Напоминание

"Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития"


Автор: Семыкина Любовь Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с Красногорск Томаринского района Сахалинской области
Населённый пункт: село Красногорск
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: "Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для ее развития"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Красногорск

МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области

Семыкина Любовь Сергеевна

«Мотивация учебной деятельности учащихся и обеспечение условий для

ее развития»

Проблема

мотивации

учения

появляется

тогда,

когда

человек

о с о зн а л

н е о бход и мо с т ь

ц е л е н ап р а вл е н н о го

о бу ч е н и я

подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как

специально организованной деятельности.

Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и

педагогике обучения.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1.

Первый

уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной

активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее

успешно выполнять все предъявляемые школьные требования, ученики четко

следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно

переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

2.

Второй уровень хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно

справляются с учебной деятельностью.)

3.

Третий

уровень

положительное

отношение

к

школе,

но

школа

привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно

благополучно

чувствуют

себя

в

школе,

чтобы

общаться

с

друзьями,

с

учителями.

Им

нравиться

ощущать

себя

учениками,

иметь

красивый

портфель,

ручки,

пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей

сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

4.

Четвертый

уровень

низкая

школьная

мотивация.

(Эти

дети

посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках

часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные

затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к

школе.)

5.

Пятый

уровень

негативное

отношение

к

школе,

школьная

дезадаптация

(Такие

дети

испытывают

серьезные

трудности

в

обучение:

они

не

справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение

с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко

воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них

невыносимо.

В

других

случаях

ученики

могут

проявлять

агрессию,

отказываться

выполнять

задания,

следовать

тем

или

иным

нормам

и

правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические

нарушения.)

Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:

1.

Предоставление

свободы

выбора.

Ученик,

а

также

его

родители

должны

иметь

возможность

выбора

школы,

учителя,

программы

обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где

ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает

гораздо большую ответственность за его результаты.

2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация

применения

наград

и

наказаний

за

результаты

обучения.

Так

как

это

ослабляет внутреннюю мотивацию.

3.Задачи

обучения

должны

исходить

из

запросов,

интересов

и

устремлений

ученика.

Результаты

обучения

должны

соответствовать

потребностям ребенка и быть значимыми для него. По мере взросления у

ребенка

формируется

такая

важная

потребность,

как

потребность

в

структурировании

будущего.

Необходимо

контролировать

возникновение

этой потребности и по мере созревания личности у нее должна определяться

все более и более дальняя жизненная перспектива. При этом у нее должно

складываться представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на

жизненном

пути.

Таким

образом,

вновь,

на

более

высоком

уровне

формируется внутренняя мотивация.

4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от

самого

процесса

учения

и

радостно

от

общения

с

учителем,

одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия

и

взаимного

уважения.

Интерес

и

радость

должны

быть

основными

переживаниями ребенка в школе и на уроках. Об организации таких уроков

писал Амонашвили.

5. Важна для психологически грамотной организации мотивации учебы

ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений

учеников. Важнейшую роль в формировании мотивации играют эталоны, с

которыми человек сравнивает полученные результаты деятельности. Их роль

выполняют личные стандарты достижений. Личные стандарты вырабатывает

для себя сам ученик. Но такой же стандарт относительно достижений своих

подопечных формирует и учитель.. Вторая модель работает так: учитель

ставит перед каждым учеником индивидуальные задания, ориентированные

на его возможности, цели. Ученик или выбирает эти цели, или ставит их

перед собой самостоятельно, или вырабатывает их совместно с учителем в

режиме

сотрудничества.

Такой

характер

объяснений

при

наличии

ответственности за выполняемое дело создает высокую мотивацию и интерес

к учению. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая

их

не

с

результатами

других

учеников,

а

сего

же

собственными,

построенными

на

его

прошлых

успехах

и

неудачах

индивидуальными

стандартами.

Итогом

подобной

стратегии

обучения

является

возрастание

привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат -

оптимальная мотивация и успешная учеба.

6. Личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель

должен

являть

собой

образец

внутренне

мотивированной

деятельности

достижения.

То

есть

это

должна

быть

личность

с

ярко

выраженным

доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее

выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах,

высоким самоуважением.

Причина спада школьной мотивации:

1.

Отношение ученика к учителю.

2.

Отношение учителя к ученику.

3.

Личная значимость предмета.

4.

Умственное развитие ученика.

5.

Продуктивность учебной деятельности.

6.

Непонимание цели учения.

7.

Страх перед школой.

Внутренние причины

по отношению к школьнику

Внешние причины

по отношению к школьнику

Недостатки

Недостатки

Недостатки

Недостатки

Недостатки

Недостатки

биологическо-

психического

воспитаннос-

образования опыта

влияний

го развития'.

развития

ти личности:

личности:

влияний

внешкольной

личности:

школы:

среды:

а) дефекты органов

а) слабое

а) недостатки в

а) пробелы в

а) недостатки

а) недостатки

чувств;

развитие

развитии

знаниях и

процесса

влияний

эмоциональ-

моральных

специальных обучения, нехватка

семьи,

б) соматическая

ной сферы

качеств

умениях;

учебных

одноклассников,

ослабленность

личности;

личности;

б) пробелы в

пособий и пр.;

общества.

б) слабое

навыках

б) недостатки

в)особенности

развитие воли;

учебного

воспитателъной

высшей нервной

в) отсутствие

труда

работы

деятельности

положитель-

школы

отрицательно,

ных

(учителей,

влияющие на учёбу познаватель-

коллектива

учёбу;

ных

учащихся и

г)психологические

интересов,

др.)

отклонения

мотивов,

потребностей

Развитие мотивов учения.

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя

путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;

2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то

заинтересовать его.

На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной

стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не

значимы,

но

имеют

достаточно

высокий

уровень

действительности.

Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся

необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и

умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с

желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь,

должно

осознаваться

детьми

как

необходимое

условие

их

успешной,

полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить

действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их

поведение не влияют.

В психологии известно много достаточно много конкретных условий,

вызывающих

интерес

школьника

к

учебной

деятельности.

Рассмотрим

некоторые из них.

1. Способ раскрытия учебного материала.

Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность

частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает

готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить

все это и действовать показанным способом. При таком раскрытие предмета

есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение

предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех

частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные

явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и

тем

самым

вызывает

у

него

интерес

к

изучению

предмета.

При

этом

мотивировать положительное отношение к изучение данного предмета может

как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет

место мотивация процессом учения.

2. Организация работы над предметом малыми группами.

Принцип набора учащихся при комплектование малых групп имеет

большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к

предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после

совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому

предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному

предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не

меняется.

3. Отношение между мотивом и целью.

Цель,

поставленная

учителем,

должна

стать

целью

ученика.

Для

превращения

цели

в

мотивы-цели

большое

значение

имеет

осознание

учеником своих успехов, продвижение вперед.

4.

Проблемность обучения.

На

каждом

из

этапов

урока

необходимо

использовать

проблемные

мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся

находятся

на

достаточно

высоком

уровне.

Важно

отметить,

что

по

содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

5.

Содержание обучения.

1.

Основу содержания обучения базовые (инвариантные) знания.

2.

В

обязательном

порядке

в

содержание

обучения

входят

обобщенные методы работы с этими базовыми знаниями.

3.

Процесс обучения так, что ребенок усваивает знания через их

применение.

4.

Коллективные

формы

работы.

Особенно

важно

сочетание

сотрудничества с учителем, и с учащимся.

Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной

мотивации.

Если

же

замечено

снижение

учебной

мотивации,

то

необходимо

установить

причины

снижения

учебной

мотивации.

А

после проводится

коррекционная работа. Коррекционная работа должна быть направлена на

ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это

неумение

учиться,

то

коррекция

должна

начинаться

с выявления

слабых

звеньев.

Поскольку

в

эти

умения

входят

как

общие,

так

и

специфические знания умения, то необходимо проверить и те, и другие. Для

ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную разработку.

При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением учителя в

процесс действий, заданий с занимательным сюжетом. В процессе учитель

должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижении вперед.

Делать это надо очень осторожно. Приобретение учеником необходимых

средств учения позволит ему понять материал, успешно выполнить задание.

Это

приводит

к

удовлетворению

от

выполненной

работы.

У

ученика

появляется желание еще раз пережить успех на этом этапе работы. Важны

для ученика нестандартные задания. Такие задания можно найти в пособии

«Умники и умницы» О. Холодовой и в др.

В заключение отмечу, что в ряде случаев необходимо использовать игровую

деятельность для формирования у учеников недостающих средств учения.

Такой метод применяется тогда, когда у ребенка учение еще не стало ведущей

деятельностью, не приобрело личностного смысла.

Игра

помогает

подготовить

ребенка

к

учению.

Постепенно

учение

приобретает

личностный

смысл,

начинает

вызывать

положительное

отношение

к

себе,

что

является

показателем

положительных

мотивов

выполнения этой деятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для

того

чтобы

сформировать

мотивы

учебной

деятельности,

используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной

деятельности:

словесные

наглядные и практические методы

репродуктивные и поисковые методы

индуктивные и дедуктивные методы

методы

самостоятельной

учебной

работы

или

работы

под

руководством учителя.

методы коллективной работы

методы проектов

деятельностный метод обучения

Активно использовать различные технологии обучения:

технология игровых методов

технология сотрудничества

технология развития критического мышления

технология разноуровневого обучения

информационно-коммуникационные технологии

1)

Рассказ,

беседа

позволяют

разъяснять

учащимся

значимость

учения как в общественном, так и в личностном плане - для получения

желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в

обществе.

Яркий,

образный

рассказ

невольно

приковывает

внимание

учеников к теме урока. Во время работы завучем школы я посетила уроки не

только по своим предметам, но и по различным другим дисциплинам и

убедилась

в

той

силе,

которую

слово

может

оказать

на

учащихся.

Захватывающие

рассказы

учителей

по

истории,

литературе,

биологии,

и

другим

дисциплинам

вызывают

у

учащихся

стремление

к

дальнейшему

обучению.

Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая

повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые

силы, позволяющие преодолеть утомляемость.

Ценным стимулирующим

влиянием

обладают

проблемно-поисковые

методы

в

том

случае,

когда

проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей

школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае

мотивом

учебной

деятельности

учащихся

является

стремление

решить

поставленную задачу.

2)

неизменно

воодушевляет

школьников

введение

в

учебный

процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают

необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения.

В

данном

случае

у

учащихся

появляется

стимул

к

выполнению

задания

правильно и лучше, чем у соседа.

Таким

образом,

каждый

из

методов

организации

учебно-

познавательной

деятельности

в

то

же

самое

время

обладает

не

только

информативно-обучающими, но и мотивационными воздействиями. В этом

смысле можно говорить о мотивационной функции любого метода обучения.

Педагогикой

накоплен

большой

арсенал

методов,

технологий,

которые

специально направлены на формирование положительных мотивов учения,

стимулируют

познавательную

активность,

одновременно

содействуя

обогащению школьников учебной информацией. В педагогике и методиках

преподавания

давно

уже

сформировалось

мнение,

что

при

подходе

к

изучению

темы

надо

специально

поработать

над

тем,

чтобы

вызвать

у

учеников интерес к ее изучению. В свое время активно применялись для

этого термины “интригующее начало урока”, “эмоциональная завязка урока”,

“активизация внимания к новой теме” и т.п. Многие учителя и теперь не

упускают

возможности

тщательно

продумать

начало

урока,

чтобы

оно

захватило ребят своей необычностью, яркостью, удивительностью, которая

позволяет затем удачно организовать изучение нового материала. Для этого

необходимо активно формировать у всех учителей умение применять самые

разнообразные методы стимулирования и мотивации учения.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с

интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и

родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с

сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно

заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у

ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к

учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она

развивается?

Какие

педагогические

средства

можно

использовать

для

формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы

волнуют многих педагогов и родителей.

Учителя

знают,

что

школьника

нельзя

успешно

учить,

если

он

относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая

потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и

развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Для этой цели необходимо:

-создать

условия

для

возникновения

внутренней

потребности

включения в деятельность (

хочу

)

-

актуализировать

требования

к

ученику

со

стороны

учебной

деятельности (

надо)

- установить тематические рамки учебной деятельности (

могу)



В раздел образования