Автор: Гарайханова Наиля Абузаровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ№2
Населённый пункт: г.Альметьевск РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Ансамбль-творческий союз"
Раздел: дополнительное образование
Ансамбль –творческий союз.
Гарайханова
Наиля
Абузаровна
МБОУ
ДО
ДШИ№2.
Преподаватель
по
классу домра и гитара.
Проблема сохранения контингента в ДМШ и ДШИ всегда была актуальна. И
поэтому сохранение контингента сегодня является приоритетной задачей. Я
считаю, что с помощью организаций творческих коллективов – дуэтов, трио,
ансамблей
можно
зaинтересовать
и
сохрaнить
контингент.
В
ансамбле
с
огромной
силой
проявляется
действие
одной
из
важнейших
социально-
психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Роль
общения
в
ансамбле
возрастает
до
уровня
духовных,
личностных
взаимоотношений.
Помимо
развития
профессиональных
музыкальных
умений и навыков, игрa в ансамбле не в меньшей степени учит понимать
партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают учащихся,
развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. Именно
т а ко й
т в о рч е с к и й
кол л е кт и в
р е ш а е т
п р о бл е м ы
в о с п и т а н и я
профессиональных
и
личностно-коммуникативных
качеств
каждого
участника ансамбля в отдельности. Совместное музицирование вызывает у
учащихся
большой
интерес,
тем
более,
мотивация
является
мощным
стимулом в работе. Так, ансамблевое музицирование способно значительно
повысить
заинтересованность
учащихся,
способствовать
установлению
благоприятной
атмосферы
на
занятиях,
созданию
ситуации
успешного
исполнения
музыкальных
произведений.
Испытав
радость
успешных
выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать
себя
и
в
качестве
исполнителя-солиста[2].
Это
положение
особенно
актуально для учащихся младших классов, так как у них еще недостаточно
развиты
музыкально
–
технические
навыки,
необходимые
для
сольного
музицирования. При этом участие в концертах является одним из мощнейших
стимулов
поддержания
интересa
к
дальнейшему
обучению.
Необходимо,
чтобы ансамблевые занятия стимулировали интерес ученика к инструменту и
1
прививали интерес к коллективному творчеству. Чувство ответственности
перед
партнером,
коллективом
за
результат
общей
работы,
качество
публичного выступления должно естественным образом возникнуть в классе
ансамбля.
Уроки
не
могут
сводиться
лишь
общим
встречам
учащихся
с
педагогом для совместного разучивания и исполнения пьес, намеченных по
программе. На уроках ансамбля дети учатся слышать себя, своих партнеров и
одновременное
звучание
ансамбля
в
целом,
подчиняясь
художественной
трактовке и логике произведения. Одна из особенностей ансамблевой игры в
том
и
состоит,
что
несколько
человек
с
разным
уровнем
музыкального
развития
и
исполнительской
подготовки
объединяются
в
единый
исполнительский организм. В небольших, малочисленных ансамблях имеет
смысл объединять примерно равных по возрасту и возможностям учеников. В
более крупных же ансамблях можно перемешать менее продвинутых детей с
более
сильными,
имеющими
навыки
ритмической
выдержки,
опыт
выступлений. В результате партнеры
взаимообогощают друг друга: более
слабый
ученик,
«опираясь»
на
сильного,
постепенно
приобретает
исполнительский навык. Надо позаботиться и о том , чтобы в исполнении
каждого голоса, каждой партии количество более или менее продвинутых
учеников было бы примерно равным, если, разумеется , технические уровни
трудностей в разных партиях не слишком различны. Учащиеся
младших
классов, начинающие впервые занятия в ансамбле, получают больше пользы
от игры в дуэтах. Подбирая интересный репертуар, помогая осваивать на
индивидуальных уроках трудности игры с партнером, педагог может очень
увлечь ученика этой формой ансамбля. Дуэты являются отличной ступенью
для перехода к другим ансамблям для двух или более голосов. Ученики
младших классов с первого года участия в ансамбле являются обязательными
участниками концертов для родителей, отчетных концертов школы, что, как
уже
говорилось
выше,
является
стимулом
для
поддержания
интереса
к
обучению
как
у
самих
детей,
так
и
у
их
родителей.
Ансамблевое
музицирование
помогает
в
преодолении
многих
комплексов,
учит
2
определенной
этике,
позитивному
общению,
повышает
самооценку.
Основную роль в становление коллектива играет руководитеь . Руководитель
ансамбля
должен
находить
подход
к
детям,
быть
коммуникативным.
От
взаимоотношений, складывающихся
между ними в процессе общения
зависит успех или неуспех репетиции, интерес к ней или безразличие и
неудовлетворённость
общей
работой.
Немаловажную
роль
здесь
играет
искренность в отношениях с детским коллективом. Руководитель должен
внимательно относиться к каждому участнику ансамбля, знать его трудности
и проблемы, уметь добрым советом и конкретным делом помочь членам
коллектива, быть им настоящим товарищем [1].Даже если исполнение далеко
от
совершенства,
это
не
должно
смущать
преподавателя.
Все
возможно
выправить дальнейшей работой. Таким образом, чем больше ребенок будет
общаться с педагогом и сверстниками на почве музыкального творчества, тем
легче
будут
преодолеваться
неизбежные
возрастные
кризисы,
особенно
кризисы
подросткового
возраста.
В
подростковом
возрасте
участие
в
коллективных творческих проектах актуально для ребенка, который остро
начинает
ощущать
свое
взросление.
Музыкальная
школа
(ДШИ)
предоставляет
такую
возможность.
Это
занятие
в
классе
ансамбля.
Коллективное
музицирование помогает преодолевать рубеж, разделяющий
солиста и ансамблиста. Когда ученики получат удовлетворение и радость от
совместной работы- можно считать ,что главная задача ансамбля выполнена.
Я
считаю,
только
сплоченный,
дружный
коллектив
залог
сохранности
контингента.
Список использованной литературы:1. Подуровский В.М. Психологическая
коррекция музыкально – педагогической деятельности / В.М. Подуровский,
Н.В. Суслова. - М.: Владос, 2001. - 220с.2. Кон И.С. Психология ранней
юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. - 90 с.3. . Драгайцева Д.Г.
Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как
фактор
развивающего
обучения
в
Детской
музыкальной
школе
/Д.Г.Драгайцева// [Электронный ресурс] / Режим доступа: dissercat
3