Напоминание

"Этюд - начальный этап творческого поиска художника. Этюд натюрморта"


Автор: Карсекина Татьяна Викторовна
Должность: преподаватель отделения изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУДО Карачевская ДШИ им.В.Ф. Кольцова
Населённый пункт: город Карачев Брянская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Этюд - начальный этап творческого поиска художника. Этюд натюрморта"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Карачевская детская школа искусств имени В.Ф. Кольцова»

(МБУДО «Карачевская ДШИ им. В.Ф.

Кольцова»)

Методическая разработка

Тема

:

«Этюд

-

начальный

эт ап

творческого

поиска

художника.

Этюд

натюрморта.»

Преподаватель отделения

изобразительного искусства

Карсекина Т.В.

Карачев 2017 г.

«Этюд - начальный этап творческого поиска художника. Этюд

натюрморта.»

Введение

Самым распространенным видом учебных работ по живописи является

этюд (фр. Etude- изучение) – Он целиком выполняется с натуры ради ее

изучения.

Этюд в изобразительном искусстве - подготовительный

набросок для будущего произведения или его части, выполняемый с натуры.

Художнику

очень

часто

нужно

собирать

в

самой

жизни

материалы

для

определенной картины. Накопив материалы, художник переходит к созданию

картины: он начинает перерабатывать свои этюды, дополнять и усиливать

одни черты, опускать другие.

Этюд может иногда рассматриваться и как самостоятельное

художественное

произведение,

к

примеру,

когда

художник

напишет

непосредственно

с

натуры

с

большой

силой

и

выразительностью

заинтересовавшее

его

явление. Вот

почему

художник

должен

бережно

относиться к своим зарисовкам, время от времени просматривая их.

Этюды могут быть и длительными по исполнению, всесторонне

разработанными. Известно, что В.А. Серов писал некоторые свои этюды в

течении нескольких десятков сеансов.

Этюды, которые художник собирает для картины, как правило, не

переносятся в нее целиком. Правда есть случаи, когда тот или иной этюд

почти буквально переносится на окончательное полотно (этюд головы, рук,

костюма, натюрморта в живописной картине и т.п.). Надо сказать, что и

картина не есть увеличенный в размере этюд. Не переносится буквально и

впечатление этюда. В творческой работе их следует расширить, развить, не

нарушив ее образности.

Задачи и возможности этюда были значительно расширены русскими

художниками второй пол. 19 века, а также советскими художниками. В их

творчестве этюд приобрел черты картинной выразительности, смысловой

законченности, содержательности. Например, этюды Кузьма Петров-Водкин

"Скрипка

в

футляре", Александр

Яковлевич

Головин

«Флоксы»,

В.Э.

Борисов-Мусатов «Розы и сережки», Иван Николаевич Крамской « Букет

цветов», М.А. Врубель «Шиповник», Федор Петрович Толстой «Натюрморт,

Малина, ветка, бабочка, муравей, лист», К. Коровин «Розы».

Рекомендации для учителей.

Каждый учебный этюд наряду с решением задач грамотности

живописи

решает

творческие

задачи

композиционного

и

цветового

построения,

отображения

характера

натуры,

техники

исполнения

и

т.п.

Творческое отношение учащегося к задачам этюда должно проявляться на

каждом этапе его исполнения – в организации постановки, выборе мотива,

точки зрения на натуру, формата и размера этюда (компоновке). В умении

передать характерные, интересные качества натуры, привести изображение к

целостности и единству, в стремлении передать в этюде эмоциональность,

непосредственность впечатлений от натуры и т.д. Таким образом, работа над

этюдом

требует,

чтобы

учащийся

постоянно

находился

в

активном

творческом

поиске.

На

уроке

живописи,

учащиеся

на

изобразительном

отделении

выполняют

различные

задания

на

примере

натюрморта

из

бытовых предметов.

В этюде необходимо правильно использовать цвет окружающих нас

предметов. Он зависит от способности отражать и поглощать падающий на

них

световой

поток

и

от

его

спектрального

состава.

Цвета

предметов,

характерные левой части спектра, - красные, оранжевые, желтые, - в лучах

заходящего солнца и при искусственном свете светлеют; цвета, характерные

правой части спектра, - голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые,

темнеют;

желто-зеленые

не

изменяются;

красные

становятся

более

насыщенными; оранжевые краснеют; синие теряют насыщенность; темно-

синие

кажутся

черными;

фиолетовые

краснеют,

становятся

пурпурными.

Следовательно, цвет

предмета

находится

в

зависимости

от

спектра

падающего на него света. Зная спектральный состав источника света, можно

предугадать, как будет «вести» себя тот или иной цвет.

Можно выделить общую закономерность - если цвет имеет

одинаковую

характеристику

со

светом,

он

кажется

интенсивнее

и

более

светлым,

а

если

характеристики

разные,

то

цвет

искажается,

становится

блеклым или темным. Спектральные цвета не содержат в себе примесей

поэтому они являются самыми насыщенными, но насыщенность их, в свою

очередь, различна. Наиболее насыщенными будут основные цвета: красный,

синий,

желтый.

Все

остальные

являются

производными

от

них,

следовательно, и менее насыщенными. Например, оранжевый - производный

от красного и желтого, фиолетовый - смесь красного и синего. Но и основные

цвета имеют различную степень насыщенности.

Цветовые контрасты в искусстве понимается как выраженная

противоположность,

противостояние

предметов,

явлений,

резко

отличающихся

друг от

друга по

каким-либо

качествам

и

свойствам.

Изменение

видимых

качеств

цвета,

вызванное

соседствующими

цветами,

также относится к контрасту. В практике живописи художник постоянно

сталкиваются с контрастным взаимодействием цветов. В искусстве живописи

контрасту довольно часто отводится универсальная роль. Светотень, цветовая

гармония,

колорит,

в

качестве одного из

обязательных

структурных

элементов,

включают

в

себя

иной

вид

контраста.

Для

живописца

представляет

интерес

проявления

контраста

в

природе

и

эффекты

контрастного взаимодействия красок на холсте.

Контрасты разделяются на два вида - ахроматический (светлотный) и

хроматический (цветовой). В практике живописи мы постоянно встречаемся с

хроматическим контрастом. В природе ахроматический контраст в чистом

виде почти не встречается, его можно получить лабораторным путем или в

натурных

постановках,

используя

предметы

ахроматического

цвета.

Целенаправленное

изучение

эффектов

ахроматического

контраста,

формирование

умений

и

навыков

по

его

передаче

поможет

понять

особенности

хроматического

контраста,

который

играет

важную

роль

в

цветовом строе живописного произведения.

Обращаем внимание учащихся, что при работе с цветом необходимо

частное увязывать с общим. Не нужно смотреть на поставленные предметы

избирательно.

Изображение

всей

постановки

в

цвете

не

складывается

механически

из

отдельных

деталей,

скопированных

изолированно,

а

образуется из гармоничного сочетания деталей и цвета в целом.

Ниже приводится конспект одного из уроков на данную тему (Этюд -

начальный

этап

творческого

поиска

художника.

Этюд

натюрморта

в

акварели.).

.

Цель урока: формирование у учащихся знаний, умений, навыков

работы, профессиональной грамотности в области акварельной живописи.

Задачи:

Обучающая - Научить ставить задачу тонального решения в живописной

постановке и выполнять ее; познакомить с контрастом, использованием его в

живописных произведениях мастеров; изучить изменение локального цвета

предмета под воздействием освещения и тени, влияние рефлексов.

Развивающая -

развить

у

учащихся

способность

видения

градаций

светотеневого тона в живописи, многообразие цветовых оттенков.

Воспитывающая -

воспитать

творческое

отношение

к

изобразительной

деятельности, умение видеть прекрасное в окружающей жизни, усидчивость,

аккуратность.

Оборудование для урока:

Дидактические таблицы: «Группы гармонических сочетаний контрастных

цветов», «Изменение основных цветов под влиянием солнечного освещения и

тени»,

«Изменение

натурального

цвета

под

воздействием

освещения»,

«Контраст»;

композиция

натюрморта

на

листе,

поэтапное

построение

натюрморта.

Ноутбук для презентации: «Этюды в творчестве великих мастеров в разных

техниках» (В.Э.

Борисов-Мусатов

«Розы

и

сережки»,

М.А.

Врубель.

«Шиповник», Федор Петрович Толстой «Натюрморт, Малина, ветка, бабочка,

м у р а ве й ,

л и с т » ,

К .

К о р о в и н .

« Р о з ы »

и

т . д . ) .

Выставка лучших работ учащихся на тему «Этюд».

У ч е б н ы е

п о с т а н о в к и

д л я

н а п и с а н и я

н а т ю р м о р т а .

У

каждого

ученика: акварельная

бумага

(формат

А3),

кнопки,

карандаш,

ластик, кисти № 5,6, краски акварельные, палитра.

Ход урока:

Задание: Выполнить этюды бытовых предметов, овощей, фруктов и

цветов в акварели:

Вступительное слово учителя: В натюрмортах преследуются такие

задачи, как передача ритмического расположения форм, цветовых акцентов,

сопоставление по особенностям пластики формы предметов, по светлотному

и хроматическому контрастам, по качеству поверхностей предметов, которая

вызывает сопоставления в сложных цветовых градациях. Живописная задача

в

натюрморте

может

заключаться

в

установлении

различий

в

цветовых

характеристиках

в

пределах

постановки,

подобранной

в

одном

колорите

(теплом или холодном) – светлой и темной гамме. Это помогает развитию

способности достигать колористической цельности.

Кратковременный этюд – это быстро выполненное изображение, в

самых общих чертах характеризующее живописно-пластические качества

натуры.

В

кратковременном

этюде

в

первую

очередь

ставится

задача

передать

такие

свойства

натуры,

как

пропорции,

движение,

форму,

тонально-цветовое различие предметов, общий пластический и цветовой

характер постановки.

Чтобы

грамотно

выполнить

этюд,

необходимо

определить

последовательность в работе от начальной стадии изображения этюда до

его завершения через промежуточные этапы, каждый из которых дает

учащемуся возможность сознательно вести этюд на каждой его стадии.

При выполнении этюда натюрморта количество этапов определяется

сложностью натурной постановки. На уроке мы рассмотрим

однако

основные этапы (далее идёт объяснение в процессе работы над этюдом

натюрморта):

На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями

наметим контуры всех предметов. Незабываем о композиции. Композиция

это

непосредственный

процесс,

в

переводе

с

латинского

означает-

составлять,

сочинять-

в

каком-

то

смысле

глобальное

значение.

А

компоновка- более частное, означает- составлять целое из частей. Здесь

одно

незаметно

переходит

в

другое,

сливаясь

в

процессе

работы

над

нашим рисунком. Главной задачей композиции в учебном рисунке

является

умение

размещать

предметы

и

их

части

так,

чтобы

создать

единое гармоническое выразительное целое. И любой рисунок начинается

с композиционного размещения изображений на листе, в плоскости листа.

А от того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит

и общее впечатление от рисунка. Сюжетный центр выбирается с таким

расчетом, чтобы он, притягивая к себе остальное, выполнял функцию

своего рода камертона для предметов, находящихся вне композиционного

центра. Он может выделяться, благодаря контрасту форм, тона, цвета и

т.д.,

но

он

не

должен

нарушать

целостности

изображения

как

совокупности

взаимосвязанных

по

смыслу

предметов.

Желательно

рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять

ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет.

Такими

же

тонкими

линиями

отметим

границы

бликов

и

теней

всех

предметов натюрморта и среды.

На первом этапе работы

краской

начнём

с

общей

цветовой

характеристики

натюрморта,

для

этого

приготовим

малонасыщенную

смесь – колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунка,

исключая блики.

На втором

этапе живописи

моделируется

объёмная

форма

всех

предметов

и

передаётся

их

освещённость.

Отдельными

мазками

усиливаем

насыщенность

цвета

освещённых

сторон.

Цвет

теней

сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более

тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней,

должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей

других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и

светлоте.

На третьем этапе работы

продолжаем

моделирование

объёмной

формы

и

пространства

более

тонкими

оттенками

цвета.

Всякий

положенный

на

бумаге

мазок

сверяем

с

натюрмортом,

попеременно

переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть,

передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение

цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой

моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.

На последнем (четвёртом) этапе все цвета обобщаем, если надо,

выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие,

вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.

Завершающий этап работы должен состоять из обобщения, передачи

воздушной перспективы в натюрморте. Выполненная работа должна иметь

законченный

вид.

Написать

акварелью

сразу,

без

поправок-замывок

и

лессировок

почти

невозможно

(это

доступно

только

опытным

акварелистам), поэтому после основной прокладки цветом от общего мы

возвращаемся к частностям и мелким исправлениям. Где форма натуры

неубедительна, прописываем ее лессировками, промываем кончиком кисти

и добавляем пропущенные рефлексы, смягчаем жесткие края, так как они

упрощают

объем.

Заканчивая,

убираем

излишнюю

пестроту,

в

меру

обобщаем работу.

Примечание 1. Этюд можно писать в любой знакомой технике.

Например:

Техника «Аля – прима». «Alla prima»

Акварель

в

переводе

«водяные

краски».

Акварель

всегда

привлекала

живописцев

чистотой

и

яркостью

красок,

возможностью

передавать тончайшие нюансы цвета. В технике «alla prima» очень полезно

писать этюды – в один слой и сразу во всю силу цвета. Именно так

рекомендуется

делать

небольшие

предварительные

композиционные

наброски с цветовой раскладкой.

Иногда этюды пишут без предварительного наброска карандашом. В

этом случае кисть должна быть влажной настолько , чтобы можно было

положить сочный мазок. Можно писать и полусухой кистью по зернистой

бумаге.

Положенное

кистью

акварельное

пятно

тут

же

обогащается

вливанием

в

него

другого

пятна,

тогда

создаются

красивые

плавные

переходы.

При выявлении формы предметов важно сочетать легкость касания

пятен и четкость контрастных сочетаний некоторых мазков в передаче

границ.

Техника «лессировка».

Техника «лессировкой» отличается тем, что работа ведется не в один

прием, а в несколько.

Некоторые художники пишут этюды и эскизы по кускам, работая

небольшими мазками, что требует большого умения собирать целое из

частей. Иногда перед началом работы акварелью делают одноцветную

прокладку. Сначала прописывают все части или детали натюрморта на

свету и постепенно прокладывают последующие мазки поверх просохших

мазков.

При

наложении

сверху

прозрачных

слоев

краски

эта

подкладка

просвечивает

и

гармонично

объединяет

их

в

общей

цветовой

гамме.

Работа ведется от светлого к темному. Живописные работы в этой технике

выглядят прозрачными и легкими.

Примечание 2.Требования к акварельной живописи:

Учитывая

особенности

акварельной

живописи

работу

можно

начинать с предметов, имеющих яркую окраску. Цвет нужно брать в

полную силу – это сразу задаст тон общему колориту.

Техника акварели обязывает вести этюд от светлого к темному.

Наметить на листе бумаги наиболее точные тоновые (насыщенные и

слабо

насыщенные) и

цветовые

отношения

(теплые

и

холодные).

Работу выполнять путем сравнения.

При работе цветом необходимо также помнить о необходимости

частное увязывать с общим, не смотреть на натуру узко, так как,

изображение

предмета

в

цвете

не

складывается

механически

из

отдельных деталей, а образуется из гармоничного сочетания частей по

отношению друг к другу и к целому.

Работу вести с учетом основного закона цвета, закона цветового

контраста, закона дополнительных цветов.

Работая в определенной технике, нужно сохранить акварельность в

работе, не забивая плотные по тону участки, стремиться к сочности и

свежести мазка.

Форму

предметов

лепить

мазками,

движение

кисти

должно

соответствовать характеру формы предмета.

Выявить материальность предметов.

Детализация

Список используемой литературы:

1.Агеева

И.Д.

Занимательные

материалы

по

изобразительному

искусству

(методическое пособие).- М.: Просвещение, 2006.

2. Живопись. –М.: Владос, 2007.

3.Неменский Б.М. Познание искусством.- М.: УРАО, 2000.

4.

«Основы

техники

акварели»

под

редакцией

Грега

Альберта

и

Рейчел

Вулоф.

5.

Пучков

А.С.,

Киселев

А.В.

Методика

работы

над

натюрмортом.

М.: Просвещение, 1982.

Приложение:

Работы учащихся

Этюд с сухими цветами

Этюд с калиной

Этюд с фруктами

Этюд на окне

Этюд с яблоками

Этюд с листьями

Этюд с гипсом

Этюд со стеклом

Этюд с лампой

Этюд с кувшином

Этюд с веткой



В раздел образования