возможна
путем
применения технологии развития критического мышления. По мнению
С.И.
Заир-Бека
технология
критического
мышления
позволяет
активизировать
интеллектуальную
и
эмоциональную
деятельность
ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка. Одна из
основных целей технологии развития критического мышления – научить
обучающегося самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и
передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл
для себя. Критическое мышление означает не негативность суждения или
критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы
выносить обоснованность суждения или решения.
Технология деятельностного подхода в обучении позволяет учителю
на
уроках
математики
системно
включать
учащихся
в
учебную
деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции
способов
действий,
реализации
нормы
и
рефлексии,
самоконтроля
и
самооценки,
коммуникативного
взаимодействия
и
др.
Использование
технологии
деятельностного
подхода
в
учебном
процессе
позволяет
системно
формировать
общеучебные
умения,
зафиксированные
в
образовательных стандартах второго поколения.
Информационно-коммуникационные
технологии
прочно
вошли
в
различные сферы деятельности человека, а их активное применение в
образовательном процессе направлено не только на
качественно новое
восприятие
учебного
материала,
но
способствует
развитию
навыков
с а м о с тоя т е л ь н о й
п р од у кт и в н о й
д е я т е л ь н о с т и
в
у с л о в и я х
информационного
общества.
Использование
компьютера
на
уроке
позволяет
сделать
процесс
обучения
мобильным,
расширяются
возможности
поиска
информации.
Электронные
презентации
дают
возможность подготовить наглядность к уроку. Обучающиеся при помощи
программы Power Point представляют результаты творческой, поисковой и
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
15
исследовательской деятельности. При обработке результатов предметных
диагностик,
административных
контрольных
работ
используется
программа MS Excel.
В
ходе
педагогической
деятельности
выстроилась
программа
формирования предметных и метапредметных компетенций обучающихся,
реализация
которой
способствует
повышению
качества
образования,
вырабатыванию
навыка
самостоятельной
деятельности,
формированию
коммуникативной,
рефлексивной,
информационной
компетентности
обучающихся, а так же умения использовать приобретенные умения и
знания в повседневной жизни, помогает адаптироваться к жизни после
школы».
Процесс
обучения
началам
исследования
представляет
собой
поэтапное,
с
учётом
возрастных
особенностей,
целенаправленное
формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.
В практике работы сложилось своё представление об этапах формирования
проектно-исследовательских умений:
1-й
этап
–
Диагностический.
Этот
подготовительный
этап
позволяет
выявить уровень сформированности общих учебных навыков и умений
учащихся.
Отслеживаю
развитие
общих
учебных
умений
и
навыков:
о р г а н и з а ц и о н н ы х ,
и н т е л л е к т у а л ь н ы х ,
и н ф о р м а ц и о н н ы х ,
коммуникативных. В диагностические данные включаю умение работать
со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное,
систематизировать
материал;
умение
работать
в
группе,
планировать,
анализировать свою деятельность. Для проверки сформированности этих
умений использую возможности урока. Делаю это с помощью наблюдения,
срезовых работ с использованием стандартных и нестандартных заданий, а
также с помощью таблицы самоанализа сформированности общих умений.
По результатам такого анализа делаю вывод о готовности школьников
участвовать
в
проектной
деятельности
на
своём
уровне.
На
основе
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
16
полученных
данных
прогнозирую
уровень
самостоятельности
данной
группы
учащихся.
Планирую
дальнейшую
работу.
Дифференцирую
задания на уроке для коррекции и развития определенных умений. Анализ
показывает положительную динамику по всем показателям.
2-й
этап
–
Практический.
Непосредственный
выход
учащихся
на
проектный
уровень.
Его
первая
задача
познакомить
детей
с
общими
требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы:
сообщения, исследования, проекта. Информация доводится до учащихся в
форме лекции или консультации. Даю теоретические знания, знакомлю с
рекомендациями, привожу образцы примеров, соответствующих данному
уровню самостоятельности. Итог – создание инструктивной карточки для
организации
последующей
работы.
Вторая
задача
этого
этапа
–
упражнение
и
тренировка,
создание
небольших
локальных
проектов.
Выполнение проекта проходит на трех уровнях самостоятельности:
1-й уровень. Учащиеся выполняют проект в рамках внеклассной работы по
предмету
под
непосредственным
руководством
учителя
на
конкретном
математическом или историческом материале. Проект реализуется в рамках
коллективной
работы,
не
содержит
глубоких
исследований
и
математических
выкладок,
носит
исторический
информационный
характер.
Работа
основана
на
использовании
нескольких
источников,
иногда достаточно одного. Это могут быть темы о великих математиках, об
открытиях, интересных фактах.
Реализованные темы проектов последних четырёх лет: 5–6-й класс –
«Великие
Математики
Древнего
мира».
Цель:
знакомство
с
великими
математиками Древнего Мира. Одна из задач: создание альбома по теме
проекта. «Всё есть число». Обучающиеся изучают популярную литературу
и готовят сообщение по темам: «История счёта», «Римская нумерация»,
«Магические числа», «Числа великаны» и другие. «Метрическая система
мер».
Одна
из
задач
проекта
–
создать
наглядные
по собия,
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
17
иллюстрирующие становление системы мер. Проект включает сообщения:
«Древние меры длины, веса, площадей», «Английские меры», «Русские
меры», решение старинных нестандартных задач. «Обыкновенные дроби и
проценты».
Проект
представляет
мини-исследования
по
социальным
вопросам с использованием опросов, анкет, построением диаграмм при
оформлении
результатов.
Цель:
знакомство
с
методами
исследований,
способами
оформления
результатов.
Проект
«Обобщение
игры
в
«пятнадцать»
отмечен
дипломом
I-ой
степени
на
школьной
научно-
практической конференции «Шаг в будущее», дипломом
II-ой степени на I
городской
научно-практической
конференции
«Юный
исследователь»
научно-социальной программы «Шаг в будущее» на секции математики.
2-й
уровень.
Обучающиеся
самостоятельно
изучают
математический
материал.
Тема
проектной
работы
совпадает
с
тематикой
учебной
деятельности.
Урок
даёт
азы,
опору
коллективной
проектной
работе,
которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал
выходит за рамки учебника. Растёт уровень самостоятельности учащихся в
реализации всех этапов проекта. Результат может быть представлен на
уроке
обобщения
и
систематизации
знаний.
Создаётся
компьютерная
версия
презентации.
Параллельно
отрабатываются
новые
необходимые
умения.
Для
этого
проводится
практикум
по
развитию
специальных
навыков работы в текстовом редакторе, редакторе формул, использование
Word
и
Paint
для
построения
геометрических
чертежей,
составление
презентаций в Microsoft Power Point.
Реализованные темы проектов последних лет: 7-й класс – Проект
«Исследование выгоды от ремонта школьной теплицы» отмечен дипломом
I-ой
степени
на
школьной
научно-практической
конференции
«Шаг
в
будущее»,
дипломом
II-ой
степени
на
городской
научно-практической
конференции «Юный исследователь» научно-социальной программы «Шаг
в будущее» на секции математики. 8-й класс – «Замечательные числа».
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
18
Обобщение
понятия
числа.
Знакомство
с
иррациональными
числами.
«Теорема Пифагора – источник великих открытий и математических идей».
Разнообразие
способов
доказательства
теоремы.
«Золотое
сечение».
Включает
знакомство
с
идеями
Леонардо
да
Винчи,
решение
нестандартных задач на применение подобия, исследование произведений
живописи и архитектуры, а также природных объектов на соответствие
«золотому сечению». 9-й класс – «Функция: сложно, просто, интересно».
Изучение
и
обобщение
свойств
функций.
«Модуль».
Повторение
и
обобщение
модуля
числа,
функции.
Решение
уравнений,
неравенств
с
модулем. «Орнаменты». Приложения к учебным темам: «Многоугольники»
и «Движение». Одна из задач проекта – создание комплекта наглядных
пособий по теме. Проект включает творческие работы: «Удивительный мир
симметрии», «Бордюры и паркеты».
В ы воды : деятельность,
с
точки
зрения
обучащихся,
–
это
возможность
самостоятельно
создать
интеллектуальный
продукт,
максимально используя свои возможности; это – работа, позволяющая
проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести
пользу
и
публично
показать
результат,
самоутвердиться.
Технология
деятельностного подхода, органично сочетаясь с другими технологиями и
методиками,
привела
к
определенным
результатам.
Получили
развитие
общие умения учащихся, а главное – повысилось качество образования.
Обучающиеся получили навыки работы в текстовом редакторе, редакторе
формул, в построении чертежей геометрических фигур с помощью Word и
Paint, познакомились с математическими программами на электронных
носителях, получили представление об общих требованиях к подготовке,
проведению
и
оформлению
учебной
работы,
научились
оформлять
проекты в виде презентаций в устной форме и на электронных носителях.
Учащиеся увидели определенный результат своей деятельности в виде
конечного
продукта:
наглядное
пособие,
тематический
справочник,
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
19
электронная
презентация.
Повысился
уровень
проектных
и
исследовательских
работ,
расширился
их
тематический
диапазон.
Обучающиеся, выполнившие работу по математике, с успехом реализуют
свой опыт в другой предметной области.
В результате анализа своей педагогической деятельности прихожу к
выводу о преимуществах технологии деятельностного подхода: для меня,
как для учителя, деятельностный подход – это средство, позволяющее
создать
наилучшую
мотивацию
самостоятельной
познавательной
деятельности, это – удовлетворение от поиска новых форм работы, их
реализации.
Реализация
проекта
позволяет
систематизировать
знания
учащихся по важным темам курса. Ограниченный временными рамками
урок органично переходит во внеурочную деятельность. Деятельностный
подход ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися,. позволяет
выявить
творческие
способности
учащихся,
их
деловые
качества.
Используя в большей степени коллективную или групповую деятельность,
получаю
дополнительные
преимущества:
экономию
времени
за
счет
взаимного объединения усилий всех учащихся с целью получения более
полного результата; создание комплекса обобщенных учебно-методических
материалов по учебным темам для дальнейшего использования.
Считаю, что новая образовательная ситуация определила и новые
требования
к
конечному
результату
обученности
–
формирование
к л юч е в ы х
ком п е т е н ц и й ;
т а к и е
к л юч е в ы е
ком п е т е н ц и и
–
исследовательские, коммуникативные, информационные формируются на
основе развития навыков исследовательской деятельности. Развитие этих
компетенций – это путь к успешной социализации и качеству обученности
конкретному предмету. Сложившаяся система работы по формированию
навыков
самостоятельной
деятельности,
развитию
исследовательских
умений, ответственности за результат деятельности, выстраивающаяся на
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
20
уроке,
во
внеурочной
деятельности
и
даёт
в
целом
ощутимый
и
стабильный результат.
Новизна педагогического проекта состоит в том, что: разработана
программа формирования предметных и метапредметных
компетенций
обучающихся,
способствующих
повышению
качества
образования,
в
отборе наиболее эффективных способов формирования деятельностных
навыков
на
уроках,
в
разработке
системы
занятий
проблемного
и
деятельностного
типа,
в
доказательстве
позитивного
влияния
разработанной системы на повышение качества знаний учащихся.
Новизна педагогического опыта в прикладном плане заключается в
идее участия личности в жизни общества, предполагает сочетание навыков
социальной практики с усвоением предмета «математика». Обучающиеся
приобретают возможность соотнести общие представления, полученные на
уроках, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья,
семьи,
с
социальными
событиями,
происходящими
в
масштабах
микрорайона, города, страны в целом. Это дает им практические навыки
участия
в
общественной
жизни
социума,
помогает
анализировать
актуальные
проблемы
школы
и
города,
формировать
собственные
предложения по изменению ситуации. Обучающиеся с разным уровнем
подготовки
получают
возможность
проявить
самостоятельность
и
организаторские способности.
Ре а л и з а ц и я
п р о г р а м м ы
ф о рм и р о ва н и я
п р ед м е т н ы х
и
метапредметных
компетенций обучающихся способствует повышению
качества
образования,
вырабатыванию
навыка
самостоятельной
деятельности,
формированию
коммуникативной,
рефлексивной,
информационной
компетентности
обучающихся,
а
так
же
умения
использовать
приобретенные
умения
и
знания
в
повседневной
жизни,
помогает адаптироваться к жизни после школы.
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
21
Теоретическая значимость педагогического проекта состоит в том,
что: предложена программа формирования предметных и метапредметных
компетенций у обучающихся при обучении математике в средней школе.
Практическая значимость педагогического проекта заключается: в
разработке последовательности действий учителя математики; в разработке
программы
курса
«Эрудит»;
в
разработке
тематики
информационных,
исследовательских,
реферативных
и
проектных
работ
учащихся
при
обучении математике в средней
школе; в создании кейса методических
разработок по применению технологии деятельностного подхода.
Схема
управления
проектом: Учитель
математики:
создаёт
необходимые условия для реализации проекта, контролирует выполнение
плана реализации мероприятий проекта, оформляет проект, обеспечивает
реализацию
проекта.
Психолог:
формирует
пакет
диагностических
методик,
проводит
исследования
в
соответствии
с
программой
мониторинга проекта.
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
22
Механизм реализации проекта
Этап
Сроки
проведения
Цель этапа
Задачи
Средства и материалы
1 этап – Подготовительный
2009-2010 учебный год
Выявление
состояния
проблемы
формировани
я
исследовател
ьской,
информацио
нной,
коммуникати
вной
компетенций
обучающихс
я
5а, 8ф-м, 9ф-
м классов
(входная
диагностика)
в процессе
обучения
математике в
средней
школе.
Выявление
потребносте
й и запросов
учащихся,
родителей в
формировани
и
компетенций
обучающихс
я. Работа над
методическо
й
Определить уровень
развития
исследовательской,
информационной,
коммуникативной
компетенций
школьников.
Изучить опыт
применения
технологии
деятельностного
подхода на уроках
математики.
Разработать
исследовательские
задачи в
соответствии с
календарно-
тематическим
планом по
математике.
Разработать
программу
поэтапного
формирования
ключевых
компетенций
школьников в
процессе обучения
математике с
применением
технологии
деятельностного
подхода.
Диагностика «Определение уровня
развития исследовательских
способностей детей»
- конвергентное мышление
диагностировалось с помощью
методики Замбацявичене Э.Ф.
(модификация Чупрова Л.Ф.,
Переслени Л.И.) в 5-ом классе, в 8-
ом, 9-ом классах использовалась
методика «Групповой
интеллектуальный тест» Дж.Вана
(адаптация Акимовой М.К.,
Борисовой Е.М., Козловой В.Т.и
др.);
- дивергентное мышление
отслеживалось с помощью
методики Туник Е.;
- поисковая потребность и
исследовательские умения
оценивались через
стандартизованное наблюдение за
обучающимися.
Изучены материалы авторов: А.И.
Савенкова, А.В. Леонтович, Н. Г.
Алексеева, В.И. Андреева, А.Н.
Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.А.
Сухомлинского, В.Д. Шадрикова.
Разработаны исследовательские
математические задачи. Разработка
программы курса «Эрудит»
Разработка программы поэтапного
развития компетенций детей
Разработка тематики
информационных,
исследовательских, реферативных и
2 этап –
Практически
2010-2011,
2011-2012
Внедрение
технологии
деятельностн
ого подхода
уроках
Включить
обучающихся в
исследовательскую
деятельность,
разработать систему
Разработаны математические
исследовательские задачи и система
уроков с их применением.
Диагностика «Определение уровня
развития интелектуальных
3 этап – Аналитический
2012-2013 учебный год
Выявление
уровня
развития
интелектуаль
ных
способносте
й детей
(итоговая
диагностика)
.
Анализ и
обобщение
опыта
применения
технологии
деятельностн
ого подхода в
преподавани
и
математики.
Определить уровень
развития
интелектуальных
способностей детей,
выявить динамику
развития
интелектуальных
способностей
школьников и
проанализировать
эффективность
использования
выбранных методов,
проанализировать и
обобщить опыт
применения
технологии
деятельностного
подхода в обучении
математике,
разработать
методические
рекомендации по
применению
технологии
деятельностного
подхода
Диагностика «Определение уровня
развития исследовательских
способностей детей».
Создан электронный вариант
мониторинга развития ключевых
компетенций школьника в процессе
обучения математике с
применением технологии
деятельностного подхода.
Создан электронный банк
информационных,
исследовательских, реферативных и
проектных работ обучающихся с
презентациями.
Создан пакет методических
материалов по технологии
деятельностного подхода. Опыт
формирования ключевых
компетенций школьников в
процессе обучения математике с
применением технологии
деятельностного подхода
представлен педагогическому
сообществу образовательного
учреждения, города, России.
Информация
о
педагогическом
проекте
«Реализация
технологии
деятельностного подхода как эффективное условие повышения качества
образования» представлена педагогическому сообществу на методическом
совете,
на
методическом
семинаре
в
образовательного
учреждения,
на
заседании городского методического объединения учителей математики, а
также на школьном сайте.
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
24
РЕСУРСЫ
Ресурсное обеспечение процесса обучения математике средствами
проектной и исследовательской технологий, заявленное в проекте, является
достаточным для его реализации:
кабинет математики снабжен комплектами дидактических материалов
для каждого раздела математики;
имеется компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
имеется постоянный выход в Интернет;
в
кабинете
в
достаточном
объеме
дополнительная
литература
по
математике
(учебники,
энциклопедии,
учебно-познавательная,
занимательная литература);
имеются
электронные
пособия
по
математике,
накапливаются
обучающие
компьютерные
презентации,
подготовленные
учителем
и
обучающимися.
Кроме
того,
в
школе
имеется
библиотека
с
читальным
залом,
выходом
в
Интернет;
профессиональный
педагог-психолог
первой
квалификационной
категории,
в
его
распоряжении
кабинет
со
всем
необходимым для проведения диагностических тестовых процедур.
Уровень
собственной
квалификации
считаю
достаточным
для
реализации
заявленного
проекта:
высшее
образование,
полученное
в
Пермском государственном педагогическом институте по специальности
«Математика», квалификация «учитель математики»
позволяет эффективно
пополнять знания по содержанию и методике преподавания математики не
только во время курсовой подготовки, но и в процессе самообразования.
ПАРТНЁРЫ
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
25
Партнёрами педагогического проекта «Проектно-исследовательская
урочная и внеурочная деятельность по математике как средство развития
ключевых компетенций школьников» являются педагогические работники
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная
школа
№3
с
углублённым
изучением
отдельных
предметов»
города
Мегиона:
Мануйлова
Ю.Е.
–
педагог-психолог,
Морозова
О.Н.,
Шаяхметова
Ф.В.,
Исиметова
Л.Н.
–
классные
руководители ученических коллективов.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Целевая
аудитория
данного
педагогического
проекта
–
это
о бу ч а ю щ и е с я
5 - 11
к л а с с о в
м у н и ц и п а л ь н о го
б юд ж е т н о г о
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
№3 с углублённым изучением отдельных предметов» города Мегиона, в
которых преподаю математику, их возраст – от 11 до 17 лет.
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Мегион ХМАО-Югры
26
ПЛАН-ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№
п/п
Задачи этапа
Мероприятия
Сроки
Исполнитель
1 этап – Подготовительный (2009-2010 учебный год)
1.
1.
Выявить уровень
развития
интелектуальных
способностей
школьников
2.
Изучить опыт
применения
технологии
деятельностного
подхода на уроках
математики
3.
Разработать
систему уроков в
соответствии с
календарно-
тематическим планом
по математике,
тематику
информационных,
исследовательских,
реферативных и
проектных работ
обучающихся
4.
Разработка
программы курса
«Эрудит» на 2009-
1.Диагностика «Определение уровня развития
исследовательских способностей детей»
- конвергентное мышление диагностировалось с помощью
методики Замбацявичене Э.Ф. (модификация Чупрова
Л.Ф., Переслени Л.И.) в 5-ом классе, в 8-ом, 9-ом классах
использовалась методика «Групповой интеллектуальный
тест» Дж.Вана (адаптация Акимовой М.К., Борисовой
Е.М., Козловой В.Т.и др.);
- дивергентное мышление отслеживалось с помощью
методики Туник Е.;
- поисковая потребность и исследовательские умения
оценивались через стандартизованное наблюдение за
обучающимися.
2.Анализ результатов диагностики.
3.Изучение материалов авторов: А.И. Савенкова, Д. Дьюи,
М.И. Махмутова, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Д.
Шадрикова, А.А. Окунева, Н.Г. Алексеева, С.Л. Белых.
4.Разработка программы курса «Эрудит».
5.Составление программы поэтапного развития
компетенций детей.
6.Разработка исследовательских математических задач.
7.Разработка тематики информационных,
исследовательских, реферативных и проектных работ
обучающихся.
Сентябрь 2009г.
Октябрь 2009г.
Ноябрь 2009г.
Декабрь 2009г.
Январь-февраль 2010г.
Октябрь 2009г.
Март 2010г.
Апрель 2010г.
Май 2010г.
педагог-психолог
Качапкина Г.Н.,
учитель математики
Классные
руководители 5а,
8ф-м, 9ф-м классов
Качапкина Г.Н.,
учитель математики
Качапкина Г.Н.,
учитель математики
Качапкина Г.Н.,
учитель математики
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Мегион ХМАО-Югры
27
2010 учебный год
Результат этапа – Анализ и оформление промежуточных результатов
2 этап – Основной (2010-2011, 2011-2012 учебный год)
2.
1.
Включить с систму
работы технологию
деятельностного
подхода
2.
Разработать
программу курса
«Эрудит»
3.
Создать банк
исследовательских
математических задач
4.
Разработать
систему уроков с
применением
технологии
деятельностного
подхода в
соответствии с
календарно-
тематическим планом
по математике
5.
Разработать
тематику
информационных,
исследовательских,
реферативных и
проектных работ
обучающихся
6.
Осуществить
промежуточный
1.Разработка тем проектов, нестандартных заданий и
системы уроков с их применением.
2.Проведение уроков с применением технологии
деятельностного подхода
3.Знакомство детей с общими требованиями к подготовке,
выполнению и оформлению учебной работы: сообщения,
исследования, проекта.
4.Разработка тематики информационных,
исследовательских, реферативных и проектных работ
учащихся при обучении математике.
5.Создание детьми групповых небольших локальных
учебных проектов, которые носят исторический,
информационный характер (о великих математиках, об
открытиях, интересных фактах).
6.Проведение практикума по развитию специальных
навыков работы в текстовом редакторе, редакторе
формул, использование Word и Paint для построения
геометрических чертежей, составление презентаций в
Microsoft Power Point.
7.Представление проектов на уроках обобщения и
систематизации знаний.
8.Диагностика «Определение уровня развития
интелектуальных способностей детей».
9.Включение дифференцированных заданий на уроке для
коррекции и развития определенных умений.
10.Выполнение индивидуальных исследовательских
работ по математике.
11. Представление проектов на итоговом занятии курса
«Эрудит» с использованием компьютерной версии
Сентябрь 2009г.,
Сентябрь 2010г.
Октябрь 2010г.-
май 2011г.
Ноябрь 2010г.
Декабрь 2010г.
Январь-март 2011г.
Январь 2011г.
Февраль-апрель 2011г.
Май 2011г.
Сентябрь 2011г.
Октябрь 2011г.-
апрель 2012г.
Апрель 2012г.
Качапкина Г.Н.,
учитель математики
Качапкина Г.Н.,
учитель математики
Качапкина Г.Н.,
учитель математики
Обучающиеся
Качапкина Г.Н.,
учитель математики
Обучающиеся
педагог-психолог
Качапкина Г.Н.,
учитель математики
Обучающиеся
Обучающиеся
Обучающиеся
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Мегион ХМАО-Югры
28
мониторинг и
коррекцию
презентации.
12.Участие в интеллектуальных конкурсах.
13. Участие в предметных олимпиадах.
Апрель 2012г.,
Апрель 2012г.
Октябрь 2012г.
Обучающиеся
Результат этапа – Анализ и оформление промежуточных результатов
3 этап – Обобщающий (2012-2013 учебный год)
3.
1.
Диагностировать
уровня развития
ключевых
компетенций детей
2.
Создать кейс
методических
материалов по
применению
технологии
деятельностного
подхода
3.
Проанализировать,
обобщить результаты
4.
Распространить
педагогический опыт
1.
Диагностика «Определение уровня развития
исследовательских способностей детей».
2.
Выявление динамики развития на основе диагностики.
3.
Создание пакета дидактических материалов по
развитию исследовательских способностей школьников.
4.
Разработка методических рекомендаций
формирования ключевых компетенций школьников в
процессе обучения математике с применением
технологии деятельностного подхода.
5.
Анализ эффективности использования технологии
деятельностного подхода в обучении математике.
6.
Представление опыта формирования ключевых
компетенций школьников в процессе обучения математике
с применением технологии деятельностного подхода
педагогическому сообществу на школьном, городском,
региональном, всероссийском уровне.
Сентябрь-ноябрь
2012г.
Декабрь 2012г.
Январь-март 2013г.
Апрель 2013г.
Май 2013г.
Май 2013г.
педагог-психолог
Качапкина Г.Н.,
учитель математики
Качапкина Г.Н.,
учитель математики
Качапкина Г.Н.,
учитель математики
Качапкина Г.Н.,
учитель математики
Результат этапа – Обобщающий анализ, распространение опыта
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Мегион ХМАО-Югры
29
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Успешная
реализация
проекта
может
привести
к
следующим
результатам для основных участников учебного процесса.
Обучающиеся:
овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению
успеха
в
изменяющихся
условиях
современного
общества
(навыки
самостоятельной
исследовательской
деятельности,
коммуникативные
способности);
смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только
в
сфере
школьного
образования,
но
и
в
рамках
дополнительного
образования;
овладеют
культурой
взаимоотношений
со
сверстниками,
учителями,
минимизируются конфликтные ситуации в школе.
Учитель:
расширит
возможности
для
развития
педагогического
творчества,
достижения
образовательных
результатов
за
счёт
применения
продуктивных, исследовательских, творческих методик и развивающих
технологий
обучения
и
модернизации
содержания
образования,
ориентированного на компетентностный подход.
Критерии эффективности реализации проекта
научный
подход
к
проблеме
развития
исследовательских
умений
учеников;
обучающиеся овладеют ключевыми компетенциями, способствующими
достижению успеха;
применение знаний в практической деятельности;
умение обучающихся использовать предоставленный в учебном пособии
материал по теме, включать в свой ответ информацию из текста;
умение
обучающихся
выстраивать
аргументацию
своей
позиции,
отстаивать своё мнение;
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов
г.Мегион ХМАО-Югры»
30
умение детей обобщать сказанное и подводить итоги;
до 40% детей занимаются в школьном научном обществе «Эрудит».
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Выполненная
деятельность
по
реализации
проекта
может
стать
основой для дальнейшей работы в следующих направлениях: разработка
методических рекомендаций по применению технологии деятельностного
подхода на старшей ступени обучения в условиях внедрения профильной
школы.
ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Подтверждением
эффективности
педагогического
опыта
с
точки
зрения полученных предметных результатов служат следующие результаты
обучения в динамике за последние четыре года: по математике, алгебре и
геометрии общая успеваемость составила 100%; качество знаний в 2009-
2010 учебном году – 75% (динамика+1%), в 2010-2011 учебном году – 80%
(динамика+5%), в 2011-2012 учебном году – 82% (динамика+2%), в 2012-
2013 учебном году – 79% (динамика-3%).
Наличие
и
рейтинг
успешности
участников
олимпиад,
научных
конференций
как
подтверждение
сформированности
предметных
результатов представлены в таблице.
Таблица участия обучающихся
в олимпиадах
Наименование конкурсов
Количество
участников
Рейтинг успешности
(муниципальный этап)
2009-2010 учебный год
Всероссийская олимпиада
школьников
I этап – 12
II этап – 5
III этап – 1
3 место
2010-2011 учебный год
Всероссийская олимпиада
школьников
I этап – 21
II этап – 6
2 место
2011-2012учебный год
Всероссийская олимпиада
школьников
I этап – 24
II этап – 8
III этап – 1
2 место
2012-2013 учебный год
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов
г.Мегион ХМАО-Югры»
31
Всероссийская олимпиада
школьников
I этап – 24
II этап – 9
III этап – 1
2 место
2013-2014 учебный год
Всероссийская олимпиада
школьников
I этап – 25
II этап – 12
2 место
Таблица участия обучающихся в конкурсах
Наименование конкурсов
Количество
участников
Рейтинг успешности
2009-2010 годы
Международная игра-конкурс по
математике «Кенгуру»
35
По школе – 1, 2, 3 места
По городу – 1, 3 места
2010-2011 годы
Международная игра-конкурс по
математике «Кенгуру»
26
По школе – 1, 3 места
По городу 2 место
2011-2012 годы
Международная игра-конкурс по
математике «Кенгуру»
34
По школе – 1, 2, 3 места
По городу 2 место
2012-2013 годы
Международная игра-конкурс по
математике «Кенгуру»
32
По школе –1, 2, 3 места
В районе – 3 место
Оценка
метапредметных
результатов
предполагает
оценку
универсальных
учебных
действий
обучающихся
(регулятивных,
коммуникативных,
познавательных),
т.
е.
таких
умственных
действий
обучающихся,
которые
направлены
на
анализ
своей
познавательной
деятельности и управление ею. О достижениях обучающихся в данной
области можно судить по результатам исследовательской деятельности.
Обучающиеся
готовят
исследовательские
проекты
в
рамках
работы
научного общества учащихся «Эрудит».
Во время проведения ежегодной предметной декады математики,
обучающиеся активно участвуют в проведении классных и общешкольных
мероприятий.
Старшеклассники
разрабатывают
сценарии
различных
интеллектуальных конкурсов, являются членами жюри, что говорит об их
подготовленности объективно оценивать знания младших товарищей.
Данный педагогический опыт влияет на улучшение существующей
образовательной
ситуации
применением
в
образовательном
процессе
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов
г.Мегион ХМАО-Югры»
32
разнообразных форм, методов и технологий, при использовании которых
учитываются индивидуальные способности и
возможности учащихся.
Дети
учатся
самостоятельно
развиваться,
принимают
участие
в
определённой области общественной жизни школы и города. В результате
процесс
обучения
становится
для
большинства
обучающихся
более
интересным и желанным, они добиваются высоких результатов в своей
учебной деятельности. Школьники научились применять полученные на
уроках знания и навыки во внеурочной деятельности, повседневной жизни,
организации
досуга
своего
и
одноклассников.
Повысился
уровень
подготовленности детей, расширился их предметный диапазон. Дети с
успехом реализуют свой опыт в других предметных областях.
Подтверждением
эффективности
педагогического
опыта
с
точки
зрения
возможности
формирования
у
обучающихся
личностных
результатов
служат
следующие
факты:
многие
выпускники
физико-
математических
классов
продолжили
обучение
в
технических
ВУЗах,
трудятся на благо города, округа, страны, сотрудничают с зарубежными
специалистами.
Подтверждают эффективность педагогического опыта с точки зрения
возможности
формирования
у
обучающихся
личностных
результатов
служат следующие факты: в 2012 обучающиеся, работая над социальным
проектом в рамках акции «Я-гражданин России», заняли 1 место в городе и
были участниками окружного тура конкурса доимпactivities/edu-
work/883/, в 2013 году ученица стала дипломантом окружного конкурса
социальной
рекламы,
в
2013
году
обучающиеся
стали
лауреатами
окружного конкурса «В копах Сталинграда». Обучающийся в 2014 году
награжден
Почетным
Дипломом
окружного
МЧС
«За
спасение
утопающего». Таким образом, школьники, являясь активными участниками
образовательного
процесса,
принимают
участие
в
мероприятиях
различного уровня и
получают ценный опыт взаимодействия друг с
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов
г.Мегион ХМАО-Югры»
33
другом,
с
обществом
за
пределами
классного
коллектива.
Школьники
приобретают опыт гражданских отношений, как в дружеской, так и в
открытой общественной среде. Они учатся добиваться поставленной цели
как личной, так и в составе команды. Показатели их достижений видны в
таблицах участия в олимпиадах по математике. Общественная активность
– итог
формирования у детей личностных результатов, формирования
умения адаптироваться в современном обществе.
Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью на уроках
математики и во внеурочное время обучающиеся выполнили следующие
работы
выполнили
следующие
работы:
5–6-й
класс
–
«Великие
Математики Древнего мира», «Всё есть число», «История счёта», «Римская
нумерация»,
«Магические
числа»,
«Числа
великаны»,
«Метрическая
система
мер»,
«Древние
меры
длины,
веса,
площадей»,
«Английские
меры», «Русские меры», «Обыкновенные дроби и проценты», «Обобщение
игры в «пятнадцать»; 7–8-й классы– «Замечательные числа», «Теорема
Пифагора – источник великих открытий и математических идей», «Золотое
сечение», «Исследование зависимости между видом обыкновенной дроби
и её удалением от 1»; 9-й класс – «Функция: сложно, просто, интересно»,
«Модуль», «Орнаменты», «Многоугольники», «Движение», «Выгодно ли
жить в долг», «Вклад математиков и физиков в Победу над Германией в
Великой
Отечественной
войне
1941-1945
годов»,
творческие
работы:
«Удивительный мир симметрии», «Бордюры и паркеты»; 10-й класс –
«Многогранники», «Функции и графики»; 11-й класс – «Тела Вращения»,
«Общие способы решения уравнений», «Исследование зависимости между
красотой и гармонией окружающего мира и математикой», «Исследование
выгоды внедрения электронного голосования в процедуру выборов».
Деятельностный
подход,
с
точки
зрения
обучающихся,
–
это
возможность
самостоятельно
создать
интеллектуальный
продукт,
максимально
используя
свои
возможности;
это
–
деятельность,
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов
г.Мегион ХМАО-Югры»
34
позволяющая
проявить
себя,
попробовать
свои
силы,
приложить
свои
знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.
Деятельностный подход, органично сочетаясь с другими технологиями и
методиками,
привел
к
определенным
результатам.
Получили
развитие
общие
умения
обучающихся,
а
главное
–
повысилось
качество
образования. Ученики получили навыки работы в текстовом редакторе,
редакторе
формул,
в
построении
чертежей
геометрических
фигур
с
помощью Word и Paint, познакомились с математическими программами на
электронных носителях, получили представление об общих требованиях к
подготовке,
проведению
и
оформлению
учебной
работы.
Научились
оформлять проекты в виде презентаций в устной форме и на электронных
носителях, увидели определенный результат своей деятельности в виде
конечного
продукта:
наглядное
пособие,
тематический
справочник,
электронная
презентация.
Повысился
уровень
проектных
и
исследовательских работ, расширился их тематический диапазон. Дети,
выполнившие работу по математике, с успехом реализуют свой опыт в
другой предметной области.
В результате анализа своей педагогической деятельности прихожу к
выводу
о
преимуществах
деятельностного
подхода:
для
меня,
как
для
учителя,
деятельностный
подход
–
это
средство,
позволяющее
создать
наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это
–
удовлетворение
от
поиска
новых
форм
работы,
их
реализации.
Реализация проекта позволяет систематизировать знания обучающихся по
важным темам курса. Ограниченный временными рамками урок органично
переходит во внеурочную деятельность. Деятельностный подход ставит
учителя
в
позицию
сотрудничества
с
обучающимися,
что
позволяет
выявить творческие способности детей, их деловые качества. Используя в
большей степени коллективную или групповую деятельность, получаю
дополнительные
преимущества:
экономию
времени
за
счёт
взаимного
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов
г.Мегион ХМАО-Югры»
35
объединения усилий всех обучающихся с целью получения более полного
результата;
создание
комплекса
обобщённых
учебно-методических
материалов по учебным темам для дальнейшего использования. Результаты
обучения
убедительны:
процесс
обучения
становится
для
многих
обучающихся желанным и радостным, они достигают высоких результатов
в
своей
учебной
деятельности.
Педагогический
опыт
направлен
на
улучшение существующей образовательной ситуации.
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов
г.Мегион ХМАО-Югры»
36
ЛИТЕРАТУРА
1.
Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? //
Начальная школа: плюс – минус. – 2001.
2.
Атанасян Л.С., В.Ф. Бутузов. Геометрия: Учеб. для
7–9 класс для
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003.
3.
Виленкин Н.Я.и др. Математика 5 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений – М.: Мнемозина, 2007.
4.
Мордкович А.Г. и др. Алгебра 7 кл., 8 кл., 9 кл.: в двух частях. Ч.- М.:
Мнемозина, 2007.
5.
Окунев
А.А.
Спасибо,
за
урок
дети!:
О
развитии
творческих
способностей
учащихся:
Книга
для
учителя.
–
М.:
Просвещение,
1988.
6.
Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. – М: Просвещение, 1982.
7.
Фридман
Л.М.
Психолого-педагогические
основы
обучения
математике
в
школе:
Учителю
математики
о
педагогической
психологии. – М.: Просвещение, 1984.
8.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения,
Библиотека журнала «Директор школы», Выпуск №7, 2000.
9.
Волович
М.Б.
Как
успешно
обучать
математике/
Математика.
Еженедельное
учебно-методическое
приложение
к
газете
«Первое
сентября». 1997 Статья 1. Есть свет в конце тоннеля!. №3 – с1-2
Статья 2. Используйте в повседневной жизни теорию Гальперина! -
№6 – с.1-2
10.Епишева
О.Б.
Технология
обучения
математике
на
основе
формирования
приемов
учебной
деятельности
учащихся:
Теоретические основы: Учебное пособие./ Тобольск: Изд-во ТГПИ,
1998.
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов
г.Мегион ХМАО-Югры»
37
11.Епишева
О.Б.
Формирование
приемов
учебной
деятельности
учащихся при обучении математике./ Математика в школе, 1989 №1 –
с.31-37
12.Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников, учиться математике:
Формирование приемов учебной деятельности: /Кн. Для учителя. –
М.: Просвещение. 1990.
13.Епишева О.Б. Методическая система обучения математике на основе
формирования приемов учебной деятельности учащихся: Основные
технологические процедуры: Кн. для учителя./ Тобольск: ТГПИ, 1999.
14.Заир- Бек С.И., Развитие критического мышления на уроке. / М.:
Просвещение, 2004.
15.Леонтьев
А.Н.
Деятельность.
Сознание.
Личность./
М.:
Политиздат,1975.
16.Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в
школе:
Практико
–
ориентированная
монография
/
под
ред.
Т.И.
Шамовой, П.И. Третьякова./ М.: Тюмень, 1994.
17.Столяр А.А. Педагогика математики./ Минск: Высшая школа, 1986
18.Столяр
А.А.
Роль
математики
в
гуманизации
образования/
Математика в школе, 1990.
19.Фридман
Л.М.
Психолого
–
педагогические
основы
обучения
математике
в
школе:
Учителю
математики
о
педагогической
психологии.-М.: Просвещение, 1984.
Г.Н.Качапкина МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов
г.Мегион ХМАО-Югры»
38