Напоминание

Половые отличия таза


Автор: Четвертных Мария Дмитриевна
Должность: преподаватель анатомии и физиологии человека
Учебное заведение: ГБПОУ ДЗМ "МК№7"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы студента
Тема: Половые отличия таза
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

"Медицинский колледж № 7"

(ГБПОУ ДЗМ «МК№7»)

Рабочая тетрадь

для внеаудиторной самостоятельной работыстудента

Тема: «Половые отличия таза»

Дисциплина ОП.02 «Анатомия и физиология человека»

Для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Базовая подготовка

Курс 3, семестр 5

Рассмотрено

На заседании Методического совета

ГБПОУ ДЗМ «МК №7»

Протокол №_________

Москва

2017

1

Одобрено Составлено в соответствии с

Предметной цикловой комиссией Федеральным государственным

Протокол №_____ образовательным стандартом по

От «___»_____ 2017г. специальности

Председатель ПЦК 34.02.01Сестринское дело

_________/____________/ (базовая подготовка)

Утверждаю

Заместитель директора по УР

_________Загретдинова З.М.

« »___________2017г.

Автор-составитель:

Четвертных М.Д. преподаватель анатомии и физиологии человека первой

квалификационной категории Государственного бюджетного

профессионального образовательного

учреждения Департамента

здравоохранения города Москвы"Медицинский колледж № 7" Филиал

«Тимирязевский».

Рецензенты:

Внешний- Венграновская ЕМ – старшая медсестра ГБУЗ ДГП №110

Департамента здравоохранения г. Москвы, Филиал №3

Внутренний – Бельская Т.В. – преподаватель анатомии и физиологии

человека высшей квалификационной категории Государственного

бюджетного профессионального образовательного

учреждения

Департамента здравоохранения города Москвы"Медицинский колледж № 7"

Филиал «Тимирязевский».

2

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………..4

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

1. Цели занятия………………………………………………………………….6

2. Междисциплинарные связи …..……………………………………………...7

3. Алгоритм выполнения ВСР …………………………………………………..8

БЛОК ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1.

Задания для самостоятельной работы……………………………………….11

2. Эталоны ответов ……………………………………………………………...14

3. Критерии оценки……………………………………………………………...17

4. Список рекомендуемой литературы…………………………………………18

3

Пояснительная записка

Рабочая

тетрадь

на

тему

«Половые

отличия

таза»

составлена

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

го суд а р с т ве нно го

образовательного

стандарта

и

рабочей

программы

дисциплины

ОП.02

«Анатомия

и

физиология

человека»

для

студентовпо

специальности

Сестринское дело.

Р а б о ч а я

т е т р а д ь

п р е д н а з н а ч е н а

д л я

п р о в е д е н и я

внеаудиторнойсамостоятельной

работыстудентов.

Знания,

полученные

при

изучении даннойтемы, помогут в овладении студентами общими (ОК) и

профессиональными компетенциями (ПК), которые являются

основой для

формирования личности медицинского работника.

Тема «Половые отличия таза» является актуальной в системе подготовки

медицинских

сестёр,

так

как

данная

тема

непосредственно

связана

с

будущей профессией студентов.

Рабочая тетрадь содержит следующие разделы:

Организационно - методический блок: цели, мотивации, оснащение

занятия;

Алгоритмы выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;

Эталоны ответов;

Критерии оценки выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;

В

рабочей

тетради

представлен

список

основной

и

дополнительной

литературы.

Данная рабочая тетрадь может быть использована студентом при

подготовке к занятиям.

4

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

БЛОК

5

Тема: «Половые отличия таза»

Место проведения занятия: внеаудиторное занятие

Количество часов: 1 час

Вид занятия:

Цель: Сформировать у студентов общие и профессиональные компетенции

по теме «Половые отличия таза», необходимые для будущей профессии.

В результате изучения данной темы студенты будут

уметь: использовать знания по анатомии и физиологии для обследования

пациента, выявлений проблем пациента и планирования сестринского ухода;

знать: анатомию и физиологию человека.

Обучающие цели

Студент должен знать:

Половые отличия таза

Размеры женского таза

Функции таза

Развивающие цели

Развивать устудентов умения объяснять особенности анатомического

строения и закономерностей физиологических процессов, происходящих в

организме человека.

Развивать устудентов умения применять на практике знания обособенностях

строения и функциях таза у мужчин и женщин.

Воспитательные цели

Сформировать понимание сущности и социальную значимость своей

профессии.

Сформировать ответственное отношение к изучению дисциплины,

самостоятельности, добросовестности при выполнении заданий.

Сформировать творческий подход к решению поставленных задач.

6

Междисциплинарные связи

МДК 01.01 Здоровый человек

и его окружение

Биология Анатомия Химия

и физиология человека

Основы латинского языка

с медицинской терминологией

Внутрипредметные связи:

При рассмотрении разнообразия клеток и тканей немаловажно учитывать

строение и состав кости.

Изучение

строения

скелета,

а

в

частности

нижней

конечности,

непосредственно пересекается с месторасположением костей таза.

В

физиологии

процесса

репродукции

обязательно

учитывается

строение и размеры таза женщины.

Формирование опоры для всего туловища, правильная осанка и походка

напрямую зависят от правильного развития костей таза.

7

В результате изучения данной темы учащиеся должны овладеть следующими

Общими компетенциями (ОК), включающими в себя способности:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а

также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и

спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и

профессиональных

целей.

Профессиональными

компетенциями

(ПК), включающими

в

себя

способности:

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья

населения, пациента и его окружения.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять

ему суть вмешательств.

8

Алгоритм выполнения самостоятельной работы:

Для овладения знаниями, необходимо:

изучить материал учебника:

Гайворонский

И.В.,

Ничипорук

И.В.,

Гайворонский

А.И.:

Анатомия

и

физиология

человека:

учебник

для

студентов

средних

профессиональных

учебных

заведений;

-

М.:

Издательский центр «Академия», 2009. Стр.114-117;

Самусев

Р.П.,

Липченко

В.Я.

Атлас

анатомии

человека:

Учебное пособие для студентов средних медицинских учебных

заведений;

М.:

ООО

«Издательство

Оникс»:

ООО

«Издательство «Мир и Образование», 2007. Стр.66-69;

Барышников

С.Д.

Практикум

по

анатомии

и

физиологии

человека с основами патологии – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,

2007. Стр. 62-63.

заполнение схем

составление таблиц для систематизации учебного материала

Чтобы не возникало замешательства и путаницы во время

самостоятельной работы, выполняйте задания в указанном порядке!

9

БЛОК ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

10

Уважаемый студент!

Ознакомьтесь с рекомендациями по работе с методическим пособием

1.

Внимательно изучите содержание методического пособия, в том числе

пояснительную записку.

2.

Обратите внимание на межпредметные и внутрипредметные связи.

3.

Изучение методического пособия позволит Вам выполнить задание по

внеаудиторной самостоятельной работе.

4.

В конце работы Вы сможете проверить правильность выполненных

заданий, и оценить свой уровень подготовки, для этого прилагаются

эталоны ответов.

1.

Из изученного Вами материала заполните схемы, которые помогут

ответить на вопросы:

а) Какие кости образуют таз?

Тазовый пояс, или таз (pelvis).

б) Из каких костей срослась тазовая кость?

Тазовая кость (oscoxae).

2. Найдите на рисунках в учебнике следующие структуры: лобковый

симфиз, гребни лобковых костей, дугообразные (полукружные) линии

подвздошных костей, мыс крестца. После чего назовите два отдела таза и

линию, разделяющую их.

3. Укажите, из каких костей состоят и вместилищем каких органов

являются большой и малый таз.

Кости

Органы

Большой таз

Малый таз

4. Уточните, чем ограничены следующие анатомические структуры:

а) Верхняя апертура малого таза (вход) – ограничена…

б) Нижняя апертура малого таза (выход) – ограничена…

5.

Составьте таблицу «Половые отличия таза».

Женский таз

Мужской таз

11

Форма полости таза в целом

Расположение крыльев

подвздошных костей

Форма верхней апертуры (входа)

малого таза

Общая характеристика размера

нижней апертуры (выхода)

малого таза

Форма и размер крестца.

Расположение мыса.

Расположение копчика

Форма симфиза

Величина подлобкового угла

6.

Заполните пустые ячейки в таблице «Средние размеры большого и

малого

таза

у

женщин»,

а

также

укажите

величину

этих

размеров

в

сантиметрах.

Важно помнить, что форма и размер женского таза влияют на течение

родов!

Название размера

Расстояние от… и до…

(характеристика размера)

Величина

, см.

Средние размеры большого таза

Остистая дистанция

Гребневая дистанция

Вертельная дистанция

верхний край лобкового симфиза и

углубление между остистым

отростком V поясничного позвонка и

крестцом

Средние размеры малого таза

Анатомическая

(гинекологическая)

конъюгата (прямой

диаметр)

наиболее удаленные друг от друга

точки пограничной линии,

12

расположенные во фронтальной

плоскости

Акушерская (или

истинная) конъюгата

Диагональная конъюгата

нижний край симфиза и верхушка

копчика

бугры седалищных костей

7.Перечислите размеры таза, для определения которых используют тазомер.

8.Вычислите акушерскуюконъюгату, если значение диагональнойконъюгаты

равно 11 см. Обоснуйте свой ответ решением. Сравните полученный

результат с нормальным значением.

9. Предположите, используя полученные результаты в п.8, могут ли быть

осложнения во время родов у женщины и плода при таком значении

акушерской конъюгаты.

При оценке Вашей работы учитывается: правильность и логика построения

ответов на вопросы; эстетичность оформления.

Желаю успехов!

N.B! При возникновении трудностей в выполнении работы Вы можете

получить консультацию и рекомендации у преподавателя анатомии.

Эталоны ответов на задания внеаудиторной самостоятельной работы

по теме: «Половые отличия таза».

13

1.

Из изученного Вами материала заполните схемы, которые помогут

ответить на вопросы:

а) Какие кости образуют таз?

Тазовый пояс, или таз (pelvis).

б) Из каких костей срослась тазовая кость?

Тазовая кость (oscoxae).

2. Найдите на рисунках в учебнике следующие структуры:

лобковый симфиз, гребни лобковых костей, дугообразные (полукружные)

линии подвздошных костей, мыс крестца. После чего назовите два

отдела таза и линию, разделяющую их.

Большой и малый таз. Пограничная линия.

3. Укажите, из каких костей состоят и вместилищем каких органов являются

большой и малый таз.

Кости

Органы

Большой таз

Крылья

подвздошных костей

Служит

опорой

для

внутренних

органов брюшной полости.

Малый таз

Тазовая поверхность

крестца и копчика,

седалищные и

лобковые кости.

Мочевой

пузырь,

прямая

кишка

и

внутренние

половые

органы

(матка,

маточные трубы и яичники у женщин;

предстательная

железа,

семенные

пузырьки и семявыносящие протоки у

мужчин).

4. Уточните, чем ограничены следующие анатомические структуры:

а)

Верхняя

апертура

малого

таза

(вход)

ограничена

пограничной

линией.

б) Нижняя апертура малого таза (выход) – ограничена ветвями лобковых

и

седалищных

костей,

седалищными

буграми,

крестцово-бугорными

связками и копчиком.

5. Составьте таблицу «Половые отличия таза».

Женский таз

Мужской таз

14

Тазовые кости

Крестец

Копчик

Подвздошная

кость

Лобковая, или

лонная, кость

Седалищная

кость

Форма полости таза в

целом

Цилиндрическая

Воронкообразная

Расположение крыльев

подвздошных костей

Развернуты в стороны

Расположены почти

вертикально

Форма верхней

апертуры (входа)

малого таза

Эллипсовидная

Сердцевидная (из-за

выступающего мыса

Общая характеристика

размера нижней

апертуры (выхода)

малого таза

Шире

Уже

Форма и размер

крестца.

Расположение мыса.

Широкий, коротки,

плоский. Мыс почти не

выступает в малый

таз.

Мыс резко выступает

вперед в области верхней

апертуры (входа) малого

таза.

Расположение копчика

Не выступает вперед

Выступает вперед

Форма симфиза

Низкий, широкий

Высокий, узкий

Величина

подлобкового угла

90 - 100°

70 - 75°

6. Заполните пустые ячейки в таблице «Средние размеры большого и малого

таза у женщин», а также укажите величину этих размеров в сантиметрах.

Важно помнить, что форма и размер женского таза влияют на течение

родов!

Название размера

Расстояние от… и до…

(характеристика размера)

Величина,

см.

Средние размеры большого таза

Остистая дистанция

передние верхние ости

подвздошных костей

25-27

Гребневая дистанция

наиболее удаленные друг от друга

точки гребней подвздошных

костей

28-29

Вертельная дистанция

большие вертела бедренных костей

30-32

Наружный прямой размер

верхний край лобкового симфиза и

углубление между остистым

отростком V поясничного

позвонка и крестцом

20-21

Средние размеры малого таза

Анатомическая

мыс и верхний край лобкового

10,5-11

15

(гинекологическая)

конъюгата (прямой

диаметр)

симфиза

Поперечный диаметр

наиболее удаленные друг от друга

точки пограничной линии,

расположенные во фронтальной

плоскости

13

Акушерская (или истинная)

конъюгата

мыс и задняя, наиболее

выступающая в полость малого

таза точка симфиза

10,5

Диагональная конъюгата

мыс и нижний край симфиза

около 12,5

Прямой диаметр выхода

малого таза

нижний край симфиза и верхушка

копчика

10

Поперечный размер выхода

малого таза

бугры седалищных костей

11

7.

Перечислите размеры таза, для определения которых используют

тазомер.

Размеры

большого

таза:

остистая,

гребневая,

вертельная

дистанции

и

наружный прямой размер.

8.

Вычислите

акушерскую

конъюгату,

если

значение

диагональной

конъюгатыравно11 см.

Обоснуйте

свой

ответ

решением.

Сравните

полученный

результат

с

нормальным значением.

11 – 2 = 9 см.

9. Предположите, используя полученные результаты в п.8, могут ли быть

осложнения

во

время

родов

у

женщины

и

плода

при

таком

значении

акушерской конъюгаты.

Вариативный ответ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕННОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

16

Правильно выполненное Задание 1 оценивается в 10 баллов

Правильно выполненное Задание 2 оценивается в 10 баллов

Правильно выполненное Задание 3 оценивается в 10 баллов

Правильно выполненное Задание 4 оценивается в 10 баллов

Правильно выполненное Задание 5 оценивается в 20 баллов

Правильно выполненное Задание 6 оценивается в 20 баллов

Правильно выполненное Задание 7 оценивается в 10 баллов

Правильно выполненное Задание 8 оценивается в 10 баллов

Правильно выполненное Задание 9 оценивается в 20 баллов

Оценка 5 (отлично) ставится при получении не менее 100 баллов

Оценка 4 (хорошо) ставится при получении от 85 до 99 баллов

Оценка 3 (удовлетворительно) ставится при получении от 70 до 84баллов

Оценка 2 (неудовлетворительно) ставится при получении менее 69 баллов

При оценке Вашей работы внимание будет обращаться на точность,

краткость

и

лаконичность

ответов,

а

также

аккуратность

копирования

и

заполнения таблиц, а так же эстетичность оформления.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

17

1.

Гайворонский

И.В.,

Ничипорук

г.и..,

ГайворонскийА.И.:

Анатомия

и

ф и з и ол о г и я

ч е л о в е ка :

у ч е б н и к

д л я

с туд е н то в

с р е д н и х

профессиональных учебных заведений; - М.: Издательство ГЭОТАР –

Медиа, 2014

2.

Самусев Р.П., Сентябрёв Н.Н.: Анатомия и физиология человека: учебник

для студентов средних профессиональных учебных заведений; - М.:

Издательство «Мир и образование», 2013

3.

Самусев

Р.П.,

Сентябрёв

Н.Н.:

Учебное

пособие

«Атлас

Анатомии

человека» - М.: Издательство «Мир и образование», 2015

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора образовательного

учреждения – заведующий филиалом «Тимирязевский»

ГБПОУ ДЗМ «МК№7»

18

____________/_______________/

СОГЛАСОВАНО

Методист филиала «Тимирязевский»

ГБПОУ ДЗМ «МК№7»

____________/_______________/

19



В раздел образования