Напоминание

"Роль воспитателя в организации и руководстве сюжетно-ролевой игрой"


Автор: Улевич Елена Вацлавовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад №1 комбинированного вида
Населённый пункт: город Борисоглебск, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль воспитателя в организации и руководстве сюжетно-ролевой игрой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Роль воспитателя в организации и руководстве

сюжетно-ролевой игрой».

С далёких времён наших предков игра использовалась для воспитания и

передачи жизненного опыта и знаний подрастающему поколению. Народная

педагогика мудро применяла её для воспитания детей разных возрастов. В

одних играх приоритетными были задачи физического воспитания, в других

– умственного, в третьих художественного.

Особая роль в развитии детей принадлежит сюжетно-ролевой игре. В

дошкольном возрасте заложены большие возможности, чтобы игра стала

ведущей деятельностью ребёнка. Но будет ли она определять психическое

развитие детей и активно влиять на их всестороннее воспитание – это

зависит от взрослых.

Педагогическое влияние на игровую деятельность малышей определяется

личностью педагога. Пробудить интерес детей к игре сможет только

неравнодушный воспитатель, который умеет всколыхнуть, пробудить эмоции

ребятишек, владеет теорией и практикой игры. Воспитатель должен уметь

наблюдать за игрой для того, чтобы вовремя дать ей новое направление,

новую жизнь.

В сюжетно-ролевой игре воспитатель прежде всего партнёр, а потом

координатор: он посоветует, что делать в проблемной ситуации, например,

если на товарной станции собралось много неразгруженных вагонов, то

необходимо приступить к срочной разгрузке, и отправке товаров на завод,

фабрику или в магазин. Таким образом он сможет не только вовлечь в игру

детей, но и предоставить каждому ребёнку на выбор роли, в которых они

будут учиться взаимодействовать вдвоём, втроём. При нехватке ролей педагог

«создаёт рабочие места», объясняя, что для игры необходимы грузчики,

инженеры, конструкторы, менеджеры, рекламодатели, водители, продавцы,

кассиры.

Для того, чтобы дети почувствовали себя уверенно в игре, нужно дать им

возможность проиграть все роли, которые есть в игре. Таким образом,

происходит обмен ролями. Накапливается игровой опыт. Воспитатель,

наблюдающий детскую игру не должен прерывать её без надобности,

вмешиваться в детские отношения. Если видно, что игра завершиться не

скоро, следует спокойным тоном, тактично и твёрдо заранее предупредить

детей о том, что надо делать перерыв в игре или остановить её до

следующего раза.

Для развития сюжетно-ролевой игры воспитатель должен расширять

жизненные и игровые представления детей, раскрывать смысл отношений

между людьми; читать книги и рассказывать о профессиях; организовывать

экскурсии, в том числе и по детскому саду, где дети знакомятся с

профессиями и трудом работников дошкольного учреждения; побуждать к

разговору о профессиях родителей; учить наблюдать за природой; отражать

свои впечатления в игре.

Педагог должен подбирать художественную литературу такого

содержания, которая смогла бы дать сюжет для игры, увлечь малышей.

Большую помощь в развёртывании сюжета оказывают игры-упражнения, в

которых у детей формируется умение придумывать разные истории, сказки.

Такие упражнения будят фантазию, развивают речь, первоначальные навыки

сюжето-сочинения.

Таким образом, в новых условия ФГОС ДО, игра при правильном её

формировании решает задачи социально-коммуникативного,

познавательного, физического, художественно-эстетического, речевого

развития каждого ребёнка, начиная с раннего возраста. В игре с первых

этапов её развития формируется личность ребёнка, развиваются те качества,

которые подготовят его к жизни в обществе, потребуются ему в учебной и

трудовой деятельности.



В раздел образования