Напоминание

"Развитие исследовательской компетенции как фактор профессионального роста педагога"


Автор: Жарасбаева Эльмира Есенгазыевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ОмГПУ
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие исследовательской компетенции как фактор профессионального роста педагога"
Раздел: полное образование





Назад




РАЗВИТИЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ

КАК

ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА

Жарасбаева Э. Е.

1

1

Жарасбаева Эльмира Есенгазыевна – магистрант, Центр магистерской

подготовки,

44.04.01 Педагогическое образование (Педагогическая

инноватика), Омский государственный педагогический университет,

г.Омск

Аннотация:

В

статье

рассматривается

проблема

развития

исследовательской компетенции педагога как фактора профессионального

роста

педагога.

Раскрывается

сущность

понятия

исследовательская

компетенция и необходимость ее развития.

К л ю ч е в ы е

с л о в а :

и с с л е д о в а т е л ь с ка я

к о м п е т е н ц и я ,

профессиональная

компетенция,

исследовательская

деятельность,

компетентностный подход.

Всемирные изменения в общественно-политической жизни и научно-

технический

прогресс,

которые

происходят

из

года

в

год,

создают

необходимость вносить коррективы и в области образования. Возрастают

требования к профессиональным качествам педагога, осуществляющего

подготовку

специалистов

различных

сфер.

«Важным

и

решающим

преимуществом»

специалиста

становится

наличие

у

него

следующих

качеств:

наряду

с

высокой

профессиональной

компетентностью

ориентированность

в

близких

областях

деятельности,

академическая

и

социальная

мобильность,

быстрая

обучаемость,

готовность

к

самообразованию

и

само совершенствованию,

готовно сть

к

в ы с о ко э ф ф е кт и в н о й

у ч е б н о - и с с л ед о ват е л ь с ко й

и

н ау ч н о -

исследовательской работе.

На

сегодняшний

момент

в

образовании

имеется

дефицит

в

профессионалах

с

развитой исследовательской компетенцией,

что

подтверждают

многие

ученые: В.А. Болгов, Г.Б. Голуб, И.А. Зимняя и

другие,

которые

отмечают,

что

педагогические

кадры

всех

ступеней

образования сталкиваются с определенными затруднениями при решении

исследовательских задач.

Понятие

«исследовательская компетенция»

рассматривается

как

составляющая

профессиональной

компетенции

педагога

и указывает на

уровень

развития

мыслительных

процессов

и

исследовательскую

активность

человека,

которая

состоит

в

умении

видеть

и

вычленять

проблемы,

строить

предположения

об

их

разрешении,

ставить

задачу;

выдвигать

гипотезы

и

давать

обоснование

их

решению;

удерживать

одновременно

несколько

смыслов

сложных

явлений,

событий,

высказываний.

На

основе

проведенного

анализа

философских,

социологических,

психологических

и

педагогических

работ

было

установлено,

что

актуальность

проблемы

развития

исследовательской

компетенции

педагогических кадров обусловлена комплексом противоречий:

1.

Между

ориентацией

традиционной

системы

подготовки

педагогических

кадров

на

«насыщение»

учащихся

информацией

об

образовательных

новшествах

и

потребностью

мотивации

их

к

самостоятельному исследованию и усвоению новых знаний.

2. Между традиционным для многих педагогов отношением к науке

как

набору

оторванных

от

жизни

абстрактных

высказываний

и

потребностью

ориентации

педагогов

на

новые

смыслы

научного

и

исследовательского

подхода,

готовности

к

практическому

применению

наукоемких технологий обучения.

Указанные

качества

нашли

отражение

в

основных

положениях

Концепции модернизации Российского образования на период с 2016 до

2020

года, утвержденной

Правительством

РФ

и

подписанной

Д.А.

Медведевым

29

декабря

2014

года

(№

2765-р): «Умение

осмысленно

действовать в ситуации выбора, осознанно планировать жизненные цели и

до стигать

их,

эффективно

действовать

в

о б р а з о в ат е л ь н о й ,

профессиональной и социальной областях является особенно важным для

современного специалиста. Но для достижения этого нужен другой подход

к обучению – компетентностный».

Согласно определения доктора педагогических наук А.В. Хуторского

компетентностный подход – это подход, который акцентирует внимание на

результате образования, при этом результатом образования выступает не

совокупность

усвоенной

информации,

а

способность

индивидуума

действовать в самых разных проблемных ситуациях [3, с. 12]. Группа тех

или

иных

ситуаций

напрямую

зависит

от

специфики

жизненных

и

образовательных ситуаций.

Именно

компетентностный

подход

вносит

личностный

смысл

в

образовательный

процесс.

Личностный

смысл

знания

способствует

принятию

компетентностных

решений,

и

тем

самым

соответствует

требованиям общественно-политической жизни современного общества.

Соответственно актуальной проблемой высшего и послевузовского

образования

становится

обучение

педагогов

способам

добывания

и

переработки

научной

информации

с

помощью

самостоятельной

исследовательской практики в рамках компетентностного подхода.

Данная

задача

подразумевает

целенаправленное

развитие

исследовательской компетенции педагогов, которая будет способствовать

высвобождению

деятельностного

начала

в

человеке,

укреплению

его

потребности в познании.

Исследовательская компетенция выступает в качестве составляющей

профессиональной компетенции

труды В.А. Адольфа, Л.А. Голубь, А.А.

Деркач, В.С. Лазарева, Т.А. Смолина и др.), как неотъемлемый элемент

общей

и

профессиональной

образованности

исследования

Б.С.

Гершунского, В.В. Лаптева и др.

Исследовательская

компетенция

выражается

в

теоретической

грамотности,

владении

методами

психолого- пед агог ич е ского

исследования, умении статистически обрабатывать эмпирические данные,

формулировать выводы, представлять результаты исследования [1, с.25].

По

заявлению

А.В.

Хуторского,

с

позиций

процессуально-

технологического

подхода

исследовательская

компетентно сть

рассматривается

наличием

знаний

как

результата

познавательной

деятельности человека в определённой области науке, методов, методик

исследования,

которыми

он

должен

овладеть,

для

осуществления

исследовательской

деятельности,

а

также

мотивацию

и

позицию

исследователя, его ценностные ориентации [3, с.16].

Рядом

учёных-психологов,

рассматривая

личность

педагога-

исследователя,

думают,

что

ей

должны

быть

характерны

следующие

качества:

самостоятельность

и

инициативность,

умение

преодолевать

стереотипы.

Здесь

также

необходимо

отметить

потребность

высокого

уровня самооценки, чтобы педагог мог порождать идеи, а не ждать их

извне. Следует правильно осознавать свой творческий потенциал, а не

только обладать им.

Таким

образом,

на

основании

вышеизложенного,

к

личности

педагога-исследователя

предъявляются

достаточно

высокие

требования,

которые проявляются в полной самоотдаче.

Основной

причиной,

вызывающей

исследовательское

поведение,

становится личностное основание, исходя из которого, личность не просто

активно реагирует на происходящие глобальные изменения, но и обладает

потребностью находить ранее ей неизведанное.

Занимаемая педагогом так называемая «исследовательская позиция»

понимается как система мотивационно-ценностного отношения педагога к

себе

и

другим,

которая

осуществляется

профессиональной

и

исследовательской

деятельностью,

то

есть

через

позицию

активного,

созидающего, открытого новому опыту и готового выходить за пределы

имеющегося

уровня

представлений

о

себе

и

о

мире

поведения.

Исследовательская

позиция

способствует

готовности

и

стремлению

к

ценностному отношению к процессу познания и экспериментирования,

творческого

способа

решения

проблем,

что

ведет

к

развитию

исследовательской компетенции.

В самой сути исследовательской компетенции заложен потенциал

профессионального саморазвития, профессиональной карьеры, при этом

исследовательская компетенция педагога проявляется в самоуверенности, в

самореализации, в достижении смысла исследовательской деятельности [2,

с.79].

Исследовательская

деятельность

«пронизывает»

все

другие

виды

деятельности, является для них сквозной, потому что без постоянного

длительного

и

сиюминутного

анализа

ситуаций

(явлений,

фактов);

изучения

и

анализа

литературы;

выдвижения

гипотез

и

составления

прогнозов;

оценивания

результатов

собственной

деятельности

нельзя

совершать любого из назначенных учеными видов деятельности педагога.

П о э т о м у

и с с л е д о в а т е л ь с к а я

ко м п е т е н ц и я

и

с т а н о в и т с я

системообразующим

и

регулирующим

фактором

педагогической

деятельности.

Результатом

исследовательской

деятельности

педагога

в

профессиональном

образовании

является

развитие

исследовательской

компетенции,

которая

ввиду

необходимо сти

н е п р е р ы в н о го

профессионального образования способствует профессиональному росту

педагога.

Таким

образом,

развитие

исследовательской

компетенции

выступает

как

фактор

профе ссионального

ро ст а

п е д а г о г а ,

соответствующего

высоким

стандартам

стремительно

развивающегося

общества.

Список литературы

1

Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы,

понятия,

инструментарий.

/

Д.А.

Иванов,

К.Г. Митрофанов,

О.В.

Соколова.

М.: Academia, 2013.

498 с.

2

Фрумин, И.Д.

Учитель

как

исследователь

/

И.Д.

Фрумин.

М.:

Знание, 2014.

550с.

3

Хуторской, А.Н.

К л ю ч е в ы е

к о м п е т е н ц и и

к а к

компонент личностно ориентированной

парадигмы

образования

/

А.Н. Хуторский // Народное образование.

2013.

№9.

С. 58-65.



В раздел образования