Напоминание

Играем с блоками Дьенеша


Автор: Мяснянкина Светлана Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 255
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Играем с блоками Дьенеша
Раздел: дошкольное образование





Назад





Играем с блоками Дьенеша

Мяснянкина С.В.,

воспитатель МБДОУ № 255
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одной из наиболее эффективных технологий являются логические блоки Дьенеша, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. Сегодня логические блоки Дьенеша широко применяются в детских садах многих стран мира. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы: блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в образовательных программах дошкольного учреждения. Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков Дьенеша как игрового материала для развития мыслительной активности и позволил определить основные задачи их использования: 1. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. 2. Развивать пространственные представления. 3. Развивать логическое мышление, представление о множестве, основные мыслительные умения – сравнивать, анализировать, классифицировать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию. 4. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения 5. Развивать восприятие, память внимание, мышление, воображение, творческие способности, речь. Решение данных задач помогает в дальнейшем детям успешно овладевать основами математики и информатики. Набор логиче ских блоков, выпускаемый о т еч е с т в е н н ы м и производителями, состоит из 48 объемных геометрических фигур: четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник), трех цветов (красный, синий, желтый), двух размеров (большой, маленький), двух видов толщины (толстый, тонкий). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по своим свойствам. В комплект входят: 12 кругов – 6 больших
(красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников. Аналогично блокам можно использовать наборы плоских логических фигур, которые можно изготовить самостоятельно из цветного картона. Отличительная особенность таких наборов – одинаковая толщина всех фигур. Для работы с детьми одной группы на протяжении всего дошкольного детства требуется один-два набора объемных логических фигур–блоков или набор плоских логических фигур на каждого ребенка. Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого знакомства можно перейти к играм и упражнениям на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать, классифицировать или сравнивать объекты по одному свойству), затем на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя. Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина), а также карточки с отрицанием свойств. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Игры и упражнения с логическими блоками можно предлагать детям дома, в детском саду на занятиях, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, вне занятий, в предметно-развивающей среде, в подвижных играх, в сюжетно-ролевых и настольно-печатных играх. Каждую игру можно использовать в любой возрастной группе, варьируя сложность заданий в зависимости от индивидуального развития ребенка, его игрового опыта с блоками Дьенеша, организуя работу фронтально, с подгруппой детей или индивидуально. Накоплен успешный опыт использования логических блоков Дьенеша в коррекционных, разновозрастных, а также в группах кратковременного пребывания. Описание методики организации работы с логическими блоками представлено в книгах «Давайте поиграем» (под редакцией А.А.Столяра. – М., 1991, 1996), «Логика и математика для дошкольников» (под редакцией З.А. Михайловой. – СПб, 1996, 2000), «Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст, старший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ» ( Е.Н. Панова. – Воронеж, 2006), «Математика уже в детском саду» (М.Фидлер. - М., 1981). Отличным дополнением к блокам являются наборы с иллюстративным материалом «Давайте вместе поиграем. 20 игр плюс», «Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3года)», «Блоки Дьенеша для старших (5-8лет). Поиск затонувшего клада», «Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет). Спасатели приходят на помощь», «Праздник в стране блоков», «Лепим
нелепицы» и др., которые являются составными частями игрового методического комплекса. Логические блоки Дьенеша – уникальный обучающий материал, источник для полета фантазии. Обязательно познакомьте с ним своих малышей: играйте, придумывайте, творите и радуйтесь вместе с ними.


В раздел образования