Напоминание

"Народно-сценический танец"


Автор: Димухаметова Алия Фавасимовна
Должность: педагог до по хореографии
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ "
Населённый пункт: Актанышский район,с.Актаныш
Наименование материала: Рабочая общеразвивающая программа
Тема: "Народно-сценический танец"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Программа по учебному предмету

«НАРОДНО – СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»

Возраст обучающихся 8 лет и старше

срок реализации – 4 лет

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

-

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета

- Содержание разделов;

- Требования по годам обучения;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Музыкально-ритмические игры

;

VI. Список рекомендуемой методической литературы

- Список рекомендуемой методической литературы;

- Интернет ресурсы

Пояснительная записка

1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа

учебного

предмета

«Народно-сценический

танец»

разработана

на

основе

следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Закон РФ от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации», приказом МО

и Н РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

2. Должностными инструкциями педагогических работников.

3. Уставом

МБОУ ДО «ДШИ Актанышского муниципального района РТ»

.

4.Учебного плана МБОУ ДО «ДШИ Актанышского муниципального района РТ» на 2016-2017

учебный год.

5.Положения о порядке разработки рабочих программ учебных предметов.

2

6. Программа для хореографических отделений музыкальных школ и школ искусств, А.А. Борзов.

1987г.

Учебный предмет «Народно-сценический танец» направлен на приобщение детей к

хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение

основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно-эстетического

отношения

к

танцевальной

культуре

народов

мира.

Значительные

возможности

для

приобщения

учащихся

к

богатству

танцевального

и

музыкального

творчества

предоставляет хореографическое образование и, в частности, народно-сценический танец,

которой является одним из основных предметом специального цикла хореографических

дисциплин, неотъемлемой частью начального образования.

Обучение

народно-сценическому

танцу

совершенствует

координацию

движений,

способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, (развитие те групп мышц,

которые мало участвуют в процессе классического тренажа), дает возможность овладеть

разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной

степени расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и

навыки.

На

хореографическом

отделении

школы

искусств

учащиеся

приступают

к

изучению

предмета «Народный танец» на втором году обучения. Программа рассчитана на четыре

года

обучения.

Предмет

«Народно-сценический

танец

изучается

с

2

по5класс.

Содержание

учебного

предмета

«Народно-сценический

танец»

тесно

связано

с

содержанием

учебных

предметов

«Ритмика»,

«Постановка

концертных

номеров»,

«Классический

танец».

Полученные

по

этим

предметам

знания,

умения,

навыки

позволяют

приступить

к

изучению

экзерсиса

у

станка

на

основе

русского

танца.

Приобретенные музыкально-ритмические навыки дают основание изучать движения с

разнообразным ритмическим рисунком, как у станка, так и на середине зала.

2. Срок реализации учебного предмета

Срок освоения предмета «Народно-сценический танец» для учащиеся, поступивших в

образовательное учреждение в 2 класс в возрасте с 8 лет и старше, составляет 4 года.

3.

Объем

учебного

времени, предусмотренный

учебным

планом

образовательного

учреждения на реализацию предмета «Народно- сценический танец»:

Срок реализации учебного предмета «Народно- сценический танец» 4 лет

Классы/количество часов

1год

обуч

2год

обуч

3год

обуч

4год

обуч

Коли-

во

часов

Коли

-во

часов

Коли-во

часов

Коли-во

часов

Максимальная нагрузка

144

144

144

144

К о л и ч е с т в о

ч а с о в

н а

аудиторную нагрузку

144

144

144

144

Недельная аудиторная нагрузка

4

4

4

4

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповые занятия, численность

группы от 4 до 10 человек, рекомендуемая продолжительность урока – 2 академических

часа. Со второго по пятый год обучения 2 раза в неделю по 2 часа. Что составляет 144

часов в год.

5. Цель и задачи учебного предмета

Цель:

3

Развитие

танцевально-исполнительских

способностей

учащихся

на

о снове

приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения

различных видов народно-сценических танцев, танцевальных композиций народов мира в

соответствии

с

ФГТ.

Выявление

наиболее

одаренных

учеников

в

области

хореографического

исполнительства

и

подготовки

их

к

дальнейшему

поступлению

в

образовательные

учреждения,

реализующие

образовательные

программы

среднего

и

высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

Задачи:

- обучение основам народного танца,

- развитие танцевальной координации;

- обучение виртуозности исполнения;

-обучение

выразительному

исполнению

и

эмоциональной

раскрепощенности

в

танцевальной практике;

- развитие физической выносливости;

- развитие умения танцевать в группе;

- развитие сценического артистизма;

- развитие дисциплинированности;

- формирование волевых качеств.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы

преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:

-

сведения

о

затратах

учебного

времени,

предусмотренного

на

освоение

учебного

предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В

соответствии

с

данными

направлениями

строится

основной

раздел

программы

"Содержание учебного предмета".

7. Методы обучения

Для

достижения

поставленной

цели

и

реализации

задач

предмета

используются

следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ);

- наглядный

(качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения);

просмотр

видеоматериалов

с

выступлениями

выдающихся

танцовщиц,

танцовщиков,

танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего

уровня развития обучающего

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения

на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

-

индивидуальный

подход

к

каждому

ученику

с

учетом

природных

способностей,

возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Минимально необходимый для реализации программы «Народно – сценический

танец»

перечень

учебных

аудиторий,

специализированных

кабинетов

и

материально-

технического обеспечения включает в себя:

- танцевальные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся),

имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или

4

специализированное пластиковое покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25

погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;

- наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано, баяна) в балетном классе;

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;

-

помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку,

фильмотеку, просмотровый видео зал);

-

костюмерную,

располагающую

необходимым

количеством

костюмов

для

учебных

занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;

- раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.

В

образовательном

учреждении

должны

быть

созданы

условия

для

содержания,

своевременного

обслуживания

и

ремонта

музыкальных

инструментов,

содержания,

обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.

II. Содержание учебного предмета

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I год обучения (2 класс)

Разделы

Всего

часов

Вводное занятие

2

1.

Экзерсис у станка

36

2.

Экзерсис на середине зала

26

3.

Танцевальные ходы

18

4.

Элементы национальных танцев

26

5.

Подготовка к вращениям на середине зала

18

6.

Этюды.

16

7.

Итоговое занятие

2

ИТОГО

144

II год обучения (3 класс)

Разделы

Всего

часов

Вводное занятие

2

1.

Экзерсис у станка

36

2.

Экзерсис на середине зала

36

3.

Экзерсис лицом к станку

8

4.

Подготовка к вращениям на середине зала

28

5.

Элементы национальных танцев

12

6.

Этюды

12

7.

Итоговое занятие

2

ИТОГО

144

III год обучения (4 класс)

Разделы

Всего

часов

Вводное занятие

2

1.

Экзерсис у станка

36

5

2.

Экзерсис лицом к станку

8

3.

Экзерсис на середине зала

40

4.

Вращение на середине

16

5.

Элементы национальных танцев

26

6.

Этюды

14

7.

Итоговое занятие

2

ИТОГО

144

IV год обучения (5 класс)

Разделы

Всего

часов

Вводное занятие

2

1.

Экзерсис у станка

36

2.

Экзерсис на середине зала

20

3.

Вращения на середине зала

14

4.

Вращения по диагонали класса

18

5.

Элементы национальных танцев

26

6.

Этюды

26

7.

Итоговое занятие

2

ИТОГ

О

144

Содержание тем и разделов.

I год обучения (2 класс)

разделы и темы

количесво

часов

Вводное занятие

Раздел 1. Экзерсис у станка

36

1.1

Пять позиций ног.

6

1.2

Preparation к началу движения.

4

1.3.

Demi plies, grand pliés (полуприседания и полные приседания).

6

1.4.

Battements tendus

4

5.

Battements tendus jetés

4

6.

Rond de jambe par terrе

4

7.

Подготовка к маленькому каблучному.

2

8.

Подготовка к «верёвочке»

2

9.

Дробные выстукивания

2

10.

Grands battements jetés

2

11.

Relevé

2

12.

Подготовка к «молоточкам»

2

Раздел 2. Экзерсис на середине зала

26

1.

Русский поясной поклон.

2

2.

Основные положения и движения рук

4

3.

«Припадания». «Гармошечка».

6

4.

Подготовка к «моталочке». «Ковырялочка»

6

5.

Основы дробных выстукиваний.

6

6

Хлопки и хлопушки для мальчиков

4

6

7.

Подготовка к присядкам и присядка.

2

8.

Прыжки с поджатыми ногами

2

Раздел 3. Танцевальные ходы

18

1.

Русские ходы.

6

2.

Основной белорусский ход

6

3.

Танцевальный бег.

6

Раздел 4. Элементы национальных танцев

26

1.

Основной татарский ход

6

2.

Переменный татарский ход.

6

3.

Положения рук в татарском танце

6

4.

Танцевальные движения.

8

Раздел 5. Подготовка к вращениям на середине зала

18

1.

Полуповороты по четвертям круга приемом plie-releve, шаг-retere,

6

2.

Припадание по первой прямой позиции по схеме: три на месте, а

четвертое в повороте на 450,

6

3.

Подготовка к вращениям и вращения по диагонали класса

6

Раздел 6. Этюды.

16

1.

Русский этюд

8

2.

Белорусский этюд

8

Раздел 7. Итоговое занятие

2

Содержание программы.

I год обучения (2 класс)

Цель:

Развитие

творческого

потенциала

ученика,

воспитание

национального

самосознания через приобщение к танцу, воспитание музыкально-двигательной культуры.

Задачи:

изучить основные позиции и положения рук и ног, положение головы и корпуса вовремя

исполнения простейших элементов;

развить элементарные навыки координации движений, ориентацию в пространстве;

воспитывать культуру исполнения, общения с партнёром, начальные навыки ансамблевого

исполнения.

Раздел

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Ц е л и ,

з а д а ч и

и

содержание программы

обучения.

П р а в и л а

техники безопасности и

санитарной

гигиены

п р и

р а б о т е

в

танцевальном зале и на

сценической площадке.

2

Экзерсис у станка

Параллельные

позиции

ног 1.2.4.6. Свободные

позиции

ног-1.2.3.4.

Грамотное исполнение.

Работа

на

мышцах.

Релеве,

подготовка

к

штопору, штопор.

Параллельные

позиции

ног

1.2.4.6.

Свободные

позиции

ног-1.2.3.4.

Проучивание

в

медленном

темпе.

Развитие

устойчивости,

введение

полупальцев

7

3

Экзерсис

на

середине

зала.

Грамотная

постановка

рук.

Работа

на

мышцах.

Правильная

о с анка

при

работе

с

р у к а м и .

Уп р а ж н е н и я

п р оу ч и в а ю т с я

в

медленном

спокойном

темпе,

в

чистом

виде.

Положение

рук

на

п о я с е ,

в

п а р е

У п р а ж н е н и я

п р о у ч и в а ю т с я

в

м е д л е н н о м

спокойном темпе, в чистом виде

4

Танцевальные ходы.

Методика

исполнения

п р о с т о го

р у с с ко г о

шага.

Основные

ходы

русского

танца,

переменный, простой.

5

Подготовка к вращению

на середине зала

Методика

исполнения.

Грамотное исполнение.

Шене.

Подготовка

к

шене.

Подскок

в

повороте.

Укрепление

вестибуляр-

ного аппарата. Тренинг координации

6

Этюды.

Методика

исполнения

движений

в

характере

разных народностей, их

характеристика, манеры

и нравы.

Элементы

и

движения

русского,

татарского,

белорусского

танцев

Передача

характера,

стиля,

техники

исполнительского мастерства.

8

Подготовка к дробным

элементам

С о с к о к ,

с к а ч о к ,

перескок.

Грамотное

положение

стопы

у

щиколотки,

колена,

гр а м от но е

и с п о л н е н и е

с о с ко к а ,

с к а ч к а ,

перескока.

Работа

над

техникой

исполнения

четко сти

удара

и

лёгкости.

9

Итоговое занятие

Открытый контрольный урок.

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

- основные положения позиций рук и ног в народном танце;

- положение головы и корпуса во время исполнения простейших элементов

русского и белорусского танца, освоение данных элементов на середине;

- владеть приемами: «сокращенная стопа», «скошенный подъем»;

- уметь ориентироваться в пространстве: у станка и на середине зала;

- знать движение в различных ракурсах и рисунках;

- уметь исполнять движения в характере русского и белорусского танцев;

- первоначальные навыки при исполнении вращений и подготовок к ним.

Содержание тем и разделов.

II год обучения (3 класс)

разделы и темы

количество

часов

Вводное занятие

2

Раздел 1. Экзерсис у станка

36

1.

Demi plies, grand pliés (полуприседания и полные приседания).

6

2

Battements tendus

4

3.

Battements tendus jetés

2

4.

Rond de jambe par terrе

2

5.

Flic-flac

2

8

6.

Маленькое каблучное.

2

7.

Большое каблучное

4

8.

«Верёвочке»

2

9.

Développé

2

10.

Дробные выстукивания

6

11.

Grands battements jetés

4

Раздел 2. Экзерсис на середине зала

36

1.

Русский поясной поклон.

2

2.

Основные положения и движения русского танца

4

3.

«Припадания».

4

4.

«Гармошечка».

4

5.

«Моталочке».

4

6

«Ковырялочка»

4

7.

Дробные движения.

4

8.

Перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции

4

9..

Хлопки и хлопушки для мальчиков

4

10.

Полуприсядки

2

Раздел 3. Экзерсис лицом к станку

8

1.

Relevé-pliés

4

2.

Port de bras

4

Раздел 4. Вращения на середине зала и по диагонали

28

1.

Подготовка к tours

6

2.

Поворот на 90*

6

3.

Вращение по диагонали

8

4.

«поджатые» прыжки

8

Раздел 5. Элементы национальных танцев

12

1.

Поклон в татарском танце

2

2.

Танцевальные движения.

4

3.

Притопы в татарском танце.

4

4.

Основной татарский бег.

2

Раздел 6. Этюды.

12

1.

Русский этюд

4

2.

Украинский этюд

4

3.

Татарский этюд

4

Итоговое занятие

2

Содержание программы.

II год обучения (3 класс)

Цель: Освоение элементов русского, татарского, белорусского танца, характера и манеры

исполнения.

Задачи:

обучить

основным

элементам

у

станка,

технике

вращения

в

характере

русского,

украинского, татарского танцев;

развивать координацию движений;

воспитывать чувство ответственности, групповой сплочённости.

Тема

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Ц е л и ,

з а д а ч и

и

9

содержание программы

обучения.

П р а в и л а

техники безопасности и

санитарной

гигиены

п р и

р а б о т е

в

танцевальном зале и на

сценической площадке.

2

Экзерсис у станка

Маленькие

и

большие

приседания

по

1,2,

3

позициям.

Упражнения

с

н е н а п р я ж е н н о й

стопой

по

3,

6

поз.

Маленькие

броски

во

всех

н ап р а вл е н и я х .

Упражнение для бедра.

Методика исполнения

Грамотное

исполнение

упражнений

на

мышцах

с

хорошей

амплитудой

движения

Маленькие

и

большие

приседания

по

1,2,

3

позициям.

Батман тандю. Каблучное

в пол во

всех

направлениях.

Подготовка

к

в е р е в оч ке

( п о д ъ е м - п е р е в о д ) .

П о д г о т о в к а

к

к о в ы р я л о ч к е .

М а л е н ь к и е

б р о с к и

в о

в с е х

н а п р а в л е н и я х .

Д в и ж е н и я

в

медленном

спокойном

темпе,

в

чистом

виде

Упражнения

д л я

р а з в и т и я

в ы в о р о т н о с т и ,

э л а с т и ч н о с т и ,

г и б ко с т и ,

н а

сокращение и расслабление мышц, а

также развитие силы мышц. Развитие

с и л ы

м ы ш ц

с то п ы ,

а х и л л о в а

сухожилия,

икроножной

мышцы,

мышц

бедра

(развитие

баллона

и

элевации).

3

Э к з е р с и с

л и ц ом

к

станку

1.2.3

лицом

к

станку

Методика исполнения.

Работа на мышцах Упражнения для

р а з в и т и я

в ы в о р о т н о с т и ,

эластичности.

4

Экзерсис

на

середине

зала

Пор де бра в русском

характере. Позиции рук

в народно-сценическом

характере 1, 2, 3.

Пор

де

бра

в

русском

характере.

Уп р а ж н е н и я

п р оу ч и в а ю т с я

в

медленном

спокойном

темпе,

в

чистом виде. Правильная осанка при

работе с руками.

5

Вращения на середине

зала

Техника

в р а щ е н и я .

Методика исполнения

Вращение по диагонали, по прямой.

Шенэ.

Подскок

в

повороте.

Бег

в

повороте. Укрепление вестибулярного

аппарата

6

Элементы

национальных танцев

Методика

и

манера

исполнения

поклона,

притопов,

основного

бега.

Упражнения на развитие мыщц стопы

.

Работа

на

мышцах

Развитие

ч и с т от ы

п о з ,

м у з ы к а л ь н о с т и

исполнения, выносливости.

7

Этюды

Методика

исполнения

движений

в

характере

разных народностей, их

характеристика, манеры

и нравы.

Э т юд ы :

р у с с к и й ,

т а т а р с к и й ,

украинский.

Эмоции.

Техника,

выразительность.

Совершенствование

танцевальной

техники.

8

Итоговое занятие

Показ.

Самоконтроль.

Открытый

контрольный урок.

10

По окончании второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:

- грамотно исполнять программные движения у станка и на середине зала;

- ориентироваться в пространстве, на сценической площадке;

- работать в паре и танцевальными группами;

- основные движения русского, татарского и украинского танцев;

- манеру исполнения упражнений и характер русского, татарского, украинского танцев;

- технику исполнения вращений на середине зала и по диагонали

.

Содержание программы

III год обучения (4 класс)

разделы и темы

количесво

часов

Вводное занятие

Раздел 1. Экзерсис у станка

36

1.

Demi plies, grand pliés (полуприседания и полные приседания).

4

2

Battements tendus

4

3.

Battements tendus jetés

4

4.

Rond de jambe par terrе

4

5.

Flic-flac

2

6.

Большое каблучное

2

7.

«Верёвочке»

4

8.

Développé

4

8.

Дробные выстукивания

4

9.

Grands battements jetés

4

Раздел 2. Экзерсис лицом к станку

8

1.

Подъем на полупальцы по всем позициям с работой рук.

2

2.

Подготовка к «качалочке» и «качалочка».

2

3.

Прыжковые «голубцы»:

2

4.

Подготовка к «сбивке», «сбивка».

2

Раздел 3. Экзерсис на середине зала

40

1.

Поклон праздничный (хороводный),

2

2.

Основные положения и движения русского танца

4

3.

«Припадания».

4

4.

«Гармошечка».

4

5.

«Моталочка».

4

6

«Ковырялочка»

4

7.

Дробные движения.

6

8.

Перескоки и «подбивки»

4

9.

Хлопки и хлопушки для мальчиков

4

10.

Полуприсядки

2

11.

Виды русских ходов и поворотов

4

12.

Положения рук в рисунках танцев.

4

Раздел 4. Вращения на середине зала и по диагонали

16

1.

tours через паузу

4

2.

Бегунок по диагонали

4

3.

Понятие «точка» по кругу

4

4.

«поджатые» прыжки в повороте на 360*

4

Раздел 5. Элементы национальных танцев

26

1.

Элементы удмуртского танца.

6

11

2.

Дробные выстукивания в удмуртском танце.

6

3.

Работа с лентой.

6

4.

Вращения в татарском танце

8

Раздел 6. Этюды.

14

1.

Удмуртский этюд

4

2.

Молдавский этюд

6

3.

Татарский этюд

4

Итоговое занятие

2

Содержание программы.

III год обучения (4 класс)

Цель: Развитие выразительности и музыкальности исполнения, умения передать характер,

стиль и манеру исполнения различных народных танцев.

Задачи:

обучить элементам у станка с усиленной координацией и силовой нагрузкой;

развивать у обучающихся способность к самостоятельной и коллективной деятельности;

воспитывать чувство эмоциональной отзывчивости.

Тема

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Ц е л и ,

з а д а ч и

и

содержание программы

обучения.

П р а в и л а

техники безопасности и

санитарной

гигиены

п р и

р а б о т е

в

танцевальном зале и на

сценической площадке.

2

Экзерсис у станка.

Каблучное упражнение.

Маленькие

б р о с к и .

Флик-фляк.

Б ат м а н

девлопэ.

М е т од и к а

исполнения.

Полуприседание

и

полное

присе-

дание по 6 и 4 параллельным пози-

циям. Батман тандю с увеличением

переводов,

в

сочетании

с

полупри-

седанием

с

подниманием

опорной

пятки. Каблучное упражнение - ос-

новной

вид

в

сочетании

с

ковы-

рялочкой. Маленькие броски с пике

каблуком и носком, сквозное с одно-

временным ударом опорной пятки (2-

е

полугодие).

Флик-фляк

с

мазком,

акцентируя движение к себе, с добав-

лением удара подушечкой, с перес-

тупанием. Батман девлопэ - плавное,

отрывистое. Подготовка к веревочке и

веревочка

в

русском

характере.

Упражнения

для

бедра.

Большие

броски

во

всех

направления,

с

опусканием на каблук рабочей ноги,

с

о п у с к а н и е м

н а

к а б л у к

с

полуприседанием.

Занятия

у

станка

проходят

для

разогрева

всех

групп

12

мышц, работа над выразительностью.

П о д г о т о в к а

к

т а н ц е в а л ь н ы м

элементам, танцам.

3

Э к з е р с и с

л и ц ом

к

станку

Танцева ль ные

композиции

и з

пройденного

ранее

мат е р и а л а .

Грамотное исполнение на мышцах с

хорошей амплитудой движения

4.

Экзерсис

на

середине

зала

Дробные выстукивания

К а б л у ч н а я

д р о б ь .

Методика

исполнения

Простые

хлопушки

в

комбинациях.

Уровень

п р и с я д о к

и

полуприсядок,

техника

исполнения хлопушек

Работа

над

техникой

исполнения

четкости удара и лёгкости. Простые

хлопушки в комбинациях. Опускание

на

колено

и

перевод

с

колена

на

колено

по

6-поз

(лиц

к

станку).

Присядки и п-присядки. Присядка с

проскальзыванием

во

2-ю

поз.

Техничность

исполнения,

сила

и

выносливость.

5.

Вращения на середине

зала и по диагонали.

В р а щ е н и е

в

комбинациях. Методика

исполнения.

Шенэ

с

переходом

на

каблук

с

добавлением дробных элементов.Вра-

щение

в

комбинациях.Укрепление

вестибулярного аппарата

6.

Элементы

национальных танцев.

Дробные выстукивания

в

у д м у р т с к о м

характере.

Методика

исполнения.

Работа

с

удмуртской

лентой

в

группе, в парах.

7..

Этюды

Методика исполнения.

Э л е м е н т ы

р у с с к о й

п о л ь к и .

Молдавский

этюд,

удмуртский

татарский этюд. Передача характера,

стиля,

техники

испол-нительского

мастерства.

Знакомство

с

основами

импровизации .

8.

Итоговое занятие

Показ.

Самоконтроль.

Открытый

контрольный урок.

По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:

- исполнять технически сложные движения у станка и на середине зала;

-

передавать

в

движении

сложные

ритмические

рисунки

русского,

украинского,

молдавского танцев;

- усвоение и дальнейшее развитие ансамблевого исполнения;

- ориентироваться

пространстве во время движения танцевальных комбинаций и

этюдных форм;

- правильно пользоваться деталями костюма, атрибутикой: ленточки, веночки, платочки,

шапки, корзинки, бубны и т.д.;

-

продолжать

добиваться

в

ансамбле

выразительности

и

виртуозности

исполнения

движений.

Содержание тем и разделов.

IV год обучения (5 класс)

разделы и темы

количесво

13

часов

Вводное занятие

2

Раздел 1. Экзерсис у станка

36

1.

Demi plies, grand pliés (полуприседания и полные приседания).

6

2

Battements tendus

4

3.

Battements tendus jetés

4

4.

Rond de jambe par terrе

4

5.

Flic-flac

2

6.

Большое каблучное

2

7.

Battemets fondus

2

8.

Двойная «Верёвочка»

4

9.

Développé

2

10.

Дробные выстукивания

4

11.

Grands battements jetés

2

Раздел 2. Экзерсис на середине зала

20

1.

Хороводный ход.

2

2.

Шаги русского танца.

2

3.

«Припадания».

2

4.

«Двойная веревочка».

2

5.

«Моталочке».

2

6.

«Ковырялочка»

2

7.

Дробные выстукивания.

2

8.

Перескоки и «подбивки»

2

9.

Хлопушки для мальчиков

2

10.

Трюковые элементы для мальчиков

2

Раздел 3. Вращения на середине зала

14

1.

Вращение приемом plie-releve

4

2.

Подготовка к «обертасу»

4

3.

прыжки с «поджатыми» на 360*

6

Раздел 4. Вращения по диагонали

18

1.

tours piqe на каблук

6

2.

«Бегунок»

6

3.

Shaines

6

Раздел 5. Элементы национальных танцев

26

1.

Элементы башкирского танца

8

2.

Положения рук в башкирском танце

8

3.

Дробное выстукивание «трилистник»

10

Раздел 6. Этюды.

26

1.

Русский этюд

14

2.

Башкирский этюд

12

Итоговое занятие

2

Содержание программы.

IV год обучения (5 класс)

Цель: Совершенствование техники исполнения экзерсиса у станка, дробных упражнений

и мужской техники.

Задачи:

обучить технике исполнения дробных движений;

14

развивать суставо-связочный аппарат (стопы и колени), силу и выносливость;

воспитывать сценическую культуру.

Тема

Теория

Практика

1

.

Вводное занятие.

Цели, задачи и

содержание программы

обучения. Правила

техники безопасности и

санитарной гигиены при

работе в танцевальном

зале и на сценической

площадке.

Опрос, показ

2

Экзерсис у станка

Круазе, Батман Фондю,

Ронде де Жамб

Каблучное упражнение с

добавлением мазка подушечкой

стопы рабочей ноги. Сочетание

Батман Тандю жетэ с переходом

на рабочую ногу.Упражнения с

ненапряженной стопой, с

двойным мазком, с двойным

мазком и последующим ударом

подушечки, на Круазе. Батман

Фондю, позднее-высокие

развороты. Ронде де Жамб по

воздуху. Веревочка с выносом

ноги на каблук, веревочка в

сочетании с ковырялочкой.

Большие броски с переходом на

рабочую ногу грамотное

техничное исполнение в

медленном темпе по выворотным

и параллельным позициям.

3

Экзерсис на середине

зала.

Методика исполнения

движений.

Занятия на середине зала

проходят для разогрева всех групп

мышц, работа над

выразительностью. Подготовка к

танцевальным элементам, танцам

4

Вращения на середине

зала.

Техника вращения

методика исполнения

Комбинации из пройденного

ранее материала. Грамотное

исполнение на мышцах с

хорошей амплитудой движения..

5.

Вращения по диагонали

Методика исполнения

вращений

6

Элементы

национальных танцев.

Дробные выстукивания

в комбинациях

Лёгкость, точность удара

7

Этюды .

Методика исполнения

движений в характере

Элементы русского танца: ходы и

движения на месте, переменный,

15

разных народностей, их

характеристика, манеры

и нравы.

дробный ход, трилистник,

поворот с хлопушками, веревочка

с переступанием. Элементы

башкирского танца. Работа над

танцевальностью, передача

характера, стиля, техники

исполнительского мастерства.

8

Итоговое занятие

Показ. Самоконтроль.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного

предмета

«Народно-сценический

танец»,

который

определяется

формированием

комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:

- знание рисунка народно-сценического танца, особенностей

- взаимодействия с партнерами на сцене;

- знание балетной терминологии;

- знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;

- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

- знание средств создания образа в хореографии;

- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных

средств;

- умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения

учебного хореографического репертуара;

- умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;

-

умение

исполнять

элементы

и

основные

комбинации

различных

видов

народно-

сценических танцев;

- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок

при исполнении народно-сценического танца;

- умение понимать и исполнять указания преподавателя;

- умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;

- навыки музыкально-пластического интонирования; а также:

- знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и образности танцев

нашей страны и народов мира;

-

знание

канонов

исполнения

упражнений

и

танцевальных

движений

народно-

сценического танца в соответствии с учебной программой;

-

владение

техникой

исполнения

программных

движений,

как

в

экзерсисах,

так

и

в

танцевально-сценической практике;

- использование и владение навыками коллективного исполнительского творчества;

- знание основных анатомо-физиологических особенностей человека;

- применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы "Народно-сценический танец" включает в себя

текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках,

экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени,

предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме

контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут

проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках

16

промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в

счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся

за

пределами

аудиторных

учебных

занятий.

Требования

к

содержанию

итоговой

аттестации

обучающихся

определяются

образовательным

учреждением

на

основании

ФГТ. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.

По

итогам

выпускного

экзамена

выставляется

оценка

«отлично»,

«хорошо»,

«удовлетворительно», «неудовлетворительно».

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в

себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка

по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

методиче ски

правильное

исполнение

у ч е б н о -

танцевальной

комбинации,

музыкально

грамотное

и

эмоционально-выразительное

исполнение

пройденного

материала, владение индивидуальной техникой вращений,

трюков

4 («хорошо»)

возможное допущение незначительных ошибок в

сложных движениях, исполнение выразительное,

грамотное, музыкальное, техническое

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а

именно: недоученные движения, слабая

техническая подготовка, малохудожественное

исполнение, невыразительное исполнение

экзерсиса у станка, на середине зала, невладение

трюковой и вращательной техникой

2(«неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием

плохой посещаемости аудиторных занятий и

нежеланием работать над собой

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения.

Согласно

ФГТ,

данная

система

оценки

качества

исполнения

является

основной.

В

зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом

целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-»,

что даст возможность более конкретно отметить ответ учащегося. Фонды оценочных

средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний,

умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному

продолжению профессионального образования в области музыкального искусства. При

выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

оценка годовой работы ученика;

оценка на экзамене;

другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

17

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности,

постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения

должен быть построен от простого к

сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика:

интеллектуальные,

физические,

музыкальные

и

эмоциональные

данные,

уровень

его

подготовки.

При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие

основные принципы:

- целенаправленность учебного процесса;

- систематичность и регулярность занятий;

- постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;

- строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических

приемов танца.

С каждым годом обучения усложняется и становится разнообразнее танцевальная лексика

различных народностей, изучаемая в соответствии с программой, вводится ряд новых

приемов в изучении техники вращений на середине класса, по диагонали и по кругу

класса.

Урок по народно-сценическому танцу состоит из трех частей:

1. Экзерсис у станка.

2. Экзерсис на середине класса.

3. Работа над этюдами, построенными на материале русского танца и танцев народов

мира.

Преподавание

народно-сценического

танца

заключается

в

его

поэтапном

освоении,

которое включает ознакомление с историей возникновения и ходом развития техники

народно-сценического танца, практической работой у станка и на середине зала, работой

над этюдами и освоении методики танцевальных движений.

18

VI. Список рекомендуемой учебной литературы

Основная литература

.

1.

Борзов

А.А.

Программа

для

хореографических

отделений

музыкальных

школ

и

школ

искусств, 1987г.

2.

Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка.- Орел,

Труд, 1999.

3.

Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного

танца. – Орел, «Труд», 1999,1 том; 2 том - Орел, 2004.

4. Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец.- М., 1976

5. Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981

6. Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967

7. Ткаченко Т. Народные танцы. - М.: Искусство, 1974

Дополнительная литература

1. Бурнаев А. Мордовский танец. Саранск, 2002

2. Богданов Г. Русский народный танец. М., 1995

3. Власенко Г. Танцы народов Поволжья. – Самара: СГУ,1992

4. Гербек, Г. Характерный танец: настоящее и будущее. // Советский

балет, 1990: № 1

5. Корлева З. Хореографическое искусство Молдавии. - Кишинев, 1970

6. Курбет В., Ошурко Л. Молдавский танец. – Кишинев,1967

7. Ласмаке М. Латышские народные танцы. Рига, 1962

8. Мальми В. Народные танцы Карелии. – Петрозаводск, 1977

9. Моисеев И. Голос дружбы. // Советский балет, 1983: № 5

10. Степанова Л. Танцы народов России. - М.: Советская Россия, 1969

11. Уральская В. Поиски и решения.- М.: Искусство, 1974

12 Хворост И. Белорусские народные танцы.- Минск, 1976

13. Чурко Ю. Белорусский народный танец.- Минск, 1970

19



В раздел образования