Напоминание

"Час мужества пробил на наших часах"


Автор: Шааф Оксана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Нижнеомская СШ№1"
Населённый пункт: Омская обл.,с.Нижняя Омка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Час мужества пробил на наших часах"
Раздел: начальное образование





Назад




Разработка внеклассного мероприятия «Час мужества пробил на наших часах»

Цели и задачи:

Сформировать у учащихся чувство глубокого сопереживания подвигу героев,

способствовать воспитанию в них чувства гордости за нашу славную историю, высокого

патриотизма.

Ознакомить учащихся с особенностями военной истории нашей страны.

- с помощью подборки отрывков из музыкальных произведений усилить эмоцио-

нальное воздействие на восприятие темы учащимися;

- создав визуальный ряд из произведений художников и фотографий, сформировать

образ героев и их подвигов;

- с помощью литературной подборки, дополнительно воздействовать на эмоции

учащихся.

1

На устный журнал приглашаются ветераны и дети войны.

Смена слайдов осуществляется вручную кликом мыши или клавишей ПРОБЕЛ. Неко-

торые слайды требуют дополнительных кликов. Их количество указано в скобках по-

сле номера слайда.

Слайд1.

Слайд2(8).

Что гибель нам? Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд

И ждём приказа нового. И пусть

Не думают, что мёртвые не слышат,

Когда о них потомки говорят.

Николай Майоров,

погиб в бою с фашистами на Смоленщине.

Слайд3.

Учитель:

Воскресного дня накануне

Безоблачные небеса.

22 июня, ровно в 4 часа…

Черные тени в тумане росли,

Туча на небе темна.

Первый снаряд разорвался вдали,

Так начиналась война.

22 июня 1941 года. Кто не помнит эту дату? Она вошла в нашу жизнь воем вражеских

бомб, разрушенными сёлами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в

рабство, замученных в лагерях смерти.

Слайд 4(1).Весь наш народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками: в

военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили порой прямо со школьной скамьи.

Поток добровольцев не иссякал всю войну.

Слайд5(1).В тылу остались только женщины, дети, старики. Они работали на заводах,

рыли окопы, строили оборонительные сооружения, гасили на крышах зажигательные бом-

бы, чтобы спасти от пожара свои дома.

Слайд6(1). Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к

станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, от-

цов и сыновей.

Слайд7(1).Главным девизом всей страны стало: «Всё для фронта, всё для победы!» В тылу

самоотверженно работали для фронта, на фронте сражались за тех, кто остался дома.

2

Слайд8(1).

Ах, война! Что ж ты, подлая, сделала?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На дороге едва помаячили, и ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики! Мальчики!

Постарайтесь вернуться назад!

Слайд9(1).Первыми кто принял вражеский удар, были защитники Брестской крепости.

Не-

мецкое командование планировало захватить в первые часы войны г. Брест и Брестскую

крепость, расположенные на направлении главного удара группы армий "Центр". Но их

план провалился. Около месяца оборонялась Брестская крепость.

Слайд10(1).

Слайд11(1).Сейчас вы видите надписи, сделанные на стенах защитниками крепости.

Нас было пятеро: Седов, Грутов И, Боголюбов, Михайлов, Селиванов В.Мы приняли пер-

вый бой 22.VI.1941 – 3.15ч. Умрём, но не уйдём!

Умрём, но из крепости не уйдём.

Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина.

Оборона крепости – это массовый подвиг советских воинов, принявших на себя удары в

сотни раз превосходящих сил противника и ценой своей жизни задержавших наступление

врага.

Ученик читает стихотворение на фоне слайдов,

Слайд12(1). (Стихотворение о войне. Александра г. Минск 14 лет.)

Видишь раны земли глубокие,

Слышишь стоны в тиши отчаянные.

В небе птицы кружат одинокие -

То друзья твои по случайности.

Знаешь, эта война страшная,

Никого в живых не оставила.

На товарищах, дне вчерашнем

Красной краскою крест поставила.

Слайд13(1).

Слышишь, где-то гремит раскатами.

Не гроза. Это с базы снаряд.

Эта школа – больница с палатами

Для задетых войною солдат.

3

Слайд14(1).

Помнишь дом свой, крыльцо родимое?

Помнишь детство, скамью у ворот?

Только горе рукою незримою

Увело всё за поворот.

Слайд15(1).

Никого в живых не останется

Этим вечером в этих краях,

Только память навеки останется

О выносливых стойких парнях.

Слайд16(1).

Веришь, солнце не раз взойдёт

Над землёю несчастной, взрытою.

Только друг твой уже не споёт,

Умирает от раны открытой он.

Ты запомни такими, как жили,

И за что умирали они.

До сих пор дожди не отмыли

Этой кровью залитой земли.

Слайд17(1).

Если слышишь разрывы и ходишь,

Если веришь, чего-то ждёшь,

Если силы ещё находишь,

Значит, ты всё ещё живёшь.

Слайд18(1).

Слайд19(1).

Учитель:

Оборона Брестской крепости - пример мужества и стойкости советского народа в

борьбе за свободу и независимость Родины, яркое проявление нерушимого единства наро-

дов. Защитники крепости - воины более чем 30 национальностей - до конца выполнили

свой долг перед Родиной, совершили один из величайших подвигов народа в истории Ве -

ликой Отечественной войны. Правительство высоко оценили исключительный героизм за -

щитников крепости. Звание Героя Советского Союза присвоено майору Гаврилову и лейте-

нанту Кижеватову. Около 200 участников обороны награждены орденами и медалями.

08.05.1965 года крепости присвоено почетное звание "Крепость-герой" с вручением орде-

на Ленина и медали "Золотая Звезда".

4

Слайд20(1).От пограничной Брестской крепости до Смоленска, от Киева до Тулы враг

продвигался с тяжелыми боями и всюду встречал героическое сопротивление. Яростный

отпор получил противник под городом Ельней. Здесь на какое-то время неудержимый на-

тиск немецких полчищ был приостановлен. И всё же враг продолжал рваться к Москве.

Слайд21(1).С воздуха город подвергался разрушительным бомбовым ударам. Отдельные

разъезды гитлеровских мотоциклистов даже проникли в город. Но все усилия овладеть

Москвой закончились полным провалом. Советские войска остановили немцев и застави-

ли отступить. Это было первое крупное поражение врага. Что помогало людям выстоять?

Это любовь к Родине, жажда жизни.

Слайд22(1).Вглядитесь в эти лица, молодые, красивые.

Слайд23(1). Все они верили, что разобьют врага и вернутся домой, но не всем суждено

было вернуться назад. Сколько их погибло!… Скольких не дождались домой… Но память

о них жива! Кажется, что они незримо присутствуют с нами, глядят на нас.

Слайд24(1).А дома ждали письма с фронта.… Ждали заветные треугольники.

Вот одно из таких писем.

«Письмо к Богу», найденное в кармане убитого солдата, Александра Зацепы.

Послушай Бог.… Еще ни разу в жизни

с тобой не говорил я, но сегодня

мне хочется приветствовать Тебя.

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

что нет Тебя. И я, дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел

из кратера, что выбила граната,

на небо звездное, что было надо мной.

Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,

каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,

но я тебе скажу, и Ты меня поймешь:

не странно ль, что средь ужасающего ада

мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать,

вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

Слайд25(1).

На полночь мы назначены в атаку,

Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…

Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.

Мне было хорошо с Тобой. Еще хочу сказать,

что, как Ты знаешь, битва будет злая,

и, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,

позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется я плачу. Боже мой, Ты видишь,

со мной случилось то, что нынче я прозрел.

5

Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

А дома их ждали родные и близкие. Стихотворение Константина Симонова стало гимном

для всех солдат.

Слайд26(1).

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт.

Жди, когда уж надоест тем,

Кто вместе ждёт.

Жди меня, и я вернусь.

Не желай добра тем,

Кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня.

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино на помин души.

Жди, и с ними за одно выпить не спеши.

Слайд27(1).

Жди меня, и я вернусь всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть скажет: «Повезло!»

Не понять не ждавшим им, как среди огня

Ожиданием своим ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать только мы с тобой.

Просто ты умела ждать как никто другой.

К.Симонов.

6

Слайд28(4).

Ученик:

Война оставила след почти в каждой семье. 27 миллионов своих сыновей и дочерей не до-

считалась наша страна. Они не пощадили своей жизни ради победы.

Учитель:

Разрушено 1710 городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень. Взорвано около 32

тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Уни-

чтожено то, что было создано трудом нашего народа. Выведены из строя заводы, фабрики,

затоплены шахты, истоптаны плодородные нивы.

Ученик:

Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал

фронту последнее.

Учитель:

(читает стихотворение А. Твардовского «Война — жесточе нету слова…»).

Слайд29(1).

Война — жесточе нету слова,

Война — печальней нету слова.

Война — святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного,

Еще не может быть, и нет.

Показ слайдов.

Война всегда жестока, уносит человеческие жизни, делает людей калеками и инвалидами.

Но народ выстоял.9 мая 1945 года кровопролитная война с германским фашизмом завер-

шилась.

Слайд30(1). Берлин взорвался салютом долгожданной Победы. Советские войны крепко

обнимали друг друга. Военных не спрашивали, кто, они, хватали их в охапку и качали,

подбрасывая над головами бурлившего и ликовавшего людского моря.

Слайд31(1).В полночь грянул невиданный салют. Было дано тридцать залпов из тысячи

орудий.

Два ученика читают отрывок из стихотворения А. Твардовского «Прошла война, про-

шла страда…».

Слайд32(1).

1 ученик:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда,

Об этом не забудем.

2 ученик:

Пусть память верную о ней,

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

7

Слайд33(1).1 ученик:

Пускай во всем, чем жизнь полна,

Во всем, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана,

О том, что в мире было.

2 ученик:

Затем, чтоб этого забыть,

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье — не в забвенье!

8

Список использованной литературы:

1."История России", издательство г. Москва 2003г.

2."Говорят погибшие герои", издательство политической литературы 1991г.

3."Города – герои", издательство "Малыш" 1998г.

Список музыкальных произведений:

1."Священная война".

2."Журавли".

3."Лунная соната".

4.Ария "Осколок льда".

5."Прекрасное далёко."

6. "День победы".

9



В раздел образования