Автор: Губина Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 25"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические технологии в начальном образовании"
Раздел: начальное образование
Педагогические технологии в начальном образовании.
В последнее время мы постоянно сталкиваемся со словами «образовательные
технологии», но немногие их понимают. Необходимо разобраться, что же они
означают.
Большой
толковый
социологический
словарь
раскрывает
данное
понятие технологии так: «Практическое применение знания и использование
методов».
Педагогический
–
значит,
свойственный
педагогу,
педагогике,
характерный для них; соответствующий правилам, требованиям педагогики .
Определений этих понятий множество, а соответственно, и много определений
педагогических
технологий.
Остановлюсь
на
понятии,
выдвинутом
Б.
Т.
Лихачевым, как наиболее полном, на мой взгляд: «Педагогическая технология
—
это
совокупность
психолого-педагогических
установок,
определяющих
специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения,
воспитательных
средств;
она
есть
организационно-методиче ский
инструментарий педагогического процесса.
Г. К. Селевко утверждает, что педагогическая технология функционирует в
качестве
науки,
исследующей
наиболее
рациональные
пути
обучения;
в
качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении; в качестве
реального процесса обучения (Г. К. Селевко).
Неотъемлемыми признаками педагогической технологии являются:
•
содержательность
— наличие
педагогической
концепции,
имеющей
технологическую реализацию в виде алгоритма, правила;
• управляемость и эффективность — гарантированное достижение результата;
• экономичность — оптимизация труда учителя;
• воспроизводимость — возможность воспроизведения в широких масштабах
без потери результативности;
• корректируемость — возможность использования в процессе преподавания
обратной связи в виде контроля, рефлексии.
Учитель должен построить свою работу так, чтобы его действия отличались
направленностью,
целостностью,
и
тогда
это
приведет
к
необходимому
результату и будет поддаваться прогнозу.
В основе каждой педагогической технологии лежит идея, которую разные
педагоги
реализуют
по-разному.
На
это
может
влиять
добросовестность,
творческий подход или его отсутствие, квалификация педагога, эмоциональный
настрой и другие факторы.
Существуют традиционные и инновационные педагогические технологии.
Традиционные,
как
правило,
системны,
упорядочены,
материал
подается
логически структурированно. Но вместе с тем, на уроке обеспечивается лишь
первоначальная
ориентировка
в
материале,
а
достижение
высоких
уровней
перекладывается
на
домашние
задания,
говорит
больше
учитель,
а
соответственно отмечается
слабая речевая деятельность учащихся, ученики
минимально взаимодействуют друг с другом. Инновационные же ставят целью
не накопить знания, а уметь применять их, они ориентированы на результат, а
не
на
процесс,
учитель
выступает
в
качестве
консультанта,
а
учащиеся
получают знания в процессе деятельности, а не заучивания. Сложность в том,
что использование инновационных технологий требует от учителя грамотной
организации образовательного пространства урока.
В своей работе я пытаюсь найти баланс между новым и старым.
Поскольку я работаю в начальном звене, наиболее часто применяю игровые
технологии,
но
это
совсем
не
просто.
Обязательно
должны
быть
четко
поставлены цель и результат. Много времени занимает составление сценария.
Например, история рыцарей: учащиеся получают задание нарисовать доспехи,
замки, придумать диалоги, времяпрепровождение героев. Учителю необходимо
не довлеть, а лишь контролировать, чтобы дети не отходили от заданной темы.
В
эмоционально-приподнятой
обстановке
усвоение
и
воспроизведение
материала облегчается.
Успешно на моих уроках применяются технологии проблемного обучения.
Например, чтобы вывести правило правописания какой-либо орфограммы. Я
принуждаю учащихся решать проблему самостоятельно, только подводя их к
этому. Эту технологию широко использую при объяснении нового материала.
Технология перспективно - опережающего обучения тоже имеет место быть
в моей профессиональной деятельности. С.Н. Лысенкова выяснила, что для
того,
чтобы
уменьшить
объективную
трудность
некоторых
вопросов
программы, надо опережать их введение в учебный процесс. И это, несомненно,
так. Обучение проходит наперед, маленькими вкраплениями на протяжении
какого-то времени. В итоге к изучению сложной темы все учащиеся подходят
подготовленными.
В конце скажу несколько слов о системе развивающего обучения Л.В.
Занкова, по которой я работаю. Это очень трудоемкая, но интересная система
обучения,
требующая
высокого
уровня
теоретических
знаний,
изучения
материала быстрыми темпами, осознания учащимися хода действия обучения,
включение эмоциональной сферы, а учитель должен обращать внимание на
развитие каждого учащегося. Система Л.В. Занкова предполагает формирование
у
школьников
познавательного
интереса,
гибкую
структуру
урока,
выстраивание процесса познания «от ученика», интенсивную самостоятельную
деятельность
учащихся,
коллективный
поиск
информации
на
основе
наблюдения,
сравнивания,
группировки,
классификации,
выяснения
закономерностей и др. в ситуации общения. Каждый элемент усваивается в
связи с другим и внутри определенного целого. Доминирующее начало в этой
системе
—
индуктивный
путь.
В
этом
очень
помогают
инновационные
педагогические технологии.
В целом, методика системно-деятельностного подхода интересна для
учащихся,
они
с
удовольствием
активно
включаются
в
работу
на
уроке.
Активно работают все учащиеся класса, особенно если их ещё объединять в
группы или пары. Таким образом,
повышается трудоспособность детей на
уроках, и они выдают положительные результаты.