Напоминание

"Безударная гласная в корне слова". Дополнительный материал к учебникам русского языка начальной школы.


Автор: Курскова Лариса Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №9 имени К.Э. Циолковского".
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: статья
Тема: "Безударная гласная в корне слова". Дополнительный материал к учебникам русского языка начальной школы.
Раздел: начальное образование





Назад




Задания и упражнения

повышенной сложности при изучении темы:

« Безударная гласная в корне слова».

Дополнительный материал к учебникам русского языка начальной

школы.

Курскова Л.О. учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №9 имени К.Э. Циолковского г. Калуги.

Работа по обучению правописания безударных гласных в

корне даёт тогда хорошие результаты, когда она проводится в систе-

ме.

Первый этап системы:

развитие речевого слуха.

Не различая ударных и безударных гласных, обучающийся

не видит орфограммы и нередко допускает ошибки в простых по со-

ставу и понятных для него по значению словах.

Конечная цель развития речевого слуха – выработка услов-

ного рефлекса на безударную гласную (безударная гласная – оста-

новка – проверка - письмо), который должен действовать до тех пор,

пока обучающиеся не приобретут механического навыка письма

определённой группы слов с этой орфограммой (в разных классах

слова будут различны по трудности), графический образ корня кото-

рых они запомнят и научатся писать без предварительной подготов-

ки.

Второй этап системы:

развитие

навыка

морфемного

анализа.

Нахождение в слове корня во многих случаях больше помо-

гает обучающимся, чем проверка ударением.

Но выделять в слове корень можно только сопоставляя слово

с другими словами и ясно понимая его основное значение, сближа-

ющее все слова этого корня.

Отсутствие представления о родственных словах является

серьёзным пробелом в подготовке обучающихся к осмысленному

восприятию правила правописания безударных гласных в корне сло-

ва, которое как раз опирается на понимание «родства» слов.

Необходимое для орфографии сопоставление слов одного и

того

же

корня

способствует

развитию

логического

мышления,

способности к обобщению.

Третий этап системы:

развитие

словарного

запаса

обучающихся.

Проблема усвоения безударных гласных в корне находится в

самой тесной связи с возрастными и познавательными возможно-

стями детей, развитием их словаря и мышления с углублением и

расширением грамматических знаний.

В первом классе обучающиеся проверяют безударную глас-

ную путём перемещения ударения в одном и том же слове, чаще

всего, изменением числа существительных (гора- горы, леса- лес).

Этим способом первоклассники овладевают быстро.

Эта проверка у многих детей носит механический характер.

Это сразу обнаруживается, когда им приходится иметь дело со сло-

вами, в которых безударную гласную проверить таким способом не-

льзя.

Например, дети механически уже проверяют слово –лесник-

словом лесники, старик – старики, в которых гласная корня находит-

ся тоже в безударном положении.

Проверка способом замены одной части речи другой ( мор-

ской – море, лесистый-лес), или образование нового слова , с помо-

щью суффикса (ковры- коврик) даётся трудней, но к концу первого

класса дети успешно пользуются этим способом.

Во 2-х-4-х классах эти способы проверки закрепляются и

усваиваются тоже.

Например:

а) проверка изменением времени глагола (носил- носит, во-

дил- водит),

б) рода (вилась-вился, плелась- плёлся),

в) отбрасыванием приставок и заменой части речи одновре-

менно (заплясал- пляска, пожалел- жалость).

В начальной школе усваиваются бесприставочные и приста-

вочные двух-трёхморфемные слова с ясным значением корня и зна-

комыми

суффиксами,

а

также

наиболее

часто

употребляемые

четырёх-пятиморфемные слова с приставками (начисляли, подходи-

ли, посадила).

Слова же более трудные по морфемному составу, осложнён-

ные, кроме того, чередованием и не совсем понятные по значению

выпадают из поля зрения учителя и обучающихся и дают ошибки,

которые не могут быть ликвидированы без специально организован-

ного целенаправленного повторения, проверки безударных гласных

во всех классах средней школы.

1 -2 класс.

Виды работ и заданий на уроках по данной теме.

1.На слух определить (читает учитель) в каком слоге гласная произ-

носится:

сильней?

моря, сестра, земля

слабей?

трава, вода, столы

2.Списать с доски или букваря слова и поставить ударение. Безудар-

ную гласную подчеркнуть (если она находится в первом слоге).

3.В продиктованных словах поставить ударение, безударную глас-

ную подчеркнуть.

4.Во всех случаях

работа заканчивается коллективным подбором

проверочных слов и вставкой букв, если они пропущены.

В 1 классе дети должны придти к выводу: гласные и согласные в

корнях родственных слов пишутся одинаково.

В 1-2 классах можно использовать корни:

вод-, бел-, бол-(ь), вар-, встреч-, вред-, глаз-, горб-, гор(а), гриб-,

гряз-, дед-, дожд-, дом-, дым-, дум-, двор-, двер-, звон-, земл(я),

зим-, зуб-, игр-, кос-, коз-, корм-, лес-, лен-(ь), лис-, лист-_, мёд-,

мест-, мор(е)-, мост-, мяс-, рыб-, свет-, слеп-, сол (ь)-, сор-, стар-,

толст-, трав-, ход-, цвет-, числ-, шум-.

Большинство корней подобраны с таким расчётом, чтобы при под-

боре родственных слов можно было наблюдать за написанием глас-

ных, находящихся в слабой и сильной позиции:

( темнота, темница, тёмный, темнеть).

После знакомства с родственными словами подготовка по созданию

базы для выработки навыка правописания проверяемых безударных

гласных идёт на более высоком уровне.

Расширяются и способы проверки безударных гласных. В группы

родственных

слов,

предлагаемых

учителем,

должны

включаться

слова с приставками, чтобы у детей не сложилось ложное впечатле-

ние , что все родственные слова начинаются с корня.

Для составления групп родственных слов во 3-4 классах использу-

ются корни:

Близ-, брос-, вал-, верх-, вест-, воз-, втор-, гляд-, гнев-, гран-, дав-,

дар-, дел-, держ-, див-, добр-, жал-, желт-, кат-, клад-, кол-, креп-,

лом-, маз-, мен-, мер-, мир-, молч-, низ-, нов-, позд-, род-, свист-

сказ-, скольз-, сторож-, тряс-, цеп(ь)-, част-, черн-, черт(ить), чист-,

щит-, яв-, ясн-, бород-, голос-, город-, голод-, борозд-.

Особо надо обратить внимание на тип упражнений, которые содей-

ствуют воспитанию внимания и предупреждению ошибок (хотя все

упражнения в учебниках тоже необходимы и ценны).

1.Подобрать родственные слова ( предварительно выяснить значе-

ние слов).

- дол-

-даль-

мир- мера

лизать-лезть

менять-мина

сидеть-седеть

спешу-спишу

2.К каждому из данных слов подобрать только родственные:

а). лето, летать: лётчик, полёт, летом, пролететь, летний.

б). вода, водитель: водичка, проводить, водяной, провод-

ник, подводник.

3.Какое слово не

родственное?

Почему?

Записать

только

родственные, выделить корень.

Менять, слепить, заменить, мина.

Волны, вол, волнистый, волноваться.

Изба, избушка, избаловать.

4.Можно ли проверить одно слово другим? Если нет, то почему?

Силач-

сёла,

кроить-край,

пороть-

пара,

менять-

мина,

волна-вол, травить- травка, махать.

5.Записать под диктовку или списать словосочетания, вставляя про-

пущенные буквы:

сп.шу упражнение, сп.шу в кино, св.ла гнездо, св.ла в школу,

стальные м.чи, резиновые м.чи, пол.скал котёнка, пол.скал

бельё.

Правописание безударных гласных попутно повторяется и при изу-

чении последующих тем. Для этого требуется подбор специального

языкового материала.

С этой целью при закреплении, например, непроизносимых соглас-

ных наряду со словами - блюдце, властный, гигантский и др.надо

взять слова – костлявый, тростинка, хвастливый и др., в которых

есть ещё и безударная гласная.

Следующий этап работы над безударными гласными будет каче-

ственно новым и усложняться по морфемному составу и лексиче-

скому значению, когда дети знакомятся с такими языковыми явлени-

ями, которые значительно расширяют их знания о корне, когда в

корне могут быть и чередующиеся и беглые безударные гласные, и

его морфемное окружение (т. е. правописание приставок, суффик-

сов).

Теперь и типы упражнений будут более сложными.

1.Образовать новые слова, заменяя первый согласный каким-либо

др. согл.

Кот- (вот, рот, пот).

Шары- (дары, пары)

2.Спиши. Выдели корень. Назови звуки, написание которых расхо-

дится с произношением:

Холодильник, ткачиха, хвастун, мясной, звериный, по-

встречать.

3.Определи какой частью речи являются слова. Укажи спряжение

глаголов.

Захв.тить,

ч.тать,

пл.тить,

б.роться,

д.ржать,

г.нять,

т.нуть, просл.влять, т.рпеть.

4.Вставь пропущенные буквы. Подчеркни мягкие согласные.

Г.лова,

пок.зать,

гл.тать,

оц.нить,

подт.нуть,

см.гчить,

пом.рить,

к.сьба,

р.зьба,

п.тёрка,

м.слёнка,

р.довой,

л.нейка.

5. Объясни наличие или отсутствие мягкого знака в словах:

Помощь, дач, мощь, товарищ, дочь, рощ, ночь, луч, печь.

От существительных третьего склон. Образуй слова с со-

четанием щк, чк, чн.

6.Определи сколько в слове безударных гласных, в какой части сло-

ва они находятся. Подчеркни звонкие и глухие согласные.

Желтизна, побелка, закрепить, водитель, правдивый, ска-

терть,

чернота,

молодость,

хвастливый,

прохладная,

селёдочка.

7.Записать словосочетания. Объяснить разницу в значении и напи-

сании одинаково звучащих слов. С двумя из них составить предло-

жения.

Запевать песню - запивать молоком

Поласкать ребёнка – полоскать бельё

Сидеть на скамейке – седеть от горя

Посветить спичкой – посвятить другу

Нащепать лучинок – нащипать травы.



В раздел образования