Напоминание

Профессиональное самоопределение студентов первого курса


Автор: Плотников Никита Сергеевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Сахалинский техникум механизации сельского хозяйства"
Населённый пункт: г.Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональное самоопределение студентов первого курса
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Плотников Н.С.,мастер производственного

обучения ГБПОУ «Сахалинский техникум

механизации сельского хозяйства», г.Южно-Сахалинск

В настоящее время особенно остро стоит проблема профессионально

самоопределения

молодёжи.

В

сложившейся

социально-экономической

ситуации очень важно ориентироваться в профессиональном мире. Так же

известно, что для юношеского возраста ведущей деятельностью является

учебно-профессиональная. Но опыт работы показывает, что основная часть

студентов

приходят

в

техникум

с

очень

низким

уровнем

мотивации

к

обучению и получению профессии.

В прошлом учебном году группа была представлена следующим

контингентом студентов (таблица №1)

Таблица №1

Общая численность группы

30 студентов

Из них:

Иногородние

16

Из г.Южно-Сахалинска

14

Дети-сироты

2

Приемные семьи

3

Малоимущие

9

Из неполных семей

9

Состоят на учете в КДН

4

Неблагополучные семьи

18

С целью

исследования мотивации профессионального

самоопределения

у

студентов

первого

курса

было

проанкетировано25

студентов.

(Автор

анкеты

Пряжников

Николай

Сергеевич

-

доктор

педагогических наук, профессор)

Результаты анкетирования приведены в таблице №2.

Таблица №2

Уровень профессионального самоопределения

студентов 1 курса.

1

2

3

4

Результаты анкетирования показали, что:

-у 1 студента неопределенное состояние

профессиональной

идентичности, он живет текущими желаниями и не проявляет интереса к

профессиональному

будущему.

У

него

отсутствует

мотив

к

учебной

и

профессиональной деятельности.

-у 11 студентов сформирован мотив профессионального выбора. Они

могут осознанно выстраивать свою жизнь, потому что определились, чего

хотят достигнуть. Они совершили осознанный выбор.

-у 6 студентов кризис профессионального выбора. Они не уверены в

своем выборе, ищут другие варианты своего профессионального развития.

Как

правило

они

вступаю

в

конфликт

с

окружающими

и

нуждаются

в

психологической

помощи

при

формировании

профессиональной

идентичности.

-у 7 студента профессиональный выбор навязан взрослыми из вне.

Но

нет никакой гарантии, что выбранная таким путем профессия будет отвечать

интересам

и

способностям

самого

человека.

Вполне

возможно,

что

в

дальнейшей жизни это приведет к разочарованию в сделанном выборе

На момент поступления практически половина (54%) студентов,

обучающихся в техникуме по специальности «Тракторист-машинист

сельскохозяйственного производства» не имели четко сформированной

профессиональной мотивации.

По результатам диагностики был составлен План

мероприятий по

формированию профессиональной мотивации у студентов 1 курса

(таблица №3).

Таблица №3

Мероприятия

Дата

Ответственны

е

1.Проведение профессиональной диагностики

1.

Методика «Матрица выбора профессии»

Дифференциально-диагностический

опросник

(Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель)

май

Педагог-

психолог

2.

Карт а

интере сов

(А.Е.

Гол ом ш то к ,

модификация А.А. Азбель)

май

Педагог-

психолог

3.

Опросник профессиональной готовности

(ОПГ - 6) (Л.Н. Кабардова)

Педагог-

психолог

2.Проведение профессиональных консультаций

4.

Проведение индивидуальных консультаций

по итогам диагностики.

сентябр

ь

Педагог-

психолог

5.

Проведение

групповых

консультаций

по

итогам диагностики.

сентябр

ь

Педагог-

психолог

6.

Проведение психологического тренинга

сентябр

ь

Педагог-

психолог

3.

Формирование

способности

самостоятельно

ориентироваться

в

социально-экономических условиях рынка труда, профессиональной среде.

7.

Д е л о ва я

и г р а

« П р о ф е с с и о н а л ь н ы е

компетенции специалиста»

октябрь

Педагог-

психолог,

мастер ПО

8.

Д е ло ва я

игр а

« С о бе с ед о ва ние

с

работодателем»

октябрь

Мастер ПО

9.

Профессиональная

консультация

«Помощь

самоопределяющемуся

подро стку

в

адапт ации

к

ре а льным

с о ц и а л ь н о -

экономическим условиям «рынка».

сентябр

ь

Социальный

педагог

10.

Круглый

стол

«Освоение

профессии

как

путь к успеху в жизни»

ноябрь

Социальный

педагог

11.

Те мат и ч е с к и й

к л а с с н ы й

ч а с

« Моя

профессия - мой выбор»

сентябр

ь

Педагог-

психолог

12.

Тематический

классный

час

«Портрет

современного педагога глазами студентов».

ноябрь

Педагог-

психолог

13.

Профессиональный

конкурс

«Первая

борозда»

июнь

Мастер ПО

14.

Экскурсия на «Ярмарку профессий»

апрель

Мастер ПО

15.

Участие

в

профессиональном

конкурсе

рабочих профессий

ноябрь

Мастер ПО

16.

Участие

в

конкурсе

профессионального

мастерства

июнь

Мастер ПО

17

Тематический

классный

час

«Анализ

профессиональных реклам и агитаций в

СМИ»

апрель

Социальный

педагог

18

Э к с к у р с и и

н а

п р е д п р и я т и я ,

г д е

апрель-

Мастер ПО

планируется

проведение

практики

с т у д е н т о в

в с е х

с т у д е н т о в :

«ВостокДорСтрой»,

«СУ-4»,

«Ремонтная

база», «Станция-ТОО», «Сфера»

май

19

Экскурсии

на

совместные

российско-

зарубежные предприятия, где студентов

отбирают на практику по конкурсу.

апрель-

май

Мастер ПО

Реализация данного плана не позволила решить все проблемы, но

существенно сократила отсев студентов в течение первого года обучения и

повысила уровень профессиональной мотивации у 12 студентов.



В раздел образования