"Кейсовое обучение: виды кейсов и рекомендации по использованию кейсового метода "
Автор: Гайсуркаева Марьям Донгаевна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБПОУ "Гудермесский железнодорожный техникум" Населённый пункт: Гудермес Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Кейсовое обучение: виды кейсов и рекомендации по использованию кейсового метода " Раздел: среднее профессиональное
Использование
инновационных
технологий
обучения,
начавшись
на
рубеже
2000-х
годов
в
вузах,
постепенно
дошло
и
до
ПО.
Факторами,
подталкивающими педагогов к использованию новых, более эффективных
технологий обучения, выступают как длящаяся вот уже почти 10 лет реформа
среднего образования в России, так и необходимость оптимизировать процесс
преподнесения
знаний
«изнутри».
Опыт
использования
кейс-технологий
показал, что они являются одним из наиболее эффективных инструментов не
только передачи, но и активного усвоения новых знаний и их применение
актуально не только в высшей школе, но и в средней.
Новый метод с давней историей
Начало использованию кейс-технологий положили в далекие 1920-е
годы
ученые
Бизнес-школы
Гарварда.
В
то
время
это
было
связано
с
потребностью
студентов-юристов
и
экономистов
в
разработке
и
анализе
практического
материала,
причем
такого,
который
заставляет
подумать,
включить
логику.
Само
название
технологии
произошло
от
латинского
термина «casus», под которым понимают нестандартную, трудноразрешимую
ситуацию. Еще в 50-е годы прошлого столетия на Западе этот метод был
признан одним из наиболее эффективных методов бизнес-коучинга, и была
поставлена задача адаптации его под другие сферы научного знания.
Впрочем,
в
использовании
кейсов
в
преподавании
учреждений
ПО
сразу же столкнулись с проблемой «коллективного мышления», когда и в
решении нестандартных задач студенты тянулись за «лидером», подражали
его ходу мысли, а самостоятельно развить свою не могли. Выход был найден
в увеличении числа кейсов: теперь каждый студент корпел над собственной
задачей, и «списывать» у «лидера» стало контрпродуктивно.
Приход в Россию
В систему среднего профессионального образования РФ технология
кейсового обучения пришла в конце 1990-х. Сегодня она активно внедряется
в среднее профессиональное образование.
1
Осознание актуальности обращения к кейсам пришло с пониманием
того, что бездумное повторение за учителем, механический пересказ текста,
«линейные»
ответы
на
вопросы
педагога
являются
не
только
образовательным «тупиком», но и серьезной методологической проблемой,
отказ от решения которой приводил к снижению образовательного уровня в
целом.
В то же время, социально-экономическая, политическая и духовная
ситуация
в
стране
на
рубеже
веков
требовала
активного
усвоения
подрастающим поколением уроков, актуализировала необходимость мыслить
нестандартно
и
самостоятельно.
Эта
актуализация
стала
хорошей
питательной средой для активного взращивания кейсового обучения.
Структура типичного кейса
Сегодня около ¾ используемых в практике преподавания в России
кейсов совмещают следующие элементы:
Ролевая игра. Например, возможно такое задание: «представьте, что вы
находитесь в «Галерее лиц» Ф.М. Достоевского. Каким лицом вы бы хотели в
ней быть? Что бы вы ответили другим «экспонатам» Галереи на вопрос: «В
чем жизни смысл?».
Проектный
метод.
Например,
«составьте
со
своей
командой
фотоколлаж на тему «Галерея лиц» Ф.М. Достоевского». Подпишите каждый
«экспонат» галереи.
Ситуативный анализ. Например, «представьте себя в качестве Алеши
Карамазова. Родион Раскольников пригласил вас на чай. С чего бы вы начали
диалог?».
Нередки случаи, когда кейсы содержат всего лишь одну проблему и
называют
три-четыре
подхода
к
ней.
Студенту
нужно
выбрать
один
и
аргументированно
отстоять
его.
Совершенно
необязательно,
чтобы
кейс
описывал
всего
лишь
одну
ситуацию-затруднение:
в
отличие
от
традиционных
образовательных
заданий,
они
имеют
поливариантное
решение и огромное количество равнозначимых путей для решения задачи.
2
Центральное
место
в
структуре
кейса
занимает
аналитическая
трактовка
описываемой
реальной
ситуации,
не
только
вскрывающая
практические
проблемы,
но
и
актуализирующие
комплекс
специальных
знаний (владения, навыки, умения и т.п.), который необходимо задействовать
для успешного решения конкретной проблемы.
Применяем на практике — значит, усиливаем интерес
Одной
из
важнейших
целей
кейс-обучения
является
выработка
у
обучающихся
умений
свободно
ориентироваться
в
реалиях
окружающей
действительности
и
применять
полученные
знания
в
практической
деятельности.
Для
этого
педагогу
необходимо
сначала
усилить
познавательный
интерес
к
предмету,
а
уж
это,
в
идеале,
приведет
и
к
возрастанию социальной активности, и к умению слушать себя и других, и к
потребности,
выражаясь
словами
педагога-новатора
Шалвы
Амонашвили,
«радоваться миру».
Опыт
показал,
что
при
использовании
кейсовых
методик
обучения
происходит
развитие
навыков
критического
мышления
и
проблемного
видения
ситуации,
умение
отстаивать
свою
точку
зрения
и
предлагать
альтернативные
варианты
решения
проблемы.
Соответ ственно,
преподавателю
необходимо
показать,
как
правильно
анализировать
информацию,
производить
ее
отбор
для
выполнения
конкретной
задачи,
ставить цели и добиваться их достижения.
Стоит
ли
преподавателю
развивать
навыки
командной
работы
или
действовать
индивидуально?
Ответ
на
этот
вопрос
педагог
найдет…
в
студентах,
с
которыми
ему
предстоит
работать.
Если
они
достаточно
коммуникативны, умеют презентовать свое мнение в небольшой команде
однокурсников, склонны к эффективному интерактивному взаимодействию,
наконец, хорошо мотивированны на результат — надо пробовать работать в
команде. Правда, при этом нужно быть готовым к тому, что такая работа
займет
больше
времени
(не
менее
20-25
минут
от
урока),
нежели
индивидуальные задания.
3
Важным нюансом кейсовых заданий является то обстоятельство, что
совокупность фактов, цепочка событий открываются для анализа в связи с
конкретной ситуацией на конкретный момент времени. Педагогу следует
помочь студентам вступить в игровое взаимодействие, чтобы «погрузиться»
в
событие
и
по
итогам
такого
погружения
принять
некое
логико-
рациональное
решение.
Достигается
оно
в
большинстве
случаев
в
коллективном взаимодействии на «полигоне идей», коим является работа в
аудитории.
Основные методы кейс-технологий .
Можно выделить шесть методов работы с кейсами:
Кейс-инцидент — произошло некое из ряда вон выходящее событие, и
нужно найти решение, позволяющее погасить его последствия.
Ситуационно-ролевые игры, например, игра «Суд присяжных», когда
одна
половина
группы
«оправдывает»
Моцарта,
а
другая
—
Сальери.
В
качестве пояснения к данному методу хочется отметить, что задача педагога
разделить обучающихся так, чтобы «защитники» не симпатизировали тому,
кого защищают — в этом случае достигается большая эффективность.
Ситуационный
анализ
—
в
случае
применения
этого
метода
целесообразно будет предложить группам одну и ту же ситуацию, но в
разные исторические моменты (к примеру, борьбу крестьянства за свободу в
1770-е, 1861-м и 1905-м годах).
Разбор деловых писем.
Метод игрового проектирования. Основная его цель — в ходе игрового
процесса самостоятельно смоделировать ситуации для кейсовых заданий.
Метод дискуссии. Опыт показывает, что включать этот метод в работу
можно примерно через 3-4 месяца после начала работы с кейсами.
Небольшие рекомендации по работе с кейсами
Сколько
времени
стоит
уделять
работе
с
кейсами
и
как
часто
их
использовать? Опыт показывает, что от 10 минут в начале работы с этой
технологией, на стадии привыкания обучающихся к ней до 25-30 минут, когда
4
обучающиеся уже освоились и позитивно воспринимают такой вид работы.
Желательно работу с кейсами проводить через урок (не реже), а на таких
предметах, как история и обществознание допустимо и каждый урок.
Отдельно стоит сказать о задавании кейсов на дом. Поскольку это все-
таки
командная
работа,
такие
домашние
задания
должны
быть
«долгосрочными»,
то
есть
задаваться
за
2-3
недели
до
отчета
по
ним.
Разумеется, слишком частить с кейсами не стоит: одного подобного задания в
месяц будет вполне достаточно.
Помните,
что
кейс-технологии
призваны
сформировать,
в
первую
очередь, новые качества и умения, а уж потом — закрепить знания, они
связаны с интерактивом, а потому, работая с кейсами, не старайтесь слишком
строго
оценить
фактические
знания.
Выставить
отметку
за
интересную
логику рассуждения и нестандартное мышление значительно сложнее, но
ради развития своих обучающихся стоит попробовать это сделать.
Особое внимание стоит уделить развитию в воспитанниках умения
обращаться
к
фактуре,
теоретическому
материалу.
Для
этого
у
каждого
обучающегося
должна
быть,
разумеется,
определенная
«база»,
которую
преподавателю и надо попробовать сформировать до начала работы с данной
методикой.
Основные правила решения кейсов
Начинать решение кейса стоит с выявления проблемы, ключевого места
конкретной задачи. Если кейс решается в составе команды из 5-7 человек (это
оптимальное
число
обучающихся
для
работы
по
рассматриваемой
технологии),
целесообразнее
всего
выделить
на
его
решение
20
минут
времени
урока,
причем
в
заключительные
5
минут
ответ
должен
быть
сформулирован и записан.
Лучшие
предметы
для
внедрения
технологий
кейс-обучения
—
литература и история. Ситуативные кейсы, используемые на данных уроках,
чаще всего будут включать в себя задачи:
5
Определения проблем и перспектив взаимоотношений между лицами,
живущими в одну историческую эпоху или главными героями произведения
Анализа или составления маршрута следования героя или временного
развития исторического события
Заполнения таблиц хронологии событий.
К вопросу о том, какие кейсы использовать — составленные самим или
позаимствованные — до сих пор не существует однозначного подхода. Если в
вузовском
образовании
РФ
поначалу
приветствовались
и
активно
использовались
переводные
западные
кейсы,
то
с
начала
2000-х
годов
внедряются
уже
самостоятельно
разработанные
или
адаптированные
под
задания, которые уже больше соответствуют целям обучения.
Размер имеет значение!
Включая студентов в работу с кейсами, важно сориентировать их на то,
что
задания
могут
быть
абсолютно
разными
по
объему:
от
ситуаций,
описание которых занимает 1-2 страницы текста до т.н. «полных кейсов»,
объем которых нередко достигает 20 страниц!
Разумеется, для начала попробовать свои силы с мини-кейсами на 2-4
тысячи символов текста. Такой относительно небольшой материал можно
разобрать
в
аудитории
в
качестве
дополнения
или
иллюстрации
к
теоретическому
материалу,
разбираемому
на
уроке.
Такой
кейс
часто
снабжается вопросами, ответ на который нужно подготовить за 5-10 минут.
Основная
задача
преподавателя
в
данном
случае
—
не
подсказать
обучающимся правильный ответ напрямую, а дать возможность вспомнить
забытые факты, через которые возможен выход на правильное решение!
Постепенно, через урок-два после начала решения мини-кейсов, стоит
переходить к сжатым кейсам объемом до 6 страниц, над решением которых
на уроке трудится вся группа, поделенная на микрогруппы по 5-8 человек в
каждой.
Примером
кейса
среднего
объема,
который
с
успехом
можно
использовать на уроке литературы, может быть такой: «Михаил Булгаков
говорил, что хочет быть похож на двух героев своего главного романа. {Далее
6
идет небольшое «наводящее» описание романа} Задание 1. Определите, что
это за герои? Задание 2. Поясните свою позицию. Задание 3. Почему Вы
считаете, что этот роман является для писателя главным?».
Поясню, что речь идет об одной из поздних статей Булгакова, где он
писал, что всегда хотел оказаться на месте Мастера и влюбиться в Маргариту.
То есть решение данного кейса есть, и оно однозначно. Однако учитель
должен выслушать точки зрения представителей всех команд, и даже если
предлагается неправильное решение кейса (не такое, какое «дал» Михаил
Афанасьевич),
но
приводится
логическое
объяснение,
поощрить
членов
команды за логику рассуждения.
Наконец, вести работу с полными кейсами (до 30 страниц текста)
целесообразно
задавая
эту
работу
на
дом
и
отводя
на
ее
выполнение
примерно неделю. Итогом такого рода «заочно-командной» работы студентов
должна стать информативная презентация с обстоятельным, на 15-20 минут
выступлением по ней в аудитории. В качестве кейса здесь может выступать
отрывок текста или статья целиком, из которой нужно вычленить проблемные
моменты. Так, для урока литературы в качестве кейса можно представить
письмо Раскольникова к Сонечке Мармеладовой, а как задание к кейсу —
описание морального облика совершившего убийство, но вставшего на путь
духовного возрождения человека.
Используйте разнообразие форм кейсов
Педагогу,
освоившему
работу
с
кейсовым
обучением,
не
стоит
ограничивать себя и воспитанников только бумажными раздатками. Очень
удачной
педагогической
находкой
будет
совмещение
бумажных
и
видеокейсов
(фрагментов
фильмов
(«Матрица»,
к
примеру),
видеоклипов
(Майкл
Джексон,
«Earth
Song»)
или
мультфильмов
с
философским
подтекстом (таких немало произведено на студии Pixar) с зачитываемыми и
воспроизводимыми на слух.
Если же кейсы будут отличаться друг от друга еще и по структуре: на
первом занятии будут структурированными (содержащие четкие, конкретные,
7
упорядоченные
данные
и
предполагающие
столь
же
четкий
ответ),
на
следующем
—
неструкурированными
(содержащими
обилие
данных
и
дающих простор для творчества), а на третьем — первооткрывательские
(проверяющие способности подростков мыслить нестандартно, что полезно,
например,
при
отборе
учеников
на
предметную
Олимпиаду)
—
это
продемонстрирует просто высший пилотаж учителя. Что, конечно, позволит
ему добиться двух главных целей: удержать внимание аудитории на должном
уровне и творчески освоить нестандартные, нетипичные, но весьма нужные
уроки Жизни.
Вместо заключения
Конечно,
подготовка
кейсов
требует
от
преподавателя
недюжинных
творческих способностей и наличия свободного времени: не менее 10-15
часов в месяц. Однако плюсы от использования кейсового обучения с лихвой
компенсируют эти затраты.
8