Напоминание

Методика в авторской разработке по выявлению уровня деятельности человека, на основе семантического дифференциала.


Автор: Рохман Татьяна Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ НСО "Реабилитационный центр "Виктория"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Методика в авторской разработке по выявлению уровня деятельности человека, на основе семантического дифференциала.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Психолог – педагог Рохман Татьяна.Анатольевна.

Методика в авторской разработке по выявлению уровня деятельности

человека, на основе семантического дифференциала.

Данная методика представлена в авторской разработке для выявления уровня

деятельности личности.

С емантиче ский

дифференциал

ст роит ся

исходя

из

т р е х

последовательных

этапов:

выделения

семантических

связей,

экспликации

структуры

семантического

пространства,

интерпретации

выделенных

структур.

Основным

недостатком

метода

семантического

дифференциала

является

создание

шкал

самим

исследователем.

В

таком

случае

можно

столкнуться

с

тем,

что

шкалы

будут

не

соотноситься

со

шкалами

опрашиваемых. В целях избегания субъективности при составлении шкал

частного семантического дифференциала были использованы оригинальные

шкалы, выявленные при помощи ассоциативного эксперимента. Полярные

выборы затрагивают бессознательную сферу личности, которая определяет

уровень базового доверия личности и как следствие фактор Надежды на

успех или Избегание неудачи. Если доверие личности нарушено, то его

продуктивная

деятельность

дефицитарна

и

ограничена

страхами,

неуверенностью и так далее.

Метод

семантического

дифференциала

был

создан

для

построения

универсальных

семантических

пространств

в

целях

дифференциации

лексических понятий различных классов. Широкое распространение получил

для

описания

узких

категорий

объектов

метод

построения

частных

семантических

пространств.

Ч.

Осгуд

и

его

последователи

исследовали

шкалирование по наиболее универсальным оценочным шкалам максимально

разнородного

набора

понятий

разных

предметных

областей.

Основными

факторами стали: настроение — самочувствие — активность.

То есть данная методика позволяет оценить проявление деятельности

по

трем

классическим

шкалам:

1.

Это

проявление

эмоций

и

чувств

по

отношению

к

своей

деятельности

шкала

настроение.

2.

Личностное

восприятие своей деятельности и субъективное отношение к ней – шкала

самочувствие . 3. Проявление Активности в своей деятельности, насколько

человек упорствует в проявлении личностной деятельности.

Также анализ обработки методики дает возможность каждую шкалу

получить по трем показателям, таких как то: высокий показатель, средний

показатель, низкий показатель.

Благодаря

данной

методики

мы

можем

диагностировать

уровень

самоактуализации личности, через его личностную структуру деятельности.

Ведь как писал в своих трудах А. Маслоу самоактуализация формируется и

развивается через творчество, юмор и деятельность. Следовательно уровень

диагностируемой деятельности раскрывает нам фрагмент самоактуализации

личности.

Эту

же

самую

идею

нам

раскрывает

один

из

принципов

психологической

науки;

Принцип

развития

психики,

сознания

и

деятельности, то есть какова деятельность человека, такого его и сознание.

Этот принцип реализуется в трудах таких психологов как П.П. Блонский, Л.С.

Выготский,

А.Н.

Леонтьев,

С.Л.

Рубинштейн,

Б.М.

Теплов

и

так

далее.

Данная методика была апробирована на более ста респондентов и показала

свою надежность и валидность.

Обработка

данной

методики

производится

по

аналогичному

алгоритму

методики САН

Тест САН — разновидность опросников состояний и настроений. Разработан

сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И.М.Сеченова

В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в

1973 г.

Публикация данной методики осуществляется впервые после ее длительной

апробации

на

большом

количестве

респондентов

и

подтверждение

ее

надежности и валидности в исследовании деятельности и выявлении уровня

самоактуализации основываясь на вышеописанном принципе психологии.

Методика на выявления Деятельностного аспекта личности

Инструкция: выберите пожалуйста одно из утверждений в каждой строке и оцените свой выбор в

предложенных баллах 3 -3 ярко выраженный выбор; 1 – 1 присутствует но слабо выраженный выбор

Напишите свое имя и возраст

1.

А

Утром всегда встаю с боем

будильника

3 2 1 0 -1-2-3

Каждое утро перевожу будильник на 5

минут и больше

2.

А

Я всегда всю работу стараюсь

выполнять вовремя

3 2 1 0 -1-2-3

Я постоянно откладываю всю работу на

последний момент

3.

Н

Домашние дела меня увлекают

3 2 1 0 -1-2-3

Домашние дела меня скорее раздражают

4.

С

Очень люблю свою работу,

учебу

3 2 1 0 -1-2-3

Я работаю, учусь на автомате в режиме

робота

5.

Н

Мне не нравится в выходные

сидеть дома

3 2 1 0 -1-2-3

Жду выходных для того, чтобы

выспаться и отдохнуть на любимом

диване

6.

А

Я предпочитаю активный отдых

горы бассейн

3 2 1 0 -1-2-3

Не люблю шумные места, лучший

отдых это родные стены

7.

Н

Мы часто собираемся на ужин

вместе с семьей, друзьями

3 2 1 0 -1-2-3

В основном в моей семье принято

кушать по отдельности, каждый в своей

комнате

8.

А

Очень люблю читать интересные

книги, полезного характера

3 2 1 0 -1-2-3

Я давно ничего не читал(а) в силу своей

занятости

9.

С

Я знаю много стихов и люблю

их читать в любой необходимый

момент

3 2 1 0 -1-2-3

Знал когда то еще в школе несколько

стихов, но сейчас ни один не вспомню

10. С

Я просто не могу сидеть без

какого нибудь дела

3 2 1 0 -1-2-3

Я часто долго настраиваюсь на любую

работу, постоянно отвлекаюсь на

посторонние не нужные вещи.

11. А

Мое хобби ( )

3 2 1 0 -1-2-3

Как такового у меня нет хобби, я

начинаю что то делать, но очень редко

заканчиваю

12. А

Я обязательно посещаю

несколько раз в неделю

спорт.зал,бассейн..

3 2 1 0 -1-2-3

Я бы хотел(а) и знаю что надо, но у меня

нет на это времени

13. С

Я легко встаю по утрам как в

будни , так и в выходные

3 2 1 0 -1-2-3

Мне сложно вставать по утрам, часто

чувствую прикованость к постели

14. Н

Напишите когда и какие книги

вы прочитали в ближайшем

прошлом

……………………………………

….

……………………………………

3 2 1 0 -1-2-3

Стыдно признаться, но когда то давно

может год назад читал(а) назовите

15. С

Когда иду на рынок, в магазин

всегда запоминаю что надо

купить

3 2 1 0 -1-2-3

Заранее составляю список покупок,

чтобы ничего не забыть.

16. Н

Я доволен на здесь и сейчас

3 2 1 0 -1-2-3

Испытываю нервное напряжение в связи

своими поступками

с большим объемом работы

17. А

У меня всегда все получается,

чтобы я не задумал

3 2 1 0 -1-2-3

Мы живем в реальности а реальность не

сказка, боюсь потерять работу, не сдать

экзамены

18. Н

Меня окружают добрые хорошие

люди и даже если некоторые из

них не такие, это мне не мешает

3 2 1 0 -1-2-3

Никому нельзя доверять, все норовят

подсидеть, обмануть, украсть

19. С

Я спокоен на данный момент

3 2 1 0 -1-2-3

Меня все раздражает, и даже невинные

проступки моих близких

20. С

Я доверяю своим близким и

спокоен за них всегда

3 2 1 0 -1-2-3

Я часто беспокоюсь за своих близких,

ведь время сейчас тяжелое

21. А

Я умею кататься на велосипеде,

коньках…

3 2 1 0 -1-2-3

Я не умею кататься ни на чем

22. А

Мне доставляет удовольствие

ходьба пешком

3 2 1 0 -1-2-3

Я предпочитаю транспорт, ходить

пешком тяжело и долго

23. С

Я часто смотрюсь в зеркало

3 2 1 0 -1-2-3

Я пробегаю мимо, больших зеркал

24. С

Если я вдруг окажусь на

глубине, я обязательно выплыву

3 2 1 0 -1-2-3

Меня охватывает паника и ужас, когда я

вдруг не чувствую почву под ногами

25. Н

Я знаю в чем смысл в моей

жизни и это доставляет мне

удовольствие

3 2 1 0 -1-2-3

Я не задумываюсь над смыслом жизни,

живу и живу не жалуюсь

26. С

Я верю людям

3 2 1 0 -1-2-3

Мне нужно знать, кто чем занят, и кто

где находится на данный момент,

особенно если это близкие

27. А

Женщина должна работать и

развиваться

3 2 1 0 -1-2-3

Удел женщины дом дети семья

28. Н

Я легко принимаю и понимаю

людей

3 2 1 0 -1-2-3

Мне не легко найти общий язык с

малознакомыми

29. С

Мне комфортно помолчать в

любой компании

3 2 1 0 -1-2-3

Тишина напрягает, создается

впечатление что я лишний(яя)

30. С

Я спокоен и верю что у меня все

будет хорошо

3 2 1 0 -1-2-3

Меня охватывает паника за мое

будущее, очень сложно выживать

31. А

Работает тот, кто хочет работать,

человеку всегда найдется место

в этом мире

3 2 1 0 -1-2-3

Сейчас кругом безработица, зарплаты

низкие, конкуренция большая

32. С

Я люблю свой возраст, свою

деятельность, мне всегда

найдется место в этом мире

3 2 1 0 -1-2-3

У молодых больше шансов для

выживания, время проходит очень

быстро

33. Н

Я всегда правильно делаю свой

выбор

3 2 1 0 -1-2-3

Я часто ошибаюсь меня часто

обманывают

34. С

Я живу

3 2 1 0 -1-2-3

Я существую

35. Н

Я часто спрашиваю себя, что

мне нравится а , что нет

3 2 1 0 -1-2-3

Я давно ничего не чувствую

36. С

Я доволен всем

3 2 1 0 -1-2-3

Мне очень многого не хватает в моей

жизни

Литература

Общая психология: учеб. Для студентов пед. Институтов. Под ред. А.В.

Петровского. 3 –е изд. 1986г.



В раздел образования