Автор: Гайдарова Светлана Валериевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 4"
Населённый пункт: город Мыски, Кемеровская область
Наименование материала: конспект урока русского языка в 3 классе
Тема: "Удвоенные согласные на стыке приставки и корня"
Раздел: начальное образование
Удвоенные согласные на стыке приставки и корня
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 4»
Автор: Гайдарова Светлана Валериевна
Предмет: русский язык
Класс: 3класс
Роль и место данной темы в курсе: 42 урок в теме «Слово»
Задачи:
- познакомить учащихся с орфограммой удвоенная согласная на стыке
приставки и корня
- развивать способности различать удвоенные согласные в корне слова и
удвоенные согласные на стыке приставки и корня
- воспитывать творческую активность учащихся
- воспитывать уверенность в себе, своих силах
Ход урока:
1. Организация начала урока.
Проверить, всё ли готово к уроку, стульчик правильно стоит?
- Сегодня к нам на урок пришли гости, повернитесь к ним, улыбнитесь и
тихонечко садитесь.
Чтоб сегодня наш урок всем пошёл ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять, слушать, думать и вникать.(слайд 1)
2. Минутка чистописания. Прописываем удвоенные согласные.
А) прописываем удвоенные согласные
сс нн пп лл мм кк
б) – Я читаю вам загадки, а вы запишите отгадки.
Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный (класс)
Многим вам она знакома,
В ней купаться можно дома.
Что же это за предмет?
Догадались или нет? (ванна)
1
Простудился я вчера,
Голова болит с утра.
Я закашлялся, охрип.
У меня, наверно, (грипп)
Вдоль дорожки по бокам
Липы, клёны тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут (аллея)
Основная единица массы в Международной системе единиц, равная 1000г.
(килограмм)
Есть спортивная игра,
В её названии – два «к».
Играя, клюшкой шайбу бей,
Игра известная… (хоккей)
Проверка на слайде.(слайд 2)
3. Повторение знаний о составе слова.
Подберите однокоренные слова к слову «класс», «грипп».
-Для чего нужно знать как можно больше однокоренных слов? (пополнить
свой словарный запас, уметь подбирать проверочные слова)
Маша и Алёша ученики 3 класса подбирали однокоренные слова к слову
«хоккей».
Вот, что у них получилось:
Маша: хоккей, хоккеист, хоккейная.
Алёша: хоккей, хоккея, о хоккее. (слайд 3)
2
- Кому удалось выполнить задание верно, без ошибок?
Ответы детей: Маше.
- Докажите.
- Одинаковый корень.
- Но у слов Алёши тоже одинаковый корень.
- Одинаковый смысл.
- Но у слов Алёши тоже одинаковый смысл.
Выясняем, что у слов Алёши изменилось только окончание. А при подборе
однокоренных слов должно измениться не окончание, а приставки или
суффиксы.
Письменно докажите, что Маша права. Что будете делать?
- Разбирать по составу.
Вспоминаем алгоритм действий.(плакат)
1.
Выделяем окончание.
2.
Выделить основу.
3.
Выделить корень.
4.
Выделить приставку.
5.
Выделить суффикс.
Один у доски, остальные в тетради.(слова написать на карточках).
4. Какие орфограммы мы повторяли?
Зачем мы повторяли? (наверное, нам это поможет в новой теме)
5. Домовёнок Афанасий пришёл к вам за помощью. Он принёс слова и
говорит, что одно слово лишнее, но не знает, какое. Помогите ему.
Рассада
Коллектив
Группа (слайд)
Работа в группах, выясняя лишнее слово.
Каждой группе даётся карточка со словами.
(слова даны на карточках)
Вывод: удвоенные согласные могут быть в корне, а могут быть на стыке
приставки корня.
Что такое стык? (соединение вплотную приставки и корня)
Воспользоваться словарём. Прочитать статью в словаре. Что обозначает слово
стык.
3
6. Закрепление темы.
А) на компьютере: «рассаживаем» слова на ёлочку для двух белочек. Что
будете делать, чтобы правильно распределить слова? (выделять в словах
приставку и корень)
Б) На слайде слова: Массаж, рассмешил, кроссворд, оттолкнул,
аттестат, одноклассник, оттаял, ввинтил.
Прочитайте слова. Спиши слова в два столбика, в один – с удвоенной
согласной в корне, в другой – с удвоенной согласной на стыке приставки и
корня.
Проверка на слайде.
массаж рассмешил
кроссворд оттолкнул
аттестат оттаял
одноклассник ввинтил
Что можете сказать о слове одноклассник? (слайд)
Подчеркни в словах знакомые орфограммы.
7. Физминутка.
Один ребёнок выходит к доске и выполняют знакомую физминутку.
8. Игра «Волшебники».(слайд)
Работа в группах.
Задание: образовать от данных слов однокоренные слова с удвоенной
согласной при помощи приставки.
Срок, целина, след, звук, длина, конь, сказать,
сердитый, сторона, окно, дерево, зуб, писать
Слова на доске написаны столбиком, а рядом учащиеся должны написать
получившееся слово.
Проверка работы группы. Выясняем, все условия задания выполнены?
* Слова однокоренные?
* Имеют удвоенные согласные?
* Образованы при помощи приставки?
9. Работа с текстом.
Дан текст на карточках.
4
В субботу наш класс побывал на экскурсии в музее. Там нам удалось
хорошо рассмотреть разные картины. Экскурсовод показывала
интересные коллекции русских художников и рассказывала историю их
возникновения. На одной из картин мы увидели беззащитного птенца.
На другой картине – бессловесный крепостной крестьянин честно
работал на злого барина.
Докажите, что это текст.
Озаглавьте.
Назовите главную мысль.
Выписать слова с удвоенными согласными: мальчики – слова с удвоенными
согласными в корне, а девочки- с удвоенными согласными на стыке приставки
и корня. Какие слова не выписал никто? (слова с удвоенными согласными на
стыке корня и суффикса).
Найдите в тексте слова на разные правила:
- правописание безударных гласных, проверяемых ударением.
- правописание парных согласных в корне слова
- сложные слова
- предлоги со словами
10. Итог урока. (слайд)
- Над какой темой работали на уроке?
- Что нужно сделать, чтобы выявить удвоенную согласную на стыке приставки
и корня?
- Какие орфограммы повторяли в течение урока?
3) Компьютерная игра, выявляющая умение учащихся разбирать слова по
составу.(«Семейный наставник». 3класс. Русский язык.)
5