Напоминание

Формирование грамматических навыков


Автор: Ващенко Надежда Михайловна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: Медколледж КФУ им. В.И. Вернадского
Населённый пункт: Симферополь Крым
Наименование материала: статья
Тема: Формирование грамматических навыков
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование грамматических навыков

Выполнила:

Преп. Ващенко Надежда Михайловна

Симферополь, 2017 год

Грамматика - это система объективно действующих правил по образованию словоформ и сочетания

слов в предложении, которые образуют речь. Поскольку язык является средством отображения

действительности, то грамматика отображает объективные отношения и связи между предметами и

явлениями окружающего мира. Грамматика как наука описывает грамматическую основу речи. В

зависимости от подхода к описанию грамматических явлений различают традиционную,

структурную, трансформационную, описательную (дескриптивную) и другие грамматики. В

методике обучения иностранного языка под грамматикой понимают предмет, с помощью которого

усваивают правила построения речи. Однако, чисто методическая форма, так называемая

«педагогическая грамматика» до сих пор не создана, и преподаватели иностранного языка

пользуются лингвистической грамматикой. Отсюда и определенная неясность относительно

способов обработки грамматического материала, свойственная некоторым научно-методическим

работам на эту тему. В изучении грамматики принципиальное значение имеет окончательная цель,

которую мы ставим перед студентами: знать грамматику или владеть ею, учить правила построения

речи или овладеть ими? Для того чтобы знать грамматику, достаточно обратиться к какому-то

авторитетному изданию, прочитать его и по возможности запомнить, что там написано. Овладеть

грамматикой означает научиться применять соответствующие правила на практике. Одних знаний

тут недостаточно. Владения правилами предусматривает практическую деятельность и только через

деятельность их можно усвоить. Основной целью обучения грамматики иностранного языка является

формирование у студентов грамматических языковых навыков, как одного из важнейших

компонентов речевых умений в области аудирования, говорения, чтения и письма. В связи с этим

существенное значение имеет вопрос отбора грамматического материала, достаточного для

реализации коммуникативных целей обучения в рамках требований, предусмотренных программой .

В методической литературе различают активный и пассивный грамматический минимум. Первый

охватывает те грамматические явления, которые предназначаются для применения в устной речи в

рамках обозначенных программой. Он обрабатывается преимущественно устно. Для другого

(пассивного) грамматического минимума относят грамматические явления, которые студенты

должны узнать и понять во время чтения. Программа несколько конкретизирует его, но он уточняется

так же учебниками. Пассивная грамматика применяется в процессе чтения и во время подготовки к

нему. Третий вопрос касается содержанию обучения грамматики. Касательно английского языка,

например, ее каркас составляют 3 элемента:

1. Порядок слов, от которого очень часто зависит даже значение слова (пор. animal fat-fat animal,

oil lamp-lamp oil, etc.)

2. Использование

служебных

и

структурных

слов (Have you read it? In the box; of the room; to my

brother, etc.)

3. Использование

окончаний,

суффиксов

и

префиксов (She goes, two boys; the strongest animal, etc.)

Так же определяется содержание обучения грамматики и в других языках, которые изучают в

школе, с той лишь разницей, что удельный вес отдельных его компонентов может быть разный. В

морфологии немецкого языка, как флективно-аналитической, применение элементов оформления

разных грамматических категорий (род, число, падеж) : суффиксов, префиксов и окончаний ,

занимает доминирующие место. В плане синтаксиса обращают внимание на твёрдо фиксированный

порядок слов и рамочную конструкцию простого и порядкового предложения . Любую

грамматическую форму можно рассмотреть как звено в двух типах связей.

Во-первых, ее можно рассматривать в системе вертикальных противопоставлений, как говорят

лингвисты, в системе парадигматических оппозиций. При таком подходе она выступает в парадигме

родственных форм и вместе с ними составляет так называемую парадигматическую модель.

Усвоение такой «колонки» (парадигм) в течение длительного времени было основным, и казалось,

единственным путем усвоения грамматики вообще. Поиск других способов владения грамматикой

вызывает иногда удивление у некоторых преподавателей : им кажется, что грамматика «исчезает» с

процесса изучения иностранных языков.

Во-вторых, грамматическую форму можно рассмотреть и в системе горизонтальных связей, или

так называемых синтагматических контрастов. При таком подходе она выступает как компонент

предложения, при определенных условиях может трактоваться как речевой образец.

Основополагающей в изучении грамматики считают в этом случае не парадигматичную, а

структурную модель. Новая грамматическая форма определяется в языковом образце как «начальная

точка», расположенная на фоне определенного языкового контекста и структурных связей.

В практике обучения иностранных языков применяют лексический способ, согласно с которым

элементы отдельных грамматичных тем подаются как отдельные лексические единицы. При этом

грамматические противопоставления между ними иногда не акцентируются. Примером лексического

способа подачи грамматического материала может быть изучение числительного, местоимения и

других. Его можно применить так же в процессе овладения так называемыми «нестандартными»

(«неправильными», «сильными») глаголами и в тех случаях, когда с какой-нибудь парадигмой

усваивается только один элемент.

Когда говорят о роли сознания в обучении иностранных языков, то это прежде всего касается

грамматики, поскольку благодаря ей высказывания приобретает своё грамматическое оформление.

По данным психологии, навыки любой деятельности могут быть сформированы двумя путями:

А) механическим, когда человек много раз повторяет действие без надлежащего его осознания.

Б) сознательным, когда человек понимает не только содержание, но и механизм,

последовательность своей деятельности.

Так же доказано, что в условиях сознательной деятельности человека навыки и умения формируются

значительно быстрее. Касательно обучения грамматики иностранного языка, тут дело несколько

усложняется, учитывая двуплановое строение языка. С одной стороны язык это код, то есть

физическая форма, с помощью которой мы передаем, чувствуем и видим речь. С другой, речь - это

план содержания, тот, который выражает помощь мысли, сообщение, смысл высказывания. В

процессе обучения иностранного языка постоянно возникает потребность одновременного осознания

обоих планов. Однако известно, что человек с нормальными данными в течение определенного

отрезка времени может концентрировать внимание только на одном каком-то объекте. Так, например,

нельзя декламировать стихотворения и одновременно выполнять хотя бы простые арифметические

действия. Учитывая это, преподаватели иногда прибегают к крайности, когда они долго и упорно

анализируют со студентами форму высказывания или, наоборот, проводят тренировки без

объяснения строения определенной формы. При этом в обоих случаях считают, что в таком случае

реализуется принцип сознания.

В решении вопроса о роли сознания в изучении иностранного языка следует помнить о

психологических возможностях человека, в частности структуру нашего внимания, через которую

осуществляется осознание предмета. В связи с этим подчеркнем такие две её особенности.

1) Внимание очень подвижно. За образным высказыванием П. Хелболдта, внимание будто

путешественник, который не знает усталости, не задерживается долго на одном месте и

останавливается лишь там, где ему интересно. Подвижность внимания, способность его быстро

переключаться с одного объекта на другой - общеизвестно. Что касается речи это, в частности,

означает, что за счёт быстрого перехода, сознание человека может контролировать оба плана – план

выражения и план содержания.

2) Внимание имеет центр, вокруг которого функционирует определенная активная периферия, в

котором несложно убедиться путем самоконтроля.

Факт наличия периферии в нашем внимании вносит некоторую ясность в поставленном выше

вопросе о возможности контроля обоих планов. Очевидно, что центр внимания ( или как его иногда

называют «светлая точка» внимания ) в процессе нормальной речи (родного языка) всегда

сосредоточивается на плане содержания. Однако внимание одновременно держит под контролем и

отдельные языковые средства, то есть план выражения, который осуществляется за счет активной

периферии нашего внимания.

Сказанное дает возможность ближе подойти к вопросу о роли сознания в изучении иностранного

языка. Очевидно, что между центром внимания и ее периферией существует тесное взаимодействие.

Поэтому при возникновении ошибки периферия сигнализирует об этом и привлекает к ошибке центр

внимания. Так создаются предпосылки для ее исправления. Однако следует помнить, что механизм

самоконтроля и самокоррекции будет действовать только в том случае, если говорящий знает

закономерности зарождения речи, то есть если до этого они сознательно учились. Если же механизм

речи раньше не осознавался, то студент не только не будет знать, как исправить ошибку, но и не

получит сигнал о том, что он ее сделал. Преподаватели, которые пытаются предоставить и отработать

грамматический материал без предыдущих его объяснений, лишь путем интенсивной тренировки,

сталкиваются с фактом, когда студент, которого остановили на ошибке, не знает, в чем она состоит.

Итак, усвоение языкового материала должно сопровождаться сознательным восприятием его

формы, а затем в результате тренировки, когда форма начинает функционировать автоматически,

центр внимания переноситься на содержание высказывания. План выражения в таком случае

контролируется только периферическим вниманием. В связи с изложенным можно определить такие

два пути в усвоении языка. Первый аналогичный тому, который наблюдается при овладении

ребенком родным языком. Однако он требует большого количества и высокой насыщенности

повторений (которые зависят от сетки времени) и высоких имитативных способностей, присущих

детям до 10-12 лет. Другой, который предусматривает сознательную целенаправленную учебную

деятельность студента.

В обучении иностранных языков применение правил является необходимостью, поскольку:

1) Правило дает возможность сосредоточить усилия студента на усвоении определенного элемента

формы. Если студент знает, на что направлены его усилия, усвоение материала происходит быстрее,

поскольку дают мотивационно-волевые факторы.

2) Путем применения правил у студента формируется естественное умение контролировать

правильность своей речи. Постоянное применение их в процессе тренировки ведет к сгоранию

осознания, обеспечивает переход его в «настороженность» в отношении новых форм, а затем - в

потенциальную способность к осознанию. Последнее активизируется только при необходимости

(контроль периферией внимания).

3) Опора на правила обеспечивает безошибочную речь, что является очень важным в период

формирования навыков (становление стереотипов), поскольку предотвращает интерференции

родного языка. Особенно это касается начальных этапов обучения. Здесь «профилактика ошибок» ,с

помощью правил необходима, ведь ошибочное применение языковых форм разрушает создаваемый

стереотип. Следует, однако, подчеркнуть, что понятие «применение правила» не имеет ничего общего

с теоретизированием, которым иногда подменяют обучения языку. Избыточный энтузиазм, что

касается грамматики, является одной из самых распространенных признаков плохого преподавателя.

В современной методике обучения иностранным языкам различают два вида правил: правила-

инструкции и правила обобщения. Правило-инструкция - это короткая формула, которая касается не

всего комплекса грамматического явления, а лишь какого-то одного его элемента, одной формы,

включенной в речевой образец. Такие правила применяются при структурном способе подачи

грамматического материала, и количественно они соответствуют набору языковых образцов. Так, при

обработке повествовательных форм Present Perfect преподаватель ссылается на два языковых

образца:

Pete has written this letter.

The boys have read this book.

В первом из них правило-инструкция будет звучать так: «В третьем лице единственного числа

Present Perfect образуется с помощью вспомогательного глагола has третья форма спрягаемого

глагола». Такое правило, не предлагается для заучивания и воспроизведения, его сообщают студентам

только перед началом выполнения соответствующего упражнения и фактически «приписывают» к

нему. Студенты сохраняют его в оперативной памяти, потому что оно служит им инструкцией к

действию, облегчает выполнение задания. В современной методике наметились попытки

формулировать правила-инструкции в соответствии с потребностями речи. Так, приведенное выше

правило-инструкция к первому языковому образцу можно сформулировать так: «когда нужно

сказать, что один человек только что выполнил какое-то действие, принимают форму типа has done,

has taken, has broken» .Такое формулирование правил, несмотря на определенную языковую

«нечеткость», с коммуникативной точки зрения очень полезны. Во всех случаях правило-инструкция

формулируется сжато и кратко. И часть его, которая касается формы, может подкрепляться или

замещаться схемами и формулами. Длинные и громоздкие правила студенты не могут хранить в

оперативной памяти, а, следовательно, и пользоваться ими. В процессе тренировки правило должно

направлять языковые уроки студента. Постепенно оно применяется в единстве с языковым действием

и становится элементом речевого поведения человека.

Процесс практического усвоения грамматического явления заканчивается так называемым

«сталкиванием» языковых образцов, то есть противопоставлением их по линии парадигмы, а всего

грамматического явления другим явлениям на основе функции (англ . Past Indefinite -- Present

Perfect). Грамматические формы теперь предстают в комплексе и подлежат усвоению с помощью

правил – обобщений. Последние трактуют грамматическое явление в комплексе. К примеру:

«Present Continuous образуется от личной формы настоящего времени глагола to be и четвертой

формы спрягаемого глагола. Он употребляется для выражения действия ... и т.д.» Правило обобщение

систематизирует приобретенные студентами ранее знания и описывает грамматическое явление

обзорно. При этом оно отражает взаимодействие форм в середине парадигмы и связь этого явления с

причастными грамматическими явлениями. По своей методической функцией правила обобщения

напоминают теоретическое описание закономерности строения родного языка. В плане

взаимодействия правила-инструкции и правила обобщения соотносятся как целая часть. Студенты

должны усвоить сведения, которые содержат правила обобщения. Это повышает возможность

самоконтроля, что в свою очередь, способствует общему закреплению навыков, а затем и развития

умений.

Психофизиологическую основу грамматических навыков складывают так называемые

грамматические динамические стереотипы, которые формируются в результате многократного

повторения языковых образцов с различным лексическим наполнением и в различных

коммуникативных условиях. Тот, кто учится, многократно , воспринимает предложения одинакового

строения, сам применяет их, и хотя содержание каждого из них не закрепляется в его памяти, их

общие свойства, в частности логическое строение, запоминаются. Сформированный таким образом

языковой стереотип приобретает свойство автоматизма: запуск одного его элемента вызывает

возбуждение других. В обучении иностранного языка в основе этой закономерности осуществляется

целенаправленная интенсивная тренировка.

Приступая к разработке любого грамматического явления, преподаватель, прежде всего

определяет, какими речевыми образцами, и их вариантами оно может быть представлено

(повествовательная, вопросительная, отрицательная формы и т.п.) Имея такой список, он определяет

последовательность их усвоение и планирование работы в соответствии с отведённым для этого

времени. Работа над грамматическим явлением включает следующие этапы:

1. Презентация речевого образца с объяснением новой формы (правило-инструкция).На начальном

этапе обучении преобладает устное введение. Сложные грамматические явления можно

проиллюстрировать на доске, новую форму выделить цветными мелками.

2. Упражнения на формирование слухового образа: «Слушайте предложения, поднесите руку, если

в них встретится форма ...» (дается набор предложений, часть из которых содержит новую форму).

Для усвоения зрительного образа (пассивная грамматика) такое упражнение можно предлагать как

письменное: «Прочитайте и найдите...» или «Перепишите и подчеркните…»

3. Неоднократное повторение предложений с новым грамматическим элементом. При этом

возможна групповая форма работы, работа группами и индивидуально, с преподавателем или с

директором.

4. Выполнение серии упражнений для формирования навыков – подстановочных упражнений на

преобразование, на заключение предложений, вопросительно-соответствующих и тому подобное.

Эти упражнения сопровождаются правилами - инструкциями и по возможности могут быть

коммуникативно-направленными.

5. Обработки других элементов грамматического явления в языковых образцах.

6. Объяснения родства новых элементов в различных языковых образцах или разницы между

ними, то есть подача правила обобщения. При этом можно сопоставить соответствующие речевые

образцы. Правило обобщения необходимо закрепить на серии подстановочных или других

упражнений на формирование навыков. Так, для данного конкретного случая путем подстановки

можно менять подлежащее в зависимости от личной формы вспомогательного глагола have или has.

7. Включение обработанных речевых образцов с новым грамматическим явлением в

общеязыковой практике. Упражнения на развитие речи должны иметь коммуникативный характер, то

есть употребление нового грамматического явления может определяться потребностью общения.

Если грамматическое явление усваиваются рецептивно, то его иногда целесообразно подать

парадигматическим способом, то есть обзорно и комплексно. Однако к такому способу усвоению

материала можно прибегнуть только тогда, когда новые формы часто и неоднократно встречаться в

легких текстах. Элементы анализа и некоторое сосредоточение внимания студентов на формах этого

явления в тексте также способствуют усвоению.



В раздел образования