Автор: Истомина Лариса Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Татановская СОШ"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Использования ресурса НП "Телешкола"
Раздел: полное образование
Из опыта работы
учителя математики муниципального автономного
общеобразовательного учреждения «Татановская средняя
общеобразовательная школа»
Тамбовской области Тамбовского района
Истоминой Ларисы Алексеевны
на основе использования ресурса НП «Телешкола» по модели
смешанного обучения «Смена рабочих зон»
«Мы лишаем детей будущего, если
продолжаем учить сегодня так,
как учили этому вчера»
Джон Дьюи
В начале XXI века современную жизнь довольно сложно представить
без использования информационных технологий. Интенсивный переход к
информатизации
общества
обуславливает
все
более
глубокое
внедрение
информационных
технологий
в
различные
области
человеческой
деятельности.
Современная
школа
ставит
задачу
формирования
новой
системы
универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современных
ключевых
компетенций,
которые
и
определяют
новое
содержание
образования. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
второго поколения ориентирует на переход от обучения, где ученик – объект
воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является
обучающийся,
а
учитель
выступает
в
роли
организатора,
сотрудника
и
помощника.
Постепенно
школа
меняет
принципы
организации
образовательного процесса, создавая условия для реализации динамичного
гибкого персонализированного обучения.
В 2012/13 учебном году впервые в российском образовании был начат
инновационный
проект
по
апробации
моделей
смешанного
обучения
на
основе
ресурса
НП
«Телешкола».
Целью
инновационного
проекта
«Апробация новых моделей организации образовательного процесса на базе
школ,
работающих
с
ресурсом
НП
«Телешкола»,
является
качественное
системное изменение подходов к организации образовательного процесса в
общеобразовательных школах РФ с применением электронного обучения в
условиях введения ФГОС. С 2012 года и по настоящее время на базе нашей
школы реализуется проект по смешанному обучению на основе ресурса НП
«Телешкола».
Обучение
осуществляется
по
группе
моделей
«Ротация».
Основными моделями здесь являются: «Смена рабочих зон», «Перевернутый
класс», «Автономная группа».
Считаю,
что
введение
в
образовательный
процесс
смешанного
обучения позволяет решить ряд задач:
расширить образовательные возможности обучающихся за счёт
увеличения доступности и гибкости образования, учёта их индивидуальных
образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного
материала;
с т и м ул и р о ват ь
ф о рм и р о ва н и е
субъ е кт н о й
п о з и ц и и
обучающегося: повышение его мотивации, самостоятельности, социальной
активности,
в
том
числе
в
освоении
учебного
материала,
рефлексии
и
самоанализа и, как следствие, повышение эффективности образовательного
процесса в целом;
трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний
к
интерактивному
взаимодействию
с
обучающимся,
способствующему
конструированию обучающимся собственных знаний;
персонализировать
образовательный
процесс:
учащийся
самостоятельно
определяет
свои
учебные
цели,
способы
их
достижения,
учитывая
свои
образовательные
потребности,
интересы
и
способности,
учитель же является помощником обучающегося.
Сочетание
очного
и
электронного
обучения
в
наибольшей
степени
позволяет мне выстроить гибкий персонализированный процесс обучения с
учётом индивидуальных особенностей обучающихся, с использованием всех
функциональных возможностей информационно-образовательной платформы
НП
«Телешкола»,
организуя
интерактивное
взаимодействие
не
только
дистанционно,
но
и
очно
в
различных
формах
организации
учебной
деятельности.
Каждый
учебный
информационно-тематический
модуль
НП
«Телешкола»
по
математике
включает
в
себя
цели
и
задачи
изучаемого
модуля,
рекомендации
по
освоению
содержания
модуля,
теоретические
материалы
с
наглядными
мультимедийными
объектами,
рубрики
с
дополнительной
информацией,
контрольно-тренировочные
материалы
(тренажёры
разного
типа
и
уровня
сложности,
задания
для
организации
контроля, задания с открытым ответом), разноуровневые домашние задания.
Здесь есть электронный журнал и электронный дневник, где учитель
видит
интерактивный
список
уроков,
прогресс
прохождения
модуля
обучающимися, выставлены отметки за выполненные задания.
Наиболее приемлемой моделью смешанного обучения считаю модель
«Смена рабочих зон». Эта модель предполагает деление класса на несколько
групп. Я делю класс на 3 группы в зависимости от уровня подготовки и
мотивированности
обучающихся.
Выделяется
«Зона
работы
с
учителем»,
«Зона
работы online»,
когда
обучающиеся
работают
с
электронным
образовательным
ресурсом
индивидуально
и
«Зона
работы
в
группе».
В
начале
урока
раздаю
обучающимся
маршрутные
листы.
Готовлю
их
для
каждой группы. Маршрут каждой группы учитывает ее специфику: самая
сильная группа учащихся начинает работу в зоне «Работы с учителем» и
сразу же преступает к обсуждению сложного задания. Самая слабая группа
начинает работу с «Зоны online», чтобы разобраться в основных понятиях
темы.
Маршрут для 1 группы
1.
Зона работы online
2.
Зона работы в группе
3.
Зона работы с учителем
Особенности группы: обучающиеся могут испытывать сложности в
освоении учебного материала.
Маршрут для 2 группы
1.
Зона работы в группе
2.
Зона работы с учителем
3.
Зона работы online
Особенности
группы:
обучающиеся
могут
иметь
незначительные
пробелы в изучаемом предмете.
Маршрут для 3 группы
1.
Зона работы с учителем
2.
Зона работы online
3.
Зона работы в группе
Особенности группы: обучающиеся мотивированы, имеют хорошую
базу знаний для изучения нового материала.
1.
Каждая группа проходит все зоны за урок.
2.
Работа в каждой зоне может отличаться для разных групп в
зависимости от уровня подготовки обучающихся.
3.
Результатом
работы
в
«Зоне
групповой
работы»
может
быть
любой продукт.
Для организации работы по смешанному обучению в начале учебного
года
составляется
рабочая
программа
по
предмету,
календарно
–
тематическое планирование разделов (Приложение 2).
Что
дает
мне
смешанное
обучение?
Во-первых
-
это
повышение
мотивации
познавательной
деятельности,
во-вторых
–
реализация
индивидуальных запросов уровня учебных достижений с использованием
ситуации
успеха,
предусмотренной
в
НП
«Телешкола»,
в
третьих
-
повышение качества знаний по предмету.
Считаю, что такой способ организации учебного процесса наилучшим
образом
обеспечивает
возможность
реализации
новых
федеральных
государственных образовательных стандартов.