Автор: Галина Роза Рашитовна
Должность: филолог, учитель немецкого языка
Учебное заведение: УСШИ №2
Населённый пункт: г.Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Модульное обучение как инструмент развития самостоятельного мышления учащихся
Раздел: полное образование
Модульное
обучение
как
инструмент
р а з ви т и я
самостоятельного мышления учащихся (консультация)
Основная цель современной школы-создание такой системы обучения,
в
которой
каждый
ученик
развивался
бы
в
соответствии
со
своими
интересами
и
возможностями.
Возникает
потребность
в
стимулировании
познавательных
способностей,
способствующих
глубокому
творческому
усвоению
изучаемого
материала
и
общему
развитию каждого ученика.
Цель
учителя-предметника
заключается
в
том,
чтобы
урок
был
интересен,
учащиеся работали самостоятельно, творчески. Деятельность обучаемых
должна быть максимально продуктивной.
Большую помощь в достижении вышеперечисленного может оказать
использование в учебном процессе
блочно -модульной и модульно-
рейтинговой
технологии обучения.
Актуальность применения технологии модульного обучения заключается
в развитии способностей учащихся:
-самостоятельно мыслить, творчески подходить к освоению учебного
материала на уроках;
-в самостоятельном оперировании учебным материалом;
-с опорой на интеллект ученика.
Модульное обучение-это управление учебной деятельностью учащихся,
это возможность общаться на основе взаимного сотрудничества. Оно
интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в
педагогической
теории и практике.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик
полностью
самостоятельно
(
или
с
определенной
дозой
помощи)
достигает
конкретных целей
учебно-познавательной
деятельности в процессе
работы с модулем.
Модуль-это функциональный целевой узел, в котором
объединены:
учебное содержание и технология овладения им.
Модуль выступает средством обучения, т.к. в него входит: целевой план
действий, банк информации, методическое руководство по достижению
методических целей. Именно модуль может выступать как программа
обучения,
индивидуализированная
по
содержанию,
методам
учения,
уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности
ученика.
Критерии внедрения модульного обучения:
Структурирование
деятельности
ученика
в
логике
этапов
усвоения
заданий:
-восприятие;
-применение;
-обобщение;
-систематизация.
Возможность педагогу осуществить технологию постановки проблемы.
Основные
направления
деятельности
педагогов
при
переходе
на
модульное обучение:
1.Разработка модульной программы, которая состоит из комплексной
дидактической
цели
и
совокупности
модулей,
обеспечивающих
достижение этой
цели. Каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные
дидактические цели, и на их основе выделяются учебные элементы.
2.Каждой
частной
дидактической
цели
соответствует
один
учебный
элемент.
Модули
можно
разделить
на
три
типа:
познавательные
(используемые при изуче-
нии основ наук); операционные- для формирования и развития
способов деятельности и смешанные модули.
3.
Ведущим
принципом
модульного
обучения
является
принцип
сочетания
комплексных,
интегрирующих
и
частных
дидактических
целей.
4.
Содержание
обучения
представляется
в
законченных
самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение
которых осуществляется в соответствии
с целью. Дидактическая цель
формируется для обучающегося и
Содержит в себе не только указания на объем изучаемого материала,
но и на уровень его усвоения. Учащийся получает от учителя советы в
письменной форме,
как рациональнее действовать, где найти нужный материал и т.д.
5.Меняется
форма
общения
учителя
и
ученика.
Ученик
работает
максимум
времени
самостоятельно,
учится
целеполаганию,
самоорганизации, самоконтролю, самооценке.
6. Учитель управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся
через
модули
и
непосредственно.
Но
и
это
более
мягкое,
сугубо
целенаправленное
управление.
7.
Наличие
модулей
с
печатной
основой
позволяет
учителю
индивидуализиро-
вать работу с отдельными учениками.
Использование модулей способствует:
-успешному осуществлению внутрипредметных и межпредметных
связей;
-интеграции
содержания
учебного
материала,
формируя
знания
на
основе доступности при изучении предмета.
Таким
образом,
модульное
обучение
позволяет
включить
каждого
ученика в активную и эффективную познавательную деятельность ,
учитывающую
индивидуальность, дифференцированность. При этом мы, учителя,
освобождаемся
от
функции
информатора
и
контролера,
получаем
возможность
сосредоточить
внимание
на
консультационно
-координационной
,
индивидуальной работе с учащимися.