Напоминание

"Применение активных методов обучения в медицинском колледже"


Авторы: Матвиенко Алексей Алексеевич, Матвиенко Людмила Дмитриевна
Должность: старший методист, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Кропоткинский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Кропоткин, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Применение активных методов обучения в медицинском колледже"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Матвиенко А.А. старший методист

Матвиенко Л.Д. преподаватель

ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж», г. Кропоткин

Применение активных методов обучения в медицинском колледже

В условиях перехода образования к новым федеральным государственным

образовательным

стандартам

(ФГОС)

третьего

поколения

актуализируется

вопрос целесообразного отбора методов профессионального обучения. Новые

стандарты в основе своей имеют компетентностный подход, предполагающий

нацеленность

на

результат

в

виде

обязательного

опыта

практической

деятельности. Это требует переосмысления способов отбора и конструирования

методов обучения в профессиональной подготовке студентов.

В контексте компетентностного подхода метод обучения – это способ

взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося, направленный

на

освоение

последними

общих

и

профессиональных

компетенций.

Конструирование методов обучения должно осуществляться с учетом факторов:

- характеристики компетенций;

- дидактических возможностей методов обучения и педагогических технологий;

-

профессиональной

направленности

подготовки

(получаемой

профессии,

специальности), специфики учебных дисциплин и междисциплинарных курсов;

- профессионального уровня и индивидуальных особенностей педагога;

- уровня универсальных учебных действий, личностных и метапредметных

р е зул ьт ат о в

о бу ч а ю щ и хс я ,

д о с т и г н у т ы х

в

и т о ге

о бу ч е н и я

в

общеобразовательной школе;

- материально-технической обеспеченности образовательного процесса.

В

практике

СПО

используются

различные

по

эффективности,

целесообразности и применяемости формы работы. К ним относятся: уроки

разных

типов

(изучения

нового

учебного

материала,

закрепления

учебного

материала,

комбинированный,

обобщающий,

контрольный);

практическое

занятие; лекция (вводная, установочная, текущая, заключительная, проблемная,

лекция-беседа);

семинар

(семинар-беседа,

семинар-конференция,

семинар-

диспут,

смешанный

семинар);

консультации

(систематические

по

учебной

дисциплине,

предэкзаменационные,

по

курсовому

и

дипломному

проектированию,

консультации

к

практике

индивидуальные

и

групповые);

курсовое

проектирование;

учебная

практика;

производственная

практика;

самостоятельная внеаудиторная работа.

В условиях современного профессионального образования в структуре

компетентности специалиста, кроме профессиональных способностей, особое

значение приобретают его социальные качества. Это имеет прямое отношение к

подготовке медицинских работников среднего звена, постоянно включенных в

многоплановый процесс общения с коллегами по работе, пациентами и их

родственниками.

И

поэтому

в

обучении

студентов-медиков

все

большую

популярность приобретает классификация методов по форме взаимодействия

преподавателя и обучающихся: пассивные методы, методы активного обучения,

интерактивные методы.

В Кропоткинском медицинском колледже преподавателями используются

неимитационные и имитационные группы методов активного обучения. Среди

неимитационных

методов

популярными

являются

проблемные

лекции,

проблемные семинары, диспуты и дискуссии. В частности, учебные дискуссии

способствуют

формированию

коммуникативной

компетентности

студентов,

содействуют творческому осмыслению материала и формированию ценностных

ориентаций. Этот метод применяется преподавателями клинических дисциплин

для совместного обсуждения учебных и профессиональных проблем, решение

которых достигается путем взамодополнения и группового взаимодействия.

Имитационные

методы

также

находят

применение

в

системе

среднего

медицинского

образования.

Анализ

конкретных

ситуаций,

имитационные

упражнения,

имитационные

тренинги

являются

тем

интегральным

методом

обучения

и

контроля,

который

в

условиях

приближенных

к

реальным,

позволяют объективно выявит способность студента к реальной конкретной

профессиональной

деятельности.

Деловые,

ролевые,

дидактические,

организационно-деятельностные игры обладают большими образовательными

возможностями,

воодушевляют,

доставляют

удовольствие

всем

участникам.

Деловые

игры

как

интерактивный

метод

обучения

приобретают

особое

значение

в

медицинском

образовании,

требуют

от

студентов

теоретической

подготовки

в

области

базовых

дисциплин:

анатомии,

терапии,

хирургии,

психологии общения и пр. В учебных играх типа «Медсестра – больной»,

моделируются

условия

интеллектуальной

профессиональной

деятельности

медсестры, направленной на осуществление качественног ухода за больными.

Применение

интерактивных

методов

обучения

позволяет

формировать

у

студентов-медиков

открытую

познавательную

позицию,

которая

является

существенным фактором развития общих и профессиональных компетенций. В

целом

используемые

методы

направлены

на

формирование

у

обучающихся

собственной

точки

зрения,

умение

ее

аргументировать;

использовать

ранее

полученных знаний в качестве метода для получения новых знаний, освоения

умений. Таким образом, процесс отбора и конструирования методов обучения

носит

комплексный

характер

и

проявляется

в

умении

систематизировать

традиционные и инновационные методические конструкты и соотносить их с

требованиями

ФГОС.

Критерием

эффективности

отбора

методов

обучения

является уровень сформированности общих и профессиональных компетенций

студентов.



В раздел образования