Напоминание

"Педагогические технологии в начальном образовании"


Автор: Губина Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 25"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические технологии в начальном образовании"
Раздел: начальное образование





Назад




Педагогические технологии в начальном образовании.

В последнее время мы постоянно сталкиваемся со словами «образовательные

технологии», но немногие их понимают. Необходимо разобраться, что же они

означают.

Большой

толковый

социологический

словарь

раскрывает

данное

понятие технологии так: «Практическое применение знания и использование

методов».

Педагогический

значит,

свойственный

педагогу,

педагогике,

характерный для них; соответствующий правилам, требованиям педагогики .

Определений этих понятий множество, а соответственно, и много определений

педагогических

технологий.

Остановлюсь

на

понятии,

выдвинутом

Б.

Т.

Лихачевым, как наиболее полном, на мой взгляд: «Педагогическая технология

это

совокупность

психолого-педагогических

установок,

определяющих

специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения,

воспитательных

средств;

она

есть

организационно-методиче ский

инструментарий педагогического процесса.

Г. К. Селевко утверждает, что педагогическая технология функционирует в

качестве

науки,

исследующей

наиболее

рациональные

пути

обучения;

в

качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении; в качестве

реального процесса обучения (Г. К. Селевко).

Неотъемлемыми признаками педагогической технологии являются:

содержательность

— наличие

педагогической

концепции,

имеющей

технологическую реализацию в виде алгоритма, правила;

• управляемость и эффективность — гарантированное достижение результата;

• экономичность — оптимизация труда учителя;

• воспроизводимость — возможность воспроизведения в широких масштабах

без потери результативности;

• корректируемость — возможность использования в процессе преподавания

обратной связи в виде контроля, рефлексии.

Учитель должен построить свою работу так, чтобы его действия отличались

направленностью,

целостностью,

и

тогда

это

приведет

к

необходимому

результату и будет поддаваться прогнозу.

В основе каждой педагогической технологии лежит идея, которую разные

педагоги

реализуют

по-разному.

На

это

может

влиять

добросовестность,

творческий подход или его отсутствие, квалификация педагога, эмоциональный

настрой и другие факторы.

Существуют традиционные и инновационные педагогические технологии.

Традиционные,

как

правило,

системны,

упорядочены,

материал

подается

логически структурированно. Но вместе с тем, на уроке обеспечивается лишь

первоначальная

ориентировка

в

материале,

а

достижение

высоких

уровней

перекладывается

на

домашние

задания,

говорит

больше

учитель,

а

соответственно отмечается

слабая речевая деятельность учащихся, ученики

минимально взаимодействуют друг с другом. Инновационные же ставят целью

не накопить знания, а уметь применять их, они ориентированы на результат, а

не

на

процесс,

учитель

выступает

в

качестве

консультанта,

а

учащиеся

получают знания в процессе деятельности, а не заучивания. Сложность в том,

что использование инновационных технологий требует от учителя грамотной

организации образовательного пространства урока.

В своей работе я пытаюсь найти баланс между новым и старым.

Поскольку я работаю в начальном звене, наиболее часто применяю игровые

технологии,

но

это

совсем

не

просто.

Обязательно

должны

быть

четко

поставлены цель и результат. Много времени занимает составление сценария.

Например, история рыцарей: учащиеся получают задание нарисовать доспехи,

замки, придумать диалоги, времяпрепровождение героев. Учителю необходимо

не довлеть, а лишь контролировать, чтобы дети не отходили от заданной темы.

В

эмоционально-приподнятой

обстановке

усвоение

и

воспроизведение

материала облегчается.

Успешно на моих уроках применяются технологии проблемного обучения.

Например, чтобы вывести правило правописания какой-либо орфограммы. Я

принуждаю учащихся решать проблему самостоятельно, только подводя их к

этому. Эту технологию широко использую при объяснении нового материала.

Технология перспективно - опережающего обучения тоже имеет место быть

в моей профессиональной деятельности. С.Н. Лысенкова выяснила, что для

того,

чтобы

уменьшить

объективную

трудность

некоторых

вопросов

программы, надо опережать их введение в учебный процесс. И это, несомненно,

так. Обучение проходит наперед, маленькими вкраплениями на протяжении

какого-то времени. В итоге к изучению сложной темы все учащиеся подходят

подготовленными.

В конце скажу несколько слов о системе развивающего обучения Л.В.

Занкова, по которой я работаю. Это очень трудоемкая, но интересная система

обучения,

требующая

высокого

уровня

теоретических

знаний,

изучения

материала быстрыми темпами, осознания учащимися хода действия обучения,

включение эмоциональной сферы, а учитель должен обращать внимание на

развитие каждого учащегося. Система Л.В. Занкова предполагает формирование

у

школьников

познавательного

интереса,

гибкую

структуру

урока,

выстраивание процесса познания «от ученика», интенсивную самостоятельную

деятельность

учащихся,

коллективный

поиск

информации

на

основе

наблюдения,

сравнивания,

группировки,

классификации,

выяснения

закономерностей и др. в ситуации общения. Каждый элемент усваивается в

связи с другим и внутри определенного целого. Доминирующее начало в этой

системе

индуктивный

путь.

В

этом

очень

помогают

инновационные

педагогические технологии.

В целом, методика системно-деятельностного подхода интересна для

учащихся,

они

с

удовольствием

активно

включаются

в

работу

на

уроке.

Активно работают все учащиеся класса, особенно если их ещё объединять в

группы или пары. Таким образом,

повышается трудоспособность детей на

уроках, и они выдают положительные результаты.



В раздел образования