Автор: Рохман Татьяна Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ НСО "Реабилитационный центр "Виктория"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Методика в авторской разработке по выявлению уровня деятельности человека, на основе семантического дифференциала.
Раздел: среднее профессиональное
Психолог – педагог Рохман Татьяна.Анатольевна.
Методика в авторской разработке по выявлению уровня деятельности
человека, на основе семантического дифференциала.
Данная методика представлена в авторской разработке для выявления уровня
деятельности личности.
С емантиче ский
дифференциал
ст роит ся
исходя
из
т р е х
последовательных
этапов:
выделения
семантических
связей,
экспликации
структуры
семантического
пространства,
интерпретации
выделенных
структур.
Основным
недостатком
метода
семантического
дифференциала
является
создание
шкал
самим
исследователем.
В
таком
случае
можно
столкнуться
с
тем,
что
шкалы
будут
не
соотноситься
со
шкалами
опрашиваемых. В целях избегания субъективности при составлении шкал
частного семантического дифференциала были использованы оригинальные
шкалы, выявленные при помощи ассоциативного эксперимента. Полярные
выборы затрагивают бессознательную сферу личности, которая определяет
уровень базового доверия личности и как следствие фактор Надежды на
успех или Избегание неудачи. Если доверие личности нарушено, то его
продуктивная
деятельность
дефицитарна
и
ограничена
страхами,
неуверенностью и так далее.
Метод
семантического
дифференциала
был
создан
для
построения
универсальных
семантических
пространств
в
целях
дифференциации
лексических понятий различных классов. Широкое распространение получил
для
описания
узких
категорий
объектов
метод
построения
частных
семантических
пространств.
Ч.
Осгуд
и
его
последователи
исследовали
шкалирование по наиболее универсальным оценочным шкалам максимально
разнородного
набора
понятий
разных
предметных
областей.
Основными
факторами стали: настроение — самочувствие — активность.
То есть данная методика позволяет оценить проявление деятельности
по
трем
классическим
шкалам:
1.
Это
проявление
эмоций
и
чувств
по
отношению
к
своей
деятельности
–
шкала
настроение.
2.
Личностное
восприятие своей деятельности и субъективное отношение к ней – шкала
самочувствие . 3. Проявление Активности в своей деятельности, насколько
человек упорствует в проявлении личностной деятельности.
Также анализ обработки методики дает возможность каждую шкалу
получить по трем показателям, таких как то: высокий показатель, средний
показатель, низкий показатель.
Благодаря
данной
методики
мы
можем
диагностировать
уровень
самоактуализации личности, через его личностную структуру деятельности.
Ведь как писал в своих трудах А. Маслоу самоактуализация формируется и
развивается через творчество, юмор и деятельность. Следовательно уровень
диагностируемой деятельности раскрывает нам фрагмент самоактуализации
личности.
Эту
же
самую
идею
нам
раскрывает
один
из
принципов
психологической
науки;
Принцип
развития
психики,
сознания
и
деятельности, то есть какова деятельность человека, такого его и сознание.
Этот принцип реализуется в трудах таких психологов как П.П. Блонский, Л.С.
Выготский,
А.Н.
Леонтьев,
С.Л.
Рубинштейн,
Б.М.
Теплов
и
так
далее.
Данная методика была апробирована на более ста респондентов и показала
свою надежность и валидность.
Обработка
данной
методики
производится
по
аналогичному
алгоритму
методики САН
Тест САН — разновидность опросников состояний и настроений. Разработан
сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И.М.Сеченова
В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошниковым в
1973 г.
Публикация данной методики осуществляется впервые после ее длительной
апробации
на
большом
количестве
респондентов
и
подтверждение
ее
надежности и валидности в исследовании деятельности и выявлении уровня
самоактуализации основываясь на вышеописанном принципе психологии.
Методика на выявления Деятельностного аспекта личности
Инструкция: выберите пожалуйста одно из утверждений в каждой строке и оцените свой выбор в
предложенных баллах 3 -3 ярко выраженный выбор; 1 – 1 присутствует но слабо выраженный выбор
Напишите свое имя и возраст
1.
А
Утром всегда встаю с боем
будильника
3 2 1 0 -1-2-3
Каждое утро перевожу будильник на 5
минут и больше
2.
А
Я всегда всю работу стараюсь
выполнять вовремя
3 2 1 0 -1-2-3
Я постоянно откладываю всю работу на
последний момент
3.
Н
Домашние дела меня увлекают
3 2 1 0 -1-2-3
Домашние дела меня скорее раздражают
4.
С
Очень люблю свою работу,
учебу
3 2 1 0 -1-2-3
Я работаю, учусь на автомате в режиме
робота
5.
Н
Мне не нравится в выходные
сидеть дома
3 2 1 0 -1-2-3
Жду выходных для того, чтобы
выспаться и отдохнуть на любимом
диване
6.
А
Я предпочитаю активный отдых
горы бассейн
3 2 1 0 -1-2-3
Не люблю шумные места, лучший
отдых это родные стены
7.
Н
Мы часто собираемся на ужин
вместе с семьей, друзьями
3 2 1 0 -1-2-3
В основном в моей семье принято
кушать по отдельности, каждый в своей
комнате
8.
А
Очень люблю читать интересные
книги, полезного характера
3 2 1 0 -1-2-3
Я давно ничего не читал(а) в силу своей
занятости
9.
С
Я знаю много стихов и люблю
их читать в любой необходимый
момент
3 2 1 0 -1-2-3
Знал когда то еще в школе несколько
стихов, но сейчас ни один не вспомню
10. С
Я просто не могу сидеть без
какого нибудь дела
3 2 1 0 -1-2-3
Я часто долго настраиваюсь на любую
работу, постоянно отвлекаюсь на
посторонние не нужные вещи.
11. А
Мое хобби ( )
3 2 1 0 -1-2-3
Как такового у меня нет хобби, я
начинаю что то делать, но очень редко
заканчиваю
12. А
Я обязательно посещаю
несколько раз в неделю
спорт.зал,бассейн..
3 2 1 0 -1-2-3
Я бы хотел(а) и знаю что надо, но у меня
нет на это времени
13. С
Я легко встаю по утрам как в
будни , так и в выходные
3 2 1 0 -1-2-3
Мне сложно вставать по утрам, часто
чувствую прикованость к постели
14. Н
Напишите когда и какие книги
вы прочитали в ближайшем
прошлом
……………………………………
….
……………………………………
…
3 2 1 0 -1-2-3
Стыдно признаться, но когда то давно
может год назад читал(а) назовите
15. С
Когда иду на рынок, в магазин
всегда запоминаю что надо
купить
3 2 1 0 -1-2-3
Заранее составляю список покупок,
чтобы ничего не забыть.
16. Н
Я доволен на здесь и сейчас
3 2 1 0 -1-2-3
Испытываю нервное напряжение в связи
своими поступками
с большим объемом работы
17. А
У меня всегда все получается,
чтобы я не задумал
3 2 1 0 -1-2-3
Мы живем в реальности а реальность не
сказка, боюсь потерять работу, не сдать
экзамены
18. Н
Меня окружают добрые хорошие
люди и даже если некоторые из
них не такие, это мне не мешает
3 2 1 0 -1-2-3
Никому нельзя доверять, все норовят
подсидеть, обмануть, украсть
19. С
Я спокоен на данный момент
3 2 1 0 -1-2-3
Меня все раздражает, и даже невинные
проступки моих близких
20. С
Я доверяю своим близким и
спокоен за них всегда
3 2 1 0 -1-2-3
Я часто беспокоюсь за своих близких,
ведь время сейчас тяжелое
21. А
Я умею кататься на велосипеде,
коньках…
3 2 1 0 -1-2-3
Я не умею кататься ни на чем
22. А
Мне доставляет удовольствие
ходьба пешком
3 2 1 0 -1-2-3
Я предпочитаю транспорт, ходить
пешком тяжело и долго
23. С
Я часто смотрюсь в зеркало
3 2 1 0 -1-2-3
Я пробегаю мимо, больших зеркал
24. С
Если я вдруг окажусь на
глубине, я обязательно выплыву
3 2 1 0 -1-2-3
Меня охватывает паника и ужас, когда я
вдруг не чувствую почву под ногами
25. Н
Я знаю в чем смысл в моей
жизни и это доставляет мне
удовольствие
3 2 1 0 -1-2-3
Я не задумываюсь над смыслом жизни,
живу и живу не жалуюсь
26. С
Я верю людям
3 2 1 0 -1-2-3
Мне нужно знать, кто чем занят, и кто
где находится на данный момент,
особенно если это близкие
27. А
Женщина должна работать и
развиваться
3 2 1 0 -1-2-3
Удел женщины дом дети семья
28. Н
Я легко принимаю и понимаю
людей
3 2 1 0 -1-2-3
Мне не легко найти общий язык с
малознакомыми
29. С
Мне комфортно помолчать в
любой компании
3 2 1 0 -1-2-3
Тишина напрягает, создается
впечатление что я лишний(яя)
30. С
Я спокоен и верю что у меня все
будет хорошо
3 2 1 0 -1-2-3
Меня охватывает паника за мое
будущее, очень сложно выживать
31. А
Работает тот, кто хочет работать,
человеку всегда найдется место
в этом мире
3 2 1 0 -1-2-3
Сейчас кругом безработица, зарплаты
низкие, конкуренция большая
32. С
Я люблю свой возраст, свою
деятельность, мне всегда
найдется место в этом мире
3 2 1 0 -1-2-3
У молодых больше шансов для
выживания, время проходит очень
быстро
33. Н
Я всегда правильно делаю свой
выбор
3 2 1 0 -1-2-3
Я часто ошибаюсь меня часто
обманывают
34. С
Я живу
3 2 1 0 -1-2-3
Я существую
35. Н
Я часто спрашиваю себя, что
мне нравится а , что нет
3 2 1 0 -1-2-3
Я давно ничего не чувствую
36. С
Я доволен всем
3 2 1 0 -1-2-3
Мне очень многого не хватает в моей
жизни
Литература
Общая психология: учеб. Для студентов пед. Институтов. Под ред. А.В.
Петровского. 3 –е изд. 1986г.