Авторы: Матвиенко Алексей Алексеевич, Матвиенко Людмила Дмитриевна
Должность: старший методист, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Кропоткинский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Кропоткин, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Применение активных методов обучения в медицинском колледже"
Раздел: среднее профессиональное
Матвиенко А.А. старший методист
Матвиенко Л.Д. преподаватель
ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж», г. Кропоткин
Применение активных методов обучения в медицинском колледже
В условиях перехода образования к новым федеральным государственным
образовательным
стандартам
(ФГОС)
третьего
поколения
актуализируется
вопрос целесообразного отбора методов профессионального обучения. Новые
стандарты в основе своей имеют компетентностный подход, предполагающий
нацеленность
на
результат
в
виде
обязательного
опыта
практической
деятельности. Это требует переосмысления способов отбора и конструирования
методов обучения в профессиональной подготовке студентов.
В контексте компетентностного подхода метод обучения – это способ
взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося, направленный
на
освоение
последними
общих
и
профессиональных
компетенций.
Конструирование методов обучения должно осуществляться с учетом факторов:
- характеристики компетенций;
- дидактических возможностей методов обучения и педагогических технологий;
-
профессиональной
направленности
подготовки
(получаемой
профессии,
специальности), специфики учебных дисциплин и междисциплинарных курсов;
- профессионального уровня и индивидуальных особенностей педагога;
- уровня универсальных учебных действий, личностных и метапредметных
р е зул ьт ат о в
о бу ч а ю щ и хс я ,
д о с т и г н у т ы х
в
и т о ге
о бу ч е н и я
в
общеобразовательной школе;
- материально-технической обеспеченности образовательного процесса.
В
практике
СПО
используются
различные
по
эффективности,
целесообразности и применяемости формы работы. К ним относятся: уроки
разных
типов
(изучения
нового
учебного
материала,
закрепления
учебного
материала,
комбинированный,
обобщающий,
контрольный);
практическое
занятие; лекция (вводная, установочная, текущая, заключительная, проблемная,
лекция-беседа);
семинар
(семинар-беседа,
семинар-конференция,
семинар-
диспут,
смешанный
семинар);
консультации
(систематические
по
учебной
дисциплине,
предэкзаменационные,
по
курсовому
и
дипломному
проектированию,
консультации
к
практике
индивидуальные
и
групповые);
курсовое
проектирование;
учебная
практика;
производственная
практика;
самостоятельная внеаудиторная работа.
В условиях современного профессионального образования в структуре
компетентности специалиста, кроме профессиональных способностей, особое
значение приобретают его социальные качества. Это имеет прямое отношение к
подготовке медицинских работников среднего звена, постоянно включенных в
многоплановый процесс общения с коллегами по работе, пациентами и их
родственниками.
И
поэтому
в
обучении
студентов-медиков
все
большую
популярность приобретает классификация методов по форме взаимодействия
преподавателя и обучающихся: пассивные методы, методы активного обучения,
интерактивные методы.
В Кропоткинском медицинском колледже преподавателями используются
неимитационные и имитационные группы методов активного обучения. Среди
неимитационных
методов
популярными
являются
проблемные
лекции,
проблемные семинары, диспуты и дискуссии. В частности, учебные дискуссии
способствуют
формированию
коммуникативной
компетентности
студентов,
содействуют творческому осмыслению материала и формированию ценностных
ориентаций. Этот метод применяется преподавателями клинических дисциплин
для совместного обсуждения учебных и профессиональных проблем, решение
которых достигается путем взамодополнения и группового взаимодействия.
Имитационные
методы
также
находят
применение
в
системе
среднего
медицинского
образования.
Анализ
конкретных
ситуаций,
имитационные
упражнения,
имитационные
тренинги
являются
тем
интегральным
методом
обучения
и
контроля,
который
в
условиях
приближенных
к
реальным,
позволяют объективно выявит способность студента к реальной конкретной
профессиональной
деятельности.
Деловые,
ролевые,
дидактические,
организационно-деятельностные игры обладают большими образовательными
возможностями,
воодушевляют,
доставляют
удовольствие
всем
участникам.
Деловые
игры
как
интерактивный
метод
обучения
приобретают
особое
значение
в
медицинском
образовании,
требуют
от
студентов
теоретической
подготовки
в
области
базовых
дисциплин:
анатомии,
терапии,
хирургии,
психологии общения и пр. В учебных играх типа «Медсестра – больной»,
моделируются
условия
интеллектуальной
профессиональной
деятельности
медсестры, направленной на осуществление качественног ухода за больными.
Применение
интерактивных
методов
обучения
позволяет
формировать
у
студентов-медиков
открытую
познавательную
позицию,
которая
является
существенным фактором развития общих и профессиональных компетенций. В
целом
используемые
методы
направлены
на
формирование
у
обучающихся
собственной
точки
зрения,
умение
ее
аргументировать;
использовать
ранее
полученных знаний в качестве метода для получения новых знаний, освоения
умений. Таким образом, процесс отбора и конструирования методов обучения
носит
комплексный
характер
и
проявляется
в
умении
систематизировать
традиционные и инновационные методические конструкты и соотносить их с
требованиями
ФГОС.
Критерием
эффективности
отбора
методов
обучения
является уровень сформированности общих и профессиональных компетенций
студентов.