Напоминание

Дифференциация звуков "с-з". Восприятие на слух текста "Зина дежурная".


Автор: Борминцева Наталья Михайловна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Супоневская школа - интернат"
Населённый пункт: г. Брянска
Наименование материала: методическая разработка занятия
Тема: Дифференциация звуков "с-з". Восприятие на слух текста "Зина дежурная".
Раздел: начальное образование





Назад




ГБОУ «Супоневская школа – интернат»

Конспект занятия по развитию слухового

восприятия и формированию устной

речи

1 класс. (2 вид)

Учитель-дефектолог:

Борминцева Н.М.

Тема: Дифференциация звуков «с-з».

Восприятие на слух текста «Зина дежурная».

Цели. 1 .Продолжать учить дифференцировать звуки « с-з» на материале

слогов, слов, словосочетаний, предложений.

2. Развивать самоконтроль за произношением данных звуков.

3. Учить опознавать в тексте знакомый речевой материал и

распознавать незнакомый по звучанию на слух речевой материал в

контексте.

4. Накапливать слуховой словарь.

Оборудование: карточка со слогами, карточка со словами, предметные

картинки со звуками «С», «3», карточка с закрытыми предложениями,

учебник «Произношение 1 класс», карточка с текстом « Зина дежурная»,

макет класса, подвижные фигурки.

План занятия.

1 .Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Дифференциация звуков «с-з» :

а) работа со слогами;

б) работа со словами.

4. Называние картинок со звуками «с « и «з».

5. Чтение предложений.

6. Работа с учебником.

7. Работа с текстом.

8. Работа на голое ухо.

9. Итог занятия.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Э) Поздоровайся! Можно войти?

Э) Послушай!

Здравствуйте!

Э) Какой сегодня день недели? Сегодня...

Э) Дежурный. Дежурный.

Э) Кто сегодня дежурный? Сегодня дежурный...

Э) Как ты слышишь? Я слышу хорошо

(плохо).

Э) Ты слышишь плохо? Нет.......... Да.......

Э) Как работают аппараты? Аппараты работают..

Э) Ты готова к занятию? Да, я готова к занятию

Э) Спроси, что ты будешь делать Н.М. что я буду делать

на занятии?

Э) Сегодня на занятии ты будешь Я буду хорошо говорить

хорошо говорить звуки «с-з». звуки «с-з».

Будешь слушать текст. Я буду слушать текст.

2. Артикуляционная гимнастика.

Э) Будем делать зарядку для языка, Будем делать зярядку

для языка.

а) « заборчик» ( перед уч-ся лежат

б) « почистим зубы » карточки с артикул.

в) « качели» упражнениями)

(учитель следит за качеством

выполнения артикуляционных упражнении)

3. Дифференциация звуков «с-з».

Э) Послушай!

Э) Говорим звук «с» голос есть? Голоса нет.

Говорим звук «з» голос есть? Да, голос есть.

Э) Звуки «с-з» какие? Почему? Согласные. Потому

что их нельзя петь.

Послушай, какой звук скажу.

Повтори!

Э)С, С, С, З,С,З,З,С,З,С,С,З (Ребёнок слушает и

повторяет).

Э) Будешь говорить слоги. Я буду говорить слоги

Послушай и повтори!

( сначала с фонетической ритмикой, стоя,

затем на слух, сидя).

За – са аза-аса

Зо-со азо-асо

Зу-су азу-асу

Зи-си ази-аси

Э) Будешь говорить слова. Я буду говорить слова

Послушай слова, вставь пропущенные

буквы, повтори слова.

О.а- ко.а (перед ребёнком

.уп - .уб карточка со словами)

Воло.ы - ро.ы

О.ёл - ко.ёл

О.ина- кор.ина

Скажи слово «коза» по слогам. Ко-за. В слове 2

Сколько в слове слогов? Почему? Слога, потому что

Скажи слогов в слове «волосы» тут 2 гласных.

Почему? И т. д.

4. Работа с картинками.

(перед уч-ся лежат картинки: санки, Уч-ся находит и на-

самолёт, зонт, заяц, часы, берёза, соль, ходит и называет

снеговик, зебра, газета, зеркало, замок, картинки со звуком

коса, совок, корзина, кисточка, апельсин). «с», а затем со

Назови картинки, где есть звук «с». звуком «з».

Придумай четыре слова со звуком «с».

Назови картинки со звуком «з».

Придумай четыре слова со звуком «3».

5. Работа с предложениями.

Э) Будешь читать предложения. Я буду читать

( перед ребёнком лежат предложения, предложения.

закрытые полосками из разноцветной

бумаги).

Э) Открой красную полоску. (уч-ся открывает

-В саду растёт куст смородины. нужную полоску

Э). Открой синюю полоску. отчитывается о вы-

-Зина ездила к бабушке на поезде. полненном поруче-

Э) Открой зелёную полоску. чении и читает

-Из берёзы делают мебель и посуду. предложения).

Последнее предложение скажи:

громко

тихо

6.Работа с учебником.

Посмотри на картинки. Ответь Сажает, сидит, собирает

одним словом «Что делает?» забивает, заливает,

Составь предложение по картинке . загорает.

Послушай мои предложения. (Уч-ся составляет

Повтори. предложение по указанной

Э) Мама сажает розу. картинке.)

Э) Саша забивает гвозди в стену.

7. Работа с текстом

Спроси, что ты будешь делать дальше. Что я буду делать дальше?

Э) Дальше ты будешь слушать текст. Дальше я буду слушать

Э) Текст называется « Зина дежурная». текст.

( на столе макет класса, подвижные

фигурки)

Класс. Зина дежурная. Зина взяла тряпку. (После каждого предъяв-

Зина вытерла доску. Доска чистая. ления уч-ся говорит,

Зина молодец! Она хорошая дежурная. что услышал).

(Текст предъявляется на слух 2раза с

использованием макета класса и подвиж-

ных фигурок).

О ком рассказ?

Что сделала Зина?

Какая Зина дежурная?

Послушай! Покажи!

Э) Взяла. Покажи, как?

Э) Вытерла. Покажи, как?

Э) Чистая. Скажи по- другому. Не грязная, нет грязи.

Восприятие текста по предложениям. ( Уч-ся слушает, повторяет

каждое предложение

двигает фигурку.)

8. Работа на голое ухо.

Сними аппараты! Слушай! Я снял(а) аппараты.

Дежурная, доска, вытерла доску,

Хорошая дежурная, молодец.

Кто сегодня дежурный?

Надень наушники. Я надел(а) наушники.

9. Итог занятия.

Что ты делала? Я хорошо говорила

звуки «с-з», слушала текст.

Спроси, как ты занималась(лся)? Как я занималась(лся)?

Э)Ты занималась(лся) хорошо! Я занималась(лся)

Э) Ты молодец! хорошо. Я молодец!

Э) Ты рад(а)? Я рад(а)!

Э) Попрощайся! До свидания!



В раздел образования