Напоминание

"Ансамбль-творческий союз"


Автор: Гарайханова Наиля Абузаровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ№2
Населённый пункт: г.Альметьевск РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Ансамбль-творческий союз"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ансамбль –творческий союз.

Гарайханова

Наиля

Абузаровна

МБОУ

ДО

ДШИ№2.

Преподаватель

по

классу домра и гитара.

Проблема сохранения контингента в ДМШ и ДШИ всегда была актуальна. И

поэтому сохранение контингента сегодня является приоритетной задачей. Я

считаю, что с помощью организаций творческих коллективов – дуэтов, трио,

ансамблей

можно

зaинтересовать

и

сохрaнить

контингент.

В

ансамбле

с

огромной

силой

проявляется

действие

одной

из

важнейших

социально-

психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Роль

общения

в

ансамбле

возрастает

до

уровня

духовных,

личностных

взаимоотношений.

Помимо

развития

профессиональных

музыкальных

умений и навыков, игрa в ансамбле не в меньшей степени учит понимать

партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают учащихся,

развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. Именно

т а ко й

т в о рч е с к и й

кол л е кт и в

р е ш а е т

п р о бл е м ы

в о с п и т а н и я

профессиональных

и

личностно-коммуникативных

качеств

каждого

участника ансамбля в отдельности. Совместное музицирование вызывает у

учащихся

большой

интерес,

тем

более,

мотивация

является

мощным

стимулом в работе. Так, ансамблевое музицирование способно значительно

повысить

заинтересованность

учащихся,

способствовать

установлению

благоприятной

атмосферы

на

занятиях,

созданию

ситуации

успешного

исполнения

музыкальных

произведений.

Испытав

радость

успешных

выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать

себя

и

в

качестве

исполнителя-солиста[2].

Это

положение

особенно

актуально для учащихся младших классов, так как у них еще недостаточно

развиты

музыкально

технические

навыки,

необходимые

для

сольного

музицирования. При этом участие в концертах является одним из мощнейших

стимулов

поддержания

интересa

к

дальнейшему

обучению.

Необходимо,

чтобы ансамблевые занятия стимулировали интерес ученика к инструменту и

1

прививали интерес к коллективному творчеству. Чувство ответственности

перед

партнером,

коллективом

за

результат

общей

работы,

качество

публичного выступления должно естественным образом возникнуть в классе

ансамбля.

Уроки

не

могут

сводиться

лишь

общим

встречам

учащихся

с

педагогом для совместного разучивания и исполнения пьес, намеченных по

программе. На уроках ансамбля дети учатся слышать себя, своих партнеров и

одновременное

звучание

ансамбля

в

целом,

подчиняясь

художественной

трактовке и логике произведения. Одна из особенностей ансамблевой игры в

том

и

состоит,

что

несколько

человек

с

разным

уровнем

музыкального

развития

и

исполнительской

подготовки

объединяются

в

единый

исполнительский организм. В небольших, малочисленных ансамблях имеет

смысл объединять примерно равных по возрасту и возможностям учеников. В

более крупных же ансамблях можно перемешать менее продвинутых детей с

более

сильными,

имеющими

навыки

ритмической

выдержки,

опыт

выступлений. В результате партнеры

взаимообогощают друг друга: более

слабый

ученик,

«опираясь»

на

сильного,

постепенно

приобретает

исполнительский навык. Надо позаботиться и о том , чтобы в исполнении

каждого голоса, каждой партии количество более или менее продвинутых

учеников было бы примерно равным, если, разумеется , технические уровни

трудностей в разных партиях не слишком различны. Учащиеся

младших

классов, начинающие впервые занятия в ансамбле, получают больше пользы

от игры в дуэтах. Подбирая интересный репертуар, помогая осваивать на

индивидуальных уроках трудности игры с партнером, педагог может очень

увлечь ученика этой формой ансамбля. Дуэты являются отличной ступенью

для перехода к другим ансамблям для двух или более голосов. Ученики

младших классов с первого года участия в ансамбле являются обязательными

участниками концертов для родителей, отчетных концертов школы, что, как

уже

говорилось

выше,

является

стимулом

для

поддержания

интереса

к

обучению

как

у

самих

детей,

так

и

у

их

родителей.

Ансамблевое

музицирование

помогает

в

преодолении

многих

комплексов,

учит

2

определенной

этике,

позитивному

общению,

повышает

самооценку.

Основную роль в становление коллектива играет руководитеь . Руководитель

ансамбля

должен

находить

подход

к

детям,

быть

коммуникативным.

От

взаимоотношений, складывающихся

между ними в процессе общения

зависит успех или неуспех репетиции, интерес к ней или безразличие и

неудовлетворённость

общей

работой.

Немаловажную

роль

здесь

играет

искренность в отношениях с детским коллективом. Руководитель должен

внимательно относиться к каждому участнику ансамбля, знать его трудности

и проблемы, уметь добрым советом и конкретным делом помочь членам

коллектива, быть им настоящим товарищем [1].Даже если исполнение далеко

от

совершенства,

это

не

должно

смущать

преподавателя.

Все

возможно

выправить дальнейшей работой. Таким образом, чем больше ребенок будет

общаться с педагогом и сверстниками на почве музыкального творчества, тем

легче

будут

преодолеваться

неизбежные

возрастные

кризисы,

особенно

кризисы

подросткового

возраста.

В

подростковом

возрасте

участие

в

коллективных творческих проектах актуально для ребенка, который остро

начинает

ощущать

свое

взросление.

Музыкальная

школа

(ДШИ)

предоставляет

такую

возможность.

Это

занятие

в

классе

ансамбля.

Коллективное

музицирование помогает преодолевать рубеж, разделяющий

солиста и ансамблиста. Когда ученики получат удовлетворение и радость от

совместной работы- можно считать ,что главная задача ансамбля выполнена.

Я

считаю,

только

сплоченный,

дружный

коллектив

залог

сохранности

контингента.

Список использованной литературы:1. Подуровский В.М. Психологическая

коррекция музыкально – педагогической деятельности / В.М. Подуровский,

Н.В. Суслова. - М.: Владос, 2001. - 220с.2. Кон И.С. Психология ранней

юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. - 90 с.3. . Драгайцева Д.Г.

Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как

фактор

развивающего

обучения

в

Детской

музыкальной

школе

/Д.Г.Драгайцева// [Электронный ресурс] / Режим доступа: dissercat

3



В раздел образования