Напоминание

ФГОС НОО


Автор: Головина Лариса Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: с. Красногорск, Томаринский район, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: ФГОС НОО
Раздел: начальное образование





Назад




ФГОС НОО: первые итоги, проблемы, перспективы

С 1 сентября 2012 года началось освоение новых стандартов для

первоклассников МБОУ СОШ с. Красногорск. Дети обучались по программе

«Школа России». Какие же цели были поставлены перед начальным

образованием в реализации образовательных стандартов нового поколения?

В начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и

писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-

первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу

умения учиться: это навыки решения творческих задач, навыки поиска,

анализ информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей

мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой

как таковой, теперь на знакомом ему материале решает новые задачи.

Современные стандарты выдвигают Портрет выпускника начальной

школы. Это любознательный, владеющий основами учиться, уважающий и

принимающий ценности семьи и общества, умеющий слышать и слушать

собеседника, выполняющий правила здорового образа жизни.

Что сделано за 4 года?

В соответствии с критериями готовности общеобразовательного

учреждения к введению стандартов в школе была создана модель по его

реализации: разработана и утверждена основная образовательная

программа начального общего образования учреждения, утверждены

локальные акты, составлены рабочие программы по учебным дисциплинам.

Разработана соответствующая требованиям ФГОС нормативная база по

системе оценки УУД, которая выступает одновременно и как цель, и как

средство обучения. Новые стандарты вызвали много вопросов со стороны

родителей. Только совместная кропотливая работа: беседы, родительские

собрания, мониторинги, консультации позволили снять возникшую

напряженность. В итоге, тесная связь с родительской общественностью

помогла решать многие проблемы.

Нам, учителям, проработавшим в традиционной системе уже более 25

лет, было тяжело перестраиваться к новым требованиям. Задачи реальны

при условии, если учитель будет принимать и внедрять инновационные

технологии в практику школьной жизни, значит, будет самоизменяться.

Приоритетным направлением в организации учебного процесса стали

групповые формы работы, что обеспечивает навыки работы в команде,

развитие коммуникативной компетенции ребенка.

Изменения коснулись деятельности обучающихся. Самостоятельной работе

детей на уроке отводим больше времени. Причем характер работы стал

исследовательским, творческим, продуктивным. Мы формируем у учащихся

навыки самоконтроля и самооценки.

Отказались от репродуктивных методов и способов обучения. Активно

начали развивать проектную деятельность младших школьников, осваивать

средства педагогической диагностики. Как способ оценки образовательных

достижений учащихся ввели в практику работы портфолио.

Исследовательская деятельность особенно актуальна для учащихся

начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность

является ведущей и определяет развитие главных познавательных

особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности

является формирование познавательных мотивов, исследовательских

умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

В начале учебного года в классах проводится мониторинг готовности. В мае

проводится комплексная контрольная работа (по контрольно-

измерительным материалам стандарта второго поколения).

Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся

выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при

решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора

заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень

тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

Интерес к учению поддерживается внеурочной деятельностью учащихся.

Этот вид деятельности впервые заложен в стандарты. Разработали

модель взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования,

обеспечивающих организацию внеурочной деятельности. Часы, отводимые

на внеучебную деятельность, используются по желанию и запросу учащихся

и их родителей.

Предлагаются образовательные направления:

: Общекультурное

Общеинтеллектуальное

Спортивно- оздоровительное

Духовно- нравственное

Социальное

В программы включена проектная деятельность. На протяжении четырёх

лет часы внеурочной деятельности проводят педагогами школы и

специалистами ЦДТ, Дома культуры , ДЮСШ. Занятия проводятся в

классных комнатах, используется спортзал, актовый зал школы, спортивная

школа, помещения Дома детского творчества. Из большого количества

внеурочных видов деятельности родители выбирают: танцевальную

студию, «Самоделкин», «Волшебный пластилин», «Я и моё здоровье»,

спортивную секцию.

Учащиеся нашей школы активно участвуют в конкурсах разных уровней (

школьный, муниципальный, региональный, всероссийский, международный)

Считаю, что положительные результаты получены благодаря развитию

информационно- образовательной среды.

-организовали информирование родительской общественности по ключевым

вопросам введения стандарта (через родительские собрания, используем для

этой цели школьный сайт)

В этом году начали осваивать электронные журналы.

Подготовили и реализуем график методической работы по подготовке

учителей к введению ФГОС.

К учебно-воспитательному процессу привлечена помощь специалистов -

психолога, соц. педагога.

Опыт работы по введению ФГОС НОО обобщался учителями на районных

семинарах, методических объединениях, педагогических советах..

Говоря о первых результатах работы, мы хотим обозначить и ряд проблем,

с которыми столкнулись в ходе реализации ФГОС.

1. Недостаточное количество материалов диагностики по оценке

достижения планируемых результатов обучения. Есть проблемы в наличии

КИМов. Как правильно организовать мониторинг универсальности

конкретного учебного действия?

Для проведения уроков технологии, окружающего мира, крайне необходимы

современные учебно-наглядные пособия. Проекты, мини-исследования,

опыты, раздаточный материал – без этого современный урок невозможен.

В целом опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что,

концептуальные идеи, прописанные во всех материалах, пути реализации

федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и

востребованы современной образовательной системой.



В раздел образования