Автор: Макарова Галина Александровна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДО"СЮТ" Населённый пункт: г.Каменск-Шахтинский, Ростовская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Праздник космонавтики" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных техников»
г. Каменск-Шахтинский
Принято на Метод.совете
Протокол № _____от ________г.
Методическая разработка
Праздник космонавтики « Путешествие по Солнечной Системе»
Выполнила: педагог МБУ ДО «СЮТ»
Макарова Г.А.
2015-2016гг.
Пояснительная записка
В советскую эпоху День космонавтики считался одним из значительных
профессиональных праздников. Начало празднику положил в 1961 году полет
в космос Юрия Гагарина. Это был первый выход человека на околоземную
орбиту. С той поры космонавтика шагнула неимоверно далеко, интерес во
всем мире к далеким планетам с каждым годом увеличивается. Космонавтика
не
оставляет
равнодушным
никого.
Все
большее
количество
стран
присоединяется к исследованию космоса. В 2016 году исполняется 55 лет
празднику космонавтики.
Так что актуальным будет проведение с детьми
познавательно – развлекательного мероприятия на эту тему на весенних
каникулах.
Сценарий рассчитан на детей 8 – 11 лет. Мероприятие проводится в форме
игры – соревнования. В игре принимают участие 2 команды. Специальной
подготовки детей к мероприятию не требуется. Для проведения мероприятия
нужны Ведущий из взрослых и жюри, которое будет вести учет баллов.
Количество баллов определяется по количеству фишек (за правильный ответ
– фишка).
Цели мероприятия :
- расширять и углублять знания детей о космосе, о планетах Солнечной
Системы;
- познакомить детей с историей создания первой космической ракеты, первым
космонавтом Ю. А. Гагариным;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за Отечество;
- предоставить детям возможность активного отдыха.
Материалы
и
оборудование: портрет
Ю.
А.
Гагарина;
плакат
с
изображением планет Солнечной системы; обручи и стулья; шифровка на
бумаге; мячи; бутылочки с сосками с чаем; мелкие предметы и деревянные
ложки; ватман и фломастеры; ручки и бумага для записей; фишки.
Ход мероприятия .
Добрый день, дорогие ребята. Мы собрались сегодня, чтобы отметить
один из выдающихся праздников, который возник в 20 веке,- годовщину
первого
полета
человека
в
космос,
или
другими
словами
-
День
космонавтики.
С глубокой древности звездное небо манило человека, но достичь его
смогли только совсем недавно.
Долог и тернист был путь человека в космос. Протянулся этот путь через
тысячи лет. И вот мечта людей осуществилась - человек покоряет космос.
55лет назад – 12 апреля 1961 года, Советский Союз вывел на орбиту Земли
космический корабль « Восток». Длительность полета составила 1 час 48
минут. На корабле « Восток» стартовал первый космонавт планеты Земля
Юрий Алексеевич Гагарин. Так появилась на Земле профессия космонавт и
12 апреля отмечается как Всемирный день авиации и космонавтики.
( стихотворение « Юрий Гагарин», показ фото Ю.А.Гагарина)
Он родился под городом Гжатском,
Русский мальчик в крестьянской семье.
Имя гордое Юрий Гагарин
Знает каждый теперь на земле.
Им гордится весь мир, вся планета,
Имя Юрий у всех на устах,
Русский парень поднялся над миром,
Свое сердце России отдав.
Самый первый виток над планетой
Совершил он во славу страны,
Яркой звездочкой в небо поднявшись
В ясный день той прекрасной весны.
Этим подвигом Юрий Гагарин,
Совершив беспримерный полет,
На века Россию прославил
И великий наш русский народ.
Все когда-то обыденным станет,
И полет на Луну, и на Марс,
И туристов уже доставляют
На просторы космических трасс.
Будет в будущем много открытий,
Бесконечен простор над землей,
Но всегда новый шаг кто-то первый
Будет делать, рискуя собой.
- Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание
людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в
космическое пространство. Вот и мы сегодня посетим звездное пространство
и
узнаем,
какие
планеты
там
есть
и
в
какой
последовательности
они
расположены
от
Солнца.
На
каждой
планете
нам
предстоит
провести
исследования и пройти испытания.
(Все дети - космонавты; всех участников разделить на 2 команды ; придумать
название
командам.
За
каждый
правильный
ответ
-
жетон.
Обратить
внимание детей на плакат с изображением Солнечной Системы).
1. Наши космические корабли прилетели на первую от Солнца планету. Эта
планета
называется
Меркурий.
Всем
планетам
присвоили
имена
древнегреческих и древнеримских богов. Меркурий
-
Бог
торговли,
покровитель
путешественников.
По
своим
размерам
она
является второй маленькой планетой в Солнечной Системе. Космос мало
исследован,
уж
очень
он
большой.
Мы
с
вами
будем
его
исследовать,
разгадывая загадки:
- Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.(небо, звезды, месяц)
- Синенька шубенка покрыла весь мир. (небо)
- Вся дорожка усыпана горошком. (Млечный путь)
- Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (солнце и месяц)
- Что выше леса и без огня горит? (солнце)
- Не месяц, не Луна, не планета, не звезда. По небу летает, самолеты
обгоняет. ( спутник)
2. А вот и вторая планета Солнечной Системы. Называется она Венера в
честь
древнегреческой
богини
любви
и
красоты.
Эта
планета
немного
меньше
размеров
Земли.
На
Венере
много
кратеров.
Давайте
устроим
прогулку по ним.
( Перед командой ряд обручей, стул. Игрок движется к стулу прыжками,
запрыгивая в центр обруча. Допрыгав до стула, бегом возвращается назад.
Выигрывает та команда, которая быстрее закончит задание)
3. Сейчас мы прилетели на третью планету. Называется она Земля в честь
богини, создавшей горы, море, первое поколение богов. Это наш дом, ведь
мы – земляне.
Поступила шифровка, которую необходимо расшифровать. Для этого всем
надо вспомнить русский алфавит.
17,18,10,3,6,20,19,20,3,6,14 (приветствуем)
3,1,19 (вас)
15,1 (на)
17,13,1,15,6,20,6 (планете)
9,6,14,13,31 (Земля)
( Выигрывает та команда, которая быстрее расшифрует)
4. Мы прилетели на четвертую планету – Марс. Эта планета названа в честь
бога войны. Марс – «красная планета» так как в ее грунте много оксида
железа.
Очередное испытание – конкурс « Угадай – ка».
- Самая большая и горячая звезда во вселенной. (Солнце)
- Естественный спутник Земли. ( Луна)
- Человек, который летает в космос. (космонавт)
-
Название
летательного
аппарата
для
полетов
в
космос.
(космический
корабль)
- Почему на земле есть день и ночь? (планета вращается вокруг себя)
- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин )
-
Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой
первый полет? (Восток)
- Какой праздник отмечается 12 апреля? (день космонавтики)
5. Мы подлетели к пятой планете. Она называется Юпитер. Названа так
планета
в
честь
бога
света,
грома,
молнии.
Это
самая
крупная
планета
Солнечной
Системы,
тяжелее
Земли
в
318
раз.
Здесь
нас
ждут
новые
испытания: игра «Передай другому».
Игра
с
мячами.
По
сигналу
дети
передают
мяч
над
головой
назад,
начиная с первого участника. Последний участник с мячом бежит вперед
колонны и также передает мяч назад. Игра продолжается до тех пор, пока
первый
участник
не
вернется
на
свое
место.
Определяется
команда
–
победитель.
6. Внимание! Мы уже на шестой планете. Называется она Сатурн в честь
бога посевов. Это тоже крупная планета, но своими размерами немного
уступает Юпитеру. Полпути мы уже пролетели. Пришло время подкрепиться,
пообедать. Почему космонавты не едят ложкой? Им мешает невесомость.
Наша планета притягивает к себе всех и все. Поэтому мы не можем высоко
прыгнуть,
а
если
бросим
мяч,
то
он
возвращается
на
землю.
А
когда
космический корабль уходит далеко от Земли, то он уже не притягивается, и
космонавты
находятся
в
невесомости,
т.е.
плавают,
летают.
Пища
космонавтов запаяна в тубы. Космонавты выдавливают еду прямо в рот. Для
конкурса
взять
по
3
человека
от
команды.
Каждому
участнику
дается
бутылочка с соской, в которую налит чай. Надо как можно быстрее выпить
его.
7.
Сейчас
мы
приблизились
к
седьмой
планете
Солнечной
Системы.
Называется
она
Уран
в
честь
бога
неба.
Это
самая
холодная
планета.
Минимальная температура на этой планете – минус 224 градуса по Цельсию.
Настало
время
пополнить
запасы
для
дальнейшего
полета.
Проводится
эстафета
«Кто
быстрее?»
Дети
каждой
команды
по
очереди
деревянной
ложкой переносят мелкие предметы на свою ракету (из коробки в коробку).
Побеждает та команда, которая проворнее выполнит задачу.
8. Вот и восьмая планета Солнечной Системы. Называется она Нептун в
честь бога морей. На этой планете
много взрывоопасного и ядовитого
замерзшего газа метана.
Очередное
испытание
для
команд
–
космонавтов:
конкурс
«Нарисуй
портрет».
Каждой
команде
предоставить
лист
бумаги
и
фломастеры.
Нарисовать
портрет предполагаемого инопланетянина.
9. Перед нами последняя планета нашей Солнечной Системы. Называется она
Плутон
в
честь
бога
подземного
царства.
Это
самая
маленькая
планета
Солнечной Системы.
Здесь
нас
ждет
новое
испытание
–
космический
словарь.
Команды
записывают ответы на вопросы. Выигрывает тот, у кого больше правильных
ответов.
- Как называется космодром, с которого в космос поднимаются русские
ракеты? (Байконур, Казахстан)
- Кто первый вышел в открытый космос? (Алексей Леонов)
- Какие падающие тела мы называем «падающими звездами»? (метеориты)
- Как называется оптический прибор для исследования космических тел?
(телескоп)
- Как называетсянаука, изучающая небесные тела? (астрономия)
- Как называется спутник планеты Земля? (Луна)
- Как называется самая большая планета Солнечной Системы? (Юпитер)
(Подведение итогов)
Вот
и
закончилось
наше
космическое
путешествие
по
Солнечной
Системе .
Теперь
вы
знаете,
какие
планеты
в
нее
входят
и
как
они
расположены. Спасибо вам за участие. Желаю вам новых путешествий!
Используемая литература:
1.
А.Томилин Хочу все знать : научно – художественный сборник
2.
Детская литература Ленинград 1980г.
3.
Н. Неуймина Хочу все знать: научно – художественный сборник
4.
Детская литература Ленинград 1990г.
5.
А.Г.Алексин, С.П.Алексеев Что такое. Кто такой.
6.
Педагогика Москва 1990г.
7.
А.Дитрих, Г.Юрмин Почемучка
8.
Педагогика Москва 1991г.