Напоминание

"Фрагмент практического занятия для педагога по дисциплине ОП.01 Здоровый человек и его окружение"


Автор: Качан Татьяна Семеновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Комсомольский -на -Амуре филиал образовательного учреждения"Хабаровский государственный медицинский колледж"
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-амуре,Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Фрагмент практического занятия для педагога по дисциплине ОП.01 Здоровый человек и его окружение"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Комсомольский -на-Амуре филиал краевого государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения «Хабаровский государственный

медицинский колледж» министерства здравоохранения Хабаровского края

Методическая разработка

Фрагмента практического занятия

для преподавателя

Дисциплина ОП.01 Здоровый человек и его окружение

Тема: «Репродуктивная система женщины и мужчины»

Специальность:31.02.01.Лечебное дело

Углубленная подготовка, очная форма обучения

Составила: преподаватель Качан Т.С.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями Федерального

образовательного стандарта подготовки специалистов по специальности 31.02.01 лечебное дело

углубленной подготовки, очной формы получения образования.

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме

«Репродуктивная система женщины и мужчины»

Практическое занятие проводится преподавателем после лекционного курса, поэтапно

отражается деятельность преподавателя и студентов на каждом этапе и регламентировано

временем.

В методической разработке отражены образовательные, развивающие и воспитательные цели

занятия, что должен знать и уметь студент на каждом этапе практического занятия, а также

профессиональные и общие компетенции.

В методической разработке предлагаются задания по проверке исходного уровня знаний,

практические задания по отработке навыков, задания для самостоятельной работы.

Студентам предлагается методическое указание для самоподготовки на практическом занятии.

Методика выполнения студентами самостоятельной работы направлена на умения применять

приобретенные знания для решения практических задач.

Тема «Репродуктивная система женщины и мужчины»

Тип занятия и форма проведения занятия: практика.

Мотивация темы

Репродуктивного здоровья человека начинается задолго до его рождения и определяется целым

комплексом факторов, с которыми повседневно сталкивается человек. Становление

репродуктивной системы девочки начинается в 7-8 лет и достигает оптимального развития к

16-17 годам. Принято считать, что репродуктивный возраст женщины укладывается в

возрастной период 15-49 лет. Постепенное угасание репродуктивной функции начинается в 45

лет. Половое созревание мальчиков происходит на 1-2 года позднее, чем у девочек. Интенсивное

развитие половых органов и вторичных половых признаков у мальчиков начинается с 10-11 лет.

Сроки наступления полового созревания и его интенсивность различны и зависят от многих

факторов: состояния здоровья, характера питания, климата, бытовых и социально-

экономических условий.Неблагоприятные бытовые условия, неполноценная пища, недостаток

в ней витаминов, тяжелые или повторные заболевания приводят к задержке полового

созревания. В подростковом периоде формируются и закрепляются навыки и стереотипы

поведения, во многом определяющие дальнейший образ жизни. У отдельных подростков

выявляются патологические поведенческие реакции, развивающиеся на основе биологических

и социально-психологических предпосылок. В это время нередко приобретаются и затем

закрепляются вредные привычки( курение, наркомания, злоупотребление алкоголем),

неблагоприятно сказывающиеся на соматическом и репродуктивном здоровье. Все это снижает

адаптационные возможности организма и обостряет хронические заболевания. Качество

репродуктивного здоровья человека определяется не только профессиональной деятельностью-

характером профессии, наличием вредных факторов условий труда, стажем работы в них, но и

факторами окружающей среды. Для экологически неблагоприятных районов характерна

повышенная частота угрозы прерывания беременности, гипотрофии плода, тяжелых форм

врожденных аномалий. В современных условиях организованное население детородного

возраста, работающее в неблагоприятных условиях и проживающее в экологически

загрязненных районах, пребывает в хронической стрессовой ситуации. Это создает высокий

риск ущерба здоровью, в том числе репродуктивному и здоровью будущего ребенка. Итак,

медицинскому работнику принадлежит большая роль в укреплении репродуктивного здоровья

мужчины и женщины с момента внутриутробного развития до становления репродуктивной

системы человека.

Цели занятия:

1.Образовательные:

.углубить знания по теме: «Репродуктивная система женщины и мужчины»

.ориентировать студентов на формирование профессиональных знаний

2.Развивающие:

.развивать у студентов логическое мышление

.обучить самостоятельному поиску решений на основе анализа и синтеза знаний

3. Воспитательные

.воспитывать чувство профессиональной ответственности

.воспитывать пунктуальность, добросовестность и милосердие

.сформировать положительную мотивацию к обучению

Профессиональные компетенции

ПК, формируемые на занятии:

Результаты (освоенные

ПК)

Показатели оценки

результатов

Формы и методы

контроля знаний

ПК.1.1.Проводить

диагностические

исследования

Использование знаний и

умений при изучении

дисциплины

Решение тестовых

заданий (тестовый

контроль)

ПК.1.2.

Оформлять

и

в е с т и

м е д и ц и н с к у ю

документацию

Использование знаний и

умений в практической

деятельности

Проведение и письменное

оформление дородовых

патронажей

ПК.1.4.Проводить

санитарно-гигиеническое

просвещение населения

Использование знаний и

умений при проведении

профилактической

деятельности

Подготовка и проведение

бесед по организации

мероприятий личной

гигиены половых органов,

гигиены половой жизни,

поддержания

рационального питания,

адекватной двигательной

активности, обучения

поддержанию

безопасности.

Общие компетенции

ОК, формируемые на занятии:

Результаты ( освоенные

ОК)

Показатели оценки

результатов

Формы и методы

контроля знаний

ОК 1. Понимать сущность

и социальную значимость

своей будущей профессии,

п р о я в л я т ь

к

н е й

устойчивый интерес.

Правильность понимания

значимости профессии

«фельдшер»

Оценка на практических

занятиях

ОК 2.Вести здоровый

образ жизни для

достижения жизненных и

профессиональных целей

Систематичность и

эффективность здорового

образа жизни с целью

профилактики

заболеваний

Защита презентаций и

рефератов, сообщений.

ОК 3. Принимать решения

в

с т а н д а р т н ы х

и

нестандартных

ситуациях

и

н е с т и

з а

н и х

ответственность

Точно и быстро оценивать

ситуацию

Наблюдение за

деятельностью

обучающихся в процессе

освоения дисциплины

О К

4 . Р а б о т а т ь

в

коллективе

и

команде,

эффективно

общаться

с

коллегами,

руководством,

потребителями.

Эффективность

взаимодействия с

обучающимися

Оценка на практических

занятиях и наблюдение за

деятельностью

обучающихся

Оснащение занятия:

1.Методическая разработка для преподавателя на практическом занятии

2.Календарно-тематический план

3.Методическое указание для самоподготовки студентов на практическом занятии

4.Презентация ( видиофильмы)

.Женские половые гормоны

.Сперматогенез

.Гигиена половой жизни

5.Таблицы

.Строение и функции половых органов и женского таза, их роль в репродукции

. Репродуктивная система мужчины.

половые и добавочные железы.

6. Учебная доска

7.Учебное пособие Д.А.Крюкова, Л.А.Лысак, О.В.Фурса « Здоровый человек и его

окружение2013.

Место проведения: учебный кабинет № 109

Продолжительность: 90 минут

Методы обучения:

.фронтальный опрос

.решение тестовых заданий

.практические задания

.иновационные технологии ( видеофильмы, видеопрезентации)

Межпредметные связи:

.Анатомия и физиология человека

.Гигиена и экология человека

.Медицинская психология

.Этика и деонтология медицинского работника

Внутрипредметные связи:

.Акушерство и гинекология

.Дородовые патронажи беременной

.Вредные привычки подростков

Литература для преподавателя

Основная:

1.Д.А.Крюкова,Л.А.Лысак,О.В.Фурса « Здоровый человек и его окружение»:

учеб.пособие, 20013.

2. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. Руководство к

практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2014.

3.С.А.Филатова,Л.П.Безденежная,Л.С.Андреева «Геронтология»,2006

4.В.Р.Кучма, В.И.Донцов, В.Н.Крутько «Этапы жизнедеятельности человека и

медицинские услуги в разные возрастные периоды»,2002

5.Профильные web-сайты интернета

6.Лекционный материал

Дополнительная:

1.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья

граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями и дополнениями).

2.Организация профилактической деятельности амбулаторно-

поликлинических учреждений на современном этапе / Под ред. А.И.

Вялкова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

3. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред.

А.А. Баранова – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

4.

Охрана здоровья детей и подростков / Под ред. Сопиной З.Е.: Уч. пособ.

– М. ГЭОТАР-Медиа, 2009.

5. Руководство для средних медицинских работников/ Под ред.Ю.П.

Никитина, В.М. Чернышева. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.

Основные этапы действий и примерная хронокарта занятий

Наименование этапа

Содержание этапа и методические

указания

Реализуемая цель занятия

Время

1

Организационный

момент

Отмечаются отсутствующие,, к занятию

Воспитание дисциплинированности,

пунктуальности, организованности

2 мин.

2.

Мотивация учебной

деятельности

Сообщается тема ( на учебной доске),

освещается её место в педиатрии и в

будущей профессиональной деятельности

Привитие интереса к изучаемой теме,

формирование профессиональных

навыков

3 мин.

3.

Контроль исходного

уровня знаний

Проводится проверка знаний в форме

фронтального опроса (Приложение №1)

Выявления уровня подготовки к

практическому занятию

5 мин.

4.

Формирование умений и

навыков

(самостоятельная

практическая работа)

1.Работа с методическим указанием для

студентов

2.Презентация «Женские половые

гормоны»

а) назовите гонадотропные гормоны

гипофиза женщины

б) дайте определение понятию рилизинг-

гормон, место его образования

в) вопрос: где происходит образование

гормона-эстрадиола?

3.Демонстрация видеоролика

«Сперматогенез»

а) рассказать, где происходит

сперматогенез

б) назвать основной половой

гормонмужчины, его функции

в) перечислить добавочные половые

железы мужчины

4.Презентация «Гигиена половой жизни»

а) дать ответ- какие заболевания

передаются половым путем?

б) ответьте на вопрос: можно ли

Проверка знаний, умений и

практических навыков студентов.

Контроль самостоятельной работы

студентов.

20 мин.

принимать ванну, купаться в бассейне или

в открытом водоеме при менструации?

в) расскажите о гигиене во время

менструации

5.

Проведение итогов

Обсуждение видеороликов. Выводы.

Поощряются активные и творчески

активные студенты. Сообщаются оценки.

Делаются выводы.

Приобщение к творческой деятельности.

Самооценка своей деятельности.

10 мин.

6.

Домашнее задание

Сообщается тема следующего занятия

( согласно КТП). Предлагаются

методические пособия для самоподготовки

во внеаудиторное время ( для следующего

практического занятия)

Создание мотивации на последующую

работу

5 мин.

Приложение №1

к этапу №3

Фронтальный опрос

1.Дать определение: «репродуктивный возраст», «половые гормоны»

2.Перечислить половые гормоны женщины, их роль в репродукции

3.Назвать мужские половые гормоны, их биологическое действие на организм.

4. Строение и функции половых органов и женского таза. Овогенез. Регуляция

менструального

цикла

5. Строение и функции половых органов мужчины. Сперматогенез. Влияние факторов

окружающей среды на сперматогенез, потенцию, фертильность

6.Виды сексуальных нарушений

7.Роль медицинского работника в укреплении репродуктивного здоровья женщины и мужчины

8.Овогенез. Регуляция менструального цикла

9.Половые рефлексы мужчины и женщины

10.Гигиена половой жизни

Приложение №2

к этапу №4

Строение мужских и женских половых органов, или

репродуктивная система человеческого организма

Мужская половая система

Мужские половые органы включают следующие анатомические элементы: внутренние —

яички (мужские половые железы), их протоки, придаточные половые железы и внешние —

мошонка и половой член (пенис).

Яички (семенники, или тестос) — это две железы округлой формы, в которых вырабатываются

сперматозоиды и синтезируются мужские половые гормоны (андроген и тестостерон).

Яички расположены в мошонке, выполняющей защитную функцию. Мужской половой орган

(пенис) находится в нижней части лобковой доли. Образован губчатой тканью, которая

снабжается кровью двух больших артерий и обладает способностью при возбуждении

заполняться кровью, увеличивать пенис в размерах, меняя угол наклона (эрекция). Пенис

имеет тело и головку, покрытую складкой кожи и слизистой оболочкой, называемой «крайней

плотью».

Уретра, или мочеиспускательный канал, — это тонкая трубка, которая соединяется с

мочевым пузырем и семявыводящими протоками яичка. Через нее моча и сперма выводятся

наружу.

Семявыносящие протоки — две тоненькие трубки, по которым сперматозоиды попадают

из яичка в семенные пузырьки, где они накапливаются и созревают.

Простата, или предстательная железа — мышечный орган, в котором вырабатывается

жидкость белого цвета, которая, смешиваясь со сперматозоидами, образует сперму. При

сокращении мышц простаты сперма выталкивается наружу через уретру. Это называется

эякуляцией.

Женская половая система

Женские половые органы включают следующие анатомические элементы: внутренние —

яичники, маточные или фаллопиевы трубы, матку, влагалище — и внешние — малые и

большие половые губы, клитор, гимен (девичья плева).

Яичники — две железы, напоминающие по форме и размерам большую фасоль. Они

расположены с обеих сторон матки в нижней части брюшной полости женщины. В яичниках

развиваются женские половые клетки — яйцеклетки — и синтезируются женские половые

гормоны — эстрогены. Яйцеклетка созревает в маленьком пузырьке яичника 24-30 дней, после

чего пузырек разрывается и яйцеклетка выходит в маточные трубы. Это называется овуляцией.

Маточные (фаллопиевы) трубы соединяют полость матки с яичниками. В фаллопиевых

трубах происходит оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом.

Матка — это полостной мышечный орган, напоминающий грушу, выстланный изнутри

слизистой оболочкой.

Матка имеет три отверстия: два боковых, соединяющих ее с фаллопиевыми трубами, и

нижний, соединяющий ее через шейку с влагалищем. Когда оплодотворенная яйцеклетка

попадает в матку, она погружается в слизистую оболочку, прикрепляясь к стенке матки. Здесь

и развивается зародыш, а позже плод. Неоплодотворенная яйцеклетка выходит из организма

женщины вместе с частями слизистой оболочки матки и небольшим количеством крови. Это

называется менструацией.

Нижняя тоненькая часть матки называется шейкой. Шейка матки и влагалище образуют у

беременных женщин родовой канал, по которому при рождении плод выходит из полости

матки наружу.

Малые половые губы (вульва) — это складки кожи, закрывающие внешний вход влагалища и

уретры. Здесь расположен клитор, в котором находится много нервных рецепторов, что имеет

значение для эрекции (полового возбуждения). С боков малых губ расположены большие

половые губы.

У девочек, не имевших полового контакта (коитуса), внешний вход во влагалище закрыт

тонкой соединительно-тканной мембраной, которая называется гимен, или девичья плева.



В раздел образования