Автор: Стерлядева Ольга Викторовна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБ ПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Населённый пункт: город Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Тема: ОП.11 "Компьютерное моделирование" 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Нижегородский Губернский колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.11 «Компьютерное моделирование»
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
2016 г.
Рассмотрена методической
комиссией «Информатика и
вычислительная техника
Протокол № _ от ____________ г.
Председатель:
_______________________Н. А. Белова
Методические указания по выполнению практических работ в рамках освоения учебной
дисциплины
«Компьютерное
моделирование»
разработаны
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
(далее
–
ФГОС)
по
специальности
среднего
профессионального образования (далее - СПО) 09.02.03 «Программирование в компьютерных
системах»
и
в
соответствии
с
рабочей
программой
учебной
дисциплины
«Компьютерное
моделирование». Методические указания направлены на формирование у студентов умений и
знаний
по
дисциплине,
содержат
пояснительную
записку,
основную
часть
и
перечень
источников.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Разработчик: Стерлядева О.В., преподаватель ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
2
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
_________О.Ю. Овчинникова
«___»_____________2_____г.
«___»________________2016г.
стр.
4
5
24
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
3.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
3
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Организация
практической
работы
студентов
–
важное
звено
в
образовательном
процессе
в
среднем
профессиональном
образовании.
Целью
настоящих
методических
указаний
является
оказание
помощи
студентам
в
организации
практической
работы
по
освоению
учебной
дисциплины
«Компьютерное моделирование».
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
предусматривает
30
часов
на
выполнение практических работ и предполагает отработку умений, а именно:
- решать поставленные задачи по дисциплине;
- реализовывать полученные навыки при выполнении лабораторных работ.
Методические
указания
содержат
тему,
цель,
вопросы
для
подготовки,
порядок работы и домашнее задание.
4
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Тема программы: Тема 2.1. Линейное программирование.
Практическое занятие № 1
Тема: «Решение задач линейного программирования графическим методом»
Цель занятия (работы): формирование у студентов навыков решения задач
линейного программирования графическим методом.
Материальное обеспечение:
1.
Методические указания к выполнению практической работы.
2.
Раздаточный материал по теме.
Вопросы для подготовки:
1.
Составные части математической модели.
2.
Построение в системе координат прямых.
3.
Решение системы линейных уравнений.
Ход занятия (работы):
Решить графически задачи
1.
0
1
2
2
2
min
2
,
1
2
1
2
1
2
1
2
1
X
X
X
X
X
X
X
X
X
F
2.
0
4
4
6
2
3
max
3
2
2
,
1
2
1
2
1
2
1
X
X
X
X
X
X
X
F
3
.
0
3
3
2
1
2
1
2
min
2
2
,
1
2
1
2
1
2
1
2
1
X
X
X
X
X
X
X
X
X
F
Домашнее задание: Решить задачу графическим методом
.
0
3
3
2
1
2
1
2
min
2
2
,
1
2
1
2
1
2
1
2
1
X
X
X
X
X
X
X
X
X
F
5
Тема программы: Тема 2.1. Линейное программирование.
Практическое занятие № 2
Тема:
«
Особенности
решения
задач
линейного
программирования
графическим методом»
Цель занятия (работы): закрепление студентами навыков решения задач
линейного программирования графическим методом и выделение особенностей
их решения.
Материальное обеспечение:
1.
Методические указания к выполнению практической работы.
2.
Раздаточный материал по теме.
Вопросы для подготовки:
1.
Повторить этапы решения задач ЛП графическим методом.
2.
Выполнить домашнее задание к практическому занятию № 1.
Ход занятия (работы):
Решить графически задачи и выделить особенности решения
1.
0
10
2
5
30
3
10
max
3
2
,
1
2
1
2
2
1
2
1
2
1
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
F
2.
0
2
2
32
8
4
36
6
6
min
4
3
2
,
1
1
2
1
2
1
2
1
X
X
X
X
X
X
X
X
F
Домашнее задание: Решить задачу графическим методом
0
4
4
6
2
3
max
3
2
2
,
1
2
1
2
1
2
1
X
X
X
X
X
X
X
F
6
Тема программы: Тема 2.1. Линейное программирование.
Практическое занятие № 3
Тема:
«
Решение задач линейного программирования симплекс-методом»
Цель занятия (работы): приобретение студентами навыков решения задач
линейного программирования симплекс-методом.
Материальное обеспечение:
1.
Методические указания к выполнению практической работы.
2.
Раздаточный материал по теме.
Вопросы для подготовки:
1.
Повторить этапы решения задач ЛП графическим методом.
2.
Выполнить домашнее задание к практическому занятию № 2.
3.
Повторить решение систем линейных уравнений методом Гаусса.
Ход занятия (работы):
Задача1.
1.
Составить математическую модель задачи.
2.
Найти решение задачи с помощью симплекс-метода, оптимальное в смысле
максимизации выпуска продукции А.
Условие: Для производства двух видов продукции А и Б требуются
трудовые, материальные, финансовые ресурсы.
В таблице представлены: наличие ресурсов каждого вида и их нормы расхода,
необходимые для выпуска единицы продукции.
Характеристика
Вид
продукции
Располагаемый
ресурс
А
Б
Резервы:
Трудовые
1
4
14
Материальные
3
4
18
Финансовые
6
2
27
Выпуск
1
1
------
Прибыль:
4
8.5
------
План:
х1
х2
------
Задача2.
1.
Составить математическую модель задачи.
2.
Найти решение задачи с помощью симплекс-метода.
Условие:
Некоторое производство выпускает продукцию двух видов: П1 и П2.
Изготавливается она из четырех видов сырья: S1; S2; S3; S4.
7
Запас сырья и расход его на единицу продукции задается таблицей:
Вид
сырья
Запас
сырья
Расход сырья на единицу
продукции вида
П1
П2
S1
19
2
3
S2
13
2
1
S3
15
0
3
S4
18
3
0
Доход от производства и реализации
единицы продукции вида П1 равен 7
денежным единицам, а от единицы продукции вида П2 - 5 денежным единицам.
Домашнее задание:
Задача.
1.
Составить математическую модель задачи.
2.
Найти решение задачи с помощью симплекс-метода, оптимальное в
смысле максимизации выпуска продукции Б.
Условие: Для производства двух видов продукции А и Б требуются
трудовые, материальные, финансовые ресурсы.
В таблице представлены: наличие ресурсов каждого вида и их нормы расхода,
необходимые для выпуска единицы продукции.
Характеристика
Вид
продукции
Располагаемый
ресурс
А
Б
Резервы:
Трудовые
1
4
14
Материальные
3
4
18
Финансовые
6
2
27
Выпуск
1
1
------
Прибыль:
4
8.5
------
План:
х1
х2
------
8
Тема программы: Тема 2.1. Линейное программирование.
Практическое занятие № 4
Тема:
«
Особенности
решения
задач
линейного
программирования
симплекс-методом»
Цель занятия (работы): закрепление студентами навыков решения задач
линейного программирования симплекс-методом.
Материальное обеспечение:
1.
Методические указания к выполнению практической работы.
2.
Раздаточный материал по теме.
Вопросы для подготовки:
1.
Повторить этапы решения задач ЛП симплекс-методом.
2.
Выполнить домашнее задание к практическому занятию № 3.
Ход занятия (работы):
Задача 1.
1.
Составить математическую модель задачи.
2.
Найти решение задачи с помощью симплекс-метода.
Условие:
Предприятие изготавливает четыре вида изделий К1,К2,К3,К4 используя для
этого три группы станков А, Б, В.
Данные о работе станков и прибыль на единицу изделия каждого вида
приведены в таблице:
Группа
станков
Потребляемая производственная мощность на
изготовление единицы изделия за час.
Фонд рабочего
времени станка
К1
К2
К3
К4
А
1
3
1
2
30
Б
3
4
2
1
20
В
2
2
1
3
40
Прибыль
от
1
2
3
4
реализаци
и одного
изделия
Определить какое количество видов изделий К1, К2, К3, К4 надо запланировать,
чтобы прибыль предприятия была максимальной.
Провести анализ результатов при изменении входной информации.
9
Домашнее задание:
Задача.
1.
Составить математическую модель задачи.
2.
Найти решение задачи с помощью симплекс-метода, оптимальное в
смысле максимизации прибыли.
Пусть для двух видов продукции Р1 и Р2 требуется составить такой план
выпуска продукции при котором доход предприятия от реализации всей
продукции был бы максимальным. Наличие ресурсов каждого вида и их нормы
расхода, необходимые для выпуска единицы продукции, приведены в таблице.
Вид сырья
Расход сырья
Запас сырья
Р1
Р2
S1
3
1
21
S2
2
2
30
S3
0
3
16
Прибыль
3
2
-
10
Тема программы: Тема 2.1. Линейное программирование.
Практическое занятие № 5
Тема:
«Методы
первоначального
распределения
поставок
транспортной
задачи»
Цель занятия (работы): формирование у студентов навыков нахождения
первоначального распределения транспортной задачи.
Материальное обеспечение:
1.
Методические указания к выполнению практической работы.
2.
Раздаточный материал по теме.
Вопросы для подготовки:
1.
Выполнить домашнее задание к практическому занятию № 4.
Ход занятия (работы):
Задача 1.
1.
Сделать первоначальное распределение транспортной задачи по методу
северо-западного угла.
2.
Сделать первоначальное распределение транспортной задачи по методу
наименьшего элемента.
3.
Подсчитать значение целевой функции в обоих распределениях.
Условие:
Имеется три пункта производства А, Б и В некоторого вида продукции и три
пункта 1, 2, 3 его потребления. В пункте А производится 250 единиц продукции, в
пункте Б -350, в пункте В - 100 .
В пункте 1 требуется 350 единиц, во 2-140, в 3-210.
Стоимость перевозки единицы продукции задана таблицей.
1
2
3
А
4
3
5
Б
5
6
4
В
2
8
6
11
Домашнее задание:
Задача.
1.
Сделать первоначальное распределение транспортной задачи по методу
северо-западного угла.
2.
Сделать первоначальное распределение транспортной задачи по методу
наименьшего элемента.
3.
Подсчитать значение целевой функции в обоих распределениях.
Известен выпуск продукции на трех заводах:
А1 =500 шт.
А2=700 шт.
А3=600 шт.
Так же известны требования на эту продукцию четырех потребителей:
В1=400 шт.
В2=800 шт.
В3=200 шт.
В4=400 шт.
и матрица С
1
...
8
...
5
...
4
3
...
2
...
1
...
5
1
...
6
...
4
...
3
С
транспортных расходов на доставку 1 единицы продукции из i-го завода
j-му потребителю.
Определить план прикрепления потребителей к заводам из условия
минимизации суммарных затрат на производство и транспортировку.
Сравнить с оптимальным планом, построенным из условия минимизации только
транспортных расходов.
12
Тема программы: Тема 2.1. Линейное программирование.
Практическое занятие № 6
Тема: «Решение транспортной задачи методом потенциалов»
Цель
занятия
(работы):
закрепление
у
студентов
навыков
нахождения
первоначального распределения транспортной задачи и дальнейшего решения ее
методом потенциалов.
Материальное обеспечение:
1.
Методические указания к выполнению практической работы.
2.
Раздаточный материал по теме.
Вопросы для подготовки:
1.
Выполнить домашнее задание к практическому занятию № 5.
Ход занятия (работы):
Задача 1.
1.
Решить транспортную задачу, сделав первоначальное распределение
транспортной задачи по методу северо-западного угла.
2.
Решить
транспортную
задачу,
сделав
первоначальное
распределение
транспортной задачи по методу наименьшего элемента.
Условие:
Имеется три пункта производства А, Б и В некоторого вида продукции и три
пункта 1, 2, 3 его потребления. В пункте А производится 250 единиц продукции, в
пункте Б -350, в пункте В - 100 .
В пункте 1 требуется 350 единиц, во 2-140, в 3-210.
Стоимость перевозки единицы продукции задана таблицей.
1
2
3
А
4
3
5
Б
5
6
4
В
2
8
6
13
Домашнее задание:
Задача.
1.
Решить транспортную задачу, сделав первоначальное распределение
транспортной задачи по методу северо-западного угла.
2.
Решить
транспортную
задачу,
сделав
первоначальное
распределение
транспортной задачи по методу наименьшего элемента.
Известен выпуск продукции на трех заводах:
А1 =500 шт.
А2=700 шт.
А3=600 шт.
Так же известны требования на эту продукцию четырех потребителей:
В1=400 шт.
В2=800 шт.
В3=200 шт.
В4=400 шт.
и матрица С
1
...
8
...
5
...
4
3
...
2
...
1
...
5
1
...
6
...
4
...
3
С
транспортных расходов на доставку 1 единицы продукции из i-го завода
R-му потребителю.
Определить план прикрепления потребителей к заводам из условия
минимизации суммарных затрат на производство и транспортировку.
Сравнить с оптимальным планом, построенным из условия минимизации только
транспортных расходов.
14
Тема программы: Тема 2.1. Линейное программирование.
Практическое занятие № 7
Тема: «Особенности решения транспортной задачи методом потенциалов»
Цель
занятия
(работы):
закрепление
у
студентов
навыков
нахождения
оптимального решения транспортной задачи методом потенциалов.
Материальное обеспечение:
1.
Методические указания к выполнению практической работы.
2.
Раздаточный материал по теме.
Вопросы для подготовки:
1.
Выполнить домашнее задание к практическому занятию № 6.
Ход занятия (работы):
Задача 1.
1.
Определить оптимальные затраты на перевозку.
Определить, на сколько изменятся минимальные затраты в транспортной задаче,
если в исходные данные ввести следующие изменения:
2.
Увеличить a2 и в2 1;
3.
Увеличить a3 на 1, a в1 и в2 на 2;
Условие:
Даны исходные сведения для решения транспортной задачи:
bk
ai
45
15
22
20
25
9
5
3
10
55
6
3
8
2
22
3
8
4
7
Домашнее задание:
Задача.
1.
Определить оптимальные затраты на перевозку.
Определить, на сколько изменятся минимальные затраты в транспортной задаче,
если в исходные данные ввести следующие изменения:
2.
Уменьшить a3 и в3 на 2;
3.
Увеличить a2 на 2, в3 на 1, a в4 на 3.
Условие:
Даны исходные сведения для решения транспортной задачи:
bk
ai
45
15
22
20
25
9
5
3
10
55
6
3
8
2
22
3
8
4
7
15
Тема программы: Тема 2.2. Графовые модели.
Практическое занятие № 8
Тема: «Решение задачи коммивояжера»
Цель
занятия
(работы):
формирование
у
студентов
навыков
решения
задачи коммивояжера.
Материальное обеспечение:
1.
Методические указания к выполнению практической работы.
2.
Раздаточный материал по теме.
Вопросы для подготовки:
1.
Выполнить домашнее задание к практическому занятию № 7.
2.
Повторить понятие графов, сетей.
Ход занятия (работы):
Задача 1.
Даны шесть пунктов назначения и известны расстояния между каждыми двумя пунктами.
Требуется найти такой маршрут, начинающийся и заканчивающийся в одном пункте, чтобы
его продолжительность была минимальной.
Время, необходимое для приезда из одного пункта в другой приведено в таблице:
Из
пункта i
В пункт j
1
2
3
4
5
6
1
0
15
26
52
29
24
2
13
0
28
28
19
15
3
24
13
0
14
19
30
4
46
55
35
0
20
65
5
23
15
15
28
0
40
6
35
16
14
10
12
0
Домашнее задание:
Даны пять пунктов назначения и известны расстояния между каждыми двумя пунктами.
Требуется найти такой маршрут, начинающийся и заканчивающийся в одном пункте, чтобы
его продолжительность была минимальной.
Время, необходимое для приезда из одного пункта в другой приведено в таблице:
Из
пункта i
В пункт j
1
2
3
4
5
1
0
15
12
24
19
2
6
0
25
30
50
3
25
15
0
12
15
4
20
10
10
0
15
5
15
20
10
11
0
16
Тема программы: Тема 2.2. Графовые модели.
Практическое занятие № 9
Тема: «Применение принципа Беллмана для решения задачи кратчайшего
расстояния»
Цель
занятия
(работы):
формирование
у
студентов
навыков
решения
задачи нахождения кратчайшего расстояния.
Материальное обеспечение:
1.
Методические указания к выполнению практической работы.
2.
Раздаточный материал по теме.
Вопросы для подготовки:
1.
Выполнить домашнее задание к практическому занятию № 8.
2.
Повторить понятие графов, сетей.
Ход занятия (работы):
Задача 1.
Дана
сеть
дорог.
Известны
расстояния
между
пунктами.
Необходимо
проехать из пункта 1 в пункт 10 кратчайшим путем, проезжая ряд городов.
Домашнее задание:
Придумать сеть дорог с 12-ю пунктами, задать расстояния между пунктами
и найти кратчайшее расстояние при переезде из пункта 1 в пункт 12 по принципу
Беллмана.
17
Тема программы: Тема 2.2. Графовые модели.
Практическое занятие № 10
Тема: «Решение задачи нахождения критического пути»
Цель
занятия
(работы):
формирование
у
студентов
навыков
решения
задачи критического пути.
Материальное обеспечение:
1.
Методические указания к выполнению практической работы.
2.
Раздаточный материал по теме.
Вопросы для подготовки:
1.
Выполнить домашнее задание к практическому занятию № 9.
2.
Повторить понятие графов, сетей.
Ход занятия (работы):
Задача 1.
Дана таблица работ для сетевого графика. Построить сетевой график и найти критический путь.
Работа, i-j
Продолжительность, дни
1-2
3
1-3
7
1-4
1
2-4
8
3-4
9
4-5
4
4-6
2
5-6
6
5-7
3
Домашнее задание:
Дана таблица работ для сетевого графика. Построить сетевой график и найти критический путь.
Работа, i-j
Продолжительность, дни
1-2
8
1-3
7
1-5
4
2-5
8
3-4
10
4-5
4
4-7
7
5-6
6
5-7
11
18
Тема программы: Тема 2.3. Динамическое программирование.
Практическое занятие № 11
Тема: «
Решение задачи распределения инвестиций»
Цель
занятия
(работы):
формирование
у
студентов
навыков
решения
задачи распределения инвестиций.
Материальное обеспечение:
1.
Методические указания к выполнению практической работы.
2.
Раздаточный материал по теме.
Вопросы для подготовки:
1.
Выполнить домашнее задание к практическому занятию № 10.
Ход занятия (работы):
Задача 1.
Имеется начальная сумма средств Ко, которую нужно распределить между n
предприятиями.
Известен
доход
от
вложения
определенной
суммы
средств
в
размере Хк в предприятие. Он выражается функцией дохода, заданной таблично.
Требуется разработать программу распределения начального капитала, чтобы
суммарный доход от вложения средств был максимальным.
Задача:
Пусть Ко=300, n=5, Хк={0;100;200;300}
Входной информацией является функция дохода. Не меняется сумма начального
капитала, количество предприятий и размеры возможных вложений.
Функция доходов:
Хк\F
F1(X1)
F2(X2)
F3(X3)
F4(X4)
F5(X5)
100
135
131
120
113
18
200
280
280
268
255
233
300
3120
3108
394
371
367
Домашнее задание:
Составить задачу с измененными значениями функции дохода для пяти
предприятий
и
решить
ее.
Размеры
вложений
оставить
прежними.
Сумму
начального капитала не менять.
19
Тема программы: Тема 2.3. Динамическое программирование.
Практическое занятие № 12
Тема: «
Решение задачи распределения инвестиций»
Цель занятия (работы): закрепление у студентов навыков решения задачи
распределения инвестиций.
Материальное обеспечение:
1.
Методические указания к выполнению практической работы.
2.
Раздаточный материал по теме.
Вопросы для подготовки:
1.
Выполнить домашнее задание к практическому занятию № 11.
Ход занятия (работы):
Планируется
распределения
начальной
суммы
средств
Ко=300
тыс.
рублей
между пятью предприятиями. Вкладывать средства можно только в количествах:
0,100,200
и
300
тыс.
руб.
Предполагается,
что
выделенная
определенному
предприятию сумма средств приносит конкретную сумму дохода. Определить,
какое
количество
средств
нужно
выделить
каждому
предприятию,
чтобы
суммарный доход был максимальным и чтобы начальная сумма средств была
израсходована полностью без остатка.
Функция дохода задана таблицей:
Xk\F
F1(X1)
F2(X2)
F3(X3)
F4(X4)
F5(X5)
100
5
3
20
13
18
200
8
8
16
15
13
300
12
10
94
71
67
Домашнее задание:
Составить задачу с измененными значениями функции дохода для четырех
предприятий
и
решить
ее.
Размеры
вложений
оставить
прежними.
Сумму
начального капитала не менять.
20
Тема программы: Тема 2.3. Динамическое программирование.
Практическое занятие № 13
Тема: «Решение задачи загрузки объекта»
Цель
занятия
(работы):
формирование
у
студентов
навыков
решения
задачи загрузки объекта.
Материальное обеспечение:
1.
Методические указания к выполнению практической работы.
2.
Раздаточный материал по теме.
Вопросы для подготовки:
1.
Выполнить домашнее задание к практическому занятию № 12.
Ход занятия (работы):
На некотором заводе имеется 4 станка (1,2,3,4), которые могут выполнять 3 вида
работ (1,2,3). Каждую работу может единовременно выполнять только 1 станок, и
каждый станок можно загрузить только одной работой. Матрица затрат времени
при выполнении i – тым станком k – той работы (i=1,2,3,4;k=1,2,3) имеет вид:
1 2 3
1
2
С= 3
4
Определить наиболее рациональное распределение работ между станками,
минимизирующее суммарные затраты времени.
Домашнее задание:
Составить задачу с измененными данными по таблице затрат времени
выполнения работ и решить ее.
21
Тема программы: Тема 2.3. Динамическое программирование.
Практическое занятие № 14
Тема: «Решение задачи загрузки объекта»
Цель занятия (работы): закрепление у студентов навыков решения задачи
загрузки объекта.
Материальное обеспечение:
1.
Методические указания к выполнению практической работы.
2.
Раздаточный материал по теме.
Вопросы для подготовки:
1.
Выполнить домашнее задание к практическому занятию № 13.
12
16
7
80
70
13
50
14
60
90
10
80
Ход занятия (работы):
Требуется найти оптимальную последовательность обработки 10 деталей на
двух
станках.
Для
каждой
детали
задается
технологический
маршрут
ее
обработки, т.е. порядок перехода от одного станка к другому, а также время
обработки на станке.
Данные по станкам и деталям сведены в таблицу:
к
i
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
14
13
11
19
24
14
18
15
25
17
2
20
15
9
15
15
35
15
15
15
20
Домашнее задание:
Составить задачу с измененными данными по таблице затрат времени
выполнения работ и решить ее.
22
Тема программы: Тема 2.3. Динамическое программирование.
Практическое занятие № 15
Тема: «Решение задачи управления запасами»
Цель
занятия
(работы):
формирование
у
студентов
навыков
решения
задачи управления запасами.
Материальное обеспечение:
1.
Методические указания к выполнению практической работы.
2.
Раздаточный материал по теме.
Вопросы для подготовки:
1.
Выполнить домашнее задание к практическому занятию № 14.
Ход занятия (работы):
Предприятие
должно
разработать
календарную
программу
выпуска
некоторого
вида
изделия
на
плановый период состоящий из 3 (трех) отрезков времени.
Для каждого отрезка известен спрос на продукцию на 1-ом отрезке времени – 2 изделия, на 2-ом
отрезке – 3 изделия, на 3-ом отрезке – 4 изделия.
Продукция изготовленная в течении времени t может быть полностью или частично использована для
покрытия спроса в течении этого времени.
Требуется разработать программу выпуска изделий удовлетворяющую спрос и соответствующую
минимальным затратам на производство и хранение продукции.
Запас изделия на начало планового периода равно 0, а конец планового периода равно 1, изделие может
выпускаться в количествах: 0, 1, 2, 3, 4, 5. Заданы функции затрат на производство и затраты на хранение
изделия, соответственно в рублях:
5
,
45
4
,
24
3
,
18
2
,
13
1
,
10
0
,
0
)
(
t
t
t
t
t
t
t
t
y
y
y
y
y
y
y
H
Домашнее задание:
Составить задачу с измененными данными по функции затрат на производство и
затрат на хранение и решить ее.
23
3.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1.
Булавин Л.А., Выгорницкий Н.В., Лебовка Н.И. Компьютерное моделирование
физических систем. –– Долгопрудный: Издательский Дом “Интеллект”, 2011.
2.
Кобелев Н.Б., Половников В.А., Девятков В.В. Имитационное моделирование:
Учебное пособие— М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2013. 4. Королев, А.Л. Компьютерное
моделирование - М.: БИНОМ. ЛЗ, 2013.
5. Королёв А. Л. Компьютерное моделирование. Лабораторный практикум [Электронный
ресурс] — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. (Педагогическое образование).
6. Красс М.С. Моделирование эколого-экономических систем: Учебное пособие — 2-e изд.
— М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013
5
,
70
4
,
62
3
,
44
2
,
39
1
,
35
0
,
0
)
(
t
t
t
t
t
t
t
t
X
X
X
X
X
X
X
C
7.
Лычкина
Н.Н.
Имитационное
моделирование
экономических
процессов:
Учебное
пособие— М.: ИНФРА-М, 2012
8.
Орлова,
И.В.
Экономико-математические
методы
и
модели:
компьютерное
моделирование: Учебное пособие - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013.
9.
Тарасевич,
Ю.Ю.
Математическое
и
компьютерное
моделирование.
Вводный
курс:
Учебное пособие - М.: ЛИБРОКОМ, 2013.
Дополнительные источники:
1.
Данилов, О. Е. Компьютерное моделирование колебательного движения [Текст] :
численные методы решения физ. задач: учеб.-метод. пособие, 2012.
2.
Орлова И.В. Экономико-математическое моделирование: Практическое пособие
по решению задач — 2-e изд., испр. и доп. — М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М,
2012.
24
Тема программы: Тема 2.1. Линейное программирование.
Практическое занятие № 7
Тема: «Особенности решения транспортной задачи методом потенциалов»
Цель
занятия
(работы):
закрепление
у
студентов
навыков
нахождения
оптимального решения транспортной задачи методом потенциалов.
Материальное обеспечение:
3.
Методические указания к выполнению практической работы.
4.
Раздаточный материал по теме.
Вопросы для подготовки:
2.
Выполнить домашнее задание к практическому занятию № 6.
Ход занятия (работы):
Задача 1.
4.
Определить оптимальные затраты на перевозку.
Определить, на сколько изменятся минимальные затраты в транспортной задаче,
если в исходные данные ввести следующие изменения:
5.
Увеличить a2 и в2 1;
6.
Увеличить a3 на 1, a в1 и в2 на 2;
Условие:
Даны исходные сведения для решения транспортной задачи:
bk
ai
45
15
22
20
25
9
5
3
10
55
6
3
8
2
22
3
8
4
7
Домашнее задание:
Задача.
4.
Определить оптимальные затраты на перевозку.
Определить, на сколько изменятся минимальные затраты в транспортной задаче,
если в исходные данные ввести следующие изменения:
5.
Уменьшить a3 и в3 на 2;
6.
Увеличить a2 на 2, в3 на 1, a в4 на 3.
Условие:
Даны исходные сведения для решения транспортной задачи:
bk
ai
45
15
22
20
25
9
5
3
10
55
6
3
8
2
22
3
8
4
7