Автор: Головина Лариса Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: с. Красногорск, Томаринский район, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: ФГОС НОО
Раздел: начальное образование
ФГОС НОО: первые итоги, проблемы, перспективы
С 1 сентября 2012 года началось освоение новых стандартов для
первоклассников МБОУ СОШ с. Красногорск. Дети обучались по программе
«Школа России». Какие же цели были поставлены перед начальным
образованием в реализации образовательных стандартов нового поколения?
В начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и
писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-
первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу
умения учиться: это навыки решения творческих задач, навыки поиска,
анализ информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей
мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой
как таковой, теперь на знакомом ему материале решает новые задачи.
Современные стандарты выдвигают Портрет выпускника начальной
школы. Это любознательный, владеющий основами учиться, уважающий и
принимающий ценности семьи и общества, умеющий слышать и слушать
собеседника, выполняющий правила здорового образа жизни.
Что сделано за 4 года?
В соответствии с критериями готовности общеобразовательного
учреждения к введению стандартов в школе была создана модель по его
реализации: разработана и утверждена основная образовательная
программа начального общего образования учреждения, утверждены
локальные акты, составлены рабочие программы по учебным дисциплинам.
Разработана соответствующая требованиям ФГОС нормативная база по
системе оценки УУД, которая выступает одновременно и как цель, и как
средство обучения. Новые стандарты вызвали много вопросов со стороны
родителей. Только совместная кропотливая работа: беседы, родительские
собрания, мониторинги, консультации позволили снять возникшую
напряженность. В итоге, тесная связь с родительской общественностью
помогла решать многие проблемы.
Нам, учителям, проработавшим в традиционной системе уже более 25
лет, было тяжело перестраиваться к новым требованиям. Задачи реальны
при условии, если учитель будет принимать и внедрять инновационные
технологии в практику школьной жизни, значит, будет самоизменяться.
Приоритетным направлением в организации учебного процесса стали
групповые формы работы, что обеспечивает навыки работы в команде,
развитие коммуникативной компетенции ребенка.
Изменения коснулись деятельности обучающихся. Самостоятельной работе
детей на уроке отводим больше времени. Причем характер работы стал
исследовательским, творческим, продуктивным. Мы формируем у учащихся
навыки самоконтроля и самооценки.
Отказались от репродуктивных методов и способов обучения. Активно
начали развивать проектную деятельность младших школьников, осваивать
средства педагогической диагностики. Как способ оценки образовательных
достижений учащихся ввели в практику работы портфолио.
Исследовательская деятельность особенно актуальна для учащихся
начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность
является ведущей и определяет развитие главных познавательных
особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности
является формирование познавательных мотивов, исследовательских
умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
В начале учебного года в классах проводится мониторинг готовности. В мае
проводится комплексная контрольная работа (по контрольно-
измерительным материалам стандарта второго поколения).
Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся
выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при
решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора
заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень
тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.
Интерес к учению поддерживается внеурочной деятельностью учащихся.
Этот вид деятельности впервые заложен в стандарты. Разработали
модель взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования,
обеспечивающих организацию внеурочной деятельности. Часы, отводимые
на внеучебную деятельность, используются по желанию и запросу учащихся
и их родителей.
Предлагаются образовательные направления:
: Общекультурное
Общеинтеллектуальное
Спортивно- оздоровительное
Духовно- нравственное
Социальное
В программы включена проектная деятельность. На протяжении четырёх
лет часы внеурочной деятельности проводят педагогами школы и
специалистами ЦДТ, Дома культуры , ДЮСШ. Занятия проводятся в
классных комнатах, используется спортзал, актовый зал школы, спортивная
школа, помещения Дома детского творчества. Из большого количества
внеурочных видов деятельности родители выбирают: танцевальную
студию, «Самоделкин», «Волшебный пластилин», «Я и моё здоровье»,
спортивную секцию.
Учащиеся нашей школы активно участвуют в конкурсах разных уровней (
школьный, муниципальный, региональный, всероссийский, международный)
Считаю, что положительные результаты получены благодаря развитию
информационно- образовательной среды.
-организовали информирование родительской общественности по ключевым
вопросам введения стандарта (через родительские собрания, используем для
этой цели школьный сайт)
В этом году начали осваивать электронные журналы.
Подготовили и реализуем график методической работы по подготовке
учителей к введению ФГОС.
К учебно-воспитательному процессу привлечена помощь специалистов -
психолога, соц. педагога.
Опыт работы по введению ФГОС НОО обобщался учителями на районных
семинарах, методических объединениях, педагогических советах..
Говоря о первых результатах работы, мы хотим обозначить и ряд проблем,
с которыми столкнулись в ходе реализации ФГОС.
1. Недостаточное количество материалов диагностики по оценке
достижения планируемых результатов обучения. Есть проблемы в наличии
КИМов. Как правильно организовать мониторинг универсальности
конкретного учебного действия?
Для проведения уроков технологии, окружающего мира, крайне необходимы
современные учебно-наглядные пособия. Проекты, мини-исследования,
опыты, раздаточный материал – без этого современный урок невозможен.
В целом опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что,
концептуальные идеи, прописанные во всех материалах, пути реализации
федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и
востребованы современной образовательной системой.