Напоминание

Модульное обучение как инструмент развития самостоятельного мышления учащихся


Автор: Галина Роза Рашитовна
Должность: филолог, учитель немецкого языка
Учебное заведение: УСШИ №2
Населённый пункт: г.Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Модульное обучение как инструмент развития самостоятельного мышления учащихся
Раздел: полное образование





Назад




Модульное

обучение

как

инструмент

р а з ви т и я

самостоятельного мышления учащихся (консультация)

Основная цель современной школы-создание такой системы обучения,

в

которой

каждый

ученик

развивался

бы

в

соответствии

со

своими

интересами

и

возможностями.

Возникает

потребность

в

стимулировании

познавательных

способностей,

способствующих

глубокому

творческому

усвоению

изучаемого

материала

и

общему

развитию каждого ученика.

Цель

учителя-предметника

заключается

в

том,

чтобы

урок

был

интересен,

учащиеся работали самостоятельно, творчески. Деятельность обучаемых

должна быть максимально продуктивной.

Большую помощь в достижении вышеперечисленного может оказать

использование в учебном процессе

блочно -модульной и модульно-

рейтинговой

технологии обучения.

Актуальность применения технологии модульного обучения заключается

в развитии способностей учащихся:

-самостоятельно мыслить, творчески подходить к освоению учебного

материала на уроках;

-в самостоятельном оперировании учебным материалом;

-с опорой на интеллект ученика.

Модульное обучение-это управление учебной деятельностью учащихся,

это возможность общаться на основе взаимного сотрудничества. Оно

интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в

педагогической

теории и практике.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик

полностью

самостоятельно

(

или

с

определенной

дозой

помощи)

достигает

конкретных целей

учебно-познавательной

деятельности в процессе

работы с модулем.

Модуль-это функциональный целевой узел, в котором

объединены:

учебное содержание и технология овладения им.

Модуль выступает средством обучения, т.к. в него входит: целевой план

действий, банк информации, методическое руководство по достижению

методических целей. Именно модуль может выступать как программа

обучения,

индивидуализированная

по

содержанию,

методам

учения,

уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности

ученика.

Критерии внедрения модульного обучения:

Структурирование

деятельности

ученика

в

логике

этапов

усвоения

заданий:

-восприятие;

-применение;

-обобщение;

-систематизация.

Возможность педагогу осуществить технологию постановки проблемы.

Основные

направления

деятельности

педагогов

при

переходе

на

модульное обучение:

1.Разработка модульной программы, которая состоит из комплексной

дидактической

цели

и

совокупности

модулей,

обеспечивающих

достижение этой

цели. Каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные

дидактические цели, и на их основе выделяются учебные элементы.

2.Каждой

частной

дидактической

цели

соответствует

один

учебный

элемент.

Модули

можно

разделить

на

три

типа:

познавательные

(используемые при изуче-

нии основ наук); операционные- для формирования и развития

способов деятельности и смешанные модули.

3.

Ведущим

принципом

модульного

обучения

является

принцип

сочетания

комплексных,

интегрирующих

и

частных

дидактических

целей.

4.

Содержание

обучения

представляется

в

законченных

самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение

которых осуществляется в соответствии

с целью. Дидактическая цель

формируется для обучающегося и

Содержит в себе не только указания на объем изучаемого материала,

но и на уровень его усвоения. Учащийся получает от учителя советы в

письменной форме,

как рациональнее действовать, где найти нужный материал и т.д.

5.Меняется

форма

общения

учителя

и

ученика.

Ученик

работает

максимум

времени

самостоятельно,

учится

целеполаганию,

самоорганизации, самоконтролю, самооценке.

6. Учитель управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся

через

модули

и

непосредственно.

Но

и

это

более

мягкое,

сугубо

целенаправленное

управление.

7.

Наличие

модулей

с

печатной

основой

позволяет

учителю

индивидуализиро-

вать работу с отдельными учениками.

Использование модулей способствует:

-успешному осуществлению внутрипредметных и межпредметных

связей;

-интеграции

содержания

учебного

материала,

формируя

знания

на

основе доступности при изучении предмета.

Таким

образом,

модульное

обучение

позволяет

включить

каждого

ученика в активную и эффективную познавательную деятельность ,

учитывающую

индивидуальность, дифференцированность. При этом мы, учителя,

освобождаемся

от

функции

информатора

и

контролера,

получаем

возможность

сосредоточить

внимание

на

консультационно

-координационной

,

индивидуальной работе с учащимися.



В раздел образования