Автор: Морозова Оксана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Паустовская ООШ"
Населённый пункт: д.Паустово, Владимирская обл.
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Школа будущего первоклассника"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАУСТОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ВЯЗНИКОВСКОГО РАЙОНА
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
____________/В.А.Шурыгина/
Приказ № _____ от
« __ » августа 2010 г.
ПРОГРАММА
Школа будущего
первоклассника
Составитель: О.Н.Морозова,
учитель начальных классов
д. Паустово
Предшкольная подготовка:
«Школа будущего первоклассника»
1.
Обоснование значимости программы предшкольной подготовки
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования
является повышение доступности дошкольного образования.
В 2010 г. Педагогическим советом МБОУ «Паустовская ООШ» принято
решение об организации «Школы будущего первоклассника», которая
функционирует на основании локальных нормативно-правовых актов.
Подготовка к школе – многогранный, последовательный процесс
психологической готовности ребёнка к ней. Ребёнок должен быть здоров,
жизнерадостен, разговорчив, сообразителен, должен уметь слушать, слышать,
действовать вместе, выполнять требования педагога.
1.
Цели программы:
Подготовка дошкольников к новой социальной роли, адаптация к
изменяющейся социальной ситуации;
Создание образовательной среды, способствующей развитию
интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы
дошкольника.
Задачи программы:
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей,
готовящихся к обучению в школе;
Формировать коммуникативные навыки, умение общаться;
Развивать любознательность, активность, инициативность,
самостоятельность дошкольников;
Создавать необходимые условия, способствующие формированию
предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному,
эмоциональному, нравственному развитию ребёнка;
Осуществлять взаимодействие с родителями, ориентировать их на
ценность воспитания в семье, на взаимопонимание с ребёнком.
2.
Организация работы «Школы будущего первоклассника»:
Приём детей осуществляется по заявлению родителей. Предшкольная
подготовка организуется с сентября по май. Занятия проводятся 1 день
в неделю, с 12 часов до 13.50. Занятия ведет педагог начальных
классов, которому предстоит в следующем учебном году работать с
первоклассниками. Каждое занятие длится 30 минут. Перерыв между
занятиями – 10 минут. В день проводится 3 занятия.
3.
Правовая основа организации групп предшкольной подготовки:
Закон РФ «Об образовании» № 142 от 24.02.2009.
Устав МБОУ «Паустовская ООШ»
4.
Ожидаемые результаты:
Подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика
общеобразовательной школы; адаптация детей;
Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку
ребёнка к школе.
5.
Учебный план:
№
Название учебного занятия
Всего часов
1.
«Школа юных математиков»
(формирование элементарных
математических понятий)
33
2.
«Грамотейка» (развитие речи. ЧТЕНИЕ и
ПИСЬМО)
33
3.
Ознакомление с окружающим миром
11
4.
ИЗО
11
5.
ТРУД
11
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта, примерной программы начального
общего
образования
по
математике
и
авторской
программы
«Начальная
школа XXI века» В. Н. Рудницкой М.: Вентана- Граф, 2010.
Программа подкоректирована для детей предшкольной подготовки.
Программа рассчитана на 99 часов в год (3 часа в неделю) 33 рабочих
недели.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
•
создание благоприятный условий для полноценного интеллектуального
развития
каждого
ребёнка,
соответствующих
его
возрастным
особенностям и возможностям;
•
формирование
мыслительных
процессов,
логического
мышления,
пространственных отношений, творческой деятельности;
•
овладение математическими знаниями и умениями;
•
воспитание
интереса
к
математике,
стремления
использовать
математические знания в повседневной жизни и для решения новых
конкретных учебных задач;
•
производить контроль и самоконтроль, уценку и самооценку.
Рабочая учебная программа имеет некоторые особенности в содержании и
структуре предмета.
Формирование первоначальных представлений о натуральном числе:
•
учащиеся
знакомятся
с
название
чисел
первого
десятка,
учатся
называть их в прямом и обратном порядке;
•
используя изученную последовательность слов учатся пересчитывать
предметы;
•
учатся
выражать
результат
пересчитывания
числом
и
записывать
цифрой.
6.
Календарно-тематическое планирование занятий по математике
Дата
Тема занятия
№
К-во
час
Знакомство с учебными принадлежностями
1
1
Свойства предметов: цвет, форма, размер
2
1
Счёт в пределах 10. Числа и цифры 1 - 10
3
1
Геометрические фигуры.
4
1
Составление и решение простых задач.
5
1
Сравнение по количеству.
6
1
Увеличение, уменьшение числа.
7
1
Сложение, вычитание групп предметов.
8
1
Пространственные отношения.
9
1
Решение ребусов. Нестандартные задачи.
10
1
Свойства предметов. Сравнение. Счет
предметов. Количественный счёт, порядковый
счёт.
11
1
Сложение
и
вычитание.
Расположение
предметов в пространстве. «За», «перед», «над
», «под», «между», «слева», «справа».
12
1
Обводка по шаблону: груша, слива.
Раскрашивание.
13
1
Геометрические фигуры. Знакомство с
основными цветами.
14
1
Сравнение групп предметов, их составление.
Формирование понятий: «больше», «меньше»,
«равно»,
15
1
Понятие «много», «один». Знакомство с цифрой
1
16
1
Число 2. Письмо цифры 2. Образование числа
2.
17
1
Число 3. Письмо цифры 3. Образование числа
3.
18
1
Числа 1,2,3, знаки «+», «-»
19
1
Письмо цифры 4. Состав числа 4.
20
1
Понятие «длиннее», «короче»
21
1
Письмо цифры 5. Состав числа 5.
22
1
Письмо цифры 6. Состав числа 6.
23
1
Письмо цифры 7. Состав числа 7.
24
1
Письмо числа 8. Состав числа 8.
25
1
Письмо числа 9. Состав числа 9.
26
1
Письмо числа 10. Состав числа 10.
27
1
Решение задач. Занимательные задачи по
математике.
28
1
Прибавить и вычесть 1.
29
1
Прибавить и вычесть 2.
30
1
Прибавить и вычесть 3.
31
1
Прибавить и вычесть 4 и 5.
32
1
Упорядочивание предметов по признакам:
«выше-ниже», «больше - меньше», «длиннее –
короче», «легче – тяжелее».
33
1
Основные требования к уровню подготовки учащихся
по математике.
К концу обучения учащиеся должны:
называть:
предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного
предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке;
число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка,
отрезок);
различать:
число и цифру;
знаки арифметических действий (+, - );
шар и круг, куб и квадрат;
многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник;
сравнивать:
предметы с целью выявления в них сходства и различия;
предметы по форме, по размерам (больше, меньше);
использовать модели (моделировать учебную ситуацию):
выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого
арифметического действия при решении задач;
решать учебные и практические задачи:
ориентироваться в окружающем пространстве (выбор маршрута, пути
передвижения и пр.);
выделять из множества один или несколько предметов, обладающих
указанным свойством;
определять, в каком из двух множеств больше (меньше) предметов;
- изображать отрезок заданной длины;
- отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному курсу «Обучение грамоте» начального
общего образования составлена
o
на
основе
примерной
программы
по
русскому
языку
(Письмо
МОН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по
учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
o
в
соответ ствии
с
федера льным
ком п о н е н т ом
государственного
стандарта
начального
общего
образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089
« О б
у т в е р ж д е н и и
ф ед е р а л ь н о го
ко м п о н е н т а
государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования»).
Рабочая
программа
разработана
в
целях
конкретизации
содержания,
соответствующего
уровню образовательного стандарта по предмету и с
учетом преемственности программы по русскому языку основного общего
образования,
т.е.
ее
реализация
позволит
обеспечить
преемственность
с
дошкольной подготовкой и содержанием следующей ступени обучения.
Целью
д а н н о го
ку р с а
я вл я е т с я
–
о вл а д е н и е
у ч а щ и м и с я
первоначальными знаниями в области родного языка, обучение чтению и
письму.
Эта
цель
обучения
дошкольников
рассматривается
в
логике
приоритетных
целей
начального
образования
–
направленность
процесса
обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного
периода – учебной деятельности.
Задачи курса обучения грамоте:
- формирование общих представлений о слове и предложении;
- формирование действий звукового анализа;
- формирование навыка письма;
- развитие речи.
7.
Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи
(
ЧТЕНИЕ)
Дата
Тема занятия
К-во
час
«Давайте
познакомимся». Календарь и календарные
праздники
1
Речевые и неречевые звуки. Рисунок по образцу
1
Гласные звуки. Обведение и штриховка в разных
направлениях
1
Кто помогает птицам зимой. Слово и слоги.
1
Штриховка. Слово и предложение
1
Знакомство с понятием «текст». Слово,
предложение, текст. Письмо овала.
1
Тематические группы слов. Подготовка к письму.
Письмо прямых наклонных линий.
1
Составление рассказов по сюжетным картинкам
1
Составление текста рассказа по опорным словам.
1
Страна Азбука.
1
Одежда и обувь. игра «живые звуки»
1
Овощи и фрукты.составление связного рассказа.
1
Птицы.
1
В гостиной
1
Знакомство с алфавитом.
1
Знакомство с гласными звуками и буквами
2
Знакомство с согласными звуками и буквами
3
Повторение изученных букв и звуков
1
Поиграем в слова
2
Мы артисты
1
Стихи А. Барто
1
Весна идёт!
1
Мы подружились!
1
Диалог и монолог.
1
Описание и повествование. Описание картинки.
Слово. Предложение. Текст.
2
Гласные и согласные звуки (общее понятие).
Нахождение их в тексте
2
Итоговая диагностика
1
Основные требования к уровню подготовки уч-ся .
К концу обучения учащиеся должны
знать/ понимать:
- звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
- звук, слог, слово;
- слово и предложение;
- ударение;
уметь:
- называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных (мягких, твёрдых);
- называть, приводить примеры слов, называющих предметы, действия
предмета и признак предмета;
- различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие
согласные звуки;
- различать звук, слог, слово.
Тематическое планирование по курсу
“Обучение грамоте и развитие речи» (письмо)
дата
Содержание программного материала
Кол-во
час.
Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для
чего мы говорим. Гласные и согласные звуки. Игра
«Полслова за вами»
1
Описание картинки. Слово. Предложение. Текст.
Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов
на темы «Семья», «Дом».
1
Звуки (общее понятие). Рабочая строка.
Междустрочное пространство.
1
. Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте.
1
Звук. Буква. Прямые палочки. Игра «Сочини сказку
о предмете». Условные знаки и обозначения.
Противоположные по значению слова.
1
Согласные звуки: твердые и мягкие.
1
В стране слов и слогов. Господин слогораздел. Игра
«Раздели слово на части»
1
Ударение. Обозначение ударения. Разучивание
скороговорок, чистоговорок.
1
Звуковые схемы. Родственные слова.
Проговаривание скороговорок, чистоговорок.
1
Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной
картинке. Слова похожие и разные. Проговаривание
скороговорок и чистоговорок.
1
Игра «Кто наблюдательнее». Предметы
окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя
любимая игрушка.
1
Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини сказку о
предмете». Условные знаки и обозначения.
Противоположные по значению слова. Игра «День-
ночь»
1
Страна «Алфавития». В мире волшебных слов. Игра
«Идем в гости». Согласные звуки и буквы.
1
Дорога к письменности. Древние письмена. В стране
говорящих скал. Согласные – б,в,г,д., Игра «Составь
слово»
1
К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков.
Временные категории: «раньше», «позже», «потом».
Игра «Разложи по порядку».
1
Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра
«Сказочные владения радуги». Игра «Доскажи
словечко»
1
В стране слов и слогов. Господин слогораздел. Игра
«Раздели слово на части»
1
Ударение. Обозначение ударения. Игра:
«Молоточки». Разучивание скороговорок,
чистоговорок.
1
Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это
бывает?» Звуки и буквы. Игра «Составь слово»
1
В стране зеркал. Буква и её отражение. Игра
«Электронная муха»
1
Знакомство с гласными звуками и буквами
2
Знакомство с согласными звуками и буквами
3
Повторение изученных букв
1
Поиграем в слова
1
Составление рассказов по сюжетной картинке. Слова
похожие и разные. Проговаривание скороговорок и
чистоговорок. Игра «Угадай словечко»
1
МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ
СОГЛАСНОГО ЗВУКА
1
МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ
СОГЛАСНОГО ЗВУКА, НА КОНЦЕ СЛОВА.
1
ТЕКСТ. ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.
1
Звуковые схемы. Родственные слова. Игра
«Доскажи словечко». Проговаривание скороговорок,
чистоговорок
1
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА ГОД
1
К концу курса «Обучение грамоте»
учащиеся должны уметь:
- называть звуки, из которых состоит слово (ударные и безударные, глухие и
звонкие, мягкие и твердые);
- не смешивать понятия «звук» и «буква»;
- делить слова на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, указывающих на мягкость и твердость
согласных;
- определять количество букв и звуков в слове.
Пояснительная записка
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и
свободно
мыслящей,
не сомненно,
будет
возраст ать
по
м е р е
совершенствования
социально-экономических
и
культурных
условий.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой
он
может
жить
в
единстве
с
природой,
создавать,
не
нанося
вреда,
не
разрушая,
а
преумножая.
Творчество
человека
немыслимо
вне
общества,
потому
что
все
созданное
творцом
всегда
было
и
будет
неповторимым,
оригинальным и ценным для современников и будущих поколений.
Особое место в воспитании и образовании ребенка занимает искусство,
которое
развивает
художественно
–
образное
мышление,
основанное
на
воображении, фантазии, зрительном и слуховом ассоциативном восприятии.
Основное
назначение
данной
программы
–
развитие
творческой
личности ребенка. В ее основе лежит предметно-практическая деятельность,
развивающая глаз и пальцы, координацию движения и речь, углубляет и
направляет
эмоции,
возбуждает
фантазию,
заставляет
работать
мысль,
расширяет кругозор.
Данная программа является первой ступенькой в воспитании у ребенка
нравственно здорового отношения к природе, к человеческому обществу и
окружающему миру в целом через изобразительное искусство.
Цель
предлагаемой
программы
–
развитие
творческой
личности,
ориентированной на гармонизацию своих отношений с окружающей средой.
Учитывая сквозное построение программы, т.е. плавный переход от
дошкольного к школьному образованию, программа выдвигает следующие
задачи:
осуществлять специальную подготовку к курсу изобразительного
искусства в школе: овладение навыками и умениями работы с
инструментами,
освоение
различных
художе ственных
материалов;
развивать "ручную умелость" в художественной работе;
способствовать развитию творческого потенциала, проявлению
самостоятельности, индивидуальности ребят;
создать
положительное
эмоциональное
отношение
у
детей
к
своей продуктивно-художественной деятельности;
развивать речь, обогащать словарный запас ребенка, развивать
умение выражать свои мысли, чувства, замысел словами.
Для выполнения поставленных задач предусмотрены следующие
виды занятий:
1.
Рисование с натуры (предметное).
2.
Рисование на различные темы (сюжетное).
3.
Декоративное рисование.
4.
Рисование по замыслу (творческие задания).
5.
Художественный труд.
6.
Беседы об изобразительном искусстве.
Методы
обучения
и
формы
работы по
данной
программе
разнообразны. Наиболее эффективными методами обучения являются:
-
создание
творческой
ситуации,
ориентированной
на
поиск
взаимосвязей между различными видами искусств;
-
поиск
необходимых
вариативных
способов
воплощения
идеи
средствами изобразительного искусства;
- создание творческой атмосферы для наиболее полного раскрытия
художественного образа.
Главное
–
позволить
дошкольнику
по-своему
интерпретировать
предлагаемую тему. В зависимости от темы и целей, урок может приобретать
форму не только практического занятия, но и викторины или беседы.
Занятия
изобразительным
искусством
и
художественным
трудом
направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется
как продуктивная деятельность, в результате которой ребенок создает новое,
оригинальное,
проявляя
воображение,
реализуя
свой
замысел,
находя
средства для его воплощения. У детей вырабатывается умение доводить
начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда, формируется
каллиграфические навыки, улучшается глазомер, цветоощущение.
Одна
из
необходимых
задач
подготовки
детей
к
школе
–
развитие
"ручной
умелости".
В
этом
возрасте
для
ребенка
является
проблемой
овладение
элементами
письма,
и
преодолеть
эти
трудности
поможет
графическая работа карандашом, работа в мелкой пластике, развивающая
пальцы, занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также изготовление
различных поделок из бумаги. Каждая художественная техника в той или
иной
степени
развивает
у
ребенка
разные
области
руки,
предплечья
и
пальцев.
Так,
например,
тонкая
графическая
работа
учит
лучшей
координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполняемые в
живописных техниках, способствует большей свободе и раскованности всей
руки.
Во время занятий у дошкольников вырабатывается умение легко и
свободно управлять художественными инструментами. При этом развиваются
разнообразные
действия
руки,
координация
движений
обеих
рук,
координация действий руки и глаза, зрительный контроль.
На занятиях по изобразительному искусству и художественному труду
вводятся упражнения на развитие внимания и логического мышления.
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы
используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей:
кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки или пальцев,
тампонирование и др.
Много внимания уделяется организации рабочего места, экономичному
использованию материалов и аккуратности в работе.
В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду и
художественный вкус. Программа предусматривает создание вокруг ребенка
положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его
личности, активизирующей творческий потенциал.
8.
Календарно-тематическое планирование занятий по ИЗО
№
занятия
Тема занятия
К-во
час
1
Знакомство акварелью.
1
2
Экскурсия «Золотые краски осени»
1
3
Рисуем посуду
1
4
«Наши верные друзья – Карандаш с Резинкой»
(знакомство с художественными материалами)
1
5
«Красивые бабочки» (теплые и холодные цвета)
1
6
«Воздушные облака» (закрепление умения изображать
завитки и овалы)
1
7
Рисунок «Магазин игрушек»
1
8
Мое любимое животное
1
9
Весна !изменения в природе .
1
10
«Одуванчики» (основы кистевой росписи)
1
11
Рисуем на свободную тему, закрепление.
1
Требования к результатам обучения
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок
должен знать:
1
названия основных и составных цветов;
2
вертикальное, горизонтальное, диагональное
направление;
3
значение терминов: акварель, гуашь, палитра, трафарет,
стека.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок
должен уметь:
2)
правильно сидеть за партой, правильно держать лист бумаги и
карандаш;
3)
свободно работать карандашом – без напряжения проводить
линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
4)
выбирать положение листа (вертикальное или горизонтальное) в
соответствии с изображением;
5)
полностью использовать площадь листа бумаги, изображать
предметы крупно;
6)
рисовать линии различной формы: прямые, наклонные,
волнистые, ломанные и другие;
7)
передавать в рисунке простейшую форму, общее
пространственное положение, основной цвет предметов;
8)
владеть понятиями: большой, средний, маленький. Уметь
анализировать: маленький – большой, высокий – низкий,
длинный – короткий, широкий – узкий;
9)
правильно работать красками – разводить и смешивать краски,
ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы
очертаний этой поверхности);
узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления,
действия.
Календарно-тематическое планирование занятий по технологии
№
занятия
Тема занятия
К-во
час
1
«Гулял по лесу ежик – ни головы, ни ножек»
(использование природного материала, )
1
2
«Вкусные морковки для зайчика» (пластилин,
изображение с помощью треугольников)
1
3
«Разноцветные зонтики» (аппликация)
1
4
Урок – игра «Елочка нарядная»
1
5
«Цветы для мамы», (использование бросового
материала)
1
6
Аппликация «Корзинка с грибами»
1
7
Лепка «Овощи и фрукты»
1
8
Аппликация «Ваза»
1
9
Лепка «Звери леса»
1
10
Аппликация «Зайчик»
1
11
Поделки Из природного материала
1
Требования к результатам обучения
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок
должен знать:
пользоваться простейшими приемами лепки, аппликации и др.
делать разметку при помощи шаблона или трафарета.
•
достаточный
уровень
графической
грамотности:
выполнение
измерений,
чтение
доступных
графических
изображений,
использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль)
и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на рисунки,
план,
схемы,
простейшие
чертежи
при
решении
задач
по
моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
•
умение создавать несложные конструкции из разных материалов:
“Я и окружающий мир»
№
занятия
Содержание программного материала
Кол-во
часов
1
Правила поведения в школе. Поговорим о дружбе.
1
2
Знакомство
с
лиственными
деревьями
ближайшего
природного окружения. Хвойные деревья.
Распознавание листьев различных деревьев
1
3
Что такое здоровье? Простейшие правила гигиены.
1
4
Человек и домашние животные.
1
5
Явления природы. Как звери готовятся к зиме
1
6
Транспорт нашего города. Правила поведения в
транспорте.
1
7
Где ты живешь?
Дорога от дома до школы. Правила поведения на дорогах
1
8
Что мы знаем о птицах? Птичья столовая
1
9
Зачем люди трудятся? Игра: «Идем в гости».
1
10
Наша страна – Россия.
О гербе, о флаге и гимне
1
11
Золотые руки народные.
Народное творчество.
1
Основные требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения учащиеся должны:
называть:
свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город
страны;
основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
основные правила здорового образа жизни;
основных представителей растительного и животного мира
ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
основные условия благополучной жизни растений и животных;
профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством,
промышленностью (5-6 профессий);
улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения
культуры, быта, образования;
основные достопримечательности родного города и столицы России;
различать (сопоставлять):
знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для
соблюдения безопасности;
основные нравственно-эстетические понятия (сочувствие –
равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
различных представлений растительного мира (по внешнему виду,
месту обитания, способу движения и т.п.);
времена года;
животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
выполнять режим своего дня;
определять время по часам с точностью до часа;
подготавливать свое учебное место к работе;
оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место
после занятий;
выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения;
составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать
сказки, выразительно читать фольклорные произведения.
Педагогическая диагностика готовности будущих первоклассников к
обучению в школе
Диагностическая работа составлена на основе использования материалов для проведения
стартовой диагностики первоклассников на основе материалов газеты «Начальная школа»
(приложение к газете «Первое сентября») №16, 2007год, материалов педагогической
диагностики Е.Э. Кочуровой, М.И. Кузнецовой
Цель
проведения
педагогической
диагностики
готовности
будущих
первоклассников к обучению в школе - выявить уровень сформированности
предпосылок к освоению продуктивной учебной деятельности.
Диагностика позволяет установить:
уровень
владения
основными
компонентами
деятельности
(восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств
для её достижения, выполнением деятельности в соответствии с
поставленной
целью,
самоконтролем
и
в
случае
необходимости
коррекцией сделанного); уровень её произвольности;
интеллектуальную
готовность:
элементарное
владение
мыслительными
механизмами
(анализом,
синтезом,
сравнением,
обобщением);
способность
к
использованию
знаний
и
умений
в
новых
условиях;
умение
переключаться
с
одного
найденного
решения на поиск другого;
фонетический
слух,
перекодирование,
графические
навыки,
владение
предчисловыми
представлениями
(«мало»,
«много»,
«столько
же»,
«больше
на…»,
«меньше
на…»),
представление
о
счёте, упорядочивании, геометрических фигурах
Диагностика проводится учителем начальных классов и/или психологом
фронтально. Обязательным условием успешного проведения педагогической
диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию
человека, проводящего
диагностику.
Это
неизбежно
влечет
за
собой
изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная
цель – научить, добиться правильного ответа в данный момент, то в процессе
проведения
диагностики
–
получить
достоверные
данные
о
состоянии
готовности ребенка к школе.
При
проведении
группового
обследования
следует
придерживаться
следующих правил.
1. Если работа проводится без ассистента, то число детей в группе не
должно превышать 10–12 человек.
2. На
каждой
парте
для
одного
ребенка
должны
быть
заранее
подготовлены
необходимые
для
обследования
листы,
набор
цветных
карандашей, простой карандаш.
3. Дети приглашаются в класс без родителей. О том, что работа будет
проводиться таким образом, необходимо предупредить родителей заранее.
4. Детям предлагается по одному сесть за парты. Если известно, что
кто-нибудь из детей плохо видит или слышит, необходимо посадить его за
первую парту.
5. Работа начинается с краткого объяснения: "Дети, приготовьте листы,
карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Будьте внимательны.
Слушайте первое задание".
6. Задания читаются достаточно громко, в ровном и спокойном темпе.
Можно повторить текст задания, если вы явно видите, что дети вас не
поняли, но нельзя отклоняться от текста. Никаких слов "от себя" добавлять не
нужно.
7. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более 3
минут. Переходить к чтению следующего задания следует только тогда, когда
большинство
детей
закончили
выполнение
предыдущего.
Если
кто-то
не
успел
выполнить
задание,
предложите
этому
ребенку
вместе
со
всеми
приступить к следующему. При переходе к чтению следующего задания
следует предупредить детей об этом словами: "Закончили работу над этим
заданием. Слушайте следующее задание".
8. Общая
продолжительность
группового
обследования
не
должна
превышать 35 минут.
9. В о
в р е м я
р а б о т ы
в а ж н о
п о д д е р ж и в а т ь доверительную,
доброжелательную
атмосферу,
не
высказывать
своего
недовольства
неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить
оценочных
суждений,
чаще
говорить
слова:
"Очень
хорошо!",
"Вы
молодцы!", "Я вижу, у вас все замечательно получается".
Задание 1. «Продолжи узор» (адаптированная методика Н.Я. Семаго,
М.М. Семаго)
Назначение
задания:
выявить
особенности
тонкой
моторики
и
произвольного
внимания
(удержание
как
самой
инструкции,
так
и
двигательной
программы),
умения
работать
самостоятельно
в
режиме
фронтальной инструкции.
На
бланке
приведен
образец
узора,
который
ребёнок
должен
продолжить до конца листа, не отрывая карандаша от листа бумаги. Учитель
ни в коем случае не должен при обращении внимания детей на узор каким
бы то ни было образом называть элементы узоров «большая М, маленькая
Л» и тому подобное.
Инструкция
«Посмотрите
внимательно
на
рисунок.
Здесь
нарисован
узор.
(Учитель показывает на бланке место, где расположен узор). Возьмите
простой карандаш и продолжите узор до конца строки. Когда будете
рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги. Берите
карандаш и начинайте работать».
(Инструкция повторяется дважды)
Оценка выполнения задания
4 балла - ребёнок чётко удерживает последовательность в узоре, не
привносит
дополнительных
углов
при
написании
элементов.
При
этом
допускается увеличение размеров элементов или их уменьшение не более
чем в 1,5 раза и единичный отрыв карандаша. Опора на знакомые буквенные
элементы,
даже
если
они
несколько
разного
размера
и
сама
строка
«опускается» или «поднимается», считается правильным (в том случае, если
подобная опора на знакомые буквы является самостоятельной продукцией
ребёнка, а не «наводкой» учителя, которая недопустима). Допустим «уход»
строки не более чем на 1 см вверх или вниз.
3 балла –последовательность и величина элементов сохраняется, но
строка уходит вверх или вниз более чем на 1 см.
2
балла
– допущены
единичные
ошибки
при
выполнении
первого
узора (сдвоенные элементы узора, появление лишних углов при переходе от
элемента к элементу) при удержании в дальнейшем правильной ритмики
узора. При выполнении второго узора допущен несколько больший разброс
величины элементов и также наличие единичных ошибок выполнения.
1
балл
–
а) наличие
ошибки
в
количестве
элементов
(например,
маленьких «пиков» два, а больших – один);
б ) упрощение
графической
программы
(чередование
большого
и
маленького «пиков»);
в) наличие изолированного написания элементов (разрывов);
0
баллов
–
а) не возможность удержания программы, в том числе
«недоведение»
узора
до
конца
строки,
или
постоянное
наличие
дополнительных элементов, и/или частый отрыв карандаша и выраженные
изменения размера узора, или полное отсутствие какой-либо определённой
ритмики.
б) ребёнок не выполняет задание или начинает и бросает, занимаясь
при этом каким-либо своим делом.
Задание 2. «Рисование бус» (методика И.И. Аргинской)
Назначение
задания:
выявить
количество
условий,
которые
может
удержать ребёнок в процессе деятельности при восприятии задания на слух;
способность к самоконтролю.
У каждого ребёнка должно быть шесть разноцветных карандашей. Работа
состоит из двух частей:
1) выполнение задания (рисование бус);
2) самоконтроль и в случае необходимости – перерисовывание бус.
Инструкция к первой части задания (повторяется два раза)
«У каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке
нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть
разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. Начинайте
рисовать»
Инструкция ко второй части задания
«Сейчас я ещё раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы
проверьте свои рисунки – всё ли сделано правильно. Кто заметит
ошибку, сделает ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно»
(Условие задания повторяется ещё раз медленно, каждое условие выделяется голосом)
Оценка задания (оценивается лучший вариант)
4
балла:
задание
выполнено
правильно.
Учтены
все
четыре
условия:
количество
бусин
(пять),
их
форма
(круглая
или
близкая
к
круглой),
использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины
(синий);
3 балла: учтены три любых условия;
2 балла: учтено два условия;
1 балл: учтено одно условие;
0 баллов: задание не выполнено.
Оценка самоконтроля
4 балла: а) задание сразу выполняет правильно; или б) при повторном
выполнении ошибки исправляет правильно и полно;
3
балла: при
повторном
выполнении
исправляет
не
все
допущенные
ошибки;
2 балла: а) при повторном выполнении ни одну из допущенных ошибок
не
устраняет;
или б ) при
повторном
выполнении
допускает
одну
или
несколько ошибок;
1 балл: при наличии ошибок к заданию не возвращается.
Задание 3. «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко)
Назначение
задания: выявить
умение
классифицировать
наглядный
материал
(геометрические
фигуры)
по
самостоятельно
найденному
основанию.
Инструкция
«Вы много раз рисовали и раскрашивали разные фигуры. Сейчас
внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на
несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры.
Фигуры каждой группы нужно раскрасить одинаковым цветом. Сколько
найдёте групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных
цветных карандашей.
(Задание повторяется дважды).
Оценка задания
4 балла: классификация выполнена – выделены три группы треугольников
(3
равнобедренных
треугольника,
3
равносторонних
и
3
прямоугольных
(
названия треугольников даются для учителя
)).
3
балла: допущена одна ошибка (не различение одинаковых фигур в
прямом и перевёрнутом положении или не различение одинаковых фигур в
прямом и зеркальном положении);
2 балла:
допущены две ошибки ( не различение одинаковых фигур в
прямом и перевернутом положении и в прямом и зеркальном положении);
1
балл:
а) допущены три ошибки (не различение одинаковых фигур в
прямом и перевернутом положении, в прямом и зеркальном положении, а
также не различение разных треугольников).
0 баллов - бессмысленное хаотическое раскрашивание фигур.
Задание 4. «Диктант» (методика Н.В. Нечаевой)
Назначение задания: выявить уровень развития фонетического анализа
слов, а также переводу звуков речи в знаки, в данном случае – в кружки
(перекодирование).
Работа над заданием состоит из двух частей: обучающей и основной.
Инструкция к 1-й части задания
«Несмотря на то, что вы еще не умеете писать, вы сейчас сможете
записать под диктовку несколько слов. Писать их вы будете не буквами,
а кружочками». Далее разбирается образец.
«Хором произнесите медленно слова
РАК, а я под вашу диктовку запишу это слово кружочками:
Р-А-К=
Проверим написанное, прочитаем кружки:
= Р-А-К
Всё правильно.
Инструкция ко второй части задания
Найдите на бланке задание 4 и «поле» в клеточку. Сейчас я буду
диктовать разные слова, а вы нарисуйте столько кружков, сколько
должно быть букв в каждом слове. Первое слово УМ . (Дети
записывают). Теперь под этим словом запишите слово УХО. (Указание о
написании нового слова под уже написанным напоминается при записи
каждого следующего слова).
Всего для диктанта предлагается шесть слов, в которых не
расходится количество звуков и букв, различающихся по слоговой
трудности. Слова проговариваются чётко, но без разделения на слоги:
УМ, УХО, ЛАПА, СОСНА, ЗВЕЗДА, КАПИТАН.
Оценка задания
4 балла: правильно выполнены схемы всех шести слов;
3 балла: правильно выполнены 4-5 схем;
2 балла: правильно выполнены 2-3 схемы;
1 балл: правильно выполнена 1 схема;
0 баллов: не выполнено ни одной схемы.
Задание 5. «Чтение схем слов» (методика Н.В. Нечаевой)
Назначение задания:
выявить
умение
осуществлять
звуковой
синтез
и
соотносить письменный код со звуковым (перекодирование, но обратное
тому, что делает ученик при диктанте).
Организация
работы:
Работа
состоит
из
двух
частей:
обучающей
и
основной.
Количество
кружков
в
схемах
соответствует
количеству
букв
в
слове.
Схемы
расположены
в
разбивку
по
отношению
к
рисункам.
Дети
должны
установить
соответствие
между
названием
животного
и
схемой,
соединив их линиями.
Инструкция к первой части задания
«Сейчас вы попробуете «читать» слова, но записаны они не буквами,
а кружками».
Далее разбирается образец. На доске две схемы.
Рядом
с
первой
схемой
прикрепляется
рисунок,
изображающий,
например, волка, а рядом со второй схемой – сома.
Учитель: Кто нарисован на этом рисунке?
Д. Волк.
У. Какой набор кружков подходит к этому слову?
Читаем первую схему:
В-О-Л-К
Она не подходит. Читаем вторую схему:
В-О-Л-К
Она подходит. Соединим линией эту схему и рисунок. Так же проводится
чтение слова «сом».
Инструкция ко второй части задания
«Теперь
то
же
самое
вы
сделаете
на
своих
листочках.
Возьмите
простой
карандаш.
Тихо
произнесите
название
нарисованного
животного. Найдите схему, которая соответствует этому названию.
Соедините
схему
и
рисунок.
Не
смущайтесь,
если
линии
будут
пересекаться». (Задание повторяется дважды).
Оценка задания
4 балла: правильно соединены с рисунками все пять схем;
3 балла: правильно соединены с рисунками 3- 4 схемы;
2 балла: правильно соединены с рисунками 2 схемы;
1 балл: правильно соединена с рисунком 1 схема;
0 баллов: все схемы соединены с рисунками неправильно.
Задание 6 «Упорядочивание» (методика И.И. Аргинской)
Назначение
задания:
выявить
уровень
начальных
математических
представлений детей о счете предметов и умение упорядочивать.
Инструкция по выполнению задания
«Внимательно рассмотрите круги к заданию номер шесть. В одних
точек много, в других – мало. У вас на рисунке эти круги расположены в
беспорядке. Подумайте и нарисуйте эти круги в ряд по порядку. Когда
будете искать тот или иной порядок, не забывайте, что на кругах есть
точки. Круги рисуйте на линии».
Оценка задания
4
балла:
задание
полностью
выполнено
верно
-
круги
нарисованы
в
порядке убывания количества точек или в порядке возрастания;
3
балла:
в
выстроенной
последовательности
кругов
допущены
1-2
ошибки;
2 балла: в расположении кругов допущены 3-4 ошибки;
1 балл: в расположении кругов допущено 5 ошибок;
0 баллов: допущено более 5 ошибок.
Задание 7.
Назначение задания: выявить умение выбрать и выполнить операцию
сложения
и
вычитания;
соответственно
правильному
пониманию
текста
задачи,
перейти
от
числа
к
соответствующему
конечному
множеству
предметов (кружков, квадратов).
Инструкция по выполнению задания
Здесь вы будете выполнять следующее задание (указывается место
для
выполнения
задания) . Посмотрите
на
свои
листки.
Послушайте
задание.
1. Маша нашла 4 белых гриба и 2 подосиновика. Сколько всего грибов
нашла Маша? Нарисуйте столько кружков, сколько грибов нашла Маша.
(Текст задачи можно повторить.)
2. На
ветке
висели
7
яблок.
Два
яблока
упали.
Рядом
с
кругами
нарисуйте столько квадратов, сколько яблок осталось висеть на ветке. (Текст
задачи можно повторить.)
Оценка выполнения задания:
4 балла: выполнены верно обе задачи;
3 балла: одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу,
но число кружков или квадратов неверное;
2 балл: выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую
задачу нет;
1 балл: есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов
неверное;
0 баллов: задание не выполнено
Приложение
Задание 1.
Фамилия, имя___________________________________________
Дата обследования____________________________________
Задание 2.
Задание 3.
Задание 4.
Задание 5.
Задание 6.
Задание 7.
Дополнительно выполнить задания: