Автор: Жарасбаева Эльмира Есенгазыевна
Должность: магистрант
Учебное заведение: ОмГПУ
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие исследовательской компетенции как фактор профессионального роста педагога"
Раздел: полное образование
РАЗВИТИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ
КАК
ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА
Жарасбаева Э. Е.
1
1
Жарасбаева Эльмира Есенгазыевна – магистрант, Центр магистерской
подготовки,
44.04.01 Педагогическое образование (Педагогическая
инноватика), Омский государственный педагогический университет,
г.Омск
Аннотация:
В
статье
рассматривается
проблема
развития
исследовательской компетенции педагога как фактора профессионального
роста
педагога.
Раскрывается
сущность
понятия
исследовательская
компетенция и необходимость ее развития.
К л ю ч е в ы е
с л о в а :
и с с л е д о в а т е л ь с ка я
к о м п е т е н ц и я ,
профессиональная
компетенция,
исследовательская
деятельность,
компетентностный подход.
Всемирные изменения в общественно-политической жизни и научно-
технический
прогресс,
которые
происходят
из
года
в
год,
создают
необходимость вносить коррективы и в области образования. Возрастают
требования к профессиональным качествам педагога, осуществляющего
подготовку
специалистов
различных
сфер.
«Важным
и
решающим
преимуществом»
специалиста
становится
наличие
у
него
следующих
качеств:
наряду
с
высокой
профессиональной
компетентностью
ориентированность
в
близких
областях
деятельности,
академическая
и
социальная
мобильность,
быстрая
обучаемость,
готовность
к
самообразованию
и
само совершенствованию,
готовно сть
к
в ы с о ко э ф ф е кт и в н о й
у ч е б н о - и с с л ед о ват е л ь с ко й
и
н ау ч н о -
исследовательской работе.
На
сегодняшний
момент
в
образовании
имеется
дефицит
в
профессионалах
с
развитой исследовательской компетенцией,
что
подтверждают
многие
ученые: В.А. Болгов, Г.Б. Голуб, И.А. Зимняя и
другие,
которые
отмечают,
что
педагогические
кадры
всех
ступеней
образования сталкиваются с определенными затруднениями при решении
исследовательских задач.
Понятие
«исследовательская компетенция»
рассматривается
как
составляющая
профессиональной
компетенции
педагога
и указывает на
уровень
развития
мыслительных
процессов
и
исследовательскую
активность
человека,
которая
состоит
в
умении
видеть
и
вычленять
проблемы,
строить
предположения
об
их
разрешении,
ставить
задачу;
выдвигать
гипотезы
и
давать
обоснование
их
решению;
удерживать
одновременно
несколько
смыслов
сложных
явлений,
событий,
высказываний.
На
основе
проведенного
анализа
философских,
социологических,
психологических
и
педагогических
работ
было
установлено,
что
актуальность
проблемы
развития
исследовательской
компетенции
педагогических кадров обусловлена комплексом противоречий:
1.
Между
ориентацией
традиционной
системы
подготовки
педагогических
кадров
на
«насыщение»
учащихся
информацией
об
образовательных
новшествах
и
потребностью
мотивации
их
к
самостоятельному исследованию и усвоению новых знаний.
2. Между традиционным для многих педагогов отношением к науке
как
набору
оторванных
от
жизни
абстрактных
высказываний
и
потребностью
ориентации
педагогов
на
новые
смыслы
научного
и
исследовательского
подхода,
готовности
к
практическому
применению
наукоемких технологий обучения.
Указанные
качества
нашли
отражение
в
основных
положениях
Концепции модернизации Российского образования на период с 2016 до
2020
года, утвержденной
Правительством
РФ
и
подписанной
Д.А.
Медведевым
29
декабря
2014
года
(№
2765-р): «Умение
осмысленно
действовать в ситуации выбора, осознанно планировать жизненные цели и
до стигать
их,
эффективно
действовать
в
о б р а з о в ат е л ь н о й ,
профессиональной и социальной областях является особенно важным для
современного специалиста. Но для достижения этого нужен другой подход
к обучению – компетентностный».
Согласно определения доктора педагогических наук А.В. Хуторского
компетентностный подход – это подход, который акцентирует внимание на
результате образования, при этом результатом образования выступает не
совокупность
усвоенной
информации,
а
способность
индивидуума
действовать в самых разных проблемных ситуациях [3, с. 12]. Группа тех
или
иных
ситуаций
напрямую
зависит
от
специфики
жизненных
и
образовательных ситуаций.
Именно
компетентностный
подход
вносит
личностный
смысл
в
образовательный
процесс.
Личностный
смысл
знания
способствует
принятию
компетентностных
решений,
и
тем
самым
соответствует
требованиям общественно-политической жизни современного общества.
Соответственно актуальной проблемой высшего и послевузовского
образования
становится
обучение
педагогов
способам
добывания
и
переработки
научной
информации
с
помощью
самостоятельной
исследовательской практики в рамках компетентностного подхода.
Данная
задача
подразумевает
целенаправленное
развитие
исследовательской компетенции педагогов, которая будет способствовать
высвобождению
деятельностного
начала
в
человеке,
укреплению
его
потребности в познании.
Исследовательская компетенция выступает в качестве составляющей
профессиональной компетенции
труды В.А. Адольфа, Л.А. Голубь, А.А.
Деркач, В.С. Лазарева, Т.А. Смолина и др.), как неотъемлемый элемент
общей
и
профессиональной
образованности
исследования
Б.С.
Гершунского, В.В. Лаптева и др.
Исследовательская
компетенция
выражается
в
теоретической
грамотности,
владении
методами
психолого- пед агог ич е ского
исследования, умении статистически обрабатывать эмпирические данные,
формулировать выводы, представлять результаты исследования [1, с.25].
По
заявлению
А.В.
Хуторского,
с
позиций
процессуально-
технологического
подхода
исследовательская
компетентно сть
рассматривается
наличием
знаний
как
результата
познавательной
деятельности человека в определённой области науке, методов, методик
исследования,
которыми
он
должен
овладеть,
для
осуществления
исследовательской
деятельности,
а
также
мотивацию
и
позицию
исследователя, его ценностные ориентации [3, с.16].
Рядом
учёных-психологов,
рассматривая
личность
педагога-
исследователя,
думают,
что
ей
должны
быть
характерны
следующие
качества:
самостоятельность
и
инициативность,
умение
преодолевать
стереотипы.
Здесь
также
необходимо
отметить
потребность
высокого
уровня самооценки, чтобы педагог мог порождать идеи, а не ждать их
извне. Следует правильно осознавать свой творческий потенциал, а не
только обладать им.
Таким
образом,
на
основании
вышеизложенного,
к
личности
педагога-исследователя
предъявляются
достаточно
высокие
требования,
которые проявляются в полной самоотдаче.
Основной
причиной,
вызывающей
исследовательское
поведение,
становится личностное основание, исходя из которого, личность не просто
активно реагирует на происходящие глобальные изменения, но и обладает
потребностью находить ранее ей неизведанное.
Занимаемая педагогом так называемая «исследовательская позиция»
понимается как система мотивационно-ценностного отношения педагога к
себе
и
другим,
которая
осуществляется
профессиональной
и
исследовательской
деятельностью,
то
есть
через
позицию
активного,
созидающего, открытого новому опыту и готового выходить за пределы
имеющегося
уровня
представлений
о
себе
и
о
мире
поведения.
Исследовательская
позиция
способствует
готовности
и
стремлению
к
ценностному отношению к процессу познания и экспериментирования,
творческого
способа
решения
проблем,
что
ведет
к
развитию
исследовательской компетенции.
В самой сути исследовательской компетенции заложен потенциал
профессионального саморазвития, профессиональной карьеры, при этом
исследовательская компетенция педагога проявляется в самоуверенности, в
самореализации, в достижении смысла исследовательской деятельности [2,
с.79].
Исследовательская
деятельность
«пронизывает»
все
другие
виды
деятельности, является для них сквозной, потому что без постоянного
длительного
и
сиюминутного
анализа
ситуаций
(явлений,
фактов);
изучения
и
анализа
литературы;
выдвижения
гипотез
и
составления
прогнозов;
оценивания
результатов
собственной
деятельности
нельзя
совершать любого из назначенных учеными видов деятельности педагога.
П о э т о м у
и с с л е д о в а т е л ь с к а я
ко м п е т е н ц и я
и
с т а н о в и т с я
системообразующим
и
регулирующим
фактором
педагогической
деятельности.
Результатом
исследовательской
деятельности
педагога
в
профессиональном
образовании
является
развитие
исследовательской
компетенции,
которая
ввиду
необходимо сти
н е п р е р ы в н о го
профессионального образования способствует профессиональному росту
педагога.
Таким
образом,
развитие
исследовательской
компетенции
выступает
как
фактор
профе ссионального
ро ст а
п е д а г о г а ,
соответствующего
высоким
стандартам
стремительно
развивающегося
общества.
Список литературы
1
Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы,
понятия,
инструментарий.
/
Д.А.
Иванов,
К.Г. Митрофанов,
О.В.
Соколова.
М.: Academia, 2013.
498 с.
2
Фрумин, И.Д.
Учитель
как
исследователь
/
И.Д.
Фрумин.
М.:
Знание, 2014.
550с.
3
Хуторской, А.Н.
К л ю ч е в ы е
к о м п е т е н ц и и
к а к
компонент личностно ориентированной
парадигмы
образования
/
А.Н. Хуторский // Народное образование.
2013.
№9.
С. 58-65.