Напоминание

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области ИЗО и ДПИ "Волшебный пластилин"


Автор: Мельников Владимир Евгеньевич
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №2"
Населённый пункт: ЯНАО, город Губкинский
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области ИЗО и ДПИ "Волшебный пластилин"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«

ДЕТСКАЯ

ШКОЛА

ИСКУССТВ

№2»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа

в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Предметная область

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Программа по учебному предмету

ПО.01.УП.02 «Волшебный пластилин»

Губкинский, 2017

«Рассмотрено»

Методическим советом МБУ ДО

«Детская школа искусств № 2»

Протокол №__от___________2017 г.

«Утверждаю»

Директор МБУ ДО

«Детская школа искусств №2»

_______________Пастушенко В.А.

Приказ №__от____________2017 г.

Разработчик:

Мельников В.Е. - преподаватель изобразительного искусства

МБУ ДО «Детская школа искусств №2».

Рецензент:

Сахненко М.В. - заведующая художественным отделением

МБУ ДО «Детская школа искусств №2».

Рецензент:

Михеева Е.П. - профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой дизайна и

технической графики Института искусств и художественного образования ВлГУ.

Структура программы учебного предмета

2

I.

Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного процесса;

- Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на

реализацию учебного предмета;

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II.

Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план;

- Содержание тем и разделов.

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения.

IV.

Формы и методы контроля

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы и средств обучения

- Список рекомендуемой учебной и методической литературы;

- Перечень средств обучения.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа

учебного

предмета

«Волшебный

пластилин»

разработана

на

основе

«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации

общеразвивающих программ в области искусств» (приложение к письму Минкультуры России от 19

ноября 2013 года №191-01-39/06-ги), а также с учётом многолетнего педагогического опыта в

области изобразительного искусства.

Учебный

предмет

«Волшебный

пластилин»

даёт

возможность

расширить

и

дополнить

образования

учащихся

в

области

изобразительное

искусство,

являясь

одним

из

предметов

вариативной части дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области

изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области

художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных

произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем

мире.

Учебные предметы обязательной и вариативной части дополнительной общеразвивающей

общеобразовательной

программы,

а

именно:

«Изобразительное

искусство»,

«Декоративно-

прикладное

искусство»,

«Культура

и

быт

лесных

ненцев»,

«Волшебный

пластилин»

-

взаимосвязаны,

дополняют

и

обогащают

друг

друга.

При

этом

знания,

умения

и

навыки,

полученные

учащимися

по

программе

учебного

предмета

«Волшебный

пластилин»

являются

базовыми для освоения учебного предмета «Лепка», а в последующем для освоения учебного

предмета «Скульптура».

Особенностью

данной

программы

является

сочетание

традиционных

приемов

лепки

пластилином, глиной, соленым тестом с современными способами работы в разных пластических

материалах,

таких,

как

пластика,

скульптурная

масса,

что

активизирует

индивидуальную

творческую

деятельность

учащихся.

Программа

составлена

в

соответствии

с

возрастными

возможностями и учетом уровня развития детей.

Рекомендуемый возраст детей для освоения учебного предмета «Волшебный пластилин» 6 –

8 лет.

Срок реализации учебного предмета

Учебный

предмет

«Волшебный

пластилин»

реализуется

в

1-2

классах

дополнительной

общеразвивающей общеобразовательной программы в области изобразительного и декоративно-

прикладного искусства. Продолжительность учебных занятий составляет в 1 классе 33, во втором

классе 34 учебные недели в год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на

реализацию учебного предмета

Максимальная учебная нагрузка по учебному предмету «Волшебный пластилин» составляет

182 часа, из них: 134 часа – аудиторные занятия, 48 часов – самостоятельная работа.

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

Вид учебной работы,

аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график

промежуточной аттестации

Всего

часов

Классы

1

2

Полугодия

1

2

3

4

Аудиторные занятия (в часах)

33

33

33

35

134

Самостоятельная работа (в часах)

10

14

8

12

48

Максимальная учебная нагрузка

(в часах)

43

47

40

47

182

4

Вид промежуточной аттестации

Контрольн

ый урок

Контрольн

ый урок

Контрольн

ый урок

Контрольн

ый урок

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия: 1-2 классы - 2 часа в неделю.

Самостоятельная работа: 1-2 классы – 1 час в неделю.

Рекомендуемая продолжительность урока- 40 минут, перемены -10 минут.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия по учебному предмету «Волшебный пластилин» рекомендуется осуществлять в

форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в

соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.

Цели учебного предмета

Целями учебного предмета «Волшебный пластилин» являются:

1.

Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-

нравственного развития детей.

2.

Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.

3.

Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и

навыков в области художественного творчества, позволяющих в дальнейшем осваивать учебные

предметы дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области

изобразительного искусства «Живопись».

Задачи учебного предмета:

1.

Знакомство

с

оборудованием

и

различными

пластическими

материалами:

стеки,

ножи,

специальные валики, фактурные поверхности, глина, пластилин, соленое тесто, пластика - масса).

2.

Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.

3.

Формирование

понятий

«скульптура»,

«объемность»,

«пропорция»,

«характер

предметов»,

«плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».

4.

Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.

5.

Формирование

умения

передавать

массу,

объем,

пропорции,

характерные

особенности

предметов.

6.

Формирование умения работать с натуры и по памяти. Формирование умения применять

технические приемы лепки рельефа и росписи.

1.

Формирование конструктивного и пластического способов лепки.

Обоснование структуры программы

Программа

учебного

предмета

«Волшебный

пластилин»

содержит

следующие

разделы,

отражающие основные характеристики учебного процесса:

- с в е д е н и я

о

з а т р а т а х

у ч е б н о г о

в р е м е н и ,

п р е д у с м о т р е н н о г о

н а

о с в о е н и е

учебного предмета;

-распределение учебного материала по годам обучения;

-описание дидактических единиц учебного предмета;

-требования к уровню подготовки учащихся;

-формы и методы контроля, система оценок;

-методическое обеспечение учебного процесса.

5

В

соответствии

с

данными

направлениями

строится

основной

раздел

программы

«Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие

методы

обучения:

словесный

(объяснение,

беседа,

рассказ);

наглядный

(показ,

наблюдение,

демонстрация

приемов

работы);

практический;

эмоциональный

(подбор

ассоциаций,

образов,

создание художественных впечатлений).

Предложенные

методы

работы

в

рамках

общеразвивающей

образовательной

программы

являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета

и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и

видеозаписей

школьной

библиотеки.

Во

время

самостоятельной

работы

учащиеся

могут

пользоваться

сетевыми

ресурсами

для

сбора

дополнительного

материала

по

изучению

предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и

дополнительной учебной и учебно-методической литературы по специфике предмета.

Мастерская для занятий лепкой должна быть оснащена удобной мебелью (столы и стулья),

подиумами, натюрмортными столиками, компьютером, интерактивной доской.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Волшебный пластилин» построено с учетом возрастных

особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления.

Содержание программы включает следующие разделы:

- материалы и инструменты;

- пластилиновая живопись;

- пластилиновая аппликация;

- пластические фактуры;

- полуобъемные изображения;

- объемные изображения.

Учебно - тематический план

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

6

Наименование раздела, темы

Вид

учебного

занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максим

альная

учебная

нагрузка

Самост

оятель

ная

работа

Аудитор

ные

занятия

90

24

66

1 раздел «Материалы и инструменты»

1.1 Вводный урок. Инструменты и материалы.

Физические и химические свойства материалов.

Урок

3

1

2

1.2 Выполнение несложной композиции из простых

элементов по шаблону: «новогодний носок», «колпак

волшебника», «пластилиновая мозаика».

Урок

3

1

2

1.3 Выполнение композиции из Сплющенных шариков:

«бабочка», «рыбка».

Урок

3

1

2

1.4 Выполнение плоской композиции из

жгутиков: «барашек», «дерево», «букет цветов».

Урок

5

1

4

1.5 Применение в композиции нескольких элементов.

Композиция «часы», «домик», «машинка».

Урок

5

1

4

2 раздел «Пластилиновая живопись»

2.1 Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков

цвета посредством смешивания пластилина Работа по

шаблону. Осенние листья, бабочки, рыбки и др.

Урок

5

1

4

2.1 Закрепление техники «Пластилиновая живопись».

«Мое любимое животное», «игрушка».

Урок

5

1

4

2.2 Выполнение творческой работы в технике

«Пластилиновая живопись». «Космос», «Летний луг».

Урок

3

1

2

2.3 Применение техники «Пластилиновая живопись» в

конкретном изделии. «Карандашная»,

«Декорированная

вазочка».

Урок

5

1

4

3 раздел «Пластилиновая аппликация»

3.1 Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация».

Композиция: «Посудная полка», «Аквариум».

Урок

4

1

3

3.2 Контрольный урок.

Контроль

ный

просмотр

1

-

1

3.3 «Пластилиновый алфавит». Выполнение силуэтов

букв с декорированием приплюснутыми кружочками,

жгутами и т.д.

Урок

3

1

2

3.4 Использование пластилиновой аппликации и

процарапывания в творческой работе «Снежинка».

Урок

5

1

4

3.5 Выполнение многослойной композиции «Пирожное»,

«Торт».

Урок

3

1

2

4 раздел «Пластические фактуры»

4.1 Знакомство с фактурами. Способы выполнения

различных фактур.

Урок

3

1

2

4.2 Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» в

рамках тем: «Бабушкин сундучок», «Швейная

фантазия», «Канцелярский мир» и др.

Урок

3

1

2

7

4.3 Соединение пластилиновых фактур и природных

форм (семечки, крупы, макаронные изделия и др.).

«Платье для куклы», «Карнавальный костюм»,

«Театральный (цирковой) занавес».

Урок

3

1

2

4.4 Интерпретация природных фактур.

Применение знаний в творческой

композиции «Зоопарк», «Домашние

животные».

Урок

5

1

4

5 раздел «Полуобъемные изображения»

5.1 Знакомство с выполнением невысокого рельефного

изображения. Композиция «Репка», «Свекла»,

«Морковь», «Яблоко», «Ягоды» и др.

Урок

3

1

2

5.2 Закрепление умения набирать полуобъемную массу

изображения. Композиция «Божья коровка», «Жуки»,

«Кит».

Урок

3

1

2

5.3 Выполнение тематической

композиции: «Праздник», «Новый год», «Рождество».

Урок

5

1

4

5.4 Создание сложной формы предмета с последующим

декорированием. «Печатный пряник», «Жаворонки» и

др.

Урок

5

1

4

6 раздел «Объемные формы»

6.1 Лепка геометрических форм.

Выполнение задания: «Робот», «Ракета»,

«Трансформер».

Урок

3

1

2

6.2 Закрепление навыков работы с

объемными формами. Выполнение

композиции «Весенняя елка».

Урок

3

1

2

6.3 Изготовление игрушек из пластилина и природных

материалов: ежик, лесовик, пугало, огородное и др.

Урок

4

1

3

6.4 Контрольный урок.

Контроль

ный

просмотр

1

-

1

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы

Вид

учебного

занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максим

альная

учебная

нагрузка

Самост

оятель

ная

работа

Аудитор

ные

занятия

88

20

68

1 раздел «Соленое тесто»

1.1 Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое

тесто». Физические и химические свойства

материалов. Инструменты и материалы.

Урок

3

1

2

1.2 Полуобъемная композиция «цирк» в технике «соленое

тесто» с применением гуаши.

Урок

5

1

4

1.3 «Театральная кукла».

Урок-

игра

5

1

4

2 раздел «Пластилиновая композиция»

2.1 «Изразец»

Урок

3

1

2

8

2.2 Коллективная работа «Русская печка», «Очаг»,

«Камин».

Урок

5

1

4

2.3 Изготовление магнита на тему: «Времена года».

Урок

5

1

4

3 раздел «Фактуры в пластилиновой композиции»

3.1 Изготовление «фактурных валиков» для дальнейшего

использования в композициях.

Урок

3

1

2

3.2 Композиция «Замороженное оконце».

Урок

3

1

2

3.3 Дальнейшее знакомство с фактурами, текстурами.

Способы выполнения различных фактур, текстур.

Урок

3

1

2

3.4 Творческая работа «Пенек с грибами».

Урок

5

1

4

3.5 «Морские камешки».

Урок

2

1

1

3.6 Контрольный урок.

Контроль

ный

просмотр

1

-

1

4 раздел «Коллаж»

4.1 Коллаж «Морские сокровища».

Урок

3

1

2

4.2 Декоративное панно «Слово-образ».

Урок

5

1

4

4.3 Декоративное панно «Русская народная сказка»

(коллективная творческая работа).

Урок

7

1

6

5 раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов»

5.1 Композиция с использованием ниток, пластиковых

трубочек, декоративных булавок, лент, кружев и др. в

творческой работе «Паук с паутиной», «Муравейник»

Урок

5

1

4

5.2 Изделие «Волшебное зеркало» с применением

пластилиновой живописи, декоративных материалов,

фольги.

Урок-

игра

3

1

2

6 раздел «Объемные формы»

6.1 Объемная композиция на тему: «Овощная семейка».

Урок

5

1

4

6.2 Объемная лепка на тему: «Животные моего края».

Урок

5

1

4

6.3 Знакомство с каркасом. Выполнение пластилиновой

модели человека.

Урок

5

1

4

6.4 Коллективная творческая работа «Ноев ковчег».

Урок

6

1

5

6.5 Контрольный урок.

Контроль

ный

просмотр

1

-

1

Содержание тем и разделов

Первый год обучения

1. Раздел «Материалы и инструменты»

1.1. Тема: Инструменты и материалы. Физические свойства материалов.

Предмет «Лепка». Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в мастерской

лепки. Знакомство с пластилином, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с

инструментами.

Организация

рабочего

места.

Цвета

в

пластилиновых

наборах.

Выполнение

упражнений на цветовые смешения. Использование картона, цветного пластилина.

Самостоятельная работа: закрепление материала на смешивания цветов.

9

1.2. Тема: Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону:

«Новогодний носок», «Колпак волшебника», «Пластилиновая мозаика».

Знакомство с выразительными средствами предмета «Лепка». Выполнение предварительных

упражнений на изготовление простых элементов: жгут, шарик, пластина, колбаска, сплющенный

шарик и др. Формирование умения комбинировать простые формы в изделии. Использование

картона, цветного пластилина.

Самостоятельная

работа:

выполнение

зарисовок

несложных

орнаментов

из

простых

элементов.

1.3. Тема: Выполнение композиции из сплющенных шариков.

Закрепление изученной техники. Формирование умения перерабатывать природные формы,

развитие

наблюдательности,

фантазии,

образного

мышления.

Творческое

задание:

«Бабочки»,

«Рыбка». Использование картона, цветного пластилина.

Самостоятельная работа: выполнение набросков и зарисовок - «Бабочка», «Рыбка».

1.4. Тема: Выполнение плоской композиции из жгутиков.

Закрепление изученной техники. Творческое задание: «Барашек», «Дерево», «Букет цветов».

Использование картона, цветного пластилина.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию.

1.5. Тема: Применение в композиции нескольких элементов.

Развитие наблюдательности, образного мышления, мелкой моторики. Композиция «Часы»,

«Домик», «Машинка». Использование картона, цветного пластилина.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию, поиск цветового

решения.

2. Раздел «Пластилиновая живопись»

2.1. Тема: Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета посредствам

смешивания пластилина.

Знакомство с техникой «Пластилиновая живопись». Работа по шаблону. Осенние листья,

бабочка и др. Развитие образного мышления, способность передать характер формы. Использование

картона, цветного пластилина.

Самостоятельная работа: формирование гербария из листьев, разных по форме и цвету.

2.2. Тема: Закрепление техники «Пластилиновая живопись».

Закрепление

знаний,

полученных

на

предыдущих

занятиях,

умение

прорабатывать

композицию.

Композиция

в

материале:

«мое

любимое

животное»,

«игрушка».

Использование

картона, цветного пластилина.

Самостоятельная работа: выполнение этюдов мягких игрушек или домашних животных.

2.3. Тема: Выполнение творческой работы в технике «Пластилиновая живопись».

Формирование способности добиваться выразительности композиции. Творческое задание:

«Космос», «Летний луг». Использование картона, цветного пластилина.

Самостоятельная

работа:

просмотр

книжных

иллюстраций,

подбор

иллюстративного

материала для творческой работы.

2.4. Тема: Применение техники «Пластилиновая живопись» в конкретном изделии.

Развитие фантазии, воображения, применение полученных знаний о техниках и приемах.

«Карандашница», «Декорированная вазочка». Использование картона, цветного пластилина.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию.

3. Раздел «Пластилиновая аппликация»

10

3.1. Тема: Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация».

Формирование

умения

равномерно

раскатывать

пластилин

и

вырезать

из

него

стеками

различные

формы.

Выполнение

композиции:

«Посудная

полка»,

«Аквариум».

Использование

картона, цветного пластилина.

Самостоятельная работа: выполнение зарисовок силуэтов посуды сложной формы.

3.2. Контрольный урок. Контрольный просмотр.

3.3. Тема: «Пластилиновый алфавит».

Дальнейшее

формирование

понятия

«декоративность»,

развитие

мелкой

моторики.

Выполнение

силуэтов

букв

с

декорированием

приплюснутыми

кружочками,

жгутами

и

т.д.

Использование картона, цветного пластилина.

Самостоятельная работа: работа с книгой.

3.4. Тема: Использование пластилиновой аппликации и процарапывания в творческой

работе «Снежинка».

Формирование

умения

перерабатывать

природные

формы,

развитие

наблюдательности,

фантазии, образного мышления. Использование картона, цветного пластилина.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза снежинки.

3.5. Тема: Выполнение многослойной композиции: «Пирожное», «Торт».

Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Использование картона, цветного

пластилина.

Самостоятельная

работа:

разработка

формы

кондитерского

изделия.

Развитие

наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Использование картона, цветного пластилина.

4. Раздел «Пластические фактуры»

4.1. Тема: Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур.

Развитие

наблюдательности,

формирование

умения

работать

с природными формами.

Упражнение на оттиски различных поверхностей (природные материалы, мелкие предметы, ткани).

Упражнение на выполнение фактур с помощью различных инструментов (стеки, гребни, зубные щетки и

др.). Выполнение разного характера линий. Использование картона,

цветного

пластилина,

мелких

предметов, тканей разных фактур, природных материалов и др.

Самостоятельная работа: подбор различных приспособлений и материалов.

4.2.

Тема:

Выполнение

композиции

«Лоскутное

одеяло» в

рамках

тем:

«Бабушкин

сундучок»,

«Швейная

фантазия»,

«Канцелярский

мир»

и

др. Формирование навыков поэтапной

работы (выполнение оттисков, комбинирование, составление композиции). Использование картона,

цветного пластилина, мелких предметов, тканей разных фактур, природных материалов и др.

Самостоятельная работа: разработка эскиза работы «лоскутное одеяло».

4.3. Тема: Соединение пластилиновых фактур и природных форм.

Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. «Платье для куклы»,

«Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес». Использование картона, цветного

пластилина, семечек, круп, макаронных изделий и др.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза платья для любимой куклы.

4.4. Тема: Интерпретация природных фактур.

11

Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Упражнения: выполнение фактуры

перьев,

меха,

кожи

животных

и

птиц.

Применение

знаний

в творческой композиции «Зоопарк»,

«Домашние

животные».

Использование картона,

цветного

пластилина,

мелких

предметов

(канцелярские принадлежности, швейные принадлежности и др.)

Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, подбор фотографий,

открыток для работы в материале.

5. Раздел «Полуобъемные изображения»

5.1. Тема: Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения.

Формирование умения набирать массу изображения, способом отщипывания пластилина от целого

куска

и

наклеивания

на

изображение

-

шаблон.

Композиция

«Репка»,

«Свекла»,

«Морковь»

«Яблоко», «Ягоды», «Виноград» и др. Использование картона, цветного пластилина.

Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей, фруктов, ягод.

5.2. Тема: Закрепление умения набирать полуобъемную массу изображения.

Дальнейшее

формирование

умения

работать

с

полуобъемным изображением, дополнение

композиции мелкими деталями. Композиция «Божья

коровка»,

«Жуки»,

«Кит».

Использование

картона, цветного пластилина.

Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом.

5.3. Тема: Выполнение тематической композиции.

Работа над сложной полуобъемной композицией: создание предварительного эскиза, поиск

пластического и цветового решения, выполнение работы в материале.

«Новый год», «Рождество».

Использование картона, цветного пластилина.

Самостоятельная

работа:

выполнение

композиционных

поисков

для

тематической

композиции.

5.4. Тема: Создание сложной формы предмета с последующим декорированием.

Формирование

способности

добиваться

выразительности образа,

развитие

фантазии,

воображения.

«Печатный

пряник»,

«Жаворонки»

и

др.

Использование

картона,

цветного

пластилина, семечек, круп, макаронных изделий и др.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза тульского или орловского пряника, печенья

«жаворонок».

6. Раздел «Объемные изображения

»

6.1. Тема: Лепка геометрических форм.

Знакомство с объемом, первоначальные навыки передачи объема. Упражнение на выполнение

шара (глобус), куба (кубик для настольных игр), конуса (мороженое). Выполнение задания «Робот»,

«Ракета», «Трансформер». Использование картона, цветного пластилина.

Самостоятельная работа: изображение геометрических фигур.

6.2. Тема: Закрепление навыков работы с объемными формами.

Закрепление предыдущего материала, развитие фантазии, воображения. Выполнение композиции

«Новогодняя елка». Использование картона, цветного пластилина, бусин, лент, пайеток.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза новогодней Елки.

6.3. Тема: Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов (каштаны,

шишки, желуди, ореховая и яичная скорлупа, ракушки).

Формирование

навыков

моделирования,

развитие

воображения,

фантазии.

Применение

пластилина

как

соединительного

материала.

«Ежик», «Лесовик», «Пугало огородное» и др.

Использование картона, цветного пластилина.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов игрушек из природных материалов.

12

6.4. Контрольный урок. Контрольный просмотр.

Второй год обучения

1. Раздел «Соленое тесто»

1.1. Тема: Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто».

Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы. Знакомство с

технологией изготовления соленого теста, его физическими и химическими свойствами. Знакомство

с инструментами и материалами. Использование муки, воды, соли.

Самостоятельная работа: выполнение несложных элементов: шарик, «колбаска», жгут, и др.

1.2. Тема: Полуобъемная композиция «Цирк» в технике «соленое тесто» с применением гуаши.

Формирование

умения

сохранять

цельность

композиции,

работая

с

мелкими

деталями.

Гармонизация цветового ряда.

Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор материала по теме:

«Цирк».

1.3. Тема: «Театральная кукла».

Формирование умения лепить образ куклы-персонажа любой сказки для детского пальчикового

театра. Изготовление кукол для пальчикового театра. Использование муки, воды,

соли (для головки),

тканей, лент, пуговиц (для костюма).

Самостоятельная работа: выполнение эскиза будущей куклы.

2. Раздел «Пластилиновая композиция

»

2.1. Тема: «Изразец».

Знакомство с русскими изразцами. Формирование навыка

стилизации

природных

форм

в

орнамент.

Изготовление

плакетки

для

изразца,

нанесение

орнамента.

Использование

картона,

цветного пластилина.

Самостоятельная работа: Подбор иллюстративного материала по теме «Орнамент».

2.2. Тема: Коллективная работа «Русская печка», «Очаг», «Камин».

Формирование навыков работы над коллективным заданием. Выполнение плоскостной композиции

из

фрагментов

изразцов,

выполненных

на предыдущем уроке. Использование картона, цветного

пластилина.

Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала по заданной теме.

2.3. Тема: Изготовление магнита на тему «Времена года».

Формирование способности

добиваться

выразительности

образа,

развитие

фантазии,

воображения. Выполнение плоскостной композиции с применением объемных деталей. Использование

картона, цветного пластилина, магнитной ленты.

Самостоятельная работа: подбор и просмотр иллюстраций о временах года.

3. «Фактуры Раздел в пластилиновой композиции»

3.1. Тема: Изготовление «фактурных валиков» для дальнейшего использования в

пластилиновых композициях.

Формирование пространственного

мышления,

творческого

воображения.

Технология

изготовления фактурного валика, знакомство со способом работы.

Использование цилиндрических

форм (основа для валика), цветного пластилина, клея.

Самостоятельная работа: изготовление собственных валиков, выполнение разнообразных

фактур.

13

3.2. Тема: Выполнение композиции «Замороженное оконце».

Применение в работе изученных ранее фактур и приемов. Использование техники «пластилиновая

живопись», жгутов, процарапывания др. Использование картона, цветного пластилина.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза замороженного окна.

3.3. Тема: Дальнейшее знакомство с фактурами, текстурами. Способы выполнения

различных фактур, текстур.

Развитие наблюдательности, формирование

умения

работать

с

природными

формами.

Упражнение

на выполнение оттисков различных поверхностей (камни, фольга, ткани, полиэтиленовая

пленка, кора и др.). Использование картона, цветного пластилина.

Самостоятельная работа: продолжение выполнения фактур.

3.4. Тема: Творческая работа «Пенек с грибами».

Применение

полученных фактур

в

композиции

«Пенек

с

грибами».

Развитие

наблюдательности, формирование умения работать с природными формами. Использование картона,

цветного пластилина.

Самостоятельная работа: выполнение зарисовок грибов с натуры.

3.5. Тема: «Морские камешки».

Формирование умения передавать характер предметов и поверхностей, их пластическое решение,

развитие фантазии. Использование цветного пластилина.

Самостоятельная работа: лепка различных камешков.

3.6. Контрольный урок. Контрольный просмотр.

4. Раздел «Коллаж»

4.1. Тема: Коллаж «Морские сокровища».

Закрепление

приобретенных знаний,

применение

их

в

творческой

работе.

Развитие

способности передавать

выразительность

изображаемых

фигур,

умение

сохранять цельность

композиции при обработке ее отдельных элементов. Использование картона, цветного пластилина,

природного материала.

Самостоятельная работа: лепка различных камешков.

4.2. Тема: Декоративное панно «Слово-образ».

Формирование умения находить цельную форму изображаемой композиции, развитие фантазии,

освоение

художественных

приемов

декора.

Использование

картона,

цветного пластилина,

природного материала.

Самостоятельная

работа:

работа

с

книгой.

Знакомство

со

шрифтами,

шрифтовыми

композициями. Копирование отдельных букв.

4.3. Тема: Декоративное панно «Русская народная сказка» (коллективная творческая работа).

Развитие умения передавать характер сказочных персонажей

средствами

лепки.

Развитие

навыков

работы

над

коллективным заданием.

Использование

картона,

цветного

пластилина,

природного материала.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов к русским сказкам.

5. Раздел «Композиция из пластилина и декоративных материалов»

5.1. Тема: «Муравейник», «Паутинка с паучком».

14

Выполнение композиции

с

использованием

ниток,

пластиковых

трубочек,

декоративных

булавок,

лент,

кружева

и

др.

материалов

для

рукоделия.

Развитие наблюдательности, фантазии,

образного

мышления,

умение передавать

пластику

природных

форм

средствами

лепки.

Использование картона, цветного пластилина, ниток, бусин, пуговиц, лент и др.

Самостоятельная работа: сбор подготовительного материала, изучение иллюстраций.

5.2. Тема: «Волшебное зеркало».

Выполнение

несложного

изделия

-

зеркала

с

применением

пластилиновой

живописи,

декоративных материалов,

фольги.

Формирование

навыков

моделирования,

развитие

воображения, фантазии. Использование картона, цветного пластилина, ниток,

бусин, пуговиц, лент,

фольги и др.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов зеркал.

6. Раздел «Объемные формы»

6.1. Тема: Объемная композиция на тему: «Овощная семейка».

Развитие наблюдательности, умения найти и подчеркнуть в натуре характерные особенности.

Передача характера натуры. Использование картона, цветного пластилина.

Самостоятельная работа: выполнение зарисовок овощей и фруктов с натуры.

6.2. Тема: Объемная лепка на тему: «Животные моего края».

Развитие наблюдательности, умение подмечать характерные и выразительные движения, позы

животных. Выполнение пластического решения с учетом кругового объема.

Самостоятельная

работа:

выполнение

фотографий

домашних

животных.

Подбор

иллюстративного материала.

6.3. Тема: Знакомство с каркасом. Выполнение пластилиновой модели человека.

Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, первоначальные навыки передачи

движения. Использование картона, цветного пластилина, проволоки.

Самостоятельная работа: фотографирование людей в движении. Сбор подготовительного материала в

виде открыток, иллюстраций и фотографий.

6.4. Тема: Коллективная творческая работа «Ноев ковчег».

Передача взаимоотношений персонажей пластическими средствами, закрепление знаний,

умений, полученных за два года обучения по данной программе.

Самостоятельная

работа:

выполнение

эскиза

композиции

«Ноев

ковчег»,

поиск

образов

персонажей композиции.

6.5. Контрольный урок. Контрольный просмотр.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает

программа учебного предмета «Волшебный пластилин»:

1.

Должны

иметь

представление

о

понятиях

«скульптура»,

«объемность»,

«пропорция»,

«характер

предметов»,

«плоскость»,

«декоративность»,

«рельеф»,

«круговой

обзор»,

композиция».

2. Иметь представление об оборудовании и различных пластических материалов.

3. Иметь представления о том, как наблюдать за предметом, анализировать его объем, пропорции, форму.

15

4. Получить представление о массе, объеме, пропорции, характерных особенностях предметов.

5. Получить представления как работать с натуры и по памяти.

6. Познакомиться с техническими приемами лепки рельефа и росписи.

7. Первоначальные навыки конструктивного и пластического способов лепки.

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию.

Текущий контроль проводится за счет часов учебного времени. Оценки теоретических и

практических знаний учащихся, может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения

тематических кроссвордов, тестирования, выставок.

Промежуточная

аттестация

проводится

в

форме

контрольных

уроков,

зачетов

в

виде

контрольного просмотра, творческого просмотра по полугодиям за счет аудиторного времени. По итогам

промежуточной аттестации учащимся выставляется оценка за полугодие или учебный год.

Критерии оценок

Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:

«5» («отлично») -

ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил

композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход,

технически грамотно

подошел к решению задачи;

«4» («хорошо») –

в

работе

есть

незначительные

недочеты

в

композиции

и

в

цветовом

решении,

при

работе

в

материале есть небрежность;

«3» («удовлетворительно») –

работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически

отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации педагогическим работникам

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития

детей.

Помимо методов работы с учащимися, указанными в разделе «Методы обучения», для воспитания и

развития навыков творческой работы учащихся программой применяются также следующие методы:

- объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

- творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

- исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей

других

материалов);

- игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза,

проведение праздников и

др.).

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии

после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует

появлению и укреплению у учащихся заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой

целью педагогу необходимо знакомить детей с работами мастеров, народных умельцев, скульпторов,

керамистов. Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение

детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение

бесед и экскурсий, участие в творческих мероприятиях).

16

Несмотря на направленность программы на развитие индивидуальных качеств личности

каждого

ребенка

рекомендуется

проводить

коллективные

творческие

задания.

Это

позволит

объединить детский коллектив.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Для

полноценного

усвоения

материала

учебной

программой

предусмотрено

ведение

самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится до 50% времени от

аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнения к изученным

темам, рисование с натуры, эскизирование). Учащиеся имеют возможность посещать ремесленные

мастерские (скульптура, керамика), работать с книгой, иллюстративным материалом в библиотеке.

6. СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Список рекомендуемой методической литературы

1. Бабанский Ю.А. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном

процессе. Народное образование СССР, 1982. - №7, с. 106-111

2. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. - М.: Владос, 2004. с.66-74

3. Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005

4. Буткевич Л.М. История орнамента. - М.: Владос, 2003

5. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: 1 век до н.э. - 8 в. н.э. - М.:

Искусство, 1977

6. Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры

малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. -М., 1998

7.

Ерошенков

И.Н.

Культурно-воспитательная

деятельность

среди

детей

и

подростков.

-

М.:

«Владос», 2004

8.

Захаров

А.И.

Конструирование

керамических

изделий.

Учебное

пособие,

РХТУ

им.

Д.И.Менделеева, 2004

9. Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. - М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева,

2004, с.5-29

10. Керамика Абрамцева. Под ред. О.И.Арзуманова, В.А.Любартович, М.В.Нащокина. - М.: Из-во

«Жираф», 2000, с. 64-77

11. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. -М.: «Владос», 2002. с.6-

15

12. Кузин B.C. Изобразительное искусство и основы его преподавания в школе. Издание 3-е. - М.:

«Агар», 1998. с. 179-184

13. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.: Владос, 2004. с. 8-20

14. Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. - М.: «Юный художник», 2000. - 1-я часть: с. 28-30, 2-я

часть: с.23-25

15. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М.: «Искусство в школе», 1995,

с.9-29

16. Моделирование фигуры человека. Анотомический справочник./Пер. с англ. П.А.Самсонова -

Минск, 2003, с.31, 36, 56

17.

Ростовцев

Н.Н.

Методика

преподавания

изобразительного

искусства

в

школе.

-

М.:

Просвещение, 1980

18. Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. - М: Внешторгиздат, 1980,

с.33-36

19. Русские художественные промыслы./Под ред. Поповой О.С. Каплан Н.И. - М.: Издательство

«Знание», 1984, с.31-48.

20. Скульптура. История искусства для детей. - М.: «Росмэн». Под ред. Е.Н.Евстратовой. 2002, с.8-

17

17

21. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.

- М.: Издат. центр «Академия», 1999, с. 246-250

22. Федотов Г.Я. Русская печь. - М.: Изд-во Эксмо, 2003, с. 140-144

23. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000 с.51-56

Список рекомендуемой учебной литературы

1. Белашов A.M. Как рисовать животных. - М.: «Юный художник», 2002, с. 3-15

2. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. - М.:

Издательство «Агар». 1998, с.26-28

3. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. - М.: Просвещение, 1979

4. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1975

5. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. - М.: «СварогиК», 1999. с.129, 135,

150

6. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982

7. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. - М.: Просвещение, 1985

8. Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа, 1979

9. Федотов Т.Я. Глина и керамика. - М.: Эксмо-Пресс, 2002, с.44, 47

10. Федотов Т.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997

Перечень средств обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью,

натюрмортным фондом;

-

наглядно

-

плоскостные: наглядные

методические

пособия,

карты,

плакаты,

фонд

работ

учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

-

демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели,

натюрмортный фонд;

-

электронные

образовательные

ресурсы: мультимедийные

учебники,

мультимедийные

универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: презентации уроков, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

18



В раздел образования