Автор: Плотников Никита Сергеевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Сахалинский техникум механизации сельского хозяйства"
Населённый пункт: г.Южно-Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональное самоопределение студентов первого курса
Раздел: среднее профессиональное
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
Плотников Н.С.,мастер производственного
обучения ГБПОУ «Сахалинский техникум
механизации сельского хозяйства», г.Южно-Сахалинск
В настоящее время особенно остро стоит проблема профессионально
самоопределения
молодёжи.
В
сложившейся
социально-экономической
ситуации очень важно ориентироваться в профессиональном мире. Так же
известно, что для юношеского возраста ведущей деятельностью является
учебно-профессиональная. Но опыт работы показывает, что основная часть
студентов
приходят
в
техникум
с
очень
низким
уровнем
мотивации
к
обучению и получению профессии.
В прошлом учебном году группа была представлена следующим
контингентом студентов (таблица №1)
Таблица №1
Общая численность группы
30 студентов
Из них:
Иногородние
16
Из г.Южно-Сахалинска
14
Дети-сироты
2
Приемные семьи
3
Малоимущие
9
Из неполных семей
9
Состоят на учете в КДН
4
Неблагополучные семьи
18
С целью
исследования мотивации профессионального
самоопределения
у
студентов
первого
курса
было
проанкетировано25
студентов.
(Автор
анкеты
Пряжников
Николай
Сергеевич
-
доктор
педагогических наук, профессор)
Результаты анкетирования приведены в таблице №2.
Таблица №2
Уровень профессионального самоопределения
студентов 1 курса.
1
2
3
4
Результаты анкетирования показали, что:
-у 1 студента неопределенное состояние
профессиональной
идентичности, он живет текущими желаниями и не проявляет интереса к
профессиональному
будущему.
У
него
отсутствует
мотив
к
учебной
и
профессиональной деятельности.
-у 11 студентов сформирован мотив профессионального выбора. Они
могут осознанно выстраивать свою жизнь, потому что определились, чего
хотят достигнуть. Они совершили осознанный выбор.
-у 6 студентов кризис профессионального выбора. Они не уверены в
своем выборе, ищут другие варианты своего профессионального развития.
Как
правило
они
вступаю
в
конфликт
с
окружающими
и
нуждаются
в
психологической
помощи
при
формировании
профессиональной
идентичности.
-у 7 студента профессиональный выбор навязан взрослыми из вне.
Но
нет никакой гарантии, что выбранная таким путем профессия будет отвечать
интересам
и
способностям
самого
человека.
Вполне
возможно,
что
в
дальнейшей жизни это приведет к разочарованию в сделанном выборе
На момент поступления практически половина (54%) студентов,
обучающихся в техникуме по специальности «Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства» не имели четко сформированной
профессиональной мотивации.
По результатам диагностики был составлен План
мероприятий по
формированию профессиональной мотивации у студентов 1 курса
(таблица №3).
Таблица №3
№
Мероприятия
Дата
Ответственны
е
1.Проведение профессиональной диагностики
1.
Методика «Матрица выбора профессии»
Дифференциально-диагностический
опросник
(Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель)
май
Педагог-
психолог
2.
Карт а
интере сов
(А.Е.
Гол ом ш то к ,
модификация А.А. Азбель)
май
Педагог-
психолог
3.
Опросник профессиональной готовности
(ОПГ - 6) (Л.Н. Кабардова)
Педагог-
психолог
2.Проведение профессиональных консультаций
4.
Проведение индивидуальных консультаций
по итогам диагностики.
сентябр
ь
Педагог-
психолог
5.
Проведение
групповых
консультаций
по
итогам диагностики.
сентябр
ь
Педагог-
психолог
6.
Проведение психологического тренинга
сентябр
ь
Педагог-
психолог
3.
Формирование
способности
самостоятельно
ориентироваться
в
социально-экономических условиях рынка труда, профессиональной среде.
7.
Д е л о ва я
и г р а
« П р о ф е с с и о н а л ь н ы е
компетенции специалиста»
октябрь
Педагог-
психолог,
мастер ПО
8.
Д е ло ва я
игр а
« С о бе с ед о ва ние
с
работодателем»
октябрь
Мастер ПО
9.
Профессиональная
консультация
«Помощь
самоопределяющемуся
подро стку
в
адапт ации
к
ре а льным
с о ц и а л ь н о -
экономическим условиям «рынка».
сентябр
ь
Социальный
педагог
10.
Круглый
стол
«Освоение
профессии
как
путь к успеху в жизни»
ноябрь
Социальный
педагог
11.
Те мат и ч е с к и й
к л а с с н ы й
ч а с
« Моя
профессия - мой выбор»
сентябр
ь
Педагог-
психолог
12.
Тематический
классный
час
«Портрет
современного педагога глазами студентов».
ноябрь
Педагог-
психолог
13.
Профессиональный
конкурс
«Первая
борозда»
июнь
Мастер ПО
14.
Экскурсия на «Ярмарку профессий»
апрель
Мастер ПО
15.
Участие
в
профессиональном
конкурсе
рабочих профессий
ноябрь
Мастер ПО
16.
Участие
в
конкурсе
профессионального
мастерства
июнь
Мастер ПО
17
Тематический
классный
час
«Анализ
профессиональных реклам и агитаций в
СМИ»
апрель
Социальный
педагог
18
Э к с к у р с и и
н а
п р е д п р и я т и я ,
г д е
апрель-
Мастер ПО
планируется
проведение
практики
с т у д е н т о в
в с е х
с т у д е н т о в :
«ВостокДорСтрой»,
«СУ-4»,
«Ремонтная
база», «Станция-ТОО», «Сфера»
май
19
Экскурсии
на
совместные
российско-
зарубежные предприятия, где студентов
отбирают на практику по конкурсу.
апрель-
май
Мастер ПО
Реализация данного плана не позволила решить все проблемы, но
существенно сократила отсев студентов в течение первого года обучения и
повысила уровень профессиональной мотивации у 12 студентов.